Тесты по теме: Экономические основы строительного проектирования транспортных сооружений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. В качестве какой модели выступает проект (проектно-сметная документация)?

а) будущей стройки;

б) создаваемого сооружения;

в) выпуска продукции (оказания услуг).

 

2. Что является проблемой вариантного проектирования?

а) ведомственные ограничения, отсутствие разрешения ведомства;

б) низкая прейскурантная стоимость проектных работ;

в) слабое применение информационных технологий.

 

3. За счет чего достигается эффективность типизации проектных решений?

а) анализа вариантов индивидуальных проектов;

б) унификации конструкций и конструктивных решений;

в) сокращения сметной стоимости в сравнении с индивидуальными проектами.

 

4. За счет чего достигается технологичность конструкций и проектных решений?

а) типизации решений;

б) унификации конструкций;

в) механизации, индустриализации производства.

 

 5. Каковы условия сравнения вариантов проектов сооружений?

а) сопоставимость функционального назначения;

б) сопоставимость по объемам услуг;

в) сопоставимость организации производства.

6. На какие объекты разрабатывается ТЭО?

а) важные;

б) сложные;

в) любые.

 

7. Каков критерий выбора варианта проектного решения?

а) минимальная стоимость работ;

б) минимальные эксплуатационные затраты;

в) минимальные совокупные затраты.

 

8. Какие удельные технико-экономические показатели на натуральный измеритель продукции рекомендуются для сравнения вариантов проектных решений?

а) удельный расход ресурсов;

б) удельная себестоимость СМР;

в) удельные капитальные вложения.

 

5.4. Бизнес-планирование

Содержанием бизнес-планирования является анализ и систематизация предоставленных данных, их уточнение у заказчика, расчет финансово-экономических показателей эффективности проекта с использованием компьютерных систем (таких как Project Expert), придание бизнес-плану вида, требуемого инвестором.

По согласованию с заказчиком дополнительно проводятся: маркетинговые исследования рынка (определение объема, особенностей и перспектив рынка, конкурентоспособности предлагаемой продукции или услуг, возможностей продвижения товара), разработка производственно-технической части плана (выбор эффективных технологий и оборудования, поставщиков сырья, материалов и т. д.), определение штатной структуры реализации проекта, определение эффективной схемы реализации проекта, определение эффективной схемы реализации продукции и услуг. Преимуществом этого предложения является высокое качество услуги при весьма умеренной цене.

Бизнес-план - документ, который убедительно демонстрирует способность компании произвести и продать достаточно товаров или услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов), партнеров и, естественно, саму компанию.

Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов, он позволяет удачно «продать» бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).

Для успешного практического применения бизнес-плана, при его составлении необходимо поставить перед собой четко сформулированные цели и задачи.

Подробный и продуманный бизнес-план является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочных целей.

Бизнес-план - документ, общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, с которыми необходимо наладить сотрудничество, и которые ожидают именно такой документ.

В странах с развитой рыночной экономикой решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов, технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный момент времени. Большинство компаний составляет бизнес-план на первый год. В них детально рассматриваются вопросы деятельности фирмы в предстоящие 12 месяцев и очень бегло характеризуются периоды на 1-4 года.

Некоторые фирмы составляют бизнес-план на 3 года, и лишь отдельные фирмы планируют на период свыше 5 лет.

Идея должна быть не только хороша сама по себе, но и хорошо подана (рис. 5.2.).

 

Рис. 5.2. Процедура разработки и подачи бизнес-плана

 

Таким образом бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на определенном товарном рынке. Технология разработки бизнес-плана представлена на рис. 5.3.

 

Рис. 5.3. Технология разработки бизнес-плана.

 

Бизнес-план разрабатывается под руководством и при участии руководителя предприятия. В отдельных случаях привлекаются сотрудники фирм. Часто для составления бизнес-плана используют специалистов со стороны. Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетенции работников фирмы и многих других факторов.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутрифирменного планирования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план, представленный с целью получения небольших и средних инвестиций, не должен превышать по объему 20 страниц.

Бизнес-план, призванный привлечь крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах. Следует заметить, что в указанный объем не включаются приложения, которые должны ограниченно дополнить бизнес-план и подтвердить его реальность.

Инвестиционный бизнес-проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации.

В определении «отдельная система» указывается на целостность проекта и его разграниченность с другими видами бизнеса, а также подчеркивается единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.

Многообразие бизнес-проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т. п.

Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям.

Структура бизнес-плана жестко не регламентирована. Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:

1. Общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности.

2. Содержание.

3. Деловое резюме.

4. Существующая ситуация.

5. Сущность инвестиционного проекта.

6. Анализ рынков и конкурентов.

7. План маркетинга.

8. Инвестиционный план.

9. Производственный план.

10. Организационный план.

11. Финансовый план и показатели эффективности проекта.

12. Оценка рисков проекта.

13. Выводы и предложения, используемые в резюме.

14. Приложения.

Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются наименование и адрес предприятия - инициатора проекта, его название, время разработки бизнес-плана.

Раздел «Общие сведения» содержит основные реквизиты предприятия - инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности.

Важной составляющей этого раздела являются данные о технико-экономическом уровне создаваемого предприятия, производства, предлагаемой к выпуску продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в ней информации.

«Резюме» является кратким отображением сути возможных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований.

Основными составляющими раздела являются:

• обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (услуг) на других предприятиях, производствах, существующих или находящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения аналогичного направления и профиля;

• данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта;

• экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций и т. п.);

• данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т. п.

Резюме пишется в конце составления всех разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.

«Существующая ситуация» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение предприятия - инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции, работах, услугах на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.

Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны. Определено, на какого именно потребителя рассчитана намечаемая к выпуску продукция. Отражена динамика продаж в отрасли и отдельных товаропроизводителей, факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции.

Указанный раздел должен содержать в себе:

• анализ текущего состояния и перспектив развития производств намечаемой к выпуску продукции в отрасли;

• данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;

• географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворенного спроса, тенденции развития рынка).

Раздел «Сущность инвестиционного проекта» включает в себя:

• описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта: ее функциональное назначение, цели предназначения, свойства (в том числе специфические, определяющие достоинства продукции), технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;

• изложение стадий развития проекта - идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания;

• данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по организации сбыта, созданию дилерской сети и т. д.;

• изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;

• аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.

Необходимость анализа рынков сбыта и конкурентов в бизнес-плане обусловлена тем, что даже при самых современных технологиях производства продукции, высоких ее технических свойствах и параметрах она окажется невостребованной, если нет покупателей. Поэтому одной из важных задач при разработке и реализации инвестиционных проектов является определение возможности и объема сбыта намечаемой к выпуску продукции, путей продвижения ее к потребителям, покупателям, определение цен спроса и предложений на нее и на аналогичную, предлагаемую другими товаропроизводителями. А это можно осуществить только на основе анализа рынков.

При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на следующие три вида:

• рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией;

• рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов;

• рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяется ниша создаваемого или реконструируемого предприятия, производства на рынках соответствующей продукции, определяется емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.

В бизнес-плане инвестиционного проекта оценка рынков сбыта производится в такой последовательности: изучение и характеристика рынка - сегментирование рынка - определение потенциальных покупателей - оценка уровней продаж - определение возможностей и путей продвижения продукции - определение прогрессивных форм реализации - определение сети дилеров и посредников в реализации продукции - определение сети гарантийного и послегарантийного обслуживания.

У любой, обладающей высокими качественными параметрами и свойствами, продукции имеется свой аналог-конкурент, и она может быть вытеснена с товарного рынка. В связи с этим при реализации инвестиционных проектов, связанных с производством продукции, оказанием услуг необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента и определить, имеет ли преимущества планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами. Если преимуществ нет, то правильнее от производства рассматриваемой продукции отказаться и проанализировать возможность и целесообразность ориентации на производство другой продукции, по которой имеется неудовлетворенный спрос.

По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:

• качество, технико-экономические показатели продукции, престиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многоплановость использования, надежность, патентная чистота;

• цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т. д.;

• формы сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), системы доставки и складирования;

• система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т. д.);

• система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и условиями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Раздел анализа рынков сбыта и конкурентов содержит сведения:

• об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции, в том числе самостоятельных, их географическом размещении;

• об объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;

• о размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки;

• о путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;

• о стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации, ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, меры по стимулированию сбыта;

• о потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.

Раздел «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана, и иногда их объединяют. Его составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стратегия управления производством, являющаяся надежной основой и условием успешного функционирования и работы предприятий и организаций, - это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продукцию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложения. Указанная стратегия ориентирует товаропроизводителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму отдачи на производственный капитал. Эта задача решается и в рамках обоснований инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, являются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завоевания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.

При осуществлении инвестиционных проектов исследуются рынки не только намечаемой к выпуску продукции, но и рынки инвестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.

Детализированный по всем направлениям маркетинговых исследований, связанных с разработкой и осуществлением инвестиционного проекта, в их логической взаимосвязи и последовательности план называют планом маркетинга.

План маркетинга включает в себя: описание рынков, их основных сегментов; перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм; анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспечение конкурентного преимущества); определение стратегии маркетинга - программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам; меры по контролю маркетинговых исследований.

В случаях, когда инвестиционным проектом предусматривается производство не одного, а нескольких видов продукции, их ассортиментных групп, в связи с чем предстоит работа на нескольких рынках и их сегментах, возможно составление планов маркетинга по каждому виду или ассортиментной группе и даже позиции номенклатурного ряда продукции.

В плане маркетинга целесообразно также прорабатывать вопросы ценообразования. Исследовать следующие проблемы: какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры; обеспечат ли они возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал; в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке; какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены; какой должна быть общая стратегия при установлении цен и т. п.

В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, а также методы стимулирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др. План маркетинга в общем виде включает в себя:

• мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;

• оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

• данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта и данные о возможных маркетинговых посредниках;

• мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

• перечень конкретных покупателей продукции;

• методы стимулирования продаж;

• организация предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.

«Инвестиционный план» представляет собой по сути план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия, производства, технологической линии на расчетную величину использования производственной мощности, а в необходимых случаях — до момента ликвидации их. Если проект относится к категории коммерческих, связанных не с производством, а с приобретением и перепродажей товаров, то инвестиционный план представляет собой календарный план осуществления его по этапам, зависящим от характера товара, масштаба проекта, наличных складских и торговых площадей, необходимости их создания или аренды. В любом случае необходим план осуществления проекта.

В календарном плане осуществления инвестиционного проекта, связанного с новым строительством или реконструкцией, техническим перевооружением зданий, сооружений, производством необходимых строительных и монтажных работ, установкой оборудования отражаются следующие данные:

• перечень этапов предпроизводственной фазы;

• сроки проведения работ по этапам, в том числе отвода или аренды земельного участка, проведения изыскательских и проектных работ, выполнения строительных и монтажных работ, пусконаладочных работ;

• перечень потребного технологического и другого оборудования технологической оснастки, инструмента, в том числе индивидуального изготовления, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;

• программа работ по подготовке кадров;

• прогнозируемые затраты по предпроизводственной фазе;

• план вывода предприятия, производства на проектную и расчетную мощности;

• потенциальные источники и условия привлечения капиталов.

«Производственный план» разрабатывается для инвестиционных проектов, связанных с организацией производства и выпуском продукции. Его цель - определить обеспеченность инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны и показать всем участникам его осуществления, деловым партнерам реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, услуг и расчета производственных мощностей предприятия, производства, технологической линии, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции.

Как правило, производственный план включает в себя следующие подразделы:

• основные требования к технологии и организации производственного процесса;

• применяемая техника и технология производства продукции (описывается какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и раз меры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

• объем производства и производственная база (расчеты производственной или проектной мощности по годам, объемов выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции;

• потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);

• обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства);

• трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

• издержки производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);

•экологическая безопасность - излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность.

«Производственный план» разрабатывается для инвестиционных проектов, связанных с организацией производства и выпуском продукции. Его цель - определить обеспеченность инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны и показать всем участникам его осуществления, деловым партнерам реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, услуг и расчета производственных мощностей предприятия, производства, технологической линии, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции.

Как правило, производственный план включает в себя следующие подразделы:

• основные требования к технологии и организации производственного процесса;

• применяемая техника и технология производства продукции (описывается, какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и раз меры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

• объем производства и производственная база (расчеты производственной или проектной мощности по годам, объемов выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции;

• потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);

• обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства);

• трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

• издержки производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);

• экологическая безопасность - излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят его качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом. К ней относятся:

• структура и объем производственного аппарата, планируемого к использованию в рамках реализации проекта;

• номенклатура и объем производства продукции, услуг; технология производства продукции;

• организация производственных процессов в пространстве и времени;

• показатели трудоемкости выполнения операций и тарифы по оплате труда рабочих основного производства;

• нормы загрузки и производительности оборудования;

• объем и характеристики используемого сырья, материалов, ком­плектующих изделий, в том числе их стоимость;

• потребное количество энергии, пара, топлива, сжатого воздуха и т. д. и стоимость единицы их потребления; перечень услуг сторонних организаций, необходимых для производства и сбыта продукции;

• объем внутренних и внешних перевозок по всем видам грузов и транспорта, тарифы транспортных перевозок и др.

Производственный план необходим не только непосредственно товаропроизводителю, но и другим участникам осуществления инвестиционного проекта. Его данные являются важной составляющей обоснования эффективности проекта, оценки его надежности и, следовательно, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т. д. Производственный план является и одним из важных объектов изучения экспертами при экономической и экологической экспертизе инвестиционных проектов.

« Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта.

Центральное место в данном разделе бизнес-плана — принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: форма (линейная, линейно функциональная, матричная, штабная), функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта. Очень важно определение круга лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по определенному кругу вопросов на соответствующих этапах и участках реализации проекта. Важна также регламентация обязанностей и ответственности отделов, служб и отдельных исполнителей.

В указанном разделе бизнес-плана отражается потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта, требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации, условия принятия на работу, а также принимаемые порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их премирования, участия в распределении прибыли, другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.

Организационный план обычно состоит из подразделов:

• организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и исполнителями);

• требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия и т. д.);

• система материального стимулирования и поощрения руководителей и специалистов.

В начальной части раздела могут указываться: форма собственности, сведения о владельцах предприятия, о партнерах по реализации проекта.

В конце раздела могут также содержаться требования по отбору специалистов, порядку их аттестации, организации повышения квалификации и т. п.

«Организационный план» необходим для планирования работ по осуществлению инвестиционного проекта.

« Финансовый план и показатели эффективности проекта» отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, он также необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации.

Финансовый план содержит:

• план доходов и расходов;

• план денежных поступлений и выплат;

• сводный баланс активов и пассивов.

План доходов и расходов содержит такие показатели, как инве­стиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т. д., сумма валовой прибыли, размер налоговых и других платежей.

План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если окажется, что для какого-либо периода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, то необходимо для этого периода взять финансовые средства в кредит, а если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, то необходимо свободные финансовые средства или дать в кредит какому-либо хозяйствующему субъекту под проценты, или передать банку под депозитный процент на возможный срок.

Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане денежных поступлений и затрат.

Формами заимствований могут быть:

• получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;

• долговое финансирование (получение кредита в банках, и инвестиционных фондах, страховых компаниях и других финансовых институтах);

• лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает у изготовителя основные средства и сдает их инициатору инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.

Важным моментом в прогнозировании сальдо реальных денег является определение размера поступлений и затрат (выплат) по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). Иногда по вполне рентабельным инвестиционным проектам их инициаторы могут обанкротиться по причине того, что в определенный момент осуществления проекта у них не окажется нужных денежных средств для расчетов по услугам и долгам. Если инвестор-предприниматель будет судить о своем успехе только по показателю прибыли, то он также рискует просчитаться, так как деньги на балансе и банковском счете - это не то же, что прибыль. Прибыль - это разность между выручкой (включая дебиторскую задолженность) и произведенными затратами, т.е. потенциальные денежные средства. Сальдо (остаток) реальных денег - это накопленная разность между фактическим поступлением денежных средств и произведенными оплатами, платежами, т.е. это фактические наличные суммы на расчетном счете в банке. Так, погашение долга инвестором не отражается в его инвестиционных затратах или издержках производства, но уменьшает сумму реальных денег.

В сводном балансе активов и пассивов находят отражение все средства, вкладываемые инвестором (инвесторами) в инвестиционный проект, нераспределенная прибыль, получаемая от его реализации. Он составляется на основе данных плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и затрат и характеризует стоимость собственных капиталов, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, материалов и т. п.) и неликвидными (оборудование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность и т. п.)

Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит показатели эффективности, на основании которых инвесторы и другие участники его осуществления принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных путях повышения его эффективности и т. д. При этом помимо показателей экономической эффективности (чистый приведенный доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупаемости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инвестора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов.

«Выводы и предложения» по результатам составления бизнес-плана должны быть по возможности исключительно краткими, но достаточными для общей оценки сущности, целей, задач, результатов осуществления инвестиционного проекта и условий их достижения. На них строится «резюме» бизнес-плана.

«Приложения» содержат все необходимые и достаточные данные, использованные при экономических обоснованиях и составлении бизнес-плана инвестиционного проекта (паспортные характеристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, контрактов, сертификатная и другая документация, экспертные заключения по отдельным техническим и организационным решениям и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст бизнес-плана.

 

Тесты по теме: Инвестиционное проектирование и бизнес-планирование

 

1. Какова главная цель предприятия при решении об инвестировании проекта?

а) достижение высокой нормы прибыльности;

б) достижение высокой производительности труда;

в) приращение капитала фирмы.

 

2. Какие задачи решаются при оценке инвестиционных возможностей проекта?

а) анализ источников инвестиций;

б) анализ платежеспособности предприятия;

в) анализ ресурсных возможностей.

 

3. Какое участие должен принять руководитель предприятия при подготовке бизнес-плана?

а) непосредственное участие в разработке;

б) руководить разработкой;

в) согласовывать бизнес-план, разработанный внешними исполнителями.

4. Каково назначение раздела «Резюме» бизнес-плана?

а) носит рекламный характер;

б) содержит вывод о целесообразности проекта;

в) дает оценку преимущества продукции проекта перед аналогами.

5. Каково назначение раздела «Производственный план» бизнес-плана?

а) отражает производственную программу предприятия;

б) отражает вопросы технологии производства;

в) отражает вопросы организации производства.

6. Каково назначение раздела «План маркетинга» бизнес-плана?

 а) оценивает рынок сбыта;

б) рассматривает схемы продвижения продукции;

в) оценивает конкурентоспособность продукции.

7. Каково назначение раздела «Финансовый план» бизнес-плана?

а) оценивает текущие производственные затраты;

б) оценивает денежные простои (притоки и оттоки);

в) оценивает показатели эффективности проекта.

Планирование производственно-хозяйственной деятельности

Сущность и задачи планирования

Планирование определяет цель, способы и средства достижения цели, дает обоснование и описание деятельности хозяйственного субъекта на установленный период времени.

Планирование – это важнейшая функция управления, которая задает параметры объекта управления для последующего контроля и регулирования. План – это инструмент для принятия управленческих решений.

Планирование – это система взаимосвязанных показателей деятельности предприятия (организации), представленная в удобных для пользователей формах документов.

Планирование в строительной организации состоит в разработке программы производственно-хозяйственной деятельности, включающей планы строительного производства, потребности ресурсов и установлении результирующих показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Основная цель планирования – обеспечение своевременного ввода объектов в действие. Задачами планирования являются определение объемов работ и потребности трудовых, технических, материальных и финансовых ресурсов с распределением объемов работ по периодам времени; разработка мероприятий организационно-технического и социального развития и обоснование показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Принципами планирования являются:

- взаимоувязка производственной программы с рыночным спросом по номенклатуре, ассортименту и объемам строительной продукции;

- комплексный характер планов, отражающих все подразделения и разделы деятельности;

- сбалансированность производственной программы с мощностями и ресурсными возможностями;

- методическая обоснованность планов, включающая предвидение развития ситуации, адаптацию к сложившейся конъюнктуре рынка, оптимизацию показателей разделов плана;

- сочетание нормативного подхода для обоснования показателей деятельности и реальных возможностей в использовании ресурсов;

- соответствие заданий техническим требованиям и договорным обязательствам по генподряду, субподряду и поставкам ресурсов;

- непрерывность и взаимозависимость планов разных временных уровней;

- достижение обоснования показателей прибыли и рентабельности производства, обеспечивающих самоокупаемость и финансовую устойчивость предприятия.

Необходимость планирования обусловлена установлением четкой определенности по объемам, срокам выполнения работ и потребности ресурсов, а также снижением неопределенности в реагировании на изменение рыночной ситуации.

В настоящих условиях рынка план в строительной организации должен быть адаптивным, индикативным, внутрифирменным.

В зависимости от горизонта планирования различают долгосрочные планы (на пять и более лет), среднесрочные (на два – три года) и краткосрочные (на год и меньшие периоды). Следует также выделить перспективные, текущие и оперативные планы. Перспективные (долгосрочные и среднесрочные) планы должны отражать стратегию развития строительного предприятия. Они включают разделы по формированию портфеля заказов, повышения мощности организации, инновационного технического развития, направления социального развития коллектива (подготовка кадров, обучение смежным профессиям, улучшение бытовых условий строителей и др.). По мере стабилизации экономики страны роль перспективных планов возрастает. Для разработки стратегии строительной организации проводятся маркетинговые исследования, изучается схема развития отрасли, анализируются результаты деятельности предприятия. Далее подготавливается прогноз развития предприятия на основе предвидения перспективы. Разрабатываются производственная, маркетинговая, финансовая стратегии развития предприятия.

Внутрифирменный план разрабатывается как комплекс документации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Его можно считать одним из вариантов бизнес-плана для деятельности предприятия в целом, как совокупности инвестиционных проектов.

 

Годовое внутрифирменное планирование

Годовое внутрифирменное планирование относится к текущему и детализируют решения перспективных планов. Технико-экономические показатели в нем рассчитываются в целом на год с разбивкой по кварталам и месяцам года. Годовой план включает совокупность разделов функциональной деятельности строительной организации. Он включает документы:

- план строительного производства (производственная программа);

- план технического развития и повышения эффективности производства;

- план по труду и заработной плате;

- план механизации;

- план материально-технического снабжения и комплектации;

- план себестоимости и прибыли;

- план подсобных производств;

- план собственных капитальных вложений;

- финансовый план;

- план социального развития.

Разработке перспективного и годового планов предшествует проведение маркетинговых исследований. Изучается конъюнктура рынка и, прежде всего, спрос на строительную продукцию применительно для конкретного предприятия. Проводится сегментация рынка по группам потребителей – заказчиков, по направлениям строительства. Оцениваются финансовые возможности инвесторов. Изучаются рынки занятые строительными предприятиями, а также смежные рынки возможные для освоения. Рассматриваются реальные или потенциальные конкуренты, их поведение на рынке, слабые и сильные стороны. Анализ деятельности строительных предприятий в сравнении с конкурентами проводится по результатам проведения подрядных торгов.

Основным разделом годового плана является производственная программа (план строительного производства). На основе этой документации разрабатываются все остальные разделы годового плана. Сначала формируется портфель заказов строительной организации, т.е. набор инвестиционных проектов предложенных заказчиками. Проекты следует классифицировать по признакам: отраслевому, воспроизводственной структуре капитальных вложений, источникам инвестиций, пусковым и задельным.

Производственная программа должна быть сбалансирована с мощностью строительной продукции. Под производственной мощностью строительной организации понимается максимальный годовой объем работ выполняемый собственными силами при полном использовании трудовых и технических ресурсов. Однако, в условиях открытых систем строительных организаций не замкнутого типа при разработке производственной программы следует учитывать и временно привлеченные мощности, т.е. использование временных рабочих по найму и взятые на прокат или в аренду технические средства. Привлеченная мощность рассчитывается как прогнозная, используются данные прошлых периодов.

 М = Мстр + Мприв; (5.9)

 

где М, Мстр, Мприв - мощность полная, строительной организации, привлеченная.

 

Методом годового внутрифирменного планирования должно быть технологическое моделирование на базе применения организационно-технологических моделей (календарных планов). В качестве организационно-технологических моделей рекомендуется принять сетевые или календарные графики. Эти графики отражают технологию и последовательность выполнения работ. Они содержат характеристики продолжительности и сроков работ. Используется информация о требуемых сроках начала и окончания строительства объектов со стороны инвесторов. Для каждой работы определяются физические объемы выполнения, потребность ресурсов (трудовых, технических, материальных, финансовых).

Календарный план строительной организации – расписание работ по объектам, участкам; уточняющее сроки и очередность возведения отдельных объектов, взаимоувязывающее работу организаций-исполнителей участников строительства. Сначала составляется укрупненный линейный календарный график строительства объектов представленный в форме совокупности лент для каждого объекта на диаграмме с завершением в сроки требуемые инвесторами (заказчиками). При определении последовательности включения графиков объектов в сводный календарный план строительной организации, сроков начала и окончания их возведения учитываются пожелания инвесторов (заказчиков). При этом в случае превышения объемов работ над мощностью строительной организации в любой момент времени регулируется очередность, начало включения графиков объектов в расписание и планируемый объем СМР по объекту в соответствии с установленными приоритетами. Правилами установления приоритетов является ранжирование объектов с убыванием по критерию важности:

- объекты федерального назначения важнейшие для национальной экономики;

- объекты важнейшие регионального назначения;

- объекты пусковые;

- объекты переходящие с предыдущих периодов.

Установление соответствия требований инвесторов строительной организации общенациональным интересам при наборе плана обеспечивается с помощью регуляторов организационно-экономического механизма (конкурентной системы, стимулов в надбавках к ценам и др.).

В качестве критериев по временному распределению стоимостных объемов работ для графиков используются нормативы СНиП 1.04.03 – 85. (нормы продолжительности и заделов в строительстве объектов и комплексов). В случае отсутствия данных по заданным объектам указанные объемно-временные параметры нарастающим итогом берутся по данным объектов-аналогов. Например, при строительстве объекта в срок шесть месяцев коэффициенты нарастающим итогом могут выглядить так:

13 30 47 68 85 100

 

Рабочие календарные планы строительства объектов фиксируют сроки выполнения и продолжительности отдельных работ, служат для планирования стоимостных объемов работ.

Производственная программа включает документы:

- план ввода объектов в действие;

- план подрядных работ;

- план объемов СМР по заказчикам и подрядчикам;

- ведомость физических объемов работ.

В плане ввода объектов в действие даются натуральные показатели производственных мощностей и других характеристик объектов введенных в эксплуатацию.

В плане подрядных работ дается распределение стоимостных объемов работ выполняемых собственными силами. Критерием его разработки является полное использование во времени трудовых и технических ресурсов. График использования трудовых ресурсов может выглядеть так.

 

 

 

Рис. 5.4 Фрагмент графика движения рабочей силы строительной организации

 

План объемов СМР по заказчикам и подрядчикам должен быть согласован со всеми участниками, что получает отражение в договорах подряда и субподряда.

Ведомость физических объемов работ дается по укрупненной номенклатуре (15 – 20 позиций).

В плане технического развития и повышения эффективности разрабатывается комплекс мероприятий инновационного характера. Мероприятия направлены на обеспечение роста производительности труда, снижение себестоимости СМР, а также повышение прибыли строительной организации. Показатели повышения эффективности производства определяются:

 (5.10)

 (5.11)

где ,  - показатели выработки и экономии себестоимости на планируемый период строительной организации;

,  - показатели выработки и себестоимости в предшествующие годы;

,  - нормативы прироста выработки и себестоимости на единицу объема i – мероприятия.

ni – количественные показатели объемов i – мероприятий.

Нормативы роста выработки и снижения себестоимости принимаются по данным опыта применения мероприятий. Прирост выработки и экономии себестоимости определяются в соответствии с требуемыми показателями технического развития, установленных самой строительной организацией.

В плане по труду и заработной плате определяются показатели выработки на одного работника (рабочего), численности работников (рабочих), фонда их заработной платы и среднемесячной их заработной платы. Показатели рассчитываются с распределением их по периодам времени: кварталам, возможно месяцам.

Показатели выработки на одного рабочего в стоимостном измерении определяются способами:

- по данным выработки предыдущего года (периода) с внесением коррективов на изменение уровня цен, на изменение структуры работ, на рост производительности труда за счет разработанных организационно-технических мероприятий;

- на основе определения нормативной трудоемкости работ по планово-производственным нормам действующим в строительной организации или сметным нормам (ГЭСН, ТЕР). Дневная выработка на 1 рабочего рассчитывается:

 (5.12)

где  - сметная стоимость выполнения работ строительной организации на планируемый период;

 - трудоемкость планируемых работ в чел-дн.

Численность рабочих Чр рассчитывается на основе показателей дневной выработки на одного рабочего и фонда рабочего времени в днях по его балансу (Фрв).

 (5.13)

Численность инженерно-технических работников, специалистов и служащих определяется по прогрессивным нормативам строительной организации, чаще в процентах от численности рабочих.

Фонд заработной платы рассчитывается способами:

- по данным планового (фактического) фонда оплаты труда предыдущего года (периода) с корректировкой показателя по изменению объемов и структуры работ с учетом роста заработной платы, обусловленного инфляцией и факторами социального развития;

- на основе применения нормативного метода с определением фонда оплаты труда по планово-производственным или сметным нормативам и физическим объемам работ, учитывая компенсирующие и стимулирующие выплаты.

Фонд заработной платы и среднемесячная заработная плата планируются дифференцированно по периодам года по данным сложившегося различия в предшествующие периоды (годы).

В плане механизации определяются объемы работ выполняемых механизированным способом, выбираются типы машин, рассчитывается потребность технических средств и время их использования, устанавливается способ приобретения или привлечения механизмов, рассчитываются затраты на эксплуатацию машин и механизмов.

Потребность в механизмах определяется по данным их директивной выработки (укрупненных нормативов на годовой период) или характеристик эксплуатационной производительности технических средств. При больших объемах работ и использовании собственных технических средств их потребность рассчитывается с учетом полной нормативной загрузки механизмов в течении года. В случае ограниченных объемов работ предусматривается привлечение технических средств путем взятия их в аренду или на условиях проката.

Расчет затрат на эксплуатацию машин определяется для собственных средств по планово-учетным ценам расчета себестоимости затрат, а для привлеченных средств по планово-расчетным ценам действующим в организациях-арендодателях (управлениях механизации).

В плане материально-технического обеспечения и комплектации определяются потребность материальных ресурсов (материалов, конструкций, изделий) в целом для строительной организации на год и по направлениям использования, источники покрытия потребности ресурсов, разрабатывается нормативно-технологическая документация по комплектации материальных ресурсов, рассчитываются затраты на приобретение ресурсов.

Потребность материальных ресурсов определяется по данным физических объемов работ и использования производственных или сметных норм расхода ресурсов.

Потребность конструкций, изделий определяется по спецификациям рабочих чертежей проектной документации. Потребность материальных ресурсов рассчитывается по направлениям использования: на выполнение СМР собственными силами, для передачи субподрядным организациям, для ремонтных работ, для подсобных производств и др. Источниками покрытия являются получение ресурсов от заказчиков, через посредников, по прямым договорам изготовителей, от подсобных производств и др. Составляется баланс потребности и источников покрытия, в котором регулируются переходящие запасы для смежных плановых периодов.

Документация по комплектации предусматривает организацию синхронной поставки материальных ресурсов от разных поставщиков для работ (технологических этапов) в соответствии с технологической последовательностью по графику. Составляются графики комплектации ресурсов, графики поставки отдельных видов ресурсов. Затраты на приобретение материальных ресурсов определяются по текущим отпускным ценам на них от конкретных поставщиков с учетом транспортных и других сопутствующих расходов.

В плане себестоимости СМР рассчитываются издержки производства и реализации продукции на выполнение заданных объемов работ года строительной организации. В себестоимость работ включаются затрат непосредственно связанные с производством СМР, затраты относимые к использованию производственного сырья, затраты на обслуживание производственного процесса, расходы по организации и подготовке производства.

Себестоимость СМР может рассчитываться следующими способами:

- путем калькулирования затрат с использованием ресурсного метода ценообразования с расчетом расхода ресурсов в натуральном выражении и учета текущих цен на эти ресурсы. Определение расхода ресурсов осуществляется по физическим объемам работ на основании рабочих чертежей проектно-сметной документации по производственным или сметным нормам расхода (ЕНиР, ГЭСН и др.). Текущие цены берутся по данным предыдущего года, действующих договоров на поставку и вносятся коррективы по прогнозу роста цен. Учитывается экономия себестоимости за счет организационно-технических мероприятий плана технического развития строительной организации;

- факторным способом по данным анализа уровня себестоимости СМР предшествующего года по статьям или элементам затрат и учета изменений расчета показателей по факторам. Изменение уровня расхода ресурсов и изменение уровня цен рассматривается постатейно или поэлементно для установленной структуры затрат оценивается с помощью методов анализа и прогноза развития ситуации в регионе и строительной организации. Учитываются факторы экономии затрат себестоимости плана технического развития строительной организации. Планирование себестоимости СМР целесообразно осуществлять не только в целом для строительной организации, но и для отдельных подразделений: участков, бригад, объектов. Это необходимо для организации коммерческого и хозяйственного расчета. Планирование прибыли состоит в определении конечного финансового результата деятельности строительной организации. Она слагается из результатов от реализации строительной продукции: продажи имущества строительной организации, прибыли от реализации продукции подсобных и вспомогательных производств, внереализационных доходов. Планируется образование и использование чистой прибыли. Формируются фонды накопления, потребления и резервный.

 

Оперативное планирование.

 

Оперативный план корректирует показатели, детализирует решения текущего (годового, внутрифирменного) плана строительной организации. Он разрабатывается на периоды: месяц, неделю с распределением показателей по суткам. Он может разрабатываться на двухмесячный период, на декаду.

Для оперативного планирования целесообразно использовать в качестве организационно-технологических моделей календарные планы-графики по объектам на годовую программу строительной организации. Принципами оперативного планирования являются:

- преемственность годовых, квартальных и оперативных планов;

- скользящий режим планирования с охватом двойного периода деятельности и последующей корректировкой плана второго этапа после завершения первого:

- сбалансирование плана с мощностями и ресурсными возможностями организации;

- увязка функций планирования с другими функциями управления: учетом, контролем и регулированием;

- взаимозависимость ресурсных планов от планов работ.

В основе оперативного планирования - следующие положения:

- ориентация в наборе плана на контрольные цифры годового плана на планируемый отрезок времени;

- учет реальной ситуации на стройплощадке по фактическому фронту выполнения работ;

- необходимость ликвидации отставания по результатам выполнения плана предыдущего периода;

- обязательность включения в план напряженных (критических) работ;

- обеспеченность плана финансовыми ресурсами;

- увязка планов работ с ресурсным обеспечением, то есть с реальным наличием и привлечением рабочих, наличием и возможностями поставки материалов и конструкций, использованием механизмов и транспорта.

Таким образом, оперативное планирование является многокритериальной задачей. Возможно использование метода последовательной оптимизации планов и ранжирования критериев оптимальности по важности.

По данным информации за отчетный предшествующий период определяется выполнение натуральных и стоимостных объемов работ плана. Анализируется ситуация на объектах. Рассматривается состояние выполнения календарных планов-графиков строительства объектов, определяются отставания по срокам графиков по критическому пути. Выявляются причины отклонений.

Графики освоения финансовых средств анализируются по объектам (проектам) и по строительной организации в целом, то есть стоимостные объемы выполненных работ нарастающим итогом. Определяется отставание или опережение стоимостных затрат в фиксированный момент времени по объекту и организации.

Устанавливается наличие рабочей силы на участках и строительных организациях в целом с учетом привлечения временных рабочих. Изучаются возможности поставки материальных ресурсов, в обеспечении механизмами и транспортом.

Для устранения или уменьшения отставания по срокам проводится оптимизация графика по времени за счет сокращения времени путей превышающих установленный срок, увеличивая загрузку их ресурсами. Производится набор работ на планируемый период (месяц, неделю) путем отсечения работ по графику по фронту выполнения на требуемый отрезок времени.

Набор работ проводится по критерию полного использования трудового потенциала участка, организации. Трудовой потенциал

 (5.14)

где  - планируемая численность рабочих;

 - время планируемого периода.

Обеспечивается равномерная загрузка потенциала в планируемый период времени.

 

Рис. 5.5 Фрагмент графика использования трудового потенциала

с загрузкой его на работах.

 

Набор работ рассчитывается по стоимости, то есть определяется сметная стоимость планируемого комплекса работ. Планируемая стоимость сравнивается с контрольными цифрами месячного (недельного) плана. В случае недобора изыскиваются дополнительные ресурсы из внешних источников.

Месячный план составляется в удобной для исполнителей форме. Он включает: наименование работ, объемы (в натуральном и стоимостном выражении), сроки работ. Месячный план составляется для работ, выполняемыми собственными силами в разрезе по участкам, по объектам. Составляются планы – задания для субподрядных организаций. К плану работ рассчитываются показатели по труду: выработка, численность работников, фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата.

На основе плана работ составляются планы материально-технического обеспечения, механизации, транспортных перевозок.

Недельно-суточный план включает более детальную номенклатуру работ, чем в месячном плане. В нем указываются объемы работ в натуральном измерении. Объемы работ распределяются по суткам планируемого периода. К плану работ разрабатываются планы снабжения, механизации, перевозок.

 

Тесты по теме: «Планирование в строительной организации»

 

1. На основе решений каких органов устанавливается целевая установка при внутрифирменном планировании?

а) правительства;

б) совета директоров (правления) предприятия;

в) общего собрания коллектива.

2. На какой стадии планирования формируется портфель заказов?

а) стратегического (перспективного) планирования;

б) текущего планирования;

в) оперативного планирования.

3. Какие ресурсы образуют производственную мощность строительной организации?

а) трудовые ресурсы;

б) материальные ресурсы;

в) технические ресурсы.

4. Какие критерии используются при формировании плана строительного производства?

а) равномерность использования трудовых ресурсов;

б) наилучшее использование материальных ресурсов;

в) обеспечение ввода объектов в действие.

5. Какими способами определяются затраты труда в плане по труду и заработной плате?

а) по физическим объемам работ и ЕНиР;

б) по сметным нормам (ГЭСН) и объемам работ;

в) по планово-производственным нормам и сметным объемам работ.

6. По каким ценам рассчитываются затраты на приобретение ресурсов в плане материально-технического снабжения?

а) по сметным ценам поставщиков (транспортников);

б) по договорным ценам поставщиков (транспортников);

в) по среднеотраслевым региональным ценам на ресурсы.

7. Какими способами рассчитывают затраты себестоимости в плане себестоимости и прибыли?

а) путем вычета из сметной стоимости нормативной прибыли;

б) с помощью факторного анализа учета экономии затрат;

в) методом калькулирования затрат по всем работам.

8. Что является определяющим при подготовке набора работ оперативного плана?

а) наличие материальных ресурсов организации;

б) выполнение заданий квартального плана;

в) обеспечение своевременного ввода объектов в действие.

9. По какой номенклатуре работ составляется недельно-суточный план?

а) стоимостным объемам работ;

б) физическим объемам работ;

в) по укрупненным объемам конструктивных элементов объектов.

Практическое занятие

Формирование производственной программы (план строительного производства) дорожной ремонтно-строительной организации

 

Исходные данные

 

Дорожная ремонтно-строительная организация имела производственную мощность в отчетном году 120 д.е. Прирост мощности на планируемый год предусматривается 10%. Организация выполнила за отчетный год объем работ по генподряду – 150 д.е., в том числе собственными силами110 д.е. Распределение объемов работ собственными силами по кварталам: в I квартале – 15%, во II квартале – 20%, в III квартале – 40%, в IV квартале – 25%.

Формируется портфель заказов на планируемый год, включающий 4 объекта (групп объектов). Объект №1 – переходящий, пусковой. Остаточный объем СМР собственными силами – 30 д.е., по генподряду 45 д.е. Срок завершения строительства – 5 месяцев. Нормы задела (по данным аналогов) помесячно: 12, 28, 48, 76, 100 процентов. Объект №2 вновь начинаемый, пусковой. Объем СМР собственными силами – 40 д.е., по генподряду 60 д.е., продолжительность строительства объекта – 8 месяцев, начало строительства четвертый месяц. Нормы заделов по месяцам: 8, 18, 30, 44, 60, 75, 80, 100. Объект №3 вновь начинаемый, задельный. Объем СМР собственными силами 40 д.е., по генподряду 55 д.е. Продолжительность строительства – 7 месяцев. Срок начала строительства – седьмой месяц. Нормы заделов по месяцам: 10, 21, 35, 50, 69, 85, 100.

Группа объектов №4 собственного строительства (капитальный ремонт, расширение производственной базы и др.). Объекты переходящие, задельные. Объем работ собственными силами 70 д.е. по генподряду 90 д.е. Сроки, продолжительность строительства объектов не регламентированы.

Планируемый годовой объем работ собственными силами – 110 д.е.

Требуется. Составить календарный план строительства объектов на годовую программу дорожной ремонтно-строительной организации, учитывая заданные сроки строительства объектов, нормы заделов и поквартальное распределение объемов работ собственными силами за предыдущий период.

Подготовить формы плана строительного производства.

 

Решение с пояснениями

 

Календарный план строительства формируется с учетом приоритетности объектов по важности и требуемых сроков заказчиками. На основе норм заделов определяются показатели нарастания затрат в процентах:

 

 

где ,  - задел в % на последующий и предшествующий периоды.

В качестве контрольных итоговых сумм объемов СМР собственными силами (С) по кварталам года принимаем процентные соотношения выполнения объемов отчетного года.

 

 

Таблица

Календарный план строительства объектов и освоения капитальных вложений

 

№ объектов

Месяцы, года

I кв

II кв

III кв

IV кв

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1

Пнз 12 16 20 28 24              
С 3,6 4,8 6 8,4 7,2              

2

Пнз         8 10 12 14 16 15 14 11
С         3,2 (0,8) 4 4,8 5,6 (6,6) 6,4 (7,0) 6 5,6 4,4

3

Пнз             10 11 14 15 19 16
С             4 4,4 5,6 6 7,6 (2,5) 6,4 (0)

4

Пнз                        
С   1 1,1       4,4 6 6      

Всего по ДРСУ

%

15

20

40

25

С

16,5

22

44

27,5

 

Таблица

План подрядных работ должной ремонтно-строительной организации

 

Наименование заказчиков, строек, объектов

Сметная стоимость, д.е.

Сроки

Объем подрядных работ

Нач.

Оконч.

Всего

В т.ч. по кварталам

I кв II кв III кв IV кв
Объект №1 45 (30) - май 45 (30) 15 (14,4) 30 (15,6)    
Объект №2 60 (40) май декабрь     4,8 4,8 20 18,4 20 16
Объект №3 40 (30) июль -   - - 18 (14) 10 (8,5)
Группа объектов 90 (70) - - - 2,1 (2,1) - 20 (16,4) -
Всего 200 (185)     139,9 110 17,1 16,5 34,8 22 58 44 30 27,5

Примечание. Планируемые объемы СМР в числителе – генподряд, в знаменателе собственными силами.

Практическое задание

Планирование технического развития

Дата: 2019-07-31, просмотров: 228.