Подгруппа В. Команды копирования типа регистровая пара- регистровая пара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует только 3 команды этой подгруппы. Они копируют значения в указатель стека.

   Мнемоника                16-ный код     

    LD SP,HL                      F9

    LD SP,IX                        DD F9

    LD SP,IY                         FDF9

Эти команды не изменяют содержимое флагов. Заметим, если содержимое регистровой пары надо копировать в другую регистровую пару и эти команды не подходят, необходимо выполнить две команды копирования регистр-регистр. Например, нет команды LD HL,DE, и её заменяют, используя LD H,D и LD L,E. Или содержимое первой регистровой пары может быть сохранено в стеке и затем переписано во вторую регистровую пару.

Подгруппа С. Команды DE,NL.

Существует только одна команда, которая позволяет обменивать содержимое регистровых пар в пределах основного набора регистров.  

 Мнемоника                16-ный код     

EXX DE,HL                     EB

Это очень полезная команда позволяет обменивать содержимое пары DE с содержимым пары HL. Значение флагов не изменяется. Команда используется, когда необходимо, чтобы адрес или двухбайтовая числовая константа из пары DE была записана в пару HK, но содержимое последней не было потеряно.

Подгруппа D. Команды альтернативного набора регистров.

В этой группе 2 команды.

 Мнемоника                16-ный код     

EXX                                   D9

EX AF,A’F                          08

Команда EXX вызывает переключение регистров H,L,B,C,D,E на регистры H’,L’,B’,C’,D’,E’. Команды EXAF,A’F, как следует из мнемоники, переключают рег. A и F на A’ F. Альтернативные регистры часто используются для хранения адресов и данных. Помещенные в альтернативные регистры эти значения сохраняются от искажения и могут быть легко и просто восстановлены.

Группа 4.Команды загрузки регистров из памяти.

В систему Z80 входит много команд, позволяющих находить данные в памяти и затем загружать их в регистры. Все эти команды требуют, чтобы программист указал адрес или пару адресов в памяти, откуда данные должны быть скопированы в регистр-получатель данных.

Команды этой группы лучше рассматривать как команды трех подгрупп в соответствии с методом адресации. Виды адресации:

· косвенная- двухбайтовый адрес уже размещен в адресной регистровой паре;

· непосредственная -действительный адрес указан в двух байтах вслед за кодом операции;

· индексная- адрес данных должен быть вычислен путем сложения значения смещения D с основным адресом, уже содержавшимся в регистровой паре IX или IY.

Подгруппа A .Команды, использующие непосредственную адресацию.  

Мнемоника                    16-ный код

LD A ,(ADDR)                   3A ADDR

LD HL ,(ADDR)                 2AADDR

LD BC ,(ADDR)                 ED 4B ADDR

LD DE ,(ADDR)                 ED 5B ADDR

LD D ,(IX+D)                     DD 5D D 

LD E ,(IX+D)                     DD 5E D

Для команд, использующих пару IY ,надо изменить IX на IY и DD на FD. Ни одна из команд этой группы не меняет флаги.

Группа 5.Команды записи в память содержимого регистра или константы.

Обычно команды этой группы выполняют операции, противоположные тем, которые делают команды группы 4.Команды позволяют содержимое регистров переписывать в память или записывать туда константы. Эти команды лучше рассмотреть по трём группам.

Подгруппа A. Команды непосредственной адресации.

 Мнемоника                    16-ный код

 LD(ADDR) ,A                  32 ADDR

 LD(ADDR),HL                22 ADDR (обычная форма)

                                          ED 63 ADDR (необычная форма)

 LD(ADDR),BC                 ED 43 ADDR

 LD(ADDR),DE                 ED 53 ADDR 

 LD(ADDR),IX                   ЕD 22 ADDR

 LD(ADDR),IY                   ЕD 22 ADDR

 LD(ADDR),SP                  ЕD 73 ADDR

Приведённые команды приводят только непосредственную адресацию и важно заметить, что нет команд для записи в память констант. Если это необходимо, константа предварительно должна быть загружена в регистр A. Затем выполняется LD(ADDR),A. Команды типа LD(ADDR),HL-фактически двойные команды: LD(ADDR),L и LD(ADDR+1),H. Команды подгруппы часто используются для сохранения адресов и значений в памяти, когда эти значения используются как переменные. Например, часто используется LD(RAMTOP),HL, где RAMTOP -метка пары адресов памяти, используемых для хранения текущего значения верхней границы памяти. Выборка текущего значения верхней границы может быть позднее выполнена команда 4 группы, например:

LD HL,(RAMTOP).

Подгруппа B. Команды косвенной адресации.

Команды этой подгруппы позволяют копировать содержимое регистров в память, адрес которой содержится в регистровой паре HL,BC или DE.

существует также команда записи однобайтовой константы по адресу, указанному в паре HL.

Мнемоника                    16-ный код

LD(HL),A                         77

LD(BC),A                         02

LD(DE),A                         12

LD(HL),X                         74

LD(HL),L                         75 

LD(HL),B                         70

LD(HL),C                         71

LD(HL),D                         72

LD(HL),E                         73 

LD(HL),+DD                     36DD

Подгруппа C. Команды индексной адресации.

Мнемоника                    16-ный код

LD(IX+D),A                      DD 77 D

LD(IX+D),H                      DD 74 D

LD(IX+D),L                      DD 75 D

LD(IX+D),B                      DD 70 D

LD(IX+D),C                       DD 71 D

LD(IX+D),E                      DD 73 D

LD(IX+D),+DD                  DD 36 DDD                                                                                      

Для команд, использующих IY-регистровую пару, надо изменить IX на IY и DD на DF.

Группа 6.Команды сложения.

Эта группа команд выполняет арифметические действия. Команды сложения позволяют программисту прибавить( в абсолютной двоичной арифметике) заданное число к регистровой паре, регистру или индексному адресу памяти.

Команды этой группы могут быть побелены на 3 подгруппы:

· команды ADD;

· команды INC. Специальные случаи сложения, когда к числу прибавляется 1;

· команда ADC. Значение флага переноса прибавляется к результату. Флаг переноса -это один из битов регистров флагов, который используется для сигнализации о том, было ли при выполнении последней арифметической операции переполнение регистра или байта памяти. 

Команды ADD и ADC меняют флаг переноса, а INC-не меняет.

Подгруппа A. Команды ADD.

 Мнемоника                    16-ный код

 ADD A,+DD                        C6 DD

 ADD A,A                              87

 ADD A,H                              84

 ADD A,L                               85

 ADD A,B                               80

 ADD A,C                               81

 ADD A,D                               82

 ADD HL,HL                          29

 ADD HL,BC                          09

 ADD HL,DE                          19

 ADD HL,SP                           39

 ADD IX,IX                              DD 29

 ADD IX,BC                             DD 09

 ADD IX,DE                              DD 19

 ADD A,E                                  83

ADD A,(HL)                               86

ADD A,(IX +D)                           DD 86 D

Для команд использующих IY регистр, надо поменять IX на IY и DD на FD.

Подгруппа В. Команды INC.

Команды этой группы позволяют прибавить 1 к регистру, ячейке памяти или паре регистров. Во всех случаях флаг переноса не изменяется.

 Мнемоника                    16-ный код

INC A                                  3C

INC H                                  24

INC L                                   2C

INC  B                                  04

INC C                                  0C

INC D                                  14

INC E                                   1C

INC (HL)                              34

INC (IX+D)                          DD 34 D

INC HL                                23

INC BC                                03

INC DE                                 13

INC SP                                 33

INC IX                                  DD 23

INC IY                                  FD 23

Подгруппа С. Команды ADC.

 Мнемоника                    16-ный код

 ADC A,+DD                        CE DD

 ADC A,A                              8F

 ADC A,H                              8C

 ADC A,L                               8D

 ADC A,B                               88

 ADC A,C                               89

 ADC A,D                               8A

 ADC A,E                                8B

 ADC A,(HL)                            8E

 ADC A,(IX+D)                          DD 8E

 ADC A,(IY+D)                          FD 8E

 ADC HL,HL                             ED 6A

 ADC HL,BC                            ED 4A

 ADC HL,DE                            ED 5A

 ADC HL,SP                            ED 7A

Команды этой группы позволяют сложить два числа вместе с текущим значением флага переноса. Все команды этой группы меняют флаг переноса. Он сбрасывается, если операция ADC не даёт переполнения, и устанавливается если даёт.

Группа 7.Команды вычитания.

Команды вычитания позволяют вычисть заданное число из одинарного регистра, пары регистров или индексного адреса памяти. Команды этой группы полезно разделить на три группы, каждая из которых имеет свою мнемонику:

· команда SUB;

· команда DEC. Специальный случай вычитания, когда из числа вычитается 1;

· команда SBC. Значение флага переноса вычитается из результата. Все команды SUB и SBC изменяют флаг переноса в зависимости от того, требовался ли двоичный заём. Команда DEC оставляет флаг переноса без изменения.

Группа 8.Команды сравнения.

Команды этой группы используют очень часто во всех программах. Они позволяют программисту сравнить значение, находящееся в регистре A, с константой, значением в регистрах и области памяти. Команды выполняют операцию вычитание без переноса, без запоминания результата вычитания и только устанавливают флаги в регистре флагов. Первоначальное значение в регистре А не изменяется. Флаг переноса устанавливается, как при операциях вычитания. Сравнение, которое >=,сбрасывает флаг переноса, а < устанавливает. Команды этой группы -команда одинарного сравнения.

 Мнемоника                    16-ный код

 CP +DD                         FE DD

 CP A                               BF

 CP H                              BC

 CP L                               BD

 CP B                               B8

 CP C                               B9

 CP D                               BA

 CP E                                BB

CP (HL)                             BE

CP (IX) +D                         DD BED

CP (IY) +D                         FD BED

Группа 9.Команды логики.

Это команды AND, OR, XOR .Они переменяются к регистру А и другой заданной переменной. Операция выполняется побитно, и 8-битовый результат возвращается в регистр А.

Подгруппа А. Команда AND.

Логическая операция выполняется над двумя двоичными цифрами и результат равен 1,только если оба тестируемых биты установлены. В противном случае результирующий бит равен 0.Командой AND удобно сбрасывать биты 0-7 регистра А. Этот процесс называется демаскированием и позволяет проверять определённые биты байта данных.

 Мнемоника                    16-ный код

 AND +DD                         E6

Подгруппа B. Команда OR.

Логическая операция “или” выполняется над двумя двоичными цифрами, и результат равен 1,если одна или обе цифры установлены. В противном случае бит результата сброшен.

 Мнемоника                    16-ный код

 OR +DD                            E6 DD

Подгруппа C. Команда XOR.

При работе команды проверяются два разряда. Если хотя бы один из них, но не вместе, установлен в единицу, то результирующий бит устанавливается также в 1,иначе результирующий бит сбрасывается.

Группа 10.Команда DJNZ.

Единственная команда в этой группе является одной из самых полезных и самой широко используемой в Z80.Работа этой команды может быть уподоблена циклу FOR-NEXT программы бэйсик следующего вида: FOR B=X TO 0 STEP-1:NEXT B

в этом цикле переменной “B” присваивается значение X. Затем с каждым проходом цикла она уменьшается до тех пор, пока не достигнет значения 0.Команда DJNZ используется подобным же образом.

Группа 12. Команда стека.

В большинстве программ машинных кодов осуществляется активное использование машинного стека: программистом в качестве места где можно хранить данные, микропроцессором- для сохранения адресов возврата. Команда, которые образуют эту группу, можно разделить на две подгруппы для пользователя и три подгруппы для микропроцессора.

Подгруппа А.PUSH и POP

Эти команды позволяют программисту по PUSH сохранить 2 байта данных в машинном стеке, а по POP-копировать 2 байта из машинного стека. Эти 2 байта данных должны копироваться в строго определенную пару регистров, но важно знать, что не производится никакой записи, которая указывала бы, к какому из двух регистров какой байт данных принадлежит.

Когда выполняется команда PUSH, указатель стека предварительно уменьшается, чтобы указать на свободный адрес, и в стек копируется содержимое старшего регистра. Затем указатель стека уменьшается вторично, и величина из младшего регистра копируется в стек. Противоположные действия имеет место во время выполнения команды POP.

Подгруппа B. Команды CALL.

Действие команд CALL следующие:

1.Текущее значение счетчика команд, т.е. адрес первой ячейки после ADDR, сохраняется в стеке. Указатель стека изменяется как в случае команды PUSH. Старший байт счетчика команд сохраняется в стеке над младшим байтом.

2.Адрес ADDR затем записывается в счетчик команд, и выполняется программа.

3.По команде RET осуществляется возврат из программы.

Подгруппа C. Команды RET.

По команде RET адрес возврата из машинного стека побайтно восстанавливается в счетчике команд. При этом указатель стека дважды модифицируется в сторону увеличения. Важно понимать, что восстановленный адрес возврата из машинного стека не обязательно тот, что был в начале помещен туда командой CALL.

Подгруппа D. Команды RST.

Последняя подгруппа команд в этой группе содержит специальную команду RST или команду “повторный пуск”.Эти команды являются аналогичные командам CALL, но не требуют, что адрес определялся.

Группа 13.Команды сдвига.

Набор команд Z80 имеет большое число команд для сдвигов битов определенного байта. Эти команды очень полезны. Тем более, что все они сдвигают биты через флаг переноса. Сдвиг байтов влево удваивает величину ,записанную в этом байте (регистре),старшие биты при этом не теряются. Во время сдвига вправо величина делится пополам.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 167.