Рынок ценных бумаг коллективного инвестирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ценные бумаги коллективного инвестирования имеют тесную связь с таким экономическим процессом как секьюритизация <1> активов, под которой понимается преобразование низколиквидных активов (например, прав требования) в более ликвидные путем выпуска ценных бумаг.

--------------------------------

<1> От англ. security - термин, используемый в англо-саксонском праве для обозначения группы объектов гражданских прав, в числе которых финансовые инструменты, соответствующие российским эмиссионным ценным бумагам и ценным бумагам коллективного инвестирования.

 

Известными российскому законодательству формами секьюритизации являются: создание инвестиционных фондов, выпуск ипотечных ценных бумаг, создание специализированных обществ (финансового и проектного финансирования - гл. 3.1 Закона о РЦБ), в результате которых образуются две категории ценных бумаг:

- эмиссионные ценные бумаги (акции акционерных инвестиционных фондов, облигации с ипотечным покрытием, облигации специализированных обществ) и

- ценные бумаги коллективного инвестирования (далее - ЦБКИ) - инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов (далее - инвестиционные паи) и ипотечные сертификаты участия (далее - ИСУ).

 ЦБКИ схожи с эмиссионными ценными бумагами массовым (серийным) введением в оборот, отсутствием индивидуальных признаков у ценных бумаг одной серии и общей целью их выпуска, заключающейся в привлечении инвестиций. Ввиду наличия последнего признака эмиссионные ценные бумаги, а также ЦБКИ в научной литературе объединяют под общим названием "инвестиционные ценные бумаги" <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.: Статут, 2006. С. 54; Бушев А.Ю. О месте ипотечных ценных бумаг в системе мер по развитию ипотечного кредитования в России // Эмитент. 2004. N 40 (72). С. 46.

 

Каждый инвестиционный пай и ИСУ удостоверяют одинаковую долю в праве общей собственности на объединенное имущество инвесторов и право на получение части доходов, полученных в процессе доверительного управления им. Такое объединенное имущество называется по-разному, в зависимости от вида ценной бумаги: паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) - для инвестиционных паев, ипотечное покрытие - для ИСУ.

В состав ПИФ могут входить денежные средства, ценные бумаги, недвижимое имущество, а также разрешенное нормативными актами Банка России иное имущество, определенное инвестиционной декларацией такого фонда. Ипотечное покрытие составляют требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, вытекающие из договоров займа или кредита, денежные средства, полученные в результате реализации этих прав требования, другие ИСУ.

Права владельцев инвестиционных паев и ИСУ учитываются в специальном реестре.

Лицами, обязанными по ЦБКИ, являются действующие на основании лицензии юридические лица, которые осуществляют доверительное управление объединенным имуществом инвесторов (управляющие компании).

Условия договора доверительного управления определяются управляющей компанией в стандартных формах и могут быть приняты только путем присоединения к указанному договору в целом. Такое присоединение осуществляется путем приобретения инвестиционных паев или ИСУ. Управляющий инвестиционным фондом или ипотечным покрытием в письменных документах обозначает свои полномочия по доверительному управлению пометкой "Д.У.".

ЦБКИ возникают как объекты гражданских прав в результате их выдачи управляющими компаниями. Порядок их выдачи регулируется Законом об инвестиционных фондах (инвестиционный пай) и Законом об ипотечных ценных бумагах (ИСУ). Выдача ЦБКИ допускается только после регистрации в Банке России правил доверительного управления, соответственно, инвестиционным фондом или ипотечным покрытием. Инвестировать средства инвестиционного фонда допускается исключительно в объекты, предусмотренные правилами доверительного управления. Порядок использования средств, составляющих ипотечное покрытие по ИСУ, устанавливается непосредственно федеральным законом (п. 3 ст. 18 и ст. 23 Закона об ипотечных ценных бумагах).

Совершение сделок с имуществом, составляющим ПИФ или ипотечное покрытие, не допускается без предварительного письменного согласия специализированного депозитария - юридического лица, действующего на основании соответствующей лицензии, с которым управляющая компания заключает договор на оказание услуг специализированного депозитария. Специализированный депозитарий также осуществляет учет имущества и хранение документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее ПИФ или ипотечное покрытие.

Федеральными законами установлены ограничения на совершение сделок с имуществом, составляющим ПИФ или ипотечное покрытие, в целях обеспечения целостности такого имущества (за счет этого имущества не допускается предоставление кредитов и займов, внесение его в качестве залога и ряд других сделок).

 

§ 4. Субъекты рынка ценных бумаг

и коллективного инвестирования

 

Субъектами РЦБиКИ являются лица, вступающие между собой в частные или публичные отношения на соответствующем рынке.

В зависимости от выполняемых ими функций таких субъектов можно разделить на две основные группы.

Участники рынка - это субъекты, заключающие гражданско-правовые сделки на рынке.

Субъекты, осуществляющие регулирование на рынке.

Основными участниками РЦБ, обладающими особым правовым статусом, являются:

- лица, обязанные по ценным бумагам (эмитенты и др.);

- владельцы ценных бумаг, инвесторы;

- профессиональные участники РЦБ.

Легальное определение эмитента дается в ст. 2 Закона о РЦБ: это юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Законом о РЦБ к эмитентам предъявляются специальные требования по соблюдению процедуры эмиссии ценных бумаг - таким образом, эмитентами являются лица, обязанные по эмиссионным ценным бумагам.

Лица, обязанные по ценным бумагам, не являющимся эмиссионными, обозначаются разными терминами в зависимости от вида соответствующей ценной бумаги (векселедатель, управляющая компания, товарный склад и т.п.).

Понятие владельца ценных бумаг дается в ст. 2 Закона о РЦБ - это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Понятие инвестора содержится в ст. 1 Закона о ЗПЗИИ. Инвесторы - это физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. В научных целях данное определение можно расширить, распространив его не только на эмиссионные, но и на иные ценные бумаги. Понятие "инвестор" охватывает не только инвесторов-владельцев, но и лиц, имеющих намерение осуществить вложение в ценные бумаги (потенциальные владельцы), и с этой целью вступающих в отношения с эмитентом и иными участниками РЦБ <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о соотношении понятий "инвестор" и "владелец" на РЦБ см.: Инвестиционное право: Учеб. пособие / И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова, А.А. Спектор, О.М. Шевченко. М.: Проспект, 2014. С. 206 - 207.

 

В Законе о РЦБ используется специальное понятие "квалифицированный инвестор". Квалифицированными инвесторами признаются лица, имеющие опыт и квалификацию, которые позволяют им адекватно оценивать риски, связанные с инвестированием на РЦБ.

В ст. 51.2 содержится перечень юридических лиц, которые по роду своей деятельности являются квалифицированными инвесторами в силу закона. Это, например, брокеры, дилеры, управляющие на РЦБ, кредитные организации, Банк России, Банк развития, страховые организации, Агентство по страхованию вкладов, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, международные финансовые организации и некоторые др.

Физические и юридические лица, не входящие в указанный выше перечень, могут быть признаны квалифицированными инвесторами, если они отвечают требованиям, установленным Законом о РЦБ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Эти требования касаются опыта работы в сфере финансового рынка, владения ценными бумагами и (или) иными финансовыми инструментами общей стоимостью не менее определенной суммы, количества совершенных сделок с определенными финансовыми инструментами и т.п.

Признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами, управляющими, управляющими компаниями на РКИ, в порядке, установленном Банком России.

Квалифицированные инвесторы могут приобретать особые ценные бумаги, предназначенные только для квалифицированных инвесторов. Такие ценные бумаги являются ограниченными в обороте - для них установлены специальные правила обращения (см. ст. 51.2, п. 7 ст. 17, п. 4 ст. 27.6 и др. статьи Закона о РЦБ). Инвестирование в них более рискованно, чем в обычные ценные бумаги, но может обеспечить более высокую доходность.

Профессиональные участники РЦБ - юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 Закона о РЦБ: брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, деятельность форекс-дилера, доверительное управление на РЦБ, деятельность по ведению реестра, депозитарную деятельность. Данные субъекты на профессиональной основе оказывают финансовые услуги иным участникам РЦБ.

Все виды профессиональной деятельности на РЦБ осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

В зависимости от функций различных профессиональных участников РЦБ можно выделить следующие их группы.

1. Профессиональные участники, деятельность которых связана с совершением сделок с ценными бумагами и валютой. К ним относятся прежде всего:

- брокеры - осуществляют деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся ПФИ, осуществляемую на основании возмездных договоров с клиентом (договоров о брокерском обслуживании;

- управляющие - осуществляют деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся ПФИ;

- дилеры - совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Брокеры и управляющие совершают операции с ценными бумагами в интересах своих клиентов на основании, соответственно, договора о брокерском обслуживании (в основе которого лежит посреднический договор - поручения, агентский или комиссии, с элементами договора об оказании консалтинговых и некоторых других услуг) или договора доверительного управления. В отличие от них, дилер действует в собственных интересах. Необходимость лицензирования дилерской деятельности вызвана публичным характером оферты, на основании которой им заключаются договоры купли-продажи ценных бумаг.

Ввиду того что деятельность брокера, дилера и управляющего может совмещаться одним профессиональным участником РЦБ, законом устанавливается, что сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера (п. 2 ст. 3 Закона о РЦБ). В случае если конфликт интересов брокера или управляющего и его клиента, о котором клиент не был уведомлен заранее, привел к причинению убытков, такие убытки должны быть возмещены брокером (управляющим) (п. 2 ст. 3, ст. 5 Закона о РЦБ).

Форекс-дилеры - особая категория профессиональных участников РЦБ, предметом деятельности которых являются не ценные бумаги, а валютные операции на рынке Форекс. Согласно ст. 4.1 Закона о РЦБ деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах определенных видов сделок (в том числе ПФИ), предметом которых выступает иностранная валюта.

Слово "форекс", производные от него слова и сочетания с ним в фирменном наименовании могут использоваться только форекс-дилерами.

Деятельность форекс-дилера по заключению указанных выше договоров является исключительной.

Законом о РЦБ предусматриваются специальные меры по защите инвестора при работе с форекс-дилером. Так, перечень рисков, с которыми должно быть ознакомлено физическое лицо при заключении договоров с форекс-дилером, и форма подтверждения их принятия устанавливаются нормативными актами Банка России. Соглашения, ограничивающие ответственность форекс-дилера, а также сделки по предоставлению форекс-дилерами займов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, признаются ничтожными.

2. Профессиональные участники, образующие учетную систему РЦБ, - лица, осуществляющие учет прав владельцев бездокументарных ценных бумаг. К таким организациям относятся:

- регистраторы (осуществляют сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг);

- депозитарии (оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги).

Реестр владельцев ценных бумаг (далее - реестр) - это формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством РФ. Регистраторы оказывают услуги по ведению реестра на основании договоров с лицами, обязанными по ценным бумагам, выпускаемым в бездокументарной форме (эмитентами, управляющими компаниями).

Владелец ценных бумаг имеет право перевести учет своих ценных бумаг из реестра в депозитарий по договору с таким депозитарием (при этом в реестре вместо данных о владельце переданных для учета в депозитарий ценных бумаг указывается, что номинальным держателем таких ценных бумаг является определенный депозитарий). Он также может перевести ценные бумаги для учета обратно в реестр, прекратив договор с депозитарием.

В отличие от регистратора, который аккумулирует в реестре на лицевых счетах сведения о владельцах или номинальных держателях всех ценных бумаг выпуска, депозитарий осуществляет учет на счете депо лишь тех ценных бумаг, которые переданы ему отдельным владельцем в номинальное держание.

Таким образом, в отличие от регистратора, который по договору с обязанным по ценным бумагам лицом аккумулирует в реестре на лицевых счетах сведения о владельцах или номинальных держателях всех ценных бумаг выпуска, депозитарий по договору с владельцем ценных бумаг осуществляет учет на счете депо лишь тех ценных бумаг, которые переданы ему владельцем в номинальное держание.

В зависимости от того, содержатся ли данные о владельце бездокументарной ценной бумаги в реестре или в депозитарии, переход прав, закрепленных данной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра или депозитария (номинального держателя).

Операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг - клиентами одного депозитария (номинального держателя) не отражаются у регистратора. Депозитарий обязан предоставлять держателю реестра по его запросу информацию о владельцах ценных бумаг, находящихся в его номинальном держании, в случаях, когда это необходимо для осуществления прав владельцев ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных законом.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, номинальным держателем ценных бумаг в реестре может быть только центральный депозитарий (п. 3 ст. 8.3 Закона о РЦБ). Так, согласно части 2 ст. 24 Закона о ЦД в реестре владельцев ценных бумаг эмитента, обязанного осуществлять раскрытие (предоставление) информации в соответствии со статьей 30 Закона о РЦБ, открывается лицевой счет номинального держателя центрального депозитария. Согласно части 3 ст. 24 Закона о ЦД в реестре владельцев инвестиционных паев или ИСУ открывается лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, если правилами доверительного управления соответствующим имущественным фондом предусмотрена возможность обращения таких ценных бумаг на организованных торгах.

Статусом центрального депозитария в России может обладать только одно юридическое лицо, что следует из пункта 4 части 5 ст. 22 Закона о ЦД. К такому лицу законом предъявляются более высокие по сравнению с другими депозитариями требования. В настоящее время статус центрального депозитария в России присвоен регулятором Небанковской кредитной организации закрытому акционерному обществу "Национальный расчетный депозитарий" (НКО ЗАО НРД) <1>.

--------------------------------

<1> См.: официальный сайт НКО ЗАО НРД: https://www.nsd.ru/ru/.

 

Депозитарий (в том числе центральный) имеет право на основании соглашений с другими депозитариями привлекать их к исполнению своих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги депонентов (то есть становиться депонентом другого депозитария или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если это прямо не запрещено депозитарным договором (ч. 7 ст. 7 Закона о РЦБ). В этом случае образуется так называемое многоуровневое держание ценных бумаг.

Участников РКИ можно классифицировать на следующие группы.

1. Инвесторы - частные и институциональные.

Частные инвесторы - лица, вкладывающие средства в инструменты коллективного инвестирования (инвестиционные фонды, пенсионные фонды, иные формы объединенных капиталов), которые могут быть физическими или юридическими лицами.

Институциональные инвесторы - юридические лица, образуемые в процессе объединения имущества частных инвесторов или выступающие в роли держателей финансовых средств: акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, некоммерческие организации, СРО и др., а также государственные (суверенные) фонды.

2. Субъекты профессиональной деятельности на РКИ - это:

управляющие компании - юридические лица, имеющие лицензию управляющей компании, и в ряде случаев иные субъекты (например, кредитные организации в Законе об ипотечных ценных бумагах), осуществляющие доверительное управление активами частных и институциональных инвесторов в целях извлечения дохода (прибыли);

специализированные депозитарии - юридические лица, действующие на основании лицензии специализированного депозитария, основная функция которых заключается в осуществлении контроля за соблюдением субъектами доверительного управления требований нормативных правовых актов и утвержденных в установленном законом порядке правил доверительного управления в процессе его осуществления. Такой контроль осуществляется путем согласования сделок, заключаемых субъектами доверительного управления в отношении вверенного им имущества. Специализированный депозитарий обязан предоставлять Банку России информацию о выявленных нарушениях.

Субъектов регулирования на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций можно разделить на две группы.

1. Субъекты государственного регулирования и контроля. С 1 сентября 2013 г. единым мегарегулятором финансового рынка стал Банк России. Отдельными полномочиями, связанными с регулированием исследуемых отношений, обладают также ФАС России, Росфинмониторинг, Росфиннадзор и некоторые др. органы власти.

2. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг и коллективного инвестирования (СРО) - их добровольные объединения, функционирующие на принципах некоммерческой организации, учреждаемые для обеспечения условий профессиональной деятельности и защиты интересов клиентов. Установленные СРО правила и стандарты профессиональной деятельности являются обязательными для ее членов, СРО осуществляет контроль за их соблюдением и привлекает к ответственности за их нарушения, выражающейся, как правило, в виде штрафов или исключения из членов СРО.

Основы правового положения СРО на РЦБ определяются главой 13 Закона о РЦБ, на РКИ - федеральными законами, регулирующими отдельные формы коллективных инвестиций. На указанные СРО не распространяется Закон о СРО, при этом с 11 января 2016 г. вступил в силу Закон о СРО на финансовом рынке, распространяющийся на СРО профессиональных участников РЦБиКИ. Статьей 8 нового Закона вводится обязательное членство финансовой организации в СРО, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

 

§ 5. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

и коллективных инвестиций

 

На финансовом рынке приоритетной целью государственного регулирования должна являться защита интересов инвестора как наиболее слабой из всех участников рынка стороны, поэтому "задачей государства является создание условий, направленных на минимизацию рисков инвесторов" <1>. Другими целями государственного регулирования РЦБиКИ являются обеспечение упорядоченности совершения операций с ценными бумагами и баланса интересов всех его участников, предотвращение возможных конфликтов и восстановление нарушенных прав.

--------------------------------

<1> Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М., 2005 // СПС "Гарант".

 

Реализация этих целей осуществляется путем:

- установления специальных правил введения в оборот тех видов ценных бумаг, которые выпускаются в массовом порядке (эмиссионных ценных бумаг и ЦБКИ), предполагающих особый контроль за данным процессом;

- установления обязательных требований к раскрытию эмитентами и иными субъектами рынка информации, имеющей значение для всесторонней оценки инвестором своих потенциальных рисков;

- подробного регламентирования порядка учета прав владельцев бездокументарных ценных бумаг;

- установления специальных требований к субъектам профессиональной деятельности на РЦБиКИ (далее вместе - "профессиональные участники"), регламентации их деятельности, осуществления особого контроля за ними, в том числе лицензирования;

- закрепления в законодательстве различных механизмов защиты прав и законных интересов инвесторов.

Рассмотрим подробнее указанные направления государственного регулирования.

Способом государственного контроля за процессом введения в оборот для эмиссионных ценных бумаг является осуществление регистрационных действий в процессе эмиссии, для ЦБКИ - регистрация правил доверительного управления инвестиционным фондом или ипотечным покрытием.

По общему правилу эмитент в случае размещения ценных бумаг путем подписки обязан зарегистрировать проспект ценных бумаг одновременно с государственной регистрацией их выпуска (дополнительного выпуска), за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 22 Закона о РЦБ (например, регистрации проспекта не требуется при размещении ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых не превышает 500, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, и в ряде других случаев).

Проспект ценных бумаг представляет собой документ, составленный в соответствии с требованиями Закона о РЦБ и утвержденный Банком России Положением о раскрытии информации <1>, содержащий подробную информацию о финансовом положении эмитента и его хозяйственной деятельности, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность на последнюю отчетную дату, имеющий назначением предоставить максимально полную информацию инвесторам и органам контроля.

--------------------------------

<1> См.: Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Банком России 30 декабря 2014 г. N 454-П // Вестник Банка России. 2015. N 18 - 19.

 

В случае размещения ценных бумаг по открытой подписке и в иных случаях регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации о своей деятельности в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, могущих оказать существенное влияние на стоимость эмитированных им ценных бумаг, а также некоторые другие виды информации, предусмотренные нормативными актами. Правила раскрытия информации эмитентами установлены статьей 30 Закона о РЦБ и вышеуказанным Положением Банка России. Информация раскрывается эмитентом путем публикации в ленте новостей уполномоченного регулятором информационного агентства (распространителя информации) на сайте такого распространителя и на странице эмитента в сети Интернет, предоставляемой, опять же, распространителем информации. В настоящее время уполномоченными информационными агентствами являются АКМ, Азипи, Интерфакс, Прайм, СКРИН <1>.

--------------------------------

<1> По данным официального сайта Банка России // http://www.cbr.ru/finmarkets/prmt.aspx?file=files/issue/in_openers.htm&pid=issue&sid=ITM_54878.

 

Статьей 51.1 Закона о РЦБ установлены особые условия и порядок допуска к размещению и обращению на российском рынке ценных бумаг иностранных эмитентов.

В отношении профессиональных участников РЦБиКИ законодательством и подзаконными актами, регулирующими конкретные виды профессиональной деятельности, устанавливаются специальные требования о предоставлении информации, имеющей значение для инвесторов (лицензий, правил осуществления профессиональной деятельности, условий договоров и др.), и ее раскрытии в сети Интернет на сайтах профессиональных участников.

В целях надлежащего учета прав владельцев бездокументарных ценных бумаг установлено требование к обязанным по ним лицам обеспечить ведение реестра прав владельцев соответствующих ценных бумаг, заключив для этого договор с лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию (ч. 2 ст. 149 ГК РФ). Лицо, выпустившее бездокументарную ценную бумагу, и лицо, осуществляющее по его поручению учет прав на такие ценные бумаги, несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам, утраты учетных данных, предоставления недостоверной информации об учетных данных, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы (ч. 4 ст. 149 ГК РФ).

 Согласно позиции КС РФ, отраженной в Постановлении от 28 января 2010 г. N 2-П, акционерное общество, привлекая регистратора для ведения реестра, "обязано проявить достаточную осмотрительность и заботливость, с тем чтобы заключить договор с таким лицом, деятельность которого по ведению и хранению реестра позволит обеспечить имущественные интересы акционеров" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 700.

 

Законодательством о РЦБиКИ, а также актами регулятора финансового рынка сформирована система пруденциального <1> регулирования деятельности его профессиональных участников, назначение которой - обеспечение финансовой устойчивости юридического лица, предотвращение конфликта интересов и снижение рисков, возникающих в его деятельности. Основными элементами данной системы являются: установление нормативов достаточности собственных средств и для некоторых субъектов - иных финансовых нормативов; специальные требования к учредителям (участникам), членам коллегиальных органов управления, руководителям и иным сотрудникам, занимающим руководящие должности, введение квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка для сотрудников профессионального участника, занимающих ключевые должности; требование осуществления специально уполномоченным работником - контролером (или специальной службой) внутреннего контроля в целях своевременного выявления и предотвращения нарушений законодательства; выработка мер, направленных на предотвращение конфликта интересов; специфическая отчетность для каждого вида профессиональной деятельности и некоторые др.

--------------------------------

<1> От англ. prudent - осмотрительный, благоразумный.

 

Законодательством введены ограничения на совмещение некоторых видов профессиональной деятельности на РЦБиКИ, а также, в ряде случаев, на совмещение такой деятельности с иными видами экономической деятельности в целях минимизации финансовых рисков и негативных последствий конфликта интересов, возможного при выполнении одной организацией нескольких видов деятельности. Например, не допускается совмещение деятельности регистратора с иными видами профессиональной деятельности на РЦБ (ст. 10 Закона о РЦБ); не допускается совмещение биржевой деятельности с функциями брокера, дилера, управляющего и депозитария на РЦБ (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах) и т.п.

Регулятор вправе проводить проверки эмитентов, лиц, обязанных по ЦБКИ, а также профессиональных участников по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего их деятельность. По результатам выявленных нарушений данные субъекты привлекаются к административной ответственности в форме штрафов, приостановления действия или аннулирования лицензии.

Защите прав и законных интересов инвесторов на рынке эмиссионных ценных бумаг посвящен специальный федеральный закон - Закон о ЗПЗИИ. В соответствии со ст. 11 Закона о ЗПЗИИ в случае выявления нарушения или угрозы нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником РЦБ Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение им отдельных операций на РЦБ на срок до шести месяцев. Регулятор раскрывает на своем интернет-сайте информацию о привлечении к ответственности профессиональных участников РЦБ и эмитентов.

Согласно ст. 7 Закона о ЗПЗИИ жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению органами власти, регулирующими РЦБ, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

В целях защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями (ст. 14 Закона о ЗПЗИИ).

Статьей 16 Закона о ЗПЗИИ устанавливаются обязанности СРО профессиональных участников РЦБ рассматривать жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов, применять к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой СРО, и сообщать Банку России об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.

 

§ 6. Особенности регулирования отдельных форм

коллективного инвестирования

 

Инвестиционные фонды

 

Следуя иностранной практике, российское законодательство об инвестиционных фондах предусматривает их формирование на основании двух моделей - корпоративной (акционерные инвестиционные фонды) и трастовой (паевые инвестиционные фонды), отличающихся способом формирования объединенного имущества инвесторов. При реализации корпоративной модели объединенное имущество инвесторов формируется путем внесения вкладов в уставный капитал юридического лица - акционерного инвестиционного фонда, которое выступает стороной договора доверительного управления имуществом фонда с управляющей компанией. Для трастовой модели характерны объединение имущества без создания юридического лица - в общую долевую собственность инвесторов (пайщиков) и передача его в доверительное управление.

В настоящее время в России широко распространены паевые инвестиционные фонды и весьма малочисленны акционерные <1>, что обусловлено существующей системой налогообложения, являющейся более выгодной для паевых фондов. В то же время при надлежаще организованном налогообложении акционерные инвестиционные фонды являются более удобной формой для частных инвесторов, выступая своеобразным посредником между ними и управляющей компанией. В западных странах по корпоративной модели, как правило, образованы крупные инвестиционные фонды.

--------------------------------

<1> Так, по состоянию на 1 октября 2015 г. на официальном сайте Банка России содержатся сведения о существующих 3029 паевых и только 4 акционерных инвестиционных фондах. См.: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest.

 

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой (инвестиционным паем ПИФа), выдаваемой управляющей компанией. ПИФ не является юридическим лицом, но должен иметь название (индивидуальное обозначение), идентифицирующее его по отношению к иным ПИФам, которое должно содержать указание на состав и структуру его допустимых активов (путем указания категории ПИФа, определяемой в соответствии с нормативными актами Банка России: фонды денежного, товарного рынка, облигаций, акций, смешанных инвестиций, рентные, индексные, кредитные и др.).

Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего ПИФ.

В зависимости от предусмотренных правилами доверительного управления (ПДУ) фонда сроков погашения инвестиционных паев законом предусматриваются четыре типа ПИФов: открытые (возможность погашения в любой рабочий день), биржевые (владельцу инвестиционных паев предоставляется право в любой рабочий день потребовать у лица, уполномоченного управляющей компанией, покупки всех или части инвестиционных паев и право продать их на бирже, указанной в ПДУ, на определенных условиях), интервальные (возможность погашения в течение срока, установленного ПДУ), закрытые (отсутствие у владельца инвестиционных паев права требовать от управляющей компании прекращения договора доверительного управления ПИФом до истечения срока его действия иначе как в случаях, предусмотренных законом).

Допускается изменение типа ПИФа с закрытого на интервальный или на открытый; с интервального на открытый путем внесения изменений и дополнений в ПДУ.

Срок действия договора доверительного управления ПИФом, указываемый в ПДУ, не должен превышать 15 лет с начала срока его формирования. Для закрытых ПИФов такой срок не может быть менее трех лет с начала срока формирования этого фонда. При этом законом предусматривается возможность автоматического пролонгирования такого договора на тот же срок, если это предусмотрено ПДУ, для открытых, интервальных и биржевых ПИФов при определенных условиях.

В доверительное управление открытым и интервальным ПИФами могут быть переданы только денежные средства; закрытым и биржевым ПИФами - также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, содержащейся в ПДУ, если возможность передачи такого имущества установлена нормативными актами Банка России. Передача в доверительное управление ПИФом имущества, находящегося в залоге, не допускается.

Количество инвестиционных паев, выдаваемых управляющими компаниями открытого, интервального и биржевого ПИФов, не ограничивается. Количество инвестиционных паев, выдаваемых управляющей компанией закрытого ПИФа, указывается в ПДУ этим фондом.

Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, составляющим ПИФ, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности имущества, составляющего ПИФ, взыскание может быть обращено только на собственное имущество управляющей компании.

Типовые правила доверительного управления ПИФом каждого типа утверждаются Банком России.

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом об инвестиционных фондах, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

АИФ вправе осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Имущество АИФа подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов АИФа, в соотношении, определенном уставом. Инвестиционные резервы (активы фонда) должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, за исключением случая заключения с управляющей компанией договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа АИФа, когда управляющая компания приобретает права и обязанности по управлению активами фонда на основании указанного договора.

Устав АИФа должен содержать положение о том, что исключительным предметом его деятельности является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с законом и указанное в его инвестиционной декларации, которая в 10-дневный срок со дня утверждения уполномоченным органом АИФа (собранием акционеров или советом директоров) представляется в Банк России, равно как и все изменения или дополнения к ней.

АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций, которые могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата таких акций при их размещении не допускается.

Законом об инвестиционных фондах предусмотрены иные ограничения и требования к деятельности АИФа в том числе размер собственных средств, специальные требования к акционерам, лицам, осуществляющим функции единоличного органа управления или члена коллегиального органа управления. Предусмотрены особенности проведения общего собрания акционеров.

Управляющей компанией АИФа или ПИФа может быть только российское акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью <1> на основании лицензии, деятельность которой может совмещаться только с деятельностью по управлению ценными бумагами и (или) с деятельностью в качестве управляющей компании специализированного общества, осуществляемой в соответствии с Законом о РЦБ.

--------------------------------

<1> Такие же требования к организационно-правовым формам предусмотрены и для специализированного депозитария АИФа или ПИФа.

 

Имущество, принадлежащее АИФу, и имущество, составляющее ПИФ, должны учитываться и, как правило, храниться в специализированном депозитарии, который не вправе пользоваться и распоряжаться таким имуществом.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения специализированным депозитарием обязанностей по учету и хранению имущества, принадлежащего АИФу или составляющего ПИФ, а также по осуществлению контроля за сделками управляющей компании с таким имуществом специализированный депозитарий несет солидарную ответственность с управляющей компанией перед АИФом или перед владельцами инвестиционных паев ПИФа.

Деятельность специализированного депозитария осуществляется по договору:

1) с АИФом, если функции единоличного исполнительного органа этого фонда переданы управляющей компании;

2) с управляющей компанией, если последняя осуществляет доверительное управление активами АИФа или ПИФа;

3) с иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Специализированный депозитарий должен действовать исключительно в интересах акционеров АИФа и владельцев инвестиционных паев ПИФа.

АИФ и управляющая компания ПИФа обязаны заключить договоры о ежегодном аудите.

 

Негосударственные пенсионные фонды

 

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выдаваемой Банком России.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на основании договоров негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионных договоров), заключаемых между фондом и вкладчиками фонда (физическими или юридическими лицами), в соответствии с которыми вкладчики обязуются уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участникам фонда (физическим лицам, которым в соответствии с пенсионным договором должны осуществляться выплаты, - это могут быть сами вкладчики или указанные вкладчиками лица) негосударственную пенсию.

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию осуществляется в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании - соглашениями между фондом и застрахованными лицами в пользу застрахованных лиц или их правопреемников, в соответствии с которыми фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованным лицам накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц. При этом застрахованными лицами являются физические лица, в пользу которых страхователями по обязательному пенсионному страхованию перечисляются страховые взносы на финансирование накопительной пенсии.

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр НПФ - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

НПФ может создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества. Решение о государственной регистрации фонда при его создании, регистрации изменений в устав фонда, государственной регистрации при его ликвидации принимается Банком России. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Для осуществления своей деятельности НПФ разрабатывает правила фонда по двум направлениям деятельности НПФ, состоящие из пенсионных правил и страховых правил (последние разрабатываются в соответствии с утвержденными Банком России типовыми страховыми правилами фонда), и регистрирует их в Банке России в установленном порядке.

Имущество НПФ подразделяется на собственные средства (за счет них обеспечивается существование фонда как юридического лица), пенсионные резервы (совокупность средств, предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами, основными источниками формирования которых являются пенсионные взносы и доходы от их размещения) и пенсионные накопления (совокупность средств, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании, которая формируется за счет переданных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, взносов работодателя и некоторых других определенных законом источников).

Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно (в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России), а также через управляющую компанию или несколько управляющих компаний с соблюдением правил и ограничений, установленных законом и Банком России.

Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, а обязан передавать их в доверительное управление.

Фонд и управляющая компания обязаны представлять специализированному депозитарию (договор с ним заключает НПФ) копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также в отношении активов, в которые размещены или инвестированы указанные средства.

Согласно требованиям закона на пополнение средств пенсионных резервов и на пополнение средств пенсионных накоплений фондом должно направляться не менее 85% дохода, полученного от размещения (инвестирования) соответствующих средств, после вычета вознаграждения управляющей компании (управляющим компаниям) и специализированному депозитарию.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Фонды обязаны также ежегодно проводить аудит по итогам финансового года.

 

Иные формы коллективного инвестирования

 

Выше нами были рассмотрены наиболее распространенные в России формы коллективного инвестирования. Однако РКИ продолжает развиваться, порождая все новые и новые формы: так, специальным федеральным законом урегулирована деятельность субъектов РКИ, связанная с введением в оборот ИСУ (Закон об ипотечных ценных бумагах).

Постепенно расширяется сфера деятельности управляющих компаний. В настоящее время их услуги охватывают управление такими видами активов, как: накопительная часть трудовой пенсии, аккумулируемая в Пенсионном фонде РФ (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" <1>), накопления для жилищного обеспечения военнослужащих (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <2>), страховые резервы (Закон об организации страхового дела), компенсационные фонды СРО (Закон о СРО и др.), целевой капитал некоммерческих организаций (Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" <3>); они также могут выступать в качестве управляющих компаний специализированных обществ при условии внесения их Банком России в соответствующий реестр (ст. 15.3 Закона о РЦБ).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.

<2> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3532.

<3> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 38.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте понятие рынка ценных бумаг и коллективного инвестирования, его субъектный состав, укажите основные источники регулирования.

2. Укажите виды (сегменты) рынка ценных бумаг, особенности каждого из них.

3. Назовите основные направления государственного регулирования рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций.

4. В чем особенности отдельных форм коллективного инвестирования?

 

Литература

 

1. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д., Спектор А.А., Шевченко О.М. Инвестиционное право. М.: Проспект, 2015. Раздел III "Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг".

2. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.

3. Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: новации российского законодательства и актуальные проблемы: Монография. М.: Проспект, 2014.

 

Глава 35. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.