Изучение детей с нарушениями развития и их психологическое обследование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическое обследование ребенка является частью ком­плексного медико-психолого-педагогического исследования, обеспечивающего всестороннее изучение особенностей его развития.

Для диагностики нарушенного психического развития ре­бенка значимыми являются сведения, характеризующие состо­яние центральной нервной системы, его соматическое и пси­хическое развитие, уровень сформированности психических функций соответствующий данному возрасту. В связи с этим необходимо сопоставить данные медицинского, психологичес­кого, педагогического и логопедического обследования. Это объясняется тем, что нарушения психического развития у де­тей могут быть обусловлены причинами как социального, так и биологического характера. Они могут выступать как самостоя­тельные аномалии, так и в совокупности нервных, нервно-пси­хических и соматических заболеваний.

Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка является история его развития. Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формиро­вание личности ребенка, проследить причинно-следственные события детства и сопоставить с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде.

Особенное значение условий, в которых развивается ребе­нок, основывается на разрабатываемой в отечественной пси-

 

хологии концепции онтогенеза как процесса прижизненного формирования психической деятельности и личности ребенка.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено установлению неблагоприятных воз­действий на психику ребенка. К их числу можно отнести: раз­луку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь близкого человека, члена семьи, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и др.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства и др.

Психолог, работающий с аномальным ребенком и исследую­щий его в диагностических целях, не знает, какая сторона психи­ческого развития и психической деятельности станет централь­ной в исследовании. Поэтому необходимо выявить особенности и изменения в его развитии, а затем тщательно их проанализи­ровать. Для решения этой задачи и более эффективного иссле­дования детей с нарушенным психическим развитием, целесо­образно подбирать такие диагностические методики, которые бы отвечали специфическим задачам исследования.

В работе психолога можно выделить два этапа — подготови­тельный (организационный) и основной (психологическое обсле­дование, интерпретация результатов, составление заключения).

Подготовительный этап. Задачей подготовительного этапа является сбор анамнестических данных и составление предварительного представления об этиологии аномального развития.

«Точный детальный анализ может оказаться наиболее важ­ной частью диагноза. В результате искусного собирания не­редко можно поставить предположительный диагноз до полу­чения объективных результатов»1. Для психологического изу­чения ребенка такие сведения можно получить из медицинской карты, которая должна содержать заключения специалистов:

• педиатра об общем состоянии ребенка;

• психоневролога с обоснованным диагнозом и характе­
ристикой умственного развития;

1 Исаев Д.Н. Психологическое недоразвитие у детей. М, 1962. С. 67.

• отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи);

• офтальмолога с характеристикой состояния органов зрения;

• врача-ортопеда (для детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата).

Такой подробный анализ сориентирует психолога и даст ему возможность сформировать исходные предпосылки для выде­ления направления исследования психических функций.

Важным моментом в работе на подготовительном этапе яв­ляется беседа с педагогом, в которой должны быть отражены данные о продолжительности обучения и воспитания ребенка, подробный анализ успеваемости, поведения, а также данные о мероприятиях, проведенных в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.). Эти данные окажутся полезными при исследовании обучаемости аномальных детей и прогнозировании темпов их развития.

Не менее важным источником знаний о психическом развитии ребенка являются сведения об истории его жизни, полученные от родителей. Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и субъективные переживания, психолог дол­жен также стремиться не менее четко дифференцировать фак­тические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослыми, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда присутствует в сообщении родителей. На этом моменте спе­циально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнение, готовые выводы, часто тенденци­озно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать...»1. У родителей необходимо уз­нать о их здоровье, как протекала беременность, благополучно ли прошли роды, особенности раннего развития ребенка, какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни, посещал ли ясли, детский сад, как складывались взаимоотношения с другими детьми. Важно выяснить, не было ли каких-нибудь резких пере-

1 Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. М., 1984. Т. 5. С. 55.

ломов в семейном воспитании. Большое значение для формиро­вания личности ребенка имеют отношения между родителями. Очень важно знать, воспитывался ребенок в дружной семье или в такой, в которой были постоянные распри и неудачи. Даже такие, что ускользающие от внимания взрослых обстоятельства, как возраст и характер детей, с которыми ребенок проводит время, так же оказывают заметное влияние на формирование тех или иных черт характера и на умственное развитие.

Большую помощь психологу в составлении истории разви­тия ребенка, включающую основные моменты этого процесса, а также признаки, имеющие диагностическое значение, может оказать схема, разработанная сотрудниками кафедры возрас­тной психологии факультета психологии МГУ1, а также карта истории развития ребенка.

В практике для выявления особенностей психического раз­вития ребенка, также широко используется метод изучения продуктов деятельности. Содержание результатов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображении ребенка, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой мо­торики, степени сформированности навыков учебной деятель­ности. Характер выполнения письменных работ поставит пе­ред исследователем вопрос о имеющихся у ребенка трудностях. Так, несоблюдение линий при письме может быть вызвано и на­рушением моторики, и трудностями пространственной ориен­тировки, непониманием предъявленных требований. Ошибки при письме (перестановки, пропуски букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д.) также имеют раз­личные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере ему оказывалась.

Сравнивая первую и последнюю тетради, можно установить ди­намику развития ребенка, интересные сведения о ребенке можно получить из его рисунков. Иногда именно рисунок является пер­вым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.

1 Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.

 

Довольно часто в выполненном задании отражается не только отношение ребенка к действительности, уровень разви­тия умственных, сенсорных и моторных навыков, но и отноше­ние к своему дефекту.

Как правило, продукты деятельности детей с нарушенным психическим развитием по сравнению с нормой имеют типич­ные особенности.

Закончив ознакомление с медицинскими заключениями о состоянии здоровья ребенка и историей его развития, психо­лог непосредственно знакомится с ним.

Беседа позволяет в процессе личного общения с ребенком не только установить с ним контакт, но и получить общее пред­ставление о его развитии.

Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем мире и времени, особенностей и мо­тивов поведения, отношения к семье и школе, затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, т. е. беседа дает психологу некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности ребенка.

Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб педагога, родителей и самого ребенка, его возраста и индиви­дуальных особенностей. При изучении особенностей психичес­кого развития аномальных детей метод беседы используется чаще всего, как исходный пункт для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении осо­бенностей развития личности ребенка с нарушениями пси­хического развития. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что создает бла­гоприятную почву для проведения обследования при помощи специальных заданий.

Программы беседы с ребенком должны строиться с учетом возраста, особенностей приема и переработки информации детьми, имеющими нарушения развития, а также с учетом воз­можных проявлений речевого негативизма, встречающегося часто у детей с тяжелой речевой патологией. Беседа должна быть неформальной, способствующей установлению эмоци­онально-доверительного контакта психолога и ребенка. Это

 

особенно важно, так как многие дети с нарушениями развития уже накопили негативный опыт общения со взрослыми.

Для более глубокого изучения особенностей психики ре­бенка с нарушенным психическим развитием необходимо ис­пользовать специальные методы экспериментально-психоло­гического исследования, что и является задачей второго — ос­новного этапа работы детского психолога.

Благодаря экспериментально-психологическому исследо­ванию психолог получает возможность не только определить причины, вызывающие те или иные психические нарушения, но и следить за их изменениями и развитием.

Детскому психологу необходимо уметь экспериментально исследовать особенности психической деятельности ребенка в случае, если он по некоторым причинам начинает плохо ус­певать по какому-либо одному предмету или по нескольким. Неуспеваемость по одному из предметов при хорошей успева­емости по другим — может быть следствием какого-либо ло­кального поражения, либо недоразвития. Так, например, при нарушении восприятия пространства может возникнуть стой­кая неуспеваемость по математике; при нарушении слухового анализатора возникают грубые ошибки письма.

Психолог, овладевший методами экспериментальной патоп­сихологии, может оказаться полезным помощником врача-пси­хоневролога в случаях трудной диагностики нервно-психичес­ких нарушений.

Выделим основные принципы построения эксперимен- тально'психологического исследования, хорошо сформиро­ванные в работах отечественных патопсихологов1-2.

Одним из основных принципов построения патопсихологи­ческого исследования является принцип моделирования пси­хической деятельности, т. е. той деятельности, которую обычно человек осуществляет в своей повседневной жизни: при выпол­нении профессиональных задач, в процессе обучения, общения с окружающими. Во время исследования в деятельности чело-

1 Практикум по патопсихологии./ Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой,
В.В. Лебединского. М., 1987.

2 Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 1970.

 

 


века искусственно вычленяются отдельные действия: анализ и синтез различных предметов, понятий или суждений, установ­ление между ними логических связей (причинных, ассоциатив­ных, нахождение аналогий и др.); дифференциация объектов или отношений между объектами и понятиями.

Психолог, наблюдая за характером действий ребенка, осно­вываясь на вышеизложенных положениях тщательно фикси­рует весь процесс работы: отмечает способы выполнения зада­ний; выделяет ошибки в ходе решения задач; отмечает продол­жительность и темп работы ребенка.

Другим важным принципом, которому следует построение экспериментально-психологического исследования, является принцип учета отношения ребенка к исследованию. Отноше­ние ребенка к экспериментально-психологическому исследова­нию связано со структурой его мотивационно-потребностной сферы, соответственно, названный принцип адресуется, пре­жде всего, к учету личностного аспекта деятельности ребенка. Еще одним принципом построения экспериментально-психо­логического исследования является принцип качественного ана­лиза особенностей протекания психической деятельности ребенка. Принцип качественного анализа деятельности предполагает учет не только результатов выполнения каждого отдельного задания, а тщательное рассмотрение всего процесса работы: общего его темпа, последовательности смены операций, характера ошибок и того, чем они вызваны, возможность самостоятельно или с помо­щью экспериментатора замечать и исправлять ошибки.

Повседневная практика клинической и экспериментальной работы, как подчеркивает Б. В, Зейгарник, показывает, что один и тот же патопсихологический симптом может быть обусловлен различными механизмами. По этому принципу качественный анализ деятельности требует соблюдения ряда требований:

* желательна гибкая тактика оценки качества работы с уче­том индивидуальности ребенка и конкретной задачи ис­следования;

* обязательна дозированная помощь детского психолога
ребенку, позволяющая определить зону его ближайшего
развития.

 

психолог проявляет внимание и доброжелательное отношение к ребенку — этичным психолог обязан быть всегда.

Обучающая тактика эксперимента применяется главным образом в тех случаях, когда необходимо выявит сохранные стороны психической деятельности и личности ребенка с тем, чтобы помочь ему в выборе путей возможной компенсации де­фекта. Она реализуется в разного рода подсказках, помощи со стороны психолога, показе эталонов правильного выполнения задания.

Диагностически важно, принимает ребенок или отвергает кооперативные отношения с психологом; каково соотноше­ние самостоятельной деятельности ребенка при выполнении заданий и деятельности кооперативной; какова мера помощи, необходимая ребенку для правильного выполнения задания; в какой мере ее следует давать.

При подборе экспериментальных методик для обследова­ния детей с нарушениями развития следует руководствоваться задачами, которые ставятся перед детским психологом.

В самом общем виде можно сказать, что подбор методик для диагностического обследования определяется двумя принци­пами:

• получение наиболее полных и всесторонних сведений о
какой-либо конкретной деятельности;

• получить более достоверные данные путем сочетания
близких по направлению методик.

Интерпретация результатов достаточно важный и трудный момент в работе психолога. Достоверная квалификация симп­томов нарушения психических функций требует учета и объек­тивной оценки всей экспериментальной ситуации в целом.

Выделим некоторые общие положения, которые необходимо учитывать при интерпретации экспериментальных данных:

• отношение испытуемого (ребенка) к эксперименту нахо­дится в зависимости от его состояния;

• особенности взаимодействия испытуемого и экспери­ментатора;

» характер отношения испытуемого к инструкциям экспе­римента;

 

• особенности проведения каждой отдельной эксперимен­тальной пробы;

• возможность поиска путей компенсации и опорных пун­ктов для исправления самим испытуемым.

Правильно разобраться в этих вопросах и, главное, сфор­мулировать рекомендации для дальнейшей коррекционной работы можно только при сопоставлении результатов разных заданий.

Интерпретация результатов эксперимента основывается на подробном анализе первичных протоколов исследования. Процесс анализа результатов включает несколько последова­тельных этапов;

• обобщение всех экспериментальных фактов, характери­зующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как состояние может влиять на результаты исследова­ния, а поэтому достоверная оценка отдельного симптома достигается только при условии учета этого состояния;

• оценка мотивированности ребенка в исследовании, его заинтересованность;

• учет понимания ребенком инструкций, способов выпол­нения, т. е. всей совокупности экспериментальных дан­ных, получаемых в каждом конкретном случае; особо необходимо обратить внимание на оценки результатов
выполнения методик, направленных на выявление осо­бенностей эмоционально-волевой сферы ребенка;

• сопоставление результатов выполнения различных мето­дик, причем важно сопоставить не только типы наруше­ний внутри отдельных психических процессов, а где воз­можно, сравнить различные уровни внутри одной психи­ческой функции.

В результате работы по всем вышеперечисленным этапам, психолог получает квалификацию выявленных нарушений, иными словами, патопсихологические симптомы. Его задачей теперь является сопоставление патопсихологических симпто­мов и, по существу, формирование и обоснование особого па­топсихологического синдрома, понимаемого как совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особеннос-

 

 

тей психической деятельности ребенка, сформулированных в психологических понятиях.

На основании анализа результатов исследования состав­ляется заключение. Как указывают известные патопсихологи (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн) не может быть общего эталона в составлении заключения, как не может быть одина­кового набора методик для построения исследования. Могут быть лишь предложены рекомендации относительно схемы за­ключения:

• начинать заключение необходимо с анализа запроса пе­дагога, медицинского работника или жалобы родителей на особенности психической деятельности ребенка;

• далее идет описание из истории жизни ребенка, указы­вающее возможную причину, время возникновения на­ рушения и его характер, приводятся данные поведения и его оценки в ситуации психологического исследования;
особенности внимания во время выполнения задания, контактность, реакции на одобрение и замечания, отно­шения к неудаче, состояние моторики, эмоционально-волевая сфера, состояние речи;

• следующая часть заключения должна содержат сведения о характере познавательной деятельности ребенка, при­ чем желательно подробную характеристик начинать с описания центрального, ведущего нарушения — при этом
вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а давать описание психологичес­кого синдрома нарушений психической деятельности ре­бенка; показать состояние высших психических функций, а также влияние дефекта на личность ребенка; в заключе­ние могут быть включены яркие примеры из протокола, подтверждающие квалификацию нарушения.

Заключение заканчивается выводами, отражающими наибо­лее важные данные исследования — структуру основного пси­хологического синдрома.

Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для

 

правильного определения путей коррекции и компенсации вы­явленных нарушений.











Литература

1. БурменскаяГ.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г Возрастно-психологическое
консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во

2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудно­
го детства. Собр. соч. М., 1984. Т. 5. С. 55.

3. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум М • ТЦ
Сфера, 2004.

4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. С. 3—4.

5. Николаева В.В., Соколова Е, Спиваковская А.С. Спецпрактикум по патоп­сихологии. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 22.

6. Практикум по патопсихологии./ Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой,
В.В. Лебединского. М., 1987.

7. Рубинштейн СМ. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 1970.







Содержание

Введение .............................................................. 3

Дата: 2019-07-31, просмотров: 202.