Прямые иностранные инвестиции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В первые 10 лет после распада СССР приток прямых иностранных инвестиций в Россию был незначительным по сравнению с другими государствами Восточной Европы, а также Бразилией, Индией и Китаем (странами, входящими в БРИК). Но в 2002–2003 годах ситуация изменилась. Вместе с ростом цен на энергоносители стали расти и ПИИ. К началу кризиса они выросли в 10 раз, и Россия стала одним из крупнейших получателей ПИИ в мире (см. табл. 10.1). К 2006 году их приток в расчете на душу населения превысил даже показатели Китая. Российские же инвестиции за рубеж имеют некоторые особенности: они больше, чем у других развивающихся стран, и отток начался очень быстро после начала перехода от плановой к рыночной системе.

 

Табл. 10.1 Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию, 2000–2008 гг.

Источник: Всемирный банк. Индикаторы мирового развития. 2009; Банк России.

 

Поскольку приток начался с очень низкой базы, объем накопленных ПИИ в России значительно ниже, чем в других ведущих развивающихся странах. В 2006 году он составил 9,5 процента ВВП, тогда как в Китае – 26, а в Бразилии – 20 процентов; лишь у Индии он был немного меньше (7,5 процента).

Что касается распределения инвестиций по секторам, то в основном они шли в добывающую промышленность (49 процентов в 2007 году); затем следуют производство (17 процентов) и недвижимость и деловые услуги (11 процентов). Особенно значительные инвестиции в последнее десятилетие направлялись в нефтегазодобычу, что увеличило и без того доминирующую позицию этого сектора в области накопленных ПИИ. Что касается их географического распределения, то в основном они концентрировались в Москве (38 процентов в 2006 году); Сахалин получил 15 процентов, Московская область – 10. Два основных источника ПИИ – Кипр и Нидерланды (примерно по 35 процентов в 2006 году). Нидерланды управляют трансграничными операциями в нефтегазовом секторе, тогда как с Кипра в Россию идут в значительной мере российские же деньги: страна популярна в качестве места регистрации офшоров российских компаний, значительные инвестиции оттуда делают и богатые россияне{364}. Следующим важным источником ПИИ служит Германия (4,4 процента в 2006 году). В последние годы высокую активность проявляет Китай. В первом полугодии 2009 года приток ПИИ сократился наполовину по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в основном из‑за мирового финансового кризиса.

Значительное увеличение притока ПИИ в Россию в последние семь лет в определенной степени объясняется макроэкономической стабильностью в стране, здравой бюджетной политикой, эффективной политикой в области внешних заимствований и накоплением валютных резервов. Косвенным образом увеличению инвестиций могли способствовать инициированные государством инфраструктурные проекты. Однако основным фактором все же был рост цен на нефть, что увеличивало доходность инвестиций в российский нефтегазовый сектор.

Хотя крупный, растущий внутренний рынок России может быть привлекателен для иностранных инвесторов, с экономикой страны связан ряд очевидных рисков. Это, во‑первых, слишком высокая доля энергетического сектора в объеме производства и экспорта. Столь значительная зависимость от нескольких сырьевых товаров с волатильными ценами делает и всю экономику относительно волатильной. Чтобы компенсировать этот риск, инвесторы должны получать более высокий доход; такая ситуация может привести к снижению притока ПИИ. Чтобы снизить риски макроэкономической нестабильности, связанные с колебанием цен на нефть, правительство в 2001 году создало стабилизационный фонд.

С другой стороны, на приток ПИИ отрицательно влияли усиление в последнее десятилетие госконтроля над экономикой и задержки в проведении реформы регулирования и административной реформы. Госконтроль стал расти во время первого президентского срока Путина. Он стал активно устанавливать доминирующую роль государства в ключевых секторах экономики, деятельности иностранных инвесторов в этих секторах правительство стало уделять особо пристальное внимание. В мае 2008 года был принят закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли; он устанавливает условия, на которых иностранные инвесторы могут работать в 42 таких отраслях. В частности, чтобы получить контроль над любой компанией, они должны предварительно получить одобрение правительства. Большинство отраслей из этого списка можно объединить в несколько крупных категорий: вооружения и оборона; ядерные, радиоактивные и прочие опасные материалы; космическая и авиационная деятельность; разведка и разработка недр; рыболовство. В список также включены отрасли, подпадающие под действие закона «О естественных монополиях», крупные компании связи, телевизионные и радиокомпании, частично полиграфическая деятельность и некоторые печатные СМИ.

Первая и очевидная претензия к этому закону – придание статуса стратегических отраслям, которые во многих странах таковыми не считаются. Некоторые секторы услуг, такие как теле– и радиовещание и печать, включены в перечень для того, чтобы государство могло контролировать крупнейшие СМИ. Включение же отраслей, подпадающих под действие закона «О естественных монополиях», направлено на расширение государственного контроля над экономикой{365}.

Хотя процедуры предварительного одобрения иностранных инвестиций в таких отраслях подробно описаны в законе, чиновникам дается много времени – от четырех до семи месяцев, чтобы одобрить сделку или объявить ее угрозой национальной безопасности; к тому же срок не установлен однозначно, а варьируется в значительном диапазоне. В этом отношении закон отличается от аналогичных правовых актов во многих странах ОЭСР{366}.

В целом этот закон может сыграть положительную роль в деле привлечения ПИИ, полагают некоторые эксперты, потому что в нем четко прописаны условия инвестирования, и зарубежные компании будут принимать их во внимание на этапе планирования сделок{367}. Тем не менее закон может стать препятствием для многих потенциальных инвесторов, потому что число секторов, где ограничивается контроль иностранцев над стратегическими предприятиями, слишком велико, а чиновникам дается слишком много времени на принятие решения.

Отрицательные последствия может иметь и положение об ограничении иностранного участия в разведке и разработке недр, так как оно уменьшает возможности распределения рисков, связанных с разработкой новых месторождений. Цены на нефть и газ известны своей волатильностью, поэтому участники энергетических проектов, предполагающих значительные инвестиции, обычно делят риски. Поскольку доля зарубежных инвестиций в таких проектах ограничена, российская экономика будет нести более серьезные риски.

Российское правительство также значительно расширило свою роль в экономике через госкорпорации и госкомпании в энергетической, авиа– и судостроительной, автомобильной, лесной и банковской отраслях. Многие компании, работавшие в этих секторах, перешли под контроль государственных предприятий, которые зачастую стали играть доминирующую роль в своей отрасли; кроме того, они могут рассчитывать на господдержку{368}. Конкурировать с ними частным компаниям может оказаться трудно; это может привести к снижению конкуренции на многих внутренних рынках, неизбежному снижению эффективности, росту цен и падению качества отечественной продукции.

В последние пару лет правительство изменило свою публичную позицию и стало призывать к модернизации экономики, в том числе с помощью иностранных инвестиций. Однако усиление госконтроля над производительными активами, ограничения на ПИИ в нескольких спорных областях и индустриализация ради импортозамещения лишь мешают достичь этой цели. Все это отражает внутренние противоречия в правительстве в отношении как экономической политики в целом, так и ПИИ в частности.

Чтобы повысить привлекательность России для иностранных инвесторов, правительство должно работать по нескольким важным направлениям. Во‑первых, нужно улучшать и развивать институты, чтобы в России было проще вести бизнес. В рейтингах Всемирного банка, оценивающих условия ведения бизнеса и предпринимательскую деятельность, Россия практически по всем показателям располагается во второй половине списка, к тому же ее позиция в последние годы лишь ухудшалась{369}. В 2009 году 50 процентов опрошенных компаний, работающих в России, назвали коррупцию главным препятствием для ведения бизнеса. Чтобы снизить ее уровень, необходимо предпринять титанические усилия, включая принятие законов и реформу судебной системы (см. главу 4).

Во‑вторых, нужны серьезные шаги, чтобы сделать Россию удобным местом для размещения в ней некоторых частей производственного процесса. Торговые потоки в XXI веке сильно увязаны с инвестиционными. В значительной степени ПИИ – это «вертикальные» инвестиции, направленные на достижение международного распределения продукции в вертикальной производственной цепочке. Но чтобы встроиться в такую цепочку и стать привлекательной страной для инвестиций в производство компонентов, Россия должна значительно улучшить деловой климат, включая повышение прозрачности законов, и облегчить прохождение торговых потоков через свои границы. В индексе эффективности логистики Россия сильно отстает от своих основных конкурентов, претендующих на иностранные инвестиции, занимая 99‑е из 150 мест. Ситуация с таможнями особенно печальна: здесь Россия занимает 137‑е место (из тех же 150){370}. Выступая 12 ноября 2009 года с ежегодным посланием Федеральному собранию, президент Медведев не включил реформу таможни в число приоритетов при модернизации экономики.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 185.