Второй уровень – комплексный анализ кредита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Следующим шагом для осуществления комплексного анализа кредита физическому лицу является оценка качества кредитов, предоставляемых физическим лицам.

Кредиты физическим лицам оцениваются по следующим критериям:

характер клиента;

финансовые возможности клиента;

достаточность незаложенного имущества клиента;

обеспечение кредита;

условия кредитования.

В каждый критерий входят показатели, формирующие оценку по критерию. Каждый показатель оценивается в баллах, оценка по критерию равна сумме оценок показателей, входящих в него. Оценка качества кредита равна сумме оценок всех критериев.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все приведенные методики носят формализированный характер, так что при оценке возможности кредитоспособности заемщика огромную роль играет профессионализм служащих банка. Кредитный инспектор как сотрудник, несущий непосредственную ответственность за работу с конкретным заемщиком, должен быть уверен в том, что клиент сознает моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. Зачастую намерения заемщика раскрываются в ходе анализа цели кредитования, указанной в заявке. Кредитный инспектор должен удостовериться в том, что клиент точно указал, на что будут использоваться полученные средства, а также оценить, насколько указанная цель согласуется с кредитной политикой банка и существует ли у заемщика искреннее желание выплатить кредит. Опытные кредитные инспектора советуют более молодым коллегам не жалеть времени и лично посетить каждого заемщика, поскольку в беседах зачастую можно оценить характер и искренность заемщика, – это напрямую определяет степень вероятности погашения кредита. Часто опытные кредитные инспектора сами заполняют заявку вместо того, чтобы позволить заемщику сделать это самостоятельно. Задавая клиенту, соответствующие вопросы по мере заполнения заявки, квалифицированный инспектор может лучше понять, насколько данная заявка отвечает предъявляемым со стороны банка требованиям к качеству кредитов. Устные ответы клиента могут содержать гораздо больше информации о характере и истинной цели кредитования, чем сведения, изложенные в письменном виде. Инспектора по потребительскому кредитованию обращают особое внимание на увеличение долга относительно ежемесячного и ежегодного дохода клиента. Большинство кредитных инспекторов неодобрительно относятся к появлению «пирамиды долга», когда физическое лицо берет кредит у одного кредитора для уплаты в пользу другого кредитора, а также к значительной или растущей задолженности по кредитным карточкам, частому возврату чеков, выписанных со счета клиента. На основе подобных фактов делается вывод о наличии или отсутствии у клиента навыков управления денежными средствами. Клиенты, у которых подобные навыки отсутствуют, могут взять на себя слишком много долговых обязательств и столкнуться с серьезными кредитование является одним из ключевых направлений деятельности банков, определяющих их судьбу; искусство кредитования – это соблюдение определенных, проверенных практикой правил.

 

 


3. Критерии определения кредитоспособности


Характер клиента

 

Характеристика Значение Оценка
1. Пол Мужчина 0
  женщина 2
2. Возраст, лет от 20 до 29 вкл. от 30 до 40 вкл. от 41 до 55 вкл. возраст * 0,4
3. Брачный статус в браке не состоял(а) в браке 0,5 1
  разведен(а), живет отдельно 0
4. Дети, живущие с клиентом, кол-во до 2-х 3 и более «Кол-во» * 1 1,5
5. Место проживания с родственниками 0
  наниматель, 1
  в собственном жилье 1,5
6. Срок проживания по последнему адре- до 4-х лет «Срок» * 0,8
су, лет свыше 4-х лет 3,5
7. Образование среднее 0
  среднее специальное 0,5
  высшее 1
8. Занятость постоянная 1
  периодическая временная 0,5 0
При постоянной занятости:    
9. Сфера деятельности работодателя производство 0,5
  транспорт добыча полезных ископаемых, 1,5 2
  связь, торговля, услуги финансы 2 3
- иное 0
10. Статус работы неполная ставка 0
  полная ставка 1
11. Стаж работы на данном месте, лет до 4-х лет «Стаж» * 0,7
  свыше 4-х лет 3
12. Должность нет подчиненных 0
  начальник отдела и выше 1
Отношения с Банком    
13. Период ведения текущего счета, лет до 3-х лет «Период» * 0,4
  свыше 3-х лет 1,5
14. Период ведения карточного счета, лет до 3-х лет «Период» * 0,6
  свыше 3-х лет 2
15. Период ведения депозитного счета, лет до 3-х лет «Период» * 0,8
  свыше 3-х лет 2,5
16.1. Погашенные кредиты Банка, кол-во до 2-х лет «Кол-во» * 1
  свыше 2-х лет 3
16.2. Факты просрочки, кол-во   – («Кол-во» *2)
Дополнительные сведения    
17. Наличие судимостей да нет -20 0.
18. Сокрытые факты, случаи предоставле-   -5 * «Кол-во»
ния неверной информации, кол-во    
  Итоговая оценка по критерию Сумма оценок по • применимым параметрам

 

Определении оценки по критерию «Характер клиента» от клиента требуется: по пп. 1–4, 6: общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заемщика;

по п. 5: документ, подтверждающий собственность на жилье или договор аренды (найма) жилья; по п. 7: диплом об образовании;

по п. 9: рекомендательное письмо из организации-работодателя;

по пп. 10, 11, 12: копия трудовой книжки;

по пп. 13–16.1: соответствующие договоры с Банком.

Максимальная сумма баллов по критерию равна 30.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 209.