Систематизация и классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как приведение в единую систему и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т.п.

Различаются следующие понятия:

˗ классификация – это разбиение любого множества на подмножества по любым признакам;

˗ систематика – упорядоченность объектов, имеющая статус привилегированной системы классификации, выделенной самой природой (естественная классификация);

˗ таксономия - учение о любых классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных групп объектов) и признаков.

Классификационные методы позволяют решать ряд познавательных за-

дач:

˗ свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т.д.);

˗ выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов;

˗ обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности;

˗ подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств,

˗ вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами.

Классификация – это отношение разбиения, поэтому составление классификаций должно подчиняться следующим логическим требованиям:

в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;

объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления);

члены классификации должны взаимно исключать друг друга

и др.

В ситуации постнеклассической науки возникают методологические проблемы классификаций: знание которых необходимо современному исследователю и систематизатору:

˗ несовпадение формальных условий и правил построения классификаций и реальной научной практики;

˗ требование дискретности признаков порождает в ряде случаев искусственные приемы разбиения целого на дискретные значения признаков;

˗ не всегда возможно вынести категорическое суждение о принадлежности объекту признака,

˗ при многоструктурности признаков ограничиваются указанием на частоту встречаемости и т.д.

˗ трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: расположения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в материале внутренних системных отношений – функциональных, генетических и других (исследовательская группировка).

Все это хорошо видно при организации материала на ресурсах Интернет.

Эмпирический закон

Применение рассмотренных методов обработки фактуального знания может привести к обнаружению некоторой объективной регулярности, к обобщениям на эмпирическом уровне. В связи с этим высказывается предположение о том, что эта регулярность обладает статусом закона. Однако исследователь все еще остается на эмпирическом уровне познания, поскольку и гипотеза, и закон – это пока эмпирические формы знания.

Специфика эмпирической гипотезы состоит в том, что она является вероятностным знанием; носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему; обобщает результаты непосредственного наблюдения и выдвигает предположение о характере эмпирических зависимостей; формулируется средствами языка, содержащего термины наблюдения.

Примеры таких гипотез: «чем сильнее трение, тем большее количество тепла выделяется»; «любое цветовое ощущение вызывается комбинацией только трех цветов» (гипотеза Гельмгольца); «металлы расширяются при нагревании» и др.

Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, главным образом как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.

Итак, эмпирический уровень исследования достигает своего потолка, завершившись не созданием теории (как иногда ожидают), но лишь первоначальными обобщениями типа эмпирических законов и гипотез.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.