История психологического консультирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История психологического консультирования.

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. В XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие. До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии — в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.  1951 – Северо-Западная Конференция – США. Рекомендовано название «консультативная психология».1952 – направление деятельности психолог-консультант. В СССР новатором был В.В. Столин и в 1978 г. он открыл на базе факультета психологии МГУ Консультационный центр в области семейной и индивидуальной психотерапии. Основоположниками психоконсультирования являются К. Роджерс и Р. Мэй. Хотя точная дата возникновения консультативного движения не определена, можно сказать, что становление консультирования началось в 1898 году, когда Jess B. Davis стал работать в качестве консультанта с учащимися средней школы в Детройте.  Законодательное влияние на профессию консультанта началось с акта Смита-Хьюза 1917 года и акта о профессиональной реабилитации 1918 года. Оба документа содержат положения, явно или скрыто обеспечивающие профессиональную подготовку и образование для юношей, девушек и ветеранов. Американская ассоциация управления персоналом (APGA). Созданная в 1951 году, объединила Нац ассоц профориентации, Американскую ассоц персонала корпораций и Национальную ассоциацию супервизоров и тренеров-консультантов. эта организация стала именоваться Американская ассоциация консультирования и развития. Такое название показывало, что главным в деят консульт становится индразвитие чел в здоровом, направлении.

Принципы построения терапевтических отношений между клиентом и консультантом: безоценочность, доброжелательность, ориентация на систему ценностей клиента, осторожность советами, анонимность, разграничение личных и профессиональных сторон в работе, активная позиция клиента.

Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отноше­ние к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, цен­ностям и установкам.  Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нор­мам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков: • умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы; • оказывать ему необходимую эмоциональную и психологиче­скую поддержку. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы, консультант полно­стью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантиль­ной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий, не должна разгла­шаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консуль­тант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повре­дить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например: • персональные данные клиента; • его адрес; • диагнозы, поставленные другими специалистами или самим кон­сультантом; • специфика проблем и жалоб этого клиента; • его личностные особенности и т. п. Исключением из этого правила являются ситуации, когда кли­ент намерен совершить или уже совершил какие-либо проти­воправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в зако­нодательстве.  Разграничение личных и профессиональных сторон в простран­стве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протя­жении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения.  Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию кон­сультанта и клиента в позициях "личность — личность". Это оз­начает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную по­зицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.

Диагностика в психологическом консультировании. Опасности психологической диагностики в консультировании. Диагностика психических состояний. Психодиагностика основной проблемы клиента. Клиническое психодиагностическое интервью.

Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода. С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага: 1. установление симптомов; 2. установление их причин; 3. нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано.  Представители разных теоретических ориентаций, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу.  Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики, утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. По их мнению: • диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения; • диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях; • диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения; • диагноз определяет границы научно-исследовательских работ. Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально-гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы: • диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий; • диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers, большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации; • при попытке вместить человека в рамки диагностических категорий он принижается, потому что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной категории; у них существуют трудности приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать возникающие проблемы; наилучший способ понять другого человека — это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям; • диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирования — ориентация на потенциальные возможности человека, рост личности, развитие; • диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента — оценивать его по поставленному диагнозу; по мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing, клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение. Диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту.  Диагностика — составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения.  Диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

Концепции психологического консультирования: когнитивный подход. Основные когнитивные техники в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение когнитивного подхода в психологическом консультировании.

Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1. Когнитивно-аналитическое.2. Когнитивно-поведенческое. Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно. Задачей психолога - выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником категорий мышления) и обучение клиента новым способам мышления. Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново «к действию» системы проверки реальности». Когнитивные консультанты стремятся развить у клиентов поведенческие навыки, имеющие отношения к их проблемам. При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: контролю отрицательных автоматических мыслей; осознанию связи между когнициями, эмоциями и поведением; исследованию и проверки аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; замене основнных на предубеждениях когниций более рациональными интерпретациями; идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта

Личность психолога-консультанта и профессиональная этика. Требования к личности консультанта. Основные качества личности эффективного консультанта. Функции консультанта. Требования к деятельности консультанта. Виды деятельности консультанта.

Требования к личности консультанта: Однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый".  Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:  доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга. L. Wolberg акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо вредным для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег. Н. Strupp с соавт., исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах. По мнению A. Storr, идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам. Основные качества личности эффективного консультанта:  Модель личности эффективного консультанта: 1) аутентичность: 2) открытость собственному опыту 3) развитие самопознания 4) сила личности и идентичность 5) толерантность к неопределенности 6) принятие личной ответственности  7) о глубине отношений с другими людьми 8) постановка реалистичных целей 9) эмпати. Функции консультанта Требования к деятельности консультанта В практике психологического консультирования и психотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту:  - разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;  - разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения; - преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.  Роль консультанта обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента. Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни. Виды деятельности консультанта: 1) информационная. Направление деятельности психолога, представляющее систему мероприятий по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях. 2) диагностическая. Психотерапевтическая работа невозможна без предварительного психодиагностического обследования, а консультативная деятельность сопровождается психологическим исследованием, изучением личности человека или особенностей его психического развития.3) терапевтическая. Непосредственно сама деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем. 4) экспертная; 5) рефлексивная. Психолог-консультант должен понимать и анализировать свои мысли, чувства и мотивы. Рефлексия поддерживает и уточняет действие. 6) самооценочная. Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. 7) повышение квалификации. Повышать свою компетентность в профессии психологу придется постоянно, т.к. душа человека не имеет границ, и изучить ее практически невозможно, если не учиться, не использовать свои знания на практике, не анализировать новые научные достижения.

Оценка эффективности консультирования. Критерии оценки результатов консультирования (социальная приспособленность, личностные особенности, профессиональная приспособленность, успешность учебы). Основной источник информации об эффективности консультирования.

Существуют объективные и субъективные показатели эффективности психологического консультирования и психотерапии. Объективные показатели – это реальные изменения в той области жизни клиента, которая номинировалась как проблемная. В качестве объективных показателей, помимо непосредственного наблюдения, информирования клиентом (или его родственниками, коллегами, друзьями и др.) об изменениях в поведении может использоваться комплекс методик, позволяющих зафиксировать изменения в тех или иных представлениях человека о себе, о качестве своей жизни. Под субъективными показателями понимается степень удовлетворенности процессом и результатами консультирования его участниками – психологом и клиентом. Таким образом, при оценке эффективности консультирования актуализируется проблема критериев этой оценки.

Критерием эффективности работы психолога с клиентом может быть информация коллег психолога - независимых экспертов, специалистов в области практической психологии, которые могут ориентироваться на выбранную ими шкалу. Другая возможность - описание ситуации взаимодействия и характеристика возникающих изменений самим клиентом или психологом - хотя и наталкивается на возражения с точки зрения полноты и надежности получаемой информации - видится более адекватной при изучении психологической реальности клиента, которая является внутренними процессами, состояниями и свойствами, недоступным внешнему наблюдению. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого человека. Р.Кочюнас отмечает, что обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния.

 Основой для изучения эффективности консультативного процесса могут выступать следующие тезисы экзистенциально-феноменологического направления: материальная или объективная действительность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени, есть его субъективная, психологическая реальность; люди способны сами принимать жизненно важные решения; вся совокупность жизненного опыта человека, субъективная значимость и осмысленность его решений, переживаний и поступков – основа для профессионального взаимодействия с ним психолога; средства такого взаимодействия состоят не в аналитическом изучении человека, а в безоценочном понимании и безусловном принятии его уникального внутреннего мира во всей полноте и напряженности его жизненных проблем; обеспечить такое взаимодействие может только его диалогическая направленность, предполагающая искреннее и открытое присутствие самого психолога; главная задача практического психолога – раскрыть творческий и духовный потенциал человека, способствовать его самопознанию, саморазвитию, реализации его потребностей, пониманию им своей уникальности, свободы и ответственности, собственного предназначения.

Ошибки консультанта.

1. Жесткое механическое пользование теорией, моделью
консультирования. Это выражается, прежде всего, в жестком преследовании этапов. "Логика процесса" демонстрируется скорее только в обучении, реальный процесс консультирования сложен и запутан. На практике главный критерий - что делать в данный момент — польза для клиента. 2. Временная жесткость. Реальный процесс консультирования трудно, а иногда и невозможно разделить по времени, допускается, "проскакивание" во времени, свертывание тех или иных этапов. Возможно выполнение нескольких функций одновременно, но неопытный консультант иногда боится оторваться от схемы этапов. 3. Стремление к жесткой "специализации" по этапам. На I этапе только эмпатия, на II - конфронтация, и т.д. Такая "специализация" снижает эффективность процесса. Гораздо лучше, если консультант реализует целостность и широкие возможности. 4. Незаконченность. Некоторые консультанты считают, что самое большое искусство требуется на I этапе, они не умеют помочь клиенту перейти на II или III этап. Консультация может быть прекращена, по их мнению, как только произошло самораскрытие клиента. На этом консультация может быть либо прекращена, либо дальше начинается "ходьба по кругу". 7. "Интерпретационный ажиотаж" - игнорирование живого опыта, увлечение теоретизированием, сложными интерпретациями. 8. Иллюзия собственного могущества. Проявление установки консультанта: "Я должен что-то сделать, все изменить". Намерения только консультанта недостаточно - необходимо и клиенту иметь желание и возможность изменяться. Реалистическая профессиональная установка консультанта - выслушать. 9. Иллюзия "материнской любви".У психолога бывает установка: "Все очень милые, хорошие, но несчастные. Никто их не поймет, кроме меня". Но это невозможно - по 24 часа в сутки быть "любящим", прощать злобу, отказывать себе в естественных чувствах - в этом случае довольно быстро наступает профессиональная деформация - выгорание чувств. 10. Неадекватность, неконгруентность. Конгруэнтный психолог (по К.Роджерсу конгруэнтность — искренность терапевта в выражении своих естественных чувств) может говорить клиенту о тех чувствах, которые у него возникают при консультировании, но не осуждать при этом личность клиента. Непрофессионально для консультанта "закрывать" "больной" вопрос для клиента из-за собственной тревожности. 11. Иллюзия собственной непогрешимости, мудрости."Я специалист, я все знаю по этому вопросу, большего для ответа не требуется". "Я единственный, у кого есть правильный ответ для Вас". 12. Иллюзия помощи. Консультант ограничивает свою роль только диспетчерством - "Обратитесь туда, там вам помогут". 13. Директивность. Некоторые консультанты начинают консультирование с III этапа - после краткого выслушивания клиента ему сообщаются предписанные советы: "что" и "как" ему делать. Далее клиента отправляют исполнять "советы", а если у клиента ничего не получается, то ему указывают на его низкую мотивацию. 14. Торопливость. Если консультант слишком рано покажет клиенту величину и значимость проблемы, то это может вызвать у него недоверие и закрытие. 15. Многоречивость консультанта, особенно если ему что-то не понятно. 20. Навязывание клиенту своих ценностей и жизненных правил. Отсутствие осторожности консультанта при изложении своих нравственных принципов и ценностей. 21. Объяснение всех достижений клиента психотехникой, методом, а не его клиента личными достижениями. Зависимость от техники не позволит клиенту перенести результат в повседневную жизнь.


Пятый этап проблемного анализа. Решение терапевтической задачи. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Выбор целесообразных способов и средств психологической помощи. Анализ результативности психологической помощи. Сбор данных катамнеза.

Решение терапевтической задачи. Терапевтическая задача решается в процессе осуществления следующих действий: 1. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Избранные тактики могут характеризоваться большей или меньшей директивностью, выбором того или иного психотерапевтического подхода и т.д. 2. Выбор целесообразных в данных условиях способов и средств психологической помощи из арсенала самых разнообразных средств и методов (от недирективной беседы до различных методик и техник психокоррекции и психотерапии). 3. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя. 4. Анализ результативности психологической помощи. Его целесообразно начинать уже в процессе решения терапевтической задачи, корректируя по ходу поставленные цели. 5. Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом. Психокоррекционная работа может заключаться в реконструкции утраченного смысла жизни, поддержке положительной Я-концепции и т.п.

33. Установки клиентов, препятствующие консультативному процессу и возможные варианты контраргументов со стороны психолога.

«Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глу­постью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показа­тель интеллекта и душевной силы».

«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуют­ся профессиональные психологические знания. Например, о некото­рых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особен­ностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать са­мостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».

«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не смо­жет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чув­ства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятны­ми тем, кто хочет с ними справиться».

«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».

«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предостав­ляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».

«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к про­фессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, на­оборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть пре­одолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».

«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологи­ческие причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезе­ние» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обра­титься к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины про­блем».

При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологи­ческого консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизве­стностью.

Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чув­ствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов гово­рить о проблеме.

Этика консультанта

Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к кли­енту. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. 3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не спо­собствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной ин­формации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. 4 Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государствен­ные организации, частным лицам, в том числе род­ственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни. 5. Разграничение личных и профессиональных отно­шений. Установление тесных личных отношений меж­ду консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную по­зицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента Принципы кон­сультирования: 1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека. 2. Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание бесе­ды абсолютно конфиденциально. 3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипули­ровать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического. 4 Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:  об основных целях консультирования;  о своей квалификации;  об оплате за консультирование;  о приблизительной продолжительности консультирования: о целесообразности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;  о границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация.

Другой важный этический принцип, который обсуждается столь же часто, как и конфиденциальность, — это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

История психологического консультирования.

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. В XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие. До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии — в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.  1951 – Северо-Западная Конференция – США. Рекомендовано название «консультативная психология».1952 – направление деятельности психолог-консультант. В СССР новатором был В.В. Столин и в 1978 г. он открыл на базе факультета психологии МГУ Консультационный центр в области семейной и индивидуальной психотерапии. Основоположниками психоконсультирования являются К. Роджерс и Р. Мэй. Хотя точная дата возникновения консультативного движения не определена, можно сказать, что становление консультирования началось в 1898 году, когда Jess B. Davis стал работать в качестве консультанта с учащимися средней школы в Детройте.  Законодательное влияние на профессию консультанта началось с акта Смита-Хьюза 1917 года и акта о профессиональной реабилитации 1918 года. Оба документа содержат положения, явно или скрыто обеспечивающие профессиональную подготовку и образование для юношей, девушек и ветеранов. Американская ассоциация управления персоналом (APGA). Созданная в 1951 году, объединила Нац ассоц профориентации, Американскую ассоц персонала корпораций и Национальную ассоциацию супервизоров и тренеров-консультантов. эта организация стала именоваться Американская ассоциация консультирования и развития. Такое название показывало, что главным в деят консульт становится индразвитие чел в здоровом, направлении.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 264.