Количество информации является мерой сложности организованных систем любой природы и позволяет получать количественные оценки уровня этой сложности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5. Информация является многоплановым феноменом реальности, который специфическим образом проявляет себя в различных условиях протекания информационных процессов в разнообразных информационных средах живой и неживой природы: в естественной неживой природе, в технических объектах и системах искусственной природы, созданных человеком, в биологических системах, а также в человеческом обществе и сознании.

6. Можно предположить, что существуют некоторые фундаментальные закономерности проявления информации, которые являются общими для информационных процессов, реализующихся в объектах, процессах или явлениях любой природы. Изучение именно этих закономерностей и должно являться одной из важнейших задач информатики как фундаментальной науки. И в этом заключается ее междисциплинарная роль в системе научного познания.

Технологизация информатики и ее эпистемологические последствия

Компьютерное моделирование и виртуальная реальность

Одним из основных технологических приемов в информатике является компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент. В классической науке материальный эксперимент необходим для того, чтобы подтвердить или опровергнуть следствия из теории. В неклассической науке основная цель вычислительного эксперимента – имитация или моделирование объекта. Моделирование на ЭВМ позволяет на ранних стадиях моделирования представить систему как целостный объект, учесть заранее различные факторы, выбрать оптимальную структуры системы и оптимальный режим работы. Имитационное моделирование на ЭВМ позволяет исследовать сложные внутренние взаимодействия в системе, влияние структурных изменений на ее функционирование, влияние внешних условий. Для этого в модель вносят соответствующие трансформации и наблюдают их воздействие на поведение системы. Такой тип эксперимента используется в инженерной деятельности и проектировании.

Особая группа моделей возникает в компьютерном моделировании. Потребность в таком моделировании обусловливается сложностью некоторых систем. Компьютерное моделирование повышает качество и обоснованность решения исследовательских и проектировочных задач.

Первоначально модель выдается не обязательно в строго формализованном виде, а на содержательном уровне – на языке, близком к естественному. Такую модель называют вербальной. На следующем этапе ее уже представляют в виде математической модели с помощью различных языков программирования. Эвристическая функция таких моделей заключается в ясности, простоте и быстроте исследования, что особенно важно при исследовании динамики процессов.

Однако при работе с моделями человек привыкает к ним и не обращается к их интерпретации на уровне первичной реальности. Фактически он имеет дело только с вторичной реальностью, представляющую собой набор цифр, знаков, формул, схем, т. е. «идеальных сущностей». Изображения на экране монитора, являющиеся такой реальностью, не отличаются от мифа, научной теории или показаний каких-либо других приборов. Эта вторичная реальность виртуальна, но она может вызывать реальные эффекты.

В расхождении первичной и вторичной (виртуальной) реальности заключается эпистемологическая проблема.

Впрочем, проблема замещения первичной реальности ее образом (моделью) известна со времен античности, когда вместо реальности, данной нам в ощущениях, восприятиях и повседневном социальном опыте мы имеем так называемую картину мира (мифологическую, религиозную, научную и пр.). Однако технологическое качество иллюзии в компьютерную эпоху несоизмеримо велико по сравнению со всеми предшествующими.

Поэтому виртуальная реальность становится не только средством исследования реального мира, но и его подмены. Вследствие этого виртуальную реальность можно определить как модельное отображение действительной реальности с помощью технических средств, создающее иллюзию этой реальности. Современные технологии дают виртуальной реальности субстанциональность, заставляют принимать ее как первичную.

Новые грани виртуальной реальности возникают с появлением глобальной сети Интернет. Виртуальная реальность проникает сегодня не только в сферу профессиональной деятельности, но и в повседневную жизнь. С появлением интеллектуальных приборов открываются новые возможности управления и пользования ими, но одновременно возрастает и зависимость от этой виртуальной реальности. Человек становится беспомощным, если окружающая его виртуальная реальность исчезает, и он остается один на один с первичной реальностью, которая не поддается управлению. Для служащих сложных сервисных объектов (например, аэропорта) виртуальная реальность становится первичной, теряется связь между результатами работы компьютерных систем и реальными процессами. Новые информационные технологии, с одной стороны, открывают невиданные ранее возможности для развития интеллектуальной деятельности, коренным образом меняют окружающий человека мир, а с другой – создают новые проблемы и риски, среди которых одна из важнейших – обеспечение информационной безопасности.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 180.