Понятие налогового права и его источники.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Система налогов в Российской Федерации. Виды налогов.

В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

1 уровень. Федеральные налоги и сборы. Устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НК РФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5) налог на прибыль организация (гл. 25 НК РФ);
6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
8) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);
9) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
10) налог на имущество, полученное в порядке дарения.

2 уровень. Региональные налоги и сборы.Устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих территорий:
1) транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
2) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
3) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

3 уровень. Местные налоги и сборы.Устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований:
1) налог на имущество физических лиц (взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);
2) земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Также существуют специальные налоговые режимы(действуют на всей территории РФ):
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
2) упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ).




















ВИДЫ НАЛОГОВ:                                                 

Прямые налоги. В зависимости от органа власти, который узаконивает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

· федеральные налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории (примеры — акцизы, налог на добычу полезных ископаемых). Прерогатива по установлению и введению в действие таких налогов принадлежит высшему представительному органу власти. Эти платежи могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

· региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

· местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Другой, не менее значимый классификационный признак — это деление налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (получатель дохода). Эти налоги подразделяются на:

· реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);

· личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на имущество организаций и физических лиц).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Носителем, т. е. лицом, которое в конечном итоге несет всю тяжесть налогового бремени, косвенных налогов, является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

· косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

· косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги (примером может служить НДС);

· фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

по целевой направленности введения налогов различают:

· абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом (примеры — НДС, налог на прибыль организаций и др.);

· целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, единый социальный налог). Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

· налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

· налоги, взимаемые с предприятий и организаций (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

· смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами (например, земельный налог, НДС, транспортный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

· закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (например, земельный налог);

· регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль организаций).

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

· общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (НДС, государственная пошлина);

· факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов субъектов РФ или местного самоуправления (например, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

· срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (государственная пошлина);

· периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (большинство налогов — НДС, налог на имущество организаций, водный налог и др.).

В зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

· налоги, построенные по принципу резидентства;

· налоги, построенные по принципу территориальности.

Налоговое правоотношение.

В юридической литературе налоговые правоотношения определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

  • возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
  • имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);
  • направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;
  • участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
  • наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Субъекты налогообложения.

Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. С одной стороны, это государство в лице уполномоченных налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны – это налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:
• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Участниками налоговых отношений также являются:
• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• органы внутренних дел;
• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
• кредитные организации (банки);
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).










Дата: 2019-11-01, просмотров: 180.