ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РИНОФОНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопедическая работа по устранению ринофонии представля­ет определенные трудности.

1.эффективность логопедических за­нятий зависит от длины, подвижности мягкого нёба, функции uvula, т. е. от образования замыкающего глоточного кольца;

2.от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем степень эффективности занятий увеличивается, но появляются трудности иного плана — полученный навык труднее автоматизируется и вводится в повседневную речевую практику ребенка);

 3.привыкает к своему назализованному голосу и не диффе­ренцирует звучание носовое от неносового.

Устранение этих отрицательных факторов определяет эффек­тивность логопедической работы,

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабили­тации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод,

Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыха­ния, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа прово­дится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибра­ционных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприо-цептивных (афферентных) раздражителей, которые сигнализи­руют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации:

I. Подготовительный,

1) психотерапию,

2) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки,

3) артикуляционную гимнастику,

4) дыхательную гимнастику.

II. Основной этап,

1) развитие высоты голоса,

2) развитие длительности и силы звучания голоса,

3) развитие тембра голоса,

4) постановку певческого голоса.

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

Подготовительный этап преследует цель подготовить лич­ность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Общая артикуляционная гимнастика применяется при вяло­сти движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. важная роль отводится упражнениям для нижней челюсти. От движений ниж­ней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет фор­манты гласных звуков.

Одновременное применение дыхательной гимнастики (стати­ческой и динамической) преследует цель дифференциации носо­вого и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы

на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. При этом, вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д., включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным)— кратким и длительным произнесением гласных и звонких щеле­вых согласных.

звонкие согласные требуют:

1) активных колебаний голосовых складок (при глухих— отсутствие колебаний),

2) меньшей силы артикуляции (при глухих — большая сила артикуляции),

3) опускания гортани (при глухих—подъем гортани),

4) меньшей длительности смычки (при глухих — большая длительность смычки),

5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила взрыва).

Таким образом, статическая дыхательная гимнастика услож­няется за счет голосовых упражнений. В последующем приме­няется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в соче­тании с движениями туловища и конечностей), а в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение стати­ческой и динамической дыхательной гимнастики физически ук­репляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготав­ливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнениям

При этом особое внимание уделяется вокальным упражне­ниям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы.

При выполнении всех упражнений важно постоянно контроли­ровать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 180.