Акустика - мнестическая афазия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

при поражении средних и задних отделов височной области (поля 21, 37 по Бродману). Форму выделил Лурия. Раньше её смешивали с сенсорной, называли то проводниковой, то транскартикальной.

Центральный механизм – нарушена слухоречевая память, снижена функция акустического восприятия, нарушение зрительных и предметных образов, представлений

Центральный дефект – нарушено понимание речи, повторение, вторичное нарушение устной, спонтанной речи (вербальные парафазии). Сохранен фонематический слух

Клиническая картина – нарушения проявляются в негрубом понимании речи, в отчуждении смысла слов, в непонимании скрытого смысла по тексту высказывания, нарушено называние предметов, негрубое нарушение устной речи

в синдром акустика - мнестической афазии входят следующие симптомы

1.нарушение понимания обращенной речи и подтекстов

2.отчуждение значения смысла слов (не так как при сенсорной афазии)

3.нарушение экспрессивной речи, спонтанной (вторичной)

4.нарушение номинативной функции слова при сохранном фонематическом слухе

В основе отчуждения смысла слова лежит фактор, который подтверждает, что звучание слова не вызывает нужных предметных образов и их графических изображений. Процесс звукопроизношения сохранен.

Центральный механизм  считал Лурия – нарушение оперативно слухоречевой памяти, в отличие от сенсорной афазии

     Параметр                                          Акустика - мнестическая                   Сенсорная

Нарушение произношения звукоразличий   Независимо от функции
Фонематический слух сохранен Грубо нарушен
Понимание речи Нарушено значение слова, иногда смысл, высказывание понимание наруш. негрубо Всегда грубое наруш. Понимания, понимания значения слова. Смысл сохр.
парафазии Преимущество вербальное литеральные
Письмо, чтение Нарушено негрубо или сохранно Аграфия, алексия
Механизм отчуждения смысла слова Нарушение связи слова с предметным образом Нарушение фонематического слуха

Методика восстановительного обучения

Задача Восстановление зрительных, предметных образов и их связи со словом, а так же увеличение функции восприятия, преодоления дефектов слухоречевой памяти.

I – ая стадия

Задача Восстановление предметных образов слов и состояние их с самим словом

Обучение начинается с предметной классификации, Начинают со свободного рисования предметов, затем переходят к приему дорисовывания. Затем рисование предметов по слову, Классификация проводится сначала по зрительному образу, затем по слову. Дальше классификация по обобщенному слову (овощи, посуда), затем по написанным словам. Предмета больной не называет, а лишь оперирует ими.

П – ая стадия

Задача Восстановление опознания предмета, по средствам конструирования предметов из элементов, нахождение ошибок в изображении предметов, нахождение общего и отличительного, дорисовывание главной части предмета. Восстановление процесса опознания предмета ведет к называнию, для этого проводится работа по соотнесению предмета и слова. Для этого применяется работа над семантическими полями. Больные распределяют слова по соответствующим группам, схожими по смыслу. Больной находит общее слово (транспорт, мебель). Далее идет работа по расширению семантичных полей

Ш – ая стадия

Задача Восстановление понимания слов, преодоление отчуждения слов, отработка повторной речи

Применяется метод разбивки слов и предложений на части. Сначала слово соотносится с предложенными картинками, которые показываются на короткое время.

Цель Оживление зрительно предметного образа и восстановление понимания. Далее идет работа над фразой, запись предложений, с заданными словами. Затем составление текстов из предложений, письменной изложение по сюжетной картинке, составление плана пересказа по сюжетной картинке, реконструирование текста (перестановка частей текста, объединение частей текста в новый текст, сначала с опорой на картинку, затем без опоры на картинку)

Семантическая афазия

при поражении теменной – затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39 по Бродману) Нарушение процесса симультанного (одновременный) пространственного восприятия получило название семантической афазии.

Центральный механизм – нарушение понимания речи – это нарушение симультанного пространственного восприятия.

Центральный дефект – нарушения понимания сложно – грамматических конструкций.

Клиническая картина – глубокое нарушение экспрессивной речи нет. Больные могут говорить, используя простые конструкции предложения, могут понимать простую, обращенную речь, нет нарушений письма и чтения, но с трудом ориентируется в пространстве. Всякое усложнение грамматики речи ведет к непониманию речи собеседника, к растерянности. Больные часто производят впечатления людей со снижением памяти с сужением кругозора, однако за всем этим лежат дефекты пространственного восприятия. В нейропсихологическом синдроме наблюдается симультанная агнозия, астереогноз, нарушена схема тела, пространственная и конструктивная апраксия, первично акалькулия, отдельные предметные восприятия, тонкие пространственные отношения и взаимоотношения предметов в пространстве. Не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве, нарушено восприятие географической карты, узнавание времени по часам, понимание разрядности числа (десятки, сотни). Не понимает длинные и сложные предложения. Нарушено понимание конструкций с предлогами (под, над, от, за, из-за), т.к. они отражают на речевом обобщенном уровне реальные пространственные отношения. Нарушены сравнительные конструкции (леса< слона), обороты со словами (после работы), конструкции Тв.падежа (покажи ложку вилкой),Р.падежа (шапка отца). При оценке подобных конструкций понимаются либо отдельные слова, либо схватывают общую ситуацию, но взаимодействие взаимоотношений указанных объектов не доступны.

Психологическая картина

Внешних признаков нарушения нет. Понимают бытовую обращенную речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы забывания слов. грубые нарушения смыслового строя речи. От слова остается непосредственная предметная отнесенность, сложные фразы, логика – грамматические отношения не доступны. Дефекты понимания речи усугубляется неумением ставить нужные вопросы к словам внутри фразы.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 199.