Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет логики как науки.

Логика - нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Логика нормативна потому, что в процессе ее изучения мы должны научиться мыслить в соответствии с нормами и критериями правильного мышления, разработанных ею.

Главная задача логики – формирование структурного мышления.

Логика выступает как квинтэссенция формального мышления и в качестве таковой является основой всякого рационального познания.

Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической. В настоящее время понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика»,«женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки. Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности.

Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.

Логическая форма – это способ связи содержательных частей некоторого контекста, при отвлечении от конкретного содержания этих частей.

Все А есть В

Все В есть С

Все А есть С

Формальная правильность мысли – это соответствие структуры мысли определенным правилам и законам логики.

Критерий правильности умозаключений – правильное, если только его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно получим истинное заключение.

Истинность мысли – это соответствие результатов мышления действительности.

Логика определяет необходимые, но не достаточные условия истинности содержания мышления

 

Язык как знаковая система. Требования к языку права.

Язык – это знаковая система предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации.

Язык состоит из знаков. Знак – это материальный объект, для некоторого интерпретатора выступающий в качестве представителя какого – то предмета. Предметом трактуется в данном случае трактуется широко – как любой материальный объект или идеальный объект, на который направлена наша мысль. Предмет составляет значение знака.

Интерпретатор – это человек, способный осмысленно употреблять данные знаки.

. 5.Семантические категории языковых выражений. Язык логики

Взаимосвязь знака, значения и интерпретатора может быть графически представлена в виде семиотического треугольника:

                             знак

    значение интерпретатор

 

 

В семиотике выделяется три раздела: синтаксис, семантика и прагматика.

Синтаксис изучает отношения между знаками, т.е. правила построения языка.

Отношение знаков к обозначаемым ими объектами и ситуациями ( т.е. знака к значению) является предметом семантики.

Прагматика занимается проблемами понимания и интерпретации знаков людьми – носителями языка, а также отношениями, возникающими между людьми в процессе знакового общения.

 

В логической семантике помимо понятий знак и значение вводится также понятие смысл знака.

Смысл – это способ указания на объект, та информация, с помощью которой мы выделяем данный объект. Различие смысла и значения знака становится особенно важным в выражениях, предающих чужие мнения, знания или намерения.

 

Принципы отношения именования:

  1. Принцип предметности, согласно которому в высказываниях должно утверждаться или отрицаться нечто о значениях имен, входящих в предложения, а не о самих именах.
  2. Принцип однозначности указывает, что выражение, используемое в качестве имени, должно быть именем только одного объекта.
  3. Принцип взаимозаменимости: если в предложении заменить имя, входящее в него на другое, с тем же самым значением, то значение самого предложения от этого не изменится, то есть истинное предложение останется истинным, а ложное ложным.

Семантические категории языковых выражений

А) Предложения

Б) Термины - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее

Дескриптивные термины (имеют собственное значение): имена предметов («Луна»), предикаторы (знаки признаков «быть белым»), функторы – функциональные знаки (+, масса, мать Петра)

Логические термины: есть, суть, и, или и т.д.

 

 

Понятие как форма мышления. Образование понятий.

Понятие является основной формой мышления, посредством которой мы выделяем определенные классы вещей и отличаем их друг от друга. Понятие выступает, во – первых, как результат абстракции и сравнения, т.е. мысленного выделения и отделения существенных свойств вещей от несущественных, а, во – вторых, как обобщение этих существенных свойств в едином понятии.

Понятие – это мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по существенным и отличительным для него признакам.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков:

  • -чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
  • -выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
  • -выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.
  • -элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признак – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга

– Существенный признак – это тот признак, который присущ всем предметам данного класса, признак, без которого мы не можем помыслить данный предмет.

– Несущественный – признаки, не являющиеся определяющими в отношении качественной специфики обобщенных в понятии предметов.

– Отличительные признаки – присущи только элементам данного класса

– Неотличительные – присущи не только данным предметам.

 

7. Объем и содержание понятий, их соотношение.

Содержание понятия – совокупность признаков, на основе которых в нем обобщаются и выделяются предметы определенного класса.

Основное содержание понятия – совокупность признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от других

Объем понятия – это множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии

Объем понятия можно представить в виде некоторого множества, где множество - совокупнсоть объектов , объединенных каким-либо признаком . Существуют различные операции с множествами, изображаемые с помощью кругов Эйлера :пересечение, объединение, дополнение.

Для того чтобы эффективно оперировать с объемами понятий необходимо учитывать правило: каждый элемент объема понятия имеет все признаки, перечисленные в содержании понятия.

Соотношения объема и содержания выражается в законе обратно отношения между ними, т е чем богаче содержание понятия, тем уже его объем, и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем.

Виды понятий.

 

По содержанию

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс".   Абстрактные -  мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость.  
Относительные  в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др.   Безотносительные в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.
Положительные ,содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.   Отрицательными в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.).  
Собирательными в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща   Несобирательные , содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.  

 

 

Отношения между понятиями.

 

Совместимые:

1. Тождество. т.е объёмы сравнимых понятий совпадают

2. Пересечение ... Объёмы частично совпадают

 

3. Подчинение ... объем одного из которых

полностью входит в объем другого

 

Несовместимые

1. Соподчинение- В отношении соподчинения

находятся два или более неперекрещивающихся понятий,

 принадлежащих общему родовому понятию

2. Противоположность-

 

 

Противоречие-

 одно понятие указывает на признаки,

 а другое эти признаки отрицает.

 

 

Виды

В зависимости от цели: реальные (относятся к самому предмету, отвечают на вопрос: что этот предмет из себя представляет?), номинальные (относятся к имени предмета, что обозначает тот или иной термин?) в праве встречаются легальные, прикладные, научные определения.
Легальные определения – определения, приводимые непосредственно в тексте правовой нормы, в нормативных актах. Цель номинальных: объяснение какого-л. языкового знака. В широком смысле все легальные определения являются номинальными.

По способу раскрытия: явные и неявные
явные, в которых указываются признаки, присущие определённому предмету. Такие определения имеют форму равенства. Способы явного определения – определение через ближайший род и видовое отличие.
еще вид явного определения – генетического определение. Это определение, в котором видовым признаком является способ происхождения, создания.
Операциональное определение – вид явного опр, в котором видовым признаком является указание на операцию, помогающую распознать те или иные предметы.

Неявные определения – это определения, не имеющие вид равенства. Выявляются отношения, в которых находится определяемый предмет другими предметами в определенном контексте.
виды неявных:

ü Аксиоматические, используемые в математике. Термин определяется путем указаний той совокупности аксиом, в которой он содержится.

ü Индуктивные также используется в математике. Пример: определение натурального числа.

ü Контекстуальные – определения, в которых некоторый контекст использования определяемого понятия приравнивается к другому контексту, не включающему определяемое понятие.






Деление понятий и его виды.

Деление раскрывает объем понятия путем выделения в нем возможных видов объектов.
в структуре деления различают:

· Родовое понятие или делимое

· Видовые понятия или члены деления

· Признак или основа деления

Виды:

1) Дихометрическое деление – деление, при котором объем данного понятия делится на два вида по наличию или отсутствию признака (животные позвоночные и беспозвоночные)

2) Деление по видоизменению признака: каждый из видов, получаемых в результате деления, обнаруживает один и тот же признак, но у каждого из них этот признак находит специфическое проявление. По признаку «иметь образование» людей можно разделить на людей с неполным средним, средним, неполным высшим и т.д.


Простые суждения и их виды.

Простые – суждение, не содержащие в себе других суждений в качестве логической части.

Состав: субъект (S) – подлежащие, предикат (P) – логическое сказуемое.

Деление по характеру предиката:

1. Атрибутивные, указывающие на св-во присущие или не присущее субъекту.
S (не) есть P

2. Реляционные или с отношениями, указывающие на отношения между предметами.
R (а, b) ( R обозначает отношение , a,b предметы)

3. Существования (экзистенциальные), отражающие факт существования или несуществования того или иного предмета мысли.
Ǝ x P ( x ) – существует такой х, который обладает свойством Р.

 




Типы модальностей:

1. Алетические модальности.

Виды:

a. Hнеобходимо,

b. Mвозможно,

c. Sслучайно.

Пример: «Завтра возможен дождь».

Импликация

Эквивалентность

Отрицани





Barbara ( AAA )

Все животные смертны.

Все люди — животные.

Все люди смертны.

Celarent ( EAE )

Ни одна рептилия не имеет меха.

Все змеи — рептилии.

Ни одна змея не имеет меха.

Darii ( AII )

Все котята игривые.

Некоторые домашние животные — котята.

Некоторые домашние животные — игривые.

Ferio ( EIO )

Ни одна домашняя работа не весела.

Некоторое чтение — домашняя работа.

Некоторое чтение не весело.

 

3. Правила фигур

А) 1-я фигура

– Большая посылка должна быть общей

– Меньшая посылка должна быть утвердительной

Б) 2-я фигура

– Большая посылка должна быть общей

– Одна из посылок должна быть отрицательной

В) 3-я фигура

– Меньшая посылка должна быть утвердительной

– Заключение должно быть частным

Г) 4-я фигура

– Если большая посылка – утвердительное суждение, то меньшая должна быть общим

– Если одна из посылок – отрицательное суждение, то большая посылка должна быть общим

– При утвердительной меньшей посылке заключение должно быть частным

– Эта фигура применяется крайне редко.

 

35.  Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.

1. Определение

– Это умозаключения, в которых пропущена одна из посылок или заключение.

2. Способы образования

– Для того чтобы получить сокращенный силлогизм, можно опустить большую посылку, т. е. «все чайки имеют крылья». Таким образом, получим: «Все чайки являются птицами — значит, все чайки имеют крылья». Естественно, что в этом случае следствие силлогизма будет истинным. Другими словами, сокращение силлогизма не влияет на его истинность или ложность.

Можно привести такой пример: «Все газы летучи, следовательно, кислород летуч». Это сокращенный силлогизм, а полный выражается следующим образом.

Все газы летучи.

Кислород — газ.

Кислород летуч.

В отличие от предыдущего примера здесь пропущена меньшая посылка.

– Заключение пропускается в том случае, когда нет необходимости выражать полученное следствие в силу его очевидности, явности для окружающих, которая проистекает из природы самих посылок (т. е. если посылки и связанные с ними предметы, явления достаточно хорошо известны). Например: «Все, что легче воды, в ней не тонет. Пенопласт легче воды». В данном случае пропущенный вывод достаточно очевиден. Силлогизм выглядит следующим образом.

Все, что легче воды, в ней не тонет.

Пенопласт легче воды.

Пенопласт не тонет в воде.

–В указанных случаях восстановление силлогизма достаточно просто, однако иногда возникают проблемы с определением посылки и заключения и их отделением друг от друга. Поэтому нужно иметь в виду, что перед посылкой обычно стоят слова «так как», «потому что» и др. Перед заключением обычно ставят такие слова, как «следовательно» или «поэтому».

–В зависимости от того, какая часть силлогизма пропущена, различают три вида энтимемы: с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой и с пропущенным заключением.

– Восстановление силлогизма:

1. Нужно определить, что пропущено: посылка или заключение

2. Определив заключение, можно определить меньший и больший термин силлогизма

3. На основе имеющихся терминов и одной посылки можно определить средний термин

4. С помощью уже определенных терминов, используя правила фигур, можно построить пропущенную посылку. При этом надо помнить, что она должна быть истинным суждением.

5. Восстановить полный силлогизм и проверить его по правилам силлогизма.

Эпихейрема – умозаключение, посылками которого выступают энтимемы.

 

А) Аналогия свойств

– Это умозаключение, в котором объектом уподобления выступают 2 сходных единичных предмета, а переносимый признак – свойство одного из них.

А обладает признаками a, b, c .

B обладает признакми b , c .

Вероятно, B обладает признаком a

Пример: У земли имеется атмосфера,вода,на Земле существует жизнь. На планете X обнаружена атмосфера,вода ,следовательно,там ,возможна жизнь.

Б) Аналогия отношений

– Это умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – признак одного из этих отношений

1) х является отцом (отношение R1) несовершеннолетнего сына у;

2) m является дедом (отношение R2) и единственным родственником

несовершеннолетнего внука n;

В случае родительских отношений (Ri) отец обязан содержать своего

несовершеннолетнего ребенка. Учитывая определенное сходство

между отношениями R, и R2, можно заключить, что дед также обязан

в определенной ситуации содержать внука (R2). Вывод по аналогии

отношений представлен схемой:

Посылки:

1) x(R1)y. 2) R1 присущи Р, Q, S, Т.

M ( R 2) n . R 2 присущи Р, Q , S .

Заключение: вероятно, R2 присуще Т.

 

Пусть предмет а подобен предмету с, а предмет b подобен предмету d

Между предметами a и b имеется отношение R.

Следовательно, вероятно, между предметами c и d также имеется отношение R

Пример: «Ученье придает больше ума умному, но глупцу оно идет во вред. Точно так же солнце помогает видеть здоровым глазам и причиняет страдания глазам больного».

Несмотря на вероятностный характер заключения аналогия имеет широкое применение не только в обыденном, но и научном мышлении. Степень вероятности заключений по аналогии может быть довольно высокой, граничащей с достоверностью (строгая аналогия)

Степень вероятности умозаключений по налоги повышается ,если:

а). больше общих признаков у сравниваемых предметов

б). общие признаки имеют разнородный характер

в). общие признаки являются существенными для данных предметов

г). между общими и переносимыми признаками имеется закономерная связь

 

Строгая аналогия – необходимая связь переносимого признака с признаками свойства.

Нестрогая аналогия – уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности.

 

 

Способы доказательства.

1.Прямое доказательство – это доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов непосредственно, т.е. без введения дополнительных предложений.

Может принимать форму аналогии, дедукции, индукции.

Например, силлогизм:

Всякое уголовное преступление наказуемо.

Взятка уголовное преступление

Взятка наказуема

Посылки силлогизма являются аргументами, способ демонстрации – правила силлогизма (Barbara), тезис – заключение силлогизма

 

2.Косвенное доказательство - это доказательство, осуществляемое путем опровержения некоторых других высказываний. Такими высказываниями являются дополнительные суждения, несовместимые с тезисом.

Различают два вида косвенных высказываний:

1) «от противного» (апагогическое)

2) разделительное (доказательство посредством исключения альтернатив)

 

1)В основе доказательства «от противного» лежит допущение истинности антитезиса.

Тезис А, антитезис неА. Тогда, если из антитезиса с помощью обычных средств дедукции выводимо противоречие, то это означает истинность ненеА = А

Симметричным доказательству «от противного» является опровержение путем «сведения к абсурду»

2) Разделительное доказательство строится на основе правила, являющегося обобщением известного правила разделительного-категорического умозаключения- modus tollendo ponens (A v B, не B)-А

Разделительным называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других членов дизъюнкции.

Число альтернатив-членов дизъюнктивного высказывания – может быть любым. Главное, в чем мы должны быть уверены, что список исчерпывает все возможные альтернативы тезису. Таким образом, при построении разделительного доказательства мы выдвигаем тезис и наряду с ним рассматриваем все возможные варианты.

Т (или) В (или) С, не В, не С

Значит, Т

 

Виды опровержения.

Способы опровержения-это процедура опровержения(критики) доказательства в целом. Выделяют три способа:

1) Опровержение тезиса – обоснование ложности тезиса. Это может осуществляться либо путем прямого доказательства антитезиса,либо посредством метода « сведения к абсурду»

2) Опровержение аргументов – это рассуждение,устанавливающее необоснованность тезиса путем доказательства ложности используемых аргументов.

3) Опровержение демонстрации – обнаружение логических ошибок в форме доказательства (демонстрации),что ведет к уверждению необоснованности тезиса.

 

 

Наиболее сильным и эффективным является опровержение тезиса, так как только в этом случае мы делаем вывод – «Тезис является ложным». ВО всех остальных случая мы можем лишь утверждать,что тезис не обоснован ,не доказан. Но необоснованность или недоказанность тезиса не обязательно означает ложность( примером является юр практика освобождения подозреваемого «за недоказанность» преступления)

 

 

Дано в меньшей посылке.

v Соблюдение структурных правил вывода

Б) Индуктивное

В) Аналогия

v Аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

v При уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

 

Ошибки

Мнимое следование - логически слабыми аргументами (узкими, условными, относительными или проблематичными) пытаются обосновать логически более сильный тезис (широкий, безусловный, безотносительный или достоверный)

 

v Логический переход от узкой области к области более широкой.

В аргументах, например, описывают свойства некоторого вида явлений,

а в тезисе говорится о свойствах всего рода явлений, хотя известно,

что не все признаки вида являются родовыми.

v Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

v Переход от сказанного в определенном отношении к сказанному

безотносительно. Так, мнимым будет следование в том случае, если,

опираясь на проблематичные, пусть даже весьма вероятные доводы,

пытаются обосновать достоверный тезис.

 

 

55. Основные требования к аргументации.

Аргументация – это обоснование суждения, в котором наряду с логическими приемами применяются внелогические приемы убеждающего воздействия.

Структура расширяется, а правила смягчаются.

Структура аргументации:

1.субъект - субъектное отношение, т.е. отношение аргументатор – адресат

2. Предмет аргументации (спорное положение, тема, сод-ие информации)

3. Логическая структура (совпадает со структурой доказательства) :

a) Тезисы сторон (выражение точки зрения на предмет)

b) Аргументы (доводы) – средства аргументации

c)  Демонстрация (логические правила), может быть точно или вероятностной

4.правило регулирования: регламента, тактики, методики.

Аргументация всегда диалогична, поэтому выбор средств обоснования ориентирования на собеседника, зависит от предмета обсуждения, а также коммуникативных способностей собеседников.

В аргументации смягчаются правила, сформулированные по отношению к тезису, аргументам и демонстрации в доказательстве, вводятся новые правила, относящиеся к субъектам коммуникации.

Правила аргументации:

1. Правило по отношению к тезису аргументации. Если в доказательстве тезис предполагается сформулированным заранее, то в аргументации тезиса (его выработка, уточнение и обоснование) является конечной целью как итог всего ход рассуждений.

2. Правило фиксации. Следует фиксировать как включение гипотетическое суждение в круг аргументов, так и автор, предложившего это сделать.

3. Правило обратной связи. Ложность, противоестественность или невразумительность полученного в ходе аргументации вывода обязывает вернуться к ее истокам и проанализировать причастность к этому гипотетического правдоподобного аргумента.

4. Правило последовательной проверки. Рекламация в адрес временно принятого в качестве аргумента положения обязывает участников ясно зафиксировать вывод ложности этого положения и исключить его из числа допустимых в ходе дальнейшего обсуждения аргументов.

5. Правило критических шагов. В ходе аргументации каждый шаг может быть подвергнут сомнению , допускается пересмотр цепочки умозаключений ,замена или отбрасывание недоброкачественных шагов.

6. Правило по отношению к демонстрации. Круг логических средств в процессе интеллектуального поиска ограничивается теми, которые дают либо достоверные , либо убедительные для разума доводы.

7.  Правило однозначности. Запрещается, или хотя бы ограничивается, использование многозначных , неопределенных языковых выражений.

8. Правило интерпретируемости. Каждое используемое в аргументации слово должно быть при необходимости уточнено с помощью других слов и терминов, объяснено или проиллюстрировано на ясном примере.

9. Принцип объективности. Рассмотрение анализируемого явления в разных аспектах и при разных обстоятельствах, построение моделей с учетом альтернатив без ограничения только выгодными или желательными для самого субъекта.

В качестве способов демонстрации в аргументации могут быть использованы различные виды логик: классическая, неклассическая, различные типы выводов – как дедуктивные, так и недедуктивные. Использование разных типов логик позволяет вовлечь в аргументацию новые типы контекстов.

 

Виды аргументации.

А) Универсальная аргументация – рассчитана на любую аудиторию, строящаяся без особенностей какой-либо аудитории/личности

–Эмпирическая аргументация – совокупность методов образования знания через эмпирические данные. Наиболее распространенными являются методы верификации (подтверждения).

· Методы эмпирической аргументации:

· Прямое эмпирическое подтверждение

· Косвенное эмпирическое подтверждение

· Эмпирическое опровержение

· Примеры

· Иллюстрации

–Теоретическая аргументация – опирается в качестве обоснования на рассуждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.

Методы:

· Дедуктивное обоснование (выведение обосновываемого утверждения из других, ранее принятых суждений)

· Системная аргументация (обоснование утверждения путем включения его в хорошо проверенную систему утверждений)

· Принципиальная проверяемость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения обосновываемого утверждения)

· Условие совместимости (демонстрация согласованности обосновываемого положения с принятыми в данной области принципами)

· Методологическая аргументация (обоснование утверждения с ссылкой на надежность метода, с помощью которого оно получено)

Б) Контекстуальная аргументация – строится с учетом характера аудитории, ее специфических особенностей.

Виды аргументов

Аргумент к силе  — вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению — физическому, экономическому, административному, морально-политическому

и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству— использование неосведомленности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат

науке.

Аргумент к выгоде— вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу  используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительно, нередко оно оказывается обманчивым.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают

обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности — вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т. п.

Аргумент к авторитету— ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет вместо конкретного обоснования тезиса.

Аргумент к интуиции: это интуитивное принятие решения, интуитивное «схватывание» - смысла текста, научной идеи; интуитивна догадка – то, что заставляет нас проделать ряд шагов для ее подтверждения опровержения. Интуиция в широком смысле – в ситуации, когда нельзя найти логичного обоснования того или иного решения при наличии многих возможных. Критерии, позволяющие использовать интуицию в качестве подтверждающего фактора – отсутствие логических противоречий, наличие субъективного чувства внутренней убежденности, высокая степень совпадения убежденности разных людей.

 Аргумент к традиции: ссылка на исторически сложившиеся и передаваемые от поколения в поколение обряды, обычаи и т.д.

 

Виды

Базисное требование вопросно-ответного соответствия – смысловое содержание каждого вопроса предполагает некое множество допустимых ответов

А) Прямые ответы – это высказывание, сообщающее спрашивающему именно то, что он хотел узнать

Непрямые ответы – содержат следствие, которое служит ответом («Ты ей знаком? – Я им сосед»).

Б) Полные и неполные как разновидность прямых ответов.

«Кого Она пригласила? – Она пригласила Сашу (если еще кого-то, то ответ не полный)»

В) Информативные и неинформативные ответы

– Информативные: выражение, которым назван объект, известно и понятно спрашивающему

– Неинформативные: неизвестно

· Ответы со значением, не известным спрашивающему

· Ответы с недоопределенным значением

· Ответы с принципиально неизвестным значением

· Тавтологические ответы

 

Критерии правильности

– Ясность и четкость выражения

– Непротиворечивость

– Информативность: столько информации, сколько необходимо, не должно быть тавтологий.

– Не должен быть бессмысленным

– Релевантность: Ответ должен соответствовать вопросу, исходит из тех же пресуппозиций

– Ответ не должен быть избыточным

 

Предмет логики как науки.

Логика - нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Логика нормативна потому, что в процессе ее изучения мы должны научиться мыслить в соответствии с нормами и критериями правильного мышления, разработанных ею.

Главная задача логики – формирование структурного мышления.

Логика выступает как квинтэссенция формального мышления и в качестве таковой является основой всякого рационального познания.

Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической. В настоящее время понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика»,«женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки. Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности.

Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.

Объектом логики является правильное абстрактное мышление. Предметом логики являются законы, формы и приемы абстрактного мышления. Познание — это деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и рациональное познание.

 Особенности мышления:

- мышление отражает действительность в обобщенных понятиях. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное.

- мышление – процесс опосредованного отражения действительности. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно.

- мышление неразрывно связанно с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и пред ложениях.

 - мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Юридическое мышление – это особый вид профессионального мышления, т.е. область мышления, определенная правом.

Предметом правого мышления и его целью предопределенны некоторые его особенности, прежде всего его рациональность и намеренный недостаток эмоциональности. Правое мышление связано с высокими требованиями к его личности, подчеркнутым значением в правовом мышлении логики.

Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Но в реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Мышление основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 466.