Специальные упражнения при бронхоэктатической болезни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Выполнять наклоны, повороты туловища (на которые отводится до половины времени всего занятия).

2.Выполнять упражнения на диафрагмальное дыхание.

3. Выполнять все упражнения по освоению с водой, обращая внимание на изучение выдохов в воду.

4. Плавание при помощи движений ногами с дыханием (см. рис. 20). Вдох быстрый, выдох медленный, полный.

 

Рис. 30. Специальные упражнения, применяемые при заболеваниях дыхательной системы

 

 

5.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки опущены. Развести руки в стороны—вверх — вдох, поставить ладони на нижнебоковые участки груд­ной клетки, постараться сдавить их, присесть — выдох в воду (рис.30, 1).

6.И. п. — лежа на воде на груди, держаться прямыми руками за бортик. Сделать вдох, опустить голову в воду и, подтягивая ноги и принимая положе­ние «в группировке» (руки не отпускать), медленно выдохнуть (рис.30, 2). 15—20 раз.

Пневмония — воспаление легких, возникающее самостоятель­но или как осложнение после другой болезни. Пневмония может быть острой или хронической, очаговой (воспаление отдельных участков легких) или крупозной (значительной их части). Симпто­мы протекания болезни:

- слабость, бледность, снижение аппетита;

- жар, озноб, повышение температуры до 39 — 40 °С;

- появление кашля, мокроты, влажных хрипов;

- изменение частоты и характера дыхания;

- нарушение работы сердечно - сосудистой, нервной и других систем;

- сильная колющая боль в груди, усиливающаяся при дыхании.

При заболевании наблюдаются рефлекторно поверхностное ды­хание, недостаточная вентиляция легких, слабая экскурсия груд­ной клетки, недостаточная глубина дыхательных движений, разви­тие застойных явлений в легких. При воспалении больших участ­ков в патологический процесс может вовлекаться и миокард. Хроническая пневмония — это длительное заболевание с периодами обострений и ремиссий.

Методика лечебного плавания

 Задачи лечебного плавания:

- усиление крово- и лимфообращения в легких для ускорения рассасывания воспалительного экссудата и предупреждение ослож­нений;

- способствование более полному выведению мокроты;

- укрепление дыхательных мышц, увеличение экскурсии лег­ких и ЖЕЛ, нормализация механизма дыхания;

- адаптация организма к физическим нагрузкам.

 Временным противопоказанием к занятиям в бассейне могут быть сильные боли, наличие осложнений. Занятие длится до 25 мин под обязательным контролем инструктора.

 

Специальные упражнения при пневмонии

1. Выполнять общеразвивающие упражнения на все мышечные группы (в том числе и в ходьбе).

2. Выполнять наклоны, повороты туловища в сочетании с правильным дыханием.

3. Выполнять все упражнения по освоению с водой, обращая внимание на изучение выдохов в воду.

4. Плавание при помощи движений ногами с дыханием (см. рис.20). Вдох быстрый, выдох медленный, полный.

5. И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки опущены. Развести руки в стороны—вверх — вдох, охватить себя руками, или обнять, присесть — выдох в воду (рис.30, 3).

6. И. п. — лежа на воде на груди, держаться прямыми руками за бортик. Сделать вдох, опустить голову в воду и, подтягивая ноги, принять положе­ние «в группировке» (руки не отпускать), медленно выдохнуть (см. рис.30). 15—20 раз.

 

Плеврит — воспаление плевры (листков, покрывающих лег­кие, внутреннюю часть грудной клетки и т.д.) обычно с образо­ванием патологической жидкости, часто являющееся осложне­нием после других заболеваний. При большом количестве жид­кости грудная клетка принимает положение на вдохе с выбуха­нием грудной стенки на больной стороне, как следствие, умень­шается ее экскурсия и ЖЕЛ. Характерные симптомы протекания болезни:

- острая колющая боль, которая усиливается при глубоком вдохе и кашле;

- поверхностное дыхание, одышка (особенно при движениях).

    В процессе выздоровления наблюдается рассасывание жидкости (экссудата) и образование плевральных сращений, или спаек, которые нарушают функции дыхательного аппарата. Спайки часто становятся причиной развития сколиоза, западения соответству­ющей половины грудной клетки. Кроме дыхательного аппарата в патологический процесс вовлекаются сердечно - сосудистая систе­ма, органы пищеварения, печень.

Методика лечебного плавания

Задачи занятий лечебным плаванием:

- активизация крово- и лимфообращения, способствующая рас­сасыванию экссудата и ликвидации воспалительного процесса;

- предупреждение образования спаек или их растягивание;

- восстановление нормальной подвижности легких и правиль­ного механизма дыхательного акта;

- повышение общего тонуса и эмоционального состояния боль­ного.

Боли при дыхании и движении не являются полным противо­показанием к занятиям. Время занятия постепенно увеличивается до 40 мин, интенсивность повышается.

 

Специальные упражнения при плеврите

1. Выполнять разгибание туловища назад с одновременным поднимани­ем рук, наклоны и повороты с отведением рук в стороны.

2. Принять положение свободный вис, находясь лицом к высокому борти­ку и держась за него руками. Если дно мешает выпрямить ноги, поджать их.

Выполнять подтягивания из воды, держась за высокий бортик (хват широ­кий, при подтягивании прогнуться, отвести ноги назад) (рис.30, 4).

3. Плавательные упражнения с медленным полным выдохом.

4. Лежание на воде с кругом в ногах и доской в руках (см. рис. 26). Рас­слабиться. Постараться дышать правильно и реже: полный вдох, максималь­ный длинный выдох, пауза.

5. И. п. — стоя у бортика на глубине — вода до груди, выполнять махо­вые, рывковые движения руками в сочетании с дыханием.

Пневмосклероз — разрастание соединительной ткани в легких как осложнение при других ХНЗЛ. Больные жалуются на кашель, по мере развития болезни появляются одышка, приступы уду­шья, сочетающиеся с кашлем. Характерная черта данного заболе­вания — наличие легочной недостаточности; при хроническом застое в малом кругу кровообращения наблюдается сердечная не­достаточность.

Методика лечебного плавания

Задачи лечебного плавания:

- установление нормального соотношения дыхательных фаз;

- укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвиж­ности грудной клетки и позвоночника;

- развитие ритмичного дыхания с тренировкой углубленного вдоха и удлиненного выдоха;

- развитие диафрагмального дыхания;

- повышение адаптации аппарата внешнего дыхания и сердеч­но - сосудистой системы.

 

Специальные упражнения при пневмосклерозе

1.Выполнять наклоны, повороты туловища в сочетании с прогибанием и правильным дыханием.

2.Лежание на воде с кругом в ногах и доской в руках (см. рис.26). Рассла­биться. Стараться дышать правильно, выполняя диафрагмальное дыхание.

3.И. п. — «Звездочка» на спине. Сделать глубокий вдох, выполнить уп­ражнение «Стрелка», переворот на грудь и «Поплавок» с максимально дол­гим выдохом в воду.

4.Плавание кролем в полной координации с дыханием 3: 3, с помощью одной руки с дыханием, брассом с дыханием в каждом цикле и через один.

5.У бортика выполнять глубокий вдох и удлиненный выдох в воду (см. рис.2).

При всех ХНЗЛ во втором периоде ЛФК при выполнении уп­ражнений в воде и обучении плаванию ЧСС на занятии не должна превышать 110 уд./мин (такое значение должно сохраняться не более 1 мин). В третьем периоде ЛФК допустимая ЧСС — в преде­лах 150 уд./мин (после предварительной подготовки для лиц с вы­сокими функциональными показателями и стойкой ремиссией за­болевания).

Примерный комплекс упражнений № 20, применяемый в третьем периоде ЛФК при ХНЗЛ

1. Ходьба с дыхательными упражнениями. 1 мин.

2. И. п. — стоя на дне — вода до груди, развести руки в стороны, про­гнуться назад — максимальный вдох, нагнуться вперед, скрестно охватив руками грудную клетку — медленный выдох в воду (см. рис.30). 5—6 раз.

3. И. п. — стоя, руки на поясе. Повернуться вправо с одновременным от­ведением правой руки в сторону — вдох, вернуться в и. п. (см. рис.9). То же, но в другую сторону. По 5—6 раз в каждую сторону.

4. На минимальной глубине выполнять передвижение вперед прыжками двумя ногами на расстояние 10—15 м (рис. 31, 1).

5. У бортика выполнять выдохи в воду (см. рис.2). 10 раз.

6. Игра «Чехарда». И. п. — стоя на небольшой глубине, наклоняться вперед, руки упираются в колени. Стоящий сзади перепрыгивает через впереди-
стоящего (прыжок ноги врозь). 2 мин.

7. Скольжения на спине и на груди с выдохом в воду. 1 мин.

8. Плавание на спине с помощью движений ногами брассом и одновре­менным гребком двумя руками, брассом на спине. Строго соблю­дать последовательность: пронос рук над водой, сгибание ног в коленях — вдох, гребок руками и толчок ногами, скольжение — выдох. 150 м. Темп сво­бодный (рис.31, 2).

9. И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки опущены, ладони прижа­ты к туловищу. Выполнять упражнение «Насос»: при наклоне повернуть го­лову в одноименную сторону с выдохом в воду (см. рис.2). По 3—4 раза в каждую сторону.

10.Плавание на спине 50 м с помощью движений ногами брассом.

11.И. п. — стоя лицом к высокому бортику, взяться за бортик руками ши­роким хватом и осторожно подтянуться из воды — вдох, вернуться в и. п., опуститься с головой под воду, расслабиться — длинный выдох (см. рис. 4). 8—10 раз.

12.Плавание брассом на груди в полной координации, обращая внима­ние на полный длинный выдох. 100—150 м.

13.

 

И. п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч. Руки пря­мые, ладони лежат на конце палки, второй конец палки упирается в носки.

Сделать вдох, потянуться руками вперед. Опустив лицо в воду, сделать длин­ный выдох. Вернуться в и. п. (см. рис.2). 5—6 раз.

 

 

Рис. 31. Специальные упражнения из примерного комплекса № 20, применяемые в третьем периоде при ХНЗЛ

 

14.Подныривания под дорожку с выдохом в воду (см. рис.27). 6—8 раз.

15.И. п. — лежа на воде на груди, держаться вытянутыми руками за бор­тик. Подтянуться к бортику — вдох, вернуться в и. п. — выдох (см. рис.21). 10 раз.

16.И. п. — стоя, руки вверх — вдох, присесть под воду, коснуться дна руками — выдох (см. рис.24). 5 раз.

 

2.5. Плавание при заболеваниях и повреждениях нервной системы

Заболевания и повреждения нервной системы человека явля­ются одними из наиболее тяжелых, поскольку влекут за собой на­рушения функций жизнедеятельности в других системах организ­ма, и в первую очередь в опорно-двигательном аппарате, вплоть до потери простейших навыков самообслуживания. Рассмотрим ос­новные нарушения в центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системе, при которых применяется ле­чебно-оздоровительное плавание.

В сосудистых поражениях головного мозга различают три стадии:

1) начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга;

2) преходящие нарушения мозгового кровообращения и 3) наибо­лее тяжелые нарушения кровоснабжения мозга — инсульт. Причи­ной начальных проявлений недостаточности кровоснабжения мозга являются атеросклероз, гипертензия, вазомоторные дистонии.

При инсультах наиболее выражены двигательные расстройства, такие, как паралич и парез. Паралич — потеря способности мышц сокращаться. В парализованных конечностях наблюдаются похоло­дание, цианоз, отечность, резкая болезненность суставов, кото­рая ведет к обереганию их от движений и тем самым к развитию контрактур. Парез — неполное поражение нервно-двигательного пути, ведущее к слабости мышц.

Различают ишемический (лишение нервных клеток кислорода) и геморрагический (кровоизлияние в мозг) инсульт. Причина ишемического инсульта — атеросклероз сосудов головного мозга, заку­порка сосудов отложениями холестерина или тромбом. Кровоиз­лияние в мозг, или геморрагический инсульт, в отличие от посте­пенной облитерации сосудов отложениями холестерина или расту­щим тромбом, происходит внезапно и сопровождается потерей сознания, как правило, является следствием артериальной гипер­тонии или травмы головы. Полное выздоровление после ишеми-ческого инсульта наблюдается редко из-за наступающего распада мозгового вещества, лишенного питания, особенно если очаг раз­мягчения обширен. Однако наиболее опасны все же массивные кро­воизлияния в мозг.

Методика лечебного плавания

В условиях реабилитационного центра с постинсультными боль­ными проводится лечебная гимнастика в бассейне. Водная среда, в которой совершаются лечебные движения, оказывает дополнитель­ное воздействие на организм человека: теплая вода (t воды в бас­сейне — не ниже 36 °С) снижает тонус мускулатуры, уменьшает степень контрактуры, улучшает трофику тканей, уменьшает за­стойные явления, усиливает кровообращение. Сопротивление воды предупреждает резкие движения, делает их плавными, регулируе­мыми и постепенными, позволяя регламентировать двигательную активность больного.

Основные задачи второго этапа:

- закрепление положительных сдвигов, достигнутых при лечении;

- ликвидация последствий заболевания (парезы, параличи);

- предупреждение повторных нарушений мозгового кровообра­щения;

- дальнейшее повышение физической и психической активно­сти больного, адаптационных возможностей организма к бытово­му самообслуживанию, трудовой и общественной деятельности.

Температура воды при занятиях не менее 28 °С.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 308.