Глава 1. Технология управления развитием персонала современной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В настоящее время немаловажную роль играет развитие персонала организации. Это очень сложная и трудоемкая задача, которая зависит как от определенных сторон самой организации, так и от личностных качеств и характеристик самого работника.

Целью нашей работы является корректировка кадровой политики в зависимости от основных стратегических направлений в развитии организации и различных показателей, которые мы рассчитали в этой работе.

Так же в данной работе представлены предположения основных стратегических направлений развития организации, такие как:

· Увеличение объемов продаж;

· Выход на новые рынки сбыта;

· Поиск новых поставщиков;

· Повышение конкурентоспособности фирмы и т.д.

Исходя из наших предположений развития организации, мы рассмотрели некоторые направления в развитии персонала:

· Обучение персонала новым видам услуг;

· Повышение квалификации персонала;

· Повышение качества обслуживания клиентов персоналом организации и т.д.

На основе наших предположений была разработана система показателей развития персонала, в которой четко представлены существующие показатели, а так же разработаны методы по их улучшению. Определение перспективного уровня развития персонала в соответствии со стратегией организации.

Так же в данной работе были рассмотрены различные методы обучения и повышения квалификационного уровня персонала, методы мотивации и поощрения персонала. Были рассмотрены методы по повышению дисциплинированности.

В главе информационных технологий было рассмотрено программное обеспечение используемое на предприятии, а так же рекомендации к нему.

В главе безопасности жизнедеятельности был приведен анализ ответственности должностных лиц за несоблюдение требований по охране труда.

 



Глава 1. Технология управления развитием персонала современной организации

Управление кадровым резервом

 

Планирование и организация работы с резервом кадров

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.

Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.

Работа с сотрудниками, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому усвоению характера работ, по выработке у работника умения и навыков руководства на уровне современных требований. В систему этой работы входят:

· учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства;

· стажировка в должности, на которую зачислен в резерв;

· временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;

· выезды в другие организации в целях изучения положительного опыта;

· участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации;

· участие в проверках производственной деятельности организаций и их подразделений;

· участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.

Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Основой планирования кадрового резерва для выдвижения на управленческие должности организации является подробный учет руководящих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения должностей, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций.

В отечественных организациях разработан специальный экспертный лист, с помощью которого отбираются кандидаты для формирования плана кадрового резерва управленческого персонала.

Для примера рассмотрим экспертный лист.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

Данный опрос проводится для формирования резерва управленческого персонала. Наиболее надежную оценку кандидату могут дать люди, работающие с ним непосредственно. Просим Вас выразить свое мнение о кандидате в резерв на руководящую должность.

Оцените человека, фамилия которого указана в столбце таблицы, по параметрам, указанным в строках таблицы. Для этого в клетке пересечения столбца [Ф.И.О. кандидата) и строки соответствующего параметра поставьте оценку [от 1 до 7], которая, на Ваш взгляд, отражает степень выраженности данного параметра у этого кандидата.

 

№п/п Параметр И.И. Иванов
1 Уровень профессиональной подготовки. Обладает ли кандидат достаточными профессиональными знаниями и навыками в областях, специфичных для деятельности подразделения, в котором он работает?  
2 Уровень знаний нормативных актов, регламентирующих деятельность подразделений. Обладает ли кандидат достаточными знаниями нормативных актов, использует ли в работе опыт отечественных и зарубежных организаций?  
3 Знание способов решения профессиональных проблем. Насколько кандидат хорошо ориентируется, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где получить необходимую информацию, в чьей компетенции разрешение возникающих проблем?  
4 Умение работать с документами. Насколько хорошо кандидат знает правила составления и оформления деловых бумаг, ориентируется в том, какие документы следует готовить руководителю, какие поручать подчиненным?  
5 Умение работать с людьми. Умеет ли кандидат четко и доходчиво изложить задание, своевременно проконтролировать его выполнение, ориентируется ли в деловых возможностях подчиненных или коллег?  
6 Способность к деловому общению. Умеет ли кандидат выслушать и понять собеседника, достичь взаимопонимания и убедительно высказать свои мысли в беседе, выступлении?  
7 Умение организовать эффективную работу группы. Насколько хорошо кандидат умеет ставить цели работы, распределять задания, планировать деятельность группы?  
8 Ответственность. Насколько реалистична оценка кандидатом собственных возможностей? Всегда ли выполняет он взятые на себя обязательства?  
9 Умение доводить дело до конца. Способен ли кандидат довести дело до конца без напоминаний, постоянного контроля со стороны руководителя?  
10 Умение ориентироваться в сложной ситуации. Как ведет себя кандидат при возникновении непредвиденных, сложных ситуаций? Способен ли он правильно ориентироваться и принимать решения?  

Условные обозначения:

1 балл - данное качество практически отсутствует,

7 баллов - качество максимально выражено.

В табл. 1.5 приведены требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения организации, которые используются для выбора кандидатов, зачисляемых в резерв. Пример плана работы с резервом руководящих кадров организации приведен в табл. 1.6.

 

Таблица 1.5 - Требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения

Требования к кандидату Характеристика требования
Физические характеристики СУЩЕСТВЕННО Здоровье. Способен работать много часов в интенсивном режиме
Навыки СУЩЕСТВЕННО Умение рационально использовать время. Средние знания производственных процессов
Образование ЖЕЛАТЕЛЬНО Высшее
Интеллект ЖЕЛАТЕЛЬНО Выше среднего
Специальные знания СУЩЕСТВЕННО Всесторонние знания по планированию деятельности. Знания по формированию и развитию коллектива. Умение эффективно вести переговоры
  ЖЕЛАТЕЛЬНО Знание закономерностей взаимодействия с людьми
Интересы ЖЕЛАТЕЛЬНО Практический интерес к завершению начатого дела. Стремление к применению различных методов управления в зависимости от ситуации
Особенности поведения СУЩЕСТВЕННО Не ждет указаний. Принимает ответственность с готовностью. Способен противостоять давлению
Обстоятельства ЖЕЛАТЕЛЬНО При необходимости готов к поездкам

 


 

Таблица 1.6 - Структура плана работы с резервом руководящих кадров

РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАБОТЫ С РЕЗЕРВОМ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Определение потребности в руководящих кадрах Подбор и изучение руководящих кадров Комплектование, рассмотрение, согласование и утверждение резерва Работа с резервом руководящих кадров Контроль за подготовкой резерва руководящих кадров Определение готовности резерва руководящих кадров для назначения на должности
Изучение организационно-нормативных документов; нормативы формирования типовых структур управления, планы развития организации Разработка нового перечня руководящих должностей Проведение анализа состава и расстановки кадров Определение количества руководящих должностей Определение соответствующих деловых и личностных качеств кандидатов требованиям должности Изучение должностных инструкций и положений Определение основных требований к руководящим работникам по каждой должности Подбор кандидатов для зачисления в резерв руководящих кадров на каждую должность Оценка деловых и личностных качеств кандидатов на руководящие должности Рассмотрение предложений в резерв руководящих кадров Обоснование предложений по предполагаемому резерву Представление предложений директору Рассмотрение и утверждение состава резерва директором Ежегодный пересмотр резерва Определение направлений подготовки лиц, зачисленных в резерв, с учетом степени подготовки каждого Разработка и утверждение индивидуальных планов подготовки Организация работы по выполнению индивидуальных планов Обеспечение временного замещения должности, на которую готовится кандидат из резерва, оценка его работы в период замещения и стажировки Обучение кандидатов из резерва в системе повышения квалификации вне рабочего места и в организации Контроль в подразделениях Контроль со стороны директора Периодическое рассмотрение хода подготовки резерва кадров директором Определение степени готовности резерва кадров по каждой должности и представление предложений директору Анализ директором представленных предложений Принятие по ним соответствующего решения

 


Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Схемы замещения представляют собой варианты схем развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

Работа с кадровым резервом в отечественных организациях имеет богатый опыт. Рассмотрим, как она проводится в России.

Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются:

· соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки;

· опыт практической работы с людьми;

· организаторские способности;

· личностные качества;

· состояние здоровья, возраст.

Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

В организациях РФ сложился определенный порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров:

· отбор кандидатов должен проводиться на конкурсной основе среди сотрудников в возрасте до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование;

· решение о включении работников в группу резерва принимает специальная комиссия и утверждается приказом по организации;

· для каждого работника (стажера) утверждается руководитель стажировки, который составляет индивидуальный план стажировки совместно со стажером;

· руководители стажеров, включенных в группу резерва кадров, получают материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-профессионального продвижения;

· стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше предыдущего оклада, причем на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности.

На рис. 1.12 показана схема организации работы с кадровым резервом в одной из отечественных организаций.

 

Рисунок 1.12 - Схема организации работы с резервом




Основные понятия и концепции обучения

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, колледжах, ПТУ, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования. Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование — процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку при изменяющихся условиях, и стимулирование постоянного самообразования.

Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения. В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая в себя: профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ.

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения в организации.

Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров.

Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Таким образом, предметом обучения являются: знания — получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности — совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Виды обучения персонала

Дадим характеристику видам обучения (табл. 1.8).

 

Таблица 1.8 - Характеристика видов обучения кадров

Виды обучения Характеристика видов обучения
1. Профессиональная подготовка кадров, в том числе: Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. Обучается учащаяся молодежь
1.1. Профессиональная начальная подготовка Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамент для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров]
1.2. Профессиональная специализированная подготовка Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей в целях овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации], в том числе: Расширение знаний, умений, навыков и способов общения в целях приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)
2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты [горизонтальная мобильность)
2.2. Профессиональное совершенствование в целях продвижения по службе Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация] Получение знаний, умений, навыков и овладение способами общения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)

 

Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между всеми видами обучения.

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.9).

Обучение может осуществляться на рабочем месте и внерабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Отметим, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий при этом не всегда в достаточной степени учитываются.


Таблица 1.9 Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа Главные задачи обучения
1. Учащаяся молодежь Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство)
2. Специалисты с опытом работы Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности
3. Руководители с опытом работы Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.

Методы обучения персонала

Опишем методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 1.10).

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (табл. 1.11).

 

Таблица 1.10 - Методы обучения персонала на рабочем месте

Методы обучения Характерные особенности метода
1. Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
2. Производственный инструктаж Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой
3. Смена рабочего места [ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
5. Наставничество Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы подопечных. Применение метода эффективно в тех случаях, когда возникает необходимость в исправлении недостатков. Метод может практиковаться как систематический
6. Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

 

Таблица 1.11 Методы обучения персонала вне рабочего места

Методы обучения Характерные особенности метода
1 2
1. Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
2. Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний
3. Конференции, семинары, беседы за «круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые игры Обучение поведению в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения
6. Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности
7. Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания
8. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой условных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
9. Кружок качества («вместо учебы»), рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

 

Остановимся более подробно на характеристике девятого метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружки качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга, прежде всего постановкой цели. Кружок качества старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выставляет элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способов общения.

Кроме обучения на рабочем месте и вне его возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

· опытное или эмпирическое обучение — обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;

· демонстрация и практика под руководством — обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;

· программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

· обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

· обучение действием — обучение в ходе выполнения действий, например, участие, вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.

Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе, ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.



Назначение метода

Аббревиатура SWOT произошла от названий четырех факторов, рассматриваемых в процессе проведения анализа:

· Strengths — сильные стороны;

· Weaknesses— слабые стороны;

· Opportunities — возможности;

· Threats — угрозы.

При этом важно понимать следующее:

· сильные (S) и слабые (W) стороны — это те составные части деятельности компании, которые она может контролировать;

· возможности (О) и угрозы (Т) — это те факторы, которые находятся вне контроля компании и могут повлиять на процесс ее развития.

Таким образом, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, они делают вывод о том, в каком направлении организация должна развивать, свой бизнес, и в конечном счете определяют распределение ресурсов.

SWOT-анализ является промежуточным звеном между формулированием миссии компании и определением конкретных стратегических целей и задач. Конкретизация целей и задач невозможна без получения ясной оценки потенциала предприятия и ситуации на рынке. Методология SWOT-анализа предполагает оценку сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к показателям стратегически важных конкурентов.

SWOT-анализ призван обнаружить, определить и отобрать основные приоритеты, проблемы и возможности, предоставляемые внешней средой, в пределах которой функционирует компания, а также непосредственно связанные с развитием компании и ее внутренней жизнью. Для проведения SWOT-анализа формируется специальная таблица размерностью два столбца на две клетки. В нее записывают преимущества компании, которые она должна развивать и использовать на рынке, и ее слабые стороны, которые следует ликвидировать либо превратить в преимущества. В нижней строке таблицы указывают шансы, предоставляемые рынком, а также возможности, а порой и угрозы, которые связаны с изменением положения текущих дел на рынке.

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и увидеть ясную картину «поля боя». При этом анализ можно осуществлять как для организации в целом, так и для отдельных подразделений, товарной линии или конкретного продукта, т е для любых областей, например для услуг или для сравнения с конкурентами.

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.[1]

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис. 1).

 

  Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3.     ПОЛЕ СИВ       ПОЛЕ СИУ  
Слабые стороны 1. 2. 3.     ПОЛЕ СЛВ     ПОЛЕ СЛУ

Рисунок 2.1 - Матрица SWOT

 

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

SWOT-анализ ООО «Строй-Индустрия»

  Возможности: Угрозы:
  1. Улучшение материального положения населения (увеличение числа потенциальных клиентов) 2. Появление новых поставщиков 1. Изменение покупательских предпочтений 2. Сбои в поставках материалов 3. Изменение уровня цен 4. Усиление конкуренции
Сильные стороны: «Сила и возможности» «Сила и угрозы»
1. Широкий ассортимент услуг 2. Высокий контроль качества услуг 3. Высокая квалификация персонала 4. Сильная мотивация персонала - выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг; - квалификация персонала, контроль качества и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка; - усиление конкуренции, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии; - появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
Слабые стороны: «Слабость и возможность» «Слабость и угрозы»
1. Недостатки в рекламной политике 2. Низкий процент занимаемой доли рынка 3. Недостаточная известность - плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг; - появление новых конкурентов ухудшит конкурентную позицию; - непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их предпочтений;

Рисунок 2.2 - Матрица SWOT-анализа данной организации.

 

Данный анализ проводился непосредственно с руководством данной организации. При проведении данного анализа были выявлены следующие общие направления в развитии организации:

1. Дальнейшее расширение ассортимента и освоение новых видов услуг;

2. Повышение качества обслуживания клиентов;

3. Повышение конкурентоспособности фирмы за счет повышения качества услуг, предоставляемых данной организацией;

4. Компенсация повышения уровня цен, за счет повышения качества предоставляемых услуг;

5. Предотвращение сбоев в поставках материалов за счет поиска новых поставщиков;

6. Усиление рекламной политики и продвижение новых услуг на рынки.

Заключение

 

Проведенный в нашей работе анализ показывает, что развитие персонала является неотъемлемой частью развития любой организации. Развитие персонала, как единый процесс является очень сложной и трудоемкой задачей, к которой руководство современных организаций подходит все ответственнее.

В теоретической части данной работы были рассмотрены составляющие части развития персонала, как единого процесса, такие как: этапы построения деловой карьеры; классификация типов карьеры; были конкретно рассмотрены этапы карьеры и потребности менеджера на каждом из них; так же мы привели систему служебно-профессионального продвижения, классификацию функций системы служебно-профессионального продвижения персонала; привели схему этапов системы служебно-профессионального продвижения линейных руководителей в организации и подробно рассмотрели каждый из них; так же были рассмотрены методы работы и формирования кадрового резерва и методы обучения персонала и повышения квалификации, как на рабочем месте, так и с использованием сторонних организаций.

В аналитической части был проведен анализ нашей организации и выдвинуты предположения по развитию организации, а в соответствии с ними была создана система показателей развития персонала, на основании которой мы предложили конкретные методы по улучшению некоторых показателей. Был проведен краткий SWOT-анализ организации, который лишь в общих чертах показал сильные и слабые стороны, и возможности и угрозы данной организации, на основе которого и строились наши предположения.

Рассматриваемая организация существует совсем недавно, и поэтому у нее есть все шансы выйти на большие рынки и составить достойную конкуренцию более крупным организациям.


Библиографический список:

 

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТД «Элит», 2003. – 546с.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. – М.: ТК Велби, Издат. Проспект, 2006. – 328с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528с.

4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 472с.

5. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 594с.

6. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 384с.

7. Курс менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов / Под редакцией Д.Д. Вачугова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 512с.

8. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: : Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 884с.

9. Менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов / Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2004. – 720с.

11. Основы менеджмента: Учеб. для ВУЗов / Д.Д.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 376с.

12. СемоновА.К., Кабанов В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 300с.

13. Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 352с.

14. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.

15. Стратегический менеджмент: Учеб. для ВУЗов / Под ред. З.И. Виноградовой. – М.: Академический проект: Фонд «Мир». 2004. – 304с.

16. Томпсон-мл., Артур А., Стрипленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 928с.

17. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 448с.

18. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: «Дело», 2004. – 448с.

19. Игорь Ансофф. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург. «Питер». 1999 г.

20. П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Основы стратегического управления. Учебное пособие. Москва. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1997 г.

21. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд. Стратегический менеджмент. Москва. «Банки и биржи». Издательское объединение ЮНИТИ. 1998 г.

22. Р.А. Фахутдинов. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Москва. ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез. 1997 г.

23. Б. Карлоф. Деловая стратегия. Москва. Экономика. 1991 г.

24. И.Л. Калюжный. Организация интегрированного цикла «Наука -производство - рынок». Учебное пособие. Севастополь «Каламо» 2000 г.

25. Майкл Меекоп., Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента. Москва. «Дело». 1998 г.

26. С. Аникеев. «Методика разработки плана маркетинга». Москва. Фолиум. Информ-Студио 1996 г.

27. И.А.Бланк. Стратегия и тактика управления финансами. Киев. МП «Итем» ЛТД - СП «Адеф-Украина» 1996 г.


[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000.



Введение

 

В настоящее время немаловажную роль играет развитие персонала организации. Это очень сложная и трудоемкая задача, которая зависит как от определенных сторон самой организации, так и от личностных качеств и характеристик самого работника.

Целью нашей работы является корректировка кадровой политики в зависимости от основных стратегических направлений в развитии организации и различных показателей, которые мы рассчитали в этой работе.

Так же в данной работе представлены предположения основных стратегических направлений развития организации, такие как:

· Увеличение объемов продаж;

· Выход на новые рынки сбыта;

· Поиск новых поставщиков;

· Повышение конкурентоспособности фирмы и т.д.

Исходя из наших предположений развития организации, мы рассмотрели некоторые направления в развитии персонала:

· Обучение персонала новым видам услуг;

· Повышение квалификации персонала;

· Повышение качества обслуживания клиентов персоналом организации и т.д.

На основе наших предположений была разработана система показателей развития персонала, в которой четко представлены существующие показатели, а так же разработаны методы по их улучшению. Определение перспективного уровня развития персонала в соответствии со стратегией организации.

Так же в данной работе были рассмотрены различные методы обучения и повышения квалификационного уровня персонала, методы мотивации и поощрения персонала. Были рассмотрены методы по повышению дисциплинированности.

В главе информационных технологий было рассмотрено программное обеспечение используемое на предприятии, а так же рекомендации к нему.

В главе безопасности жизнедеятельности был приведен анализ ответственности должностных лиц за несоблюдение требований по охране труда.

 



Глава 1. Технология управления развитием персонала современной организации

Дата: 2019-11-01, просмотров: 181.