Советская и постсоветская философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Советская философия развивалась в сложнейших социально-политических условиях; она многообразна, внутренне противоречива и драматична. В период 20–80-х гг. XX в. в СССР имели место и «подавление философии», когда она была поставлена в жесткие идеологические рамки, и репрессии по отношению к отдельным философам, и относительная свобода в 60-е гг., и несомненные достижения в исследовании проблем методологии, антропологии, истории философии, логики и т. д. Некоторые философы были диссидентами и открыто противостояли идеологической доктрине компартии, другие были убеждены в правоте марксизма и вели свой поиск, исходя из его основоположений; были также откровенные приспособленцы, конъюнктурщики, которые ради материальных благ и социальных привилегий оправдывали и обосновывали любые идеи партийных идеологов. Многие философы, преподававшие в университетах и институтах, находили возможности для самовыражения, не вступая в открытую конфронтацию с господствующей идеологией, принимали ее формально и противостояли ей фактически. «Жизнь диктовала свои суровые условия, мысль должна была выживать в тех обстоятельствах, которые есть, и она выживала, то деформируясь, изгибаясь и приспосабливаясь, то распрямляясь и идя в бурный рост, когда внешний пресс ослабевал»            [8, c. 526].

Таким образом,  невозможно дать однозначную, позитивную или негативную оценку советской философии. Как и всякая другая, она диалектически противоречива и специфична в своих конкретных формах и проявлениях.

Сегодня можно выделить несколько этапов эволюции советской философской мысли: начальный (20–30‑е гг. XX в.), «сталинский»             (30–50‑е гг.), зрелый (60–90‑е гг.), постсоветский (с 1990-х гг. по настоящее время).

Начальный этап. В первые годы после Октябрьской революции существовала относительная духовная свобода, идейный плюрализм. Для развития и пропаганды философских знаний был создан ряд специальных учреждений (Коммунистическая академия, Институт философии, Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова и др.), проходили дискуссии по различным философским вопросам. Вместе с тем, начинается процесс становления партийно-государственной идеологии, формально основанной на марксизме, но фактически искажавшей марксизм. Постепенно вытесняется инакомыслие.

Из философских проблем в первый период разрабатывается материалистическая диалектика и теория познания, а также выдвинутая В. И. Лениным идея союза философов-материалистов с естествоиспытателями. Развернулась дискуссия между «механистами» и «диалектиками». Первые пытались объяснить действительность, исходя из принципов механического материализма и «теории равновесия» (А. К. Тимирязев, А. А. Богданов и др.). Вторые выступали с критикой «механицизма» в защиту материалистической диалектики (А. М. Деборин и др.).

Опираясь на идеи Г. В. Плеханова «деборинцы» «разгромили» «механистов» как антимарксистскую, антиленинскую философию». Однако вскоре «школа Деборина» была подвергнута критике со стороны так называемых «молодых философов» (М. Б. Митин, П. Ф. Юдин и др.), которые, опираясь на поддержку И. В. Сталина, подвергли уничтожающей критике «деборинцев». И. В. Сталин приклеил им ярлык «меньшевиствующий идеализм», они были названы «прямой агентурой троцкизма». Этого было достаточно, чтобы все ученики и соратники А. М. Деборина были арестованы и уничтожены.

Сталинский этап. В 30–50-е гг. в советской философии утверждается один авторитет — И. В. Сталин. В 1938 г. выходит «Краткий курс истории ВКП(б)», где была опубликована глава «О диалектическом и историческом материализме», приписываемая И.В. Сталину. Она была объявлена «вершиной» марксисткой философии, хотя написана упрощенно и схематично. «Зато эта глава понятна и легка для заучивания, поскольку, как святцы» доступно излагала материал, «требуя веры, а не знания, размышления... Всякое инакомыслие (даже в рамках марксистской философии) исключается и преследуется» [2, c. 710 - 711].

Но даже в эти трудные годы пробивается живая философская мысль. На базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты, с 1947 г. издается журнал «Вопросы философии», была издана трехтомная «История философии», изучается история русской философии, философия народов СССР, возобновляется преподавание логики, в том числе в средних школах.

Третий этап («зрелый») советской философии продолжается со времени смерти И. В. Сталина (1953) до конца 80-х гг. В период разоблачения культа личности Сталина и идеологической «оттепели» в 60-х гг. складываются более или менее благоприятные условия для развития философии. С 1956 г. философия преподается во всех высших учебных заведениях, а в конце 50-х гг. советские философы принимают активное участие в международных философских конференциях и конгрессах. Это не исключало идеологических репрессий, борьбы с инакомыслием, притеснений свободомыслящих философов, но вместе с тем начинается процесс либерализации советского общества, а в философии формируются многообразные школы и направления. Среди них - разработка теории и методологии историко-философской науки (Т. И. Ойзерман и др.), философские вопросы естествознания (Б. М. Кедров и др.), проблемы гносеологии (П. В. Копнин, А. М. Коршунов), методологии науки (В. А. Штофф, В. С. Степин), диалектической логики (Э. В. Ильенков, З. М. Оруджев), проблемы коммуникации и понимания (М. М. Бахтин), философии сознания (М. К. Мамардашвили), антропологии и многие другие.

В 60–70-е гг. основательно исследуются произведения классиков марксизма (и прежде всего К. Маркса), которым дается творческая интерпретация (Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин, Т. И. Ойзерман, Н. И. Лапин). Изучается проблема соотношения взглядов молодого и зрелого К. Маркса, анализируются методологические и гуманистические аспекты работы                 К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года», диалектическая логика «Капитала» К. Маркса и т. д.

В 70-е гг. начинается дискуссия по проблеме идеального. Главные фигуранты этой дискуссии — Э. В. Ильенков, понимавший идеальное (сознание) как социальное образование, а способности и таланты как продукт общественной деятельности человека, и Д. И. Дубровский, связывавший сознание с психофизиологией людей, с врожденными задатками, которые развиваются в способности.

Таким образом, в 60–80-е гг. прошлого века советские философы в большей или меньшей степени адаптировались к социальным реалиям и выдвинули ряд идей, которые нередко выходили за пределы официальной идеологии. Вместе с тем, существовало немало оригинальных мыслителей, взгляды которых не соответствовали генеральной линии партии и не вписывались в официальный марксизм, но содержали творческое решение актуальных проблем общества. По отношению к таким философам применялись радикальные меры воздействия вплоть до увольнения с работы, недопущения к защите диссертаций и т. д.

Постсоветская философия развивается с 90-х гг. прошлого века в условиях распада СССР, экономического и идеологического кризиса. Марксистская философия была подвергнута критике, нередко предвзятой и политизированной. Идеологический вакуум стал заполняться традиционными и нетрадиционными религиями, мистикой, околонаучными концепциями, мифологией и эзотерическими учениями. В постсоветском пространстве марксистская философия продолжает существовать в условиях философского плюрализма.

В философских исследованиях современности преодолено господство одного «единственного верного учения». Культурную ценность представляет все богатство мировой философской мысли, включая марксизм и русскую философию.

Важную роль в философской жизни России играют Институт философии РАН, философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, философские центры в ряде городов.

Проблематика философских исследований в современной России многообразна. Интенсивное развитие получили издание и исследование работ русских философов конца XIX — начала XX в., осмысление места и роли русской философской мысли в мировой философии. В отечественной литературе делаются попытки анализа современной западной и восточной философии с точки зрения компаративного (сравнительного) подхода, что проявилось, в частности, в издании «Новой философской энциклопедии» в четырёх томах (2000–2001).

Глобальные проблемы современности обострили проблему выживания человечества в XXI в., что нашло выражение в обосновании ценностей ненасилия и терпимости к инакомыслию. Знаменитым исследованием стал коллективный труд «Этика ненасилия» (1991). В современной философии возрос интерес к естественным наукам — физике элементарных частиц, космологии, термодинамике неравновесных систем, а также к междисциплинарной науке — синергетике.

Синергетика занимается изучением сложных самоорганизующихся систем, в которых хаос является не абсолютной антитезой гармонии (порядка), а переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому. Идеи синергетики представляются продуктивными при исследовании нелинейных процессов не только в научной, но и в философской сфере (например, при изучении общества, происхождения человека и т. д.).

В связи с возросшей актуальностью диалога культур продолжается исследование роли науки и философии в системе современной культуры, специфики философского и научного знания, соотношения рационального и иррационального в философии.

Опубликовано много работ по политической философии, философии религии и т. д. По-новому осмысляются проблемы власти, демократии, авторитаризма, консервативных и социал-демократических концепций в современном мире.

В целом современный этап развития духовной культуры России характеризуется возрождением национальной философской традиции и способствует выработке обновленной системы ценностей, ориентированной на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху   [10, c. 432].

 

Вопросы для размышления

 

1 Почему   изучение истории русской философской мысли начинается со времени принятия Киевской Русью христианства?

2 Что характерно для философии русского Просвещения?

3 Каковы предпосылки возникновения западничества и славянофильства в России?

4 Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова: «Оным умникам... легко быть философами, выучась наизусть три слова “Бог так сотворил”, и сие дая в ответ вместо своих причин».

5 Прав ли был Н. А. Бердяев в его отрицательном отношении к технике и техническому прогрессу?

6 Почему А. И. Герцен критически относился к западной цивилизации?

7 Согласно Ф. Ницше, любовь есть «выражение эгоизма». В. С. Соловьев, напротив, считал, что подлинная любовь — перемещение центра «я» в другого, преодоление эгоизма. Кто прав и почему?

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.