Характеристика элементов метода бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности предприятия

 

Бухгалтерская отчетность – совокупность форм отчетности, составленных по данным финансового учета с целью представления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации для принятия ими определенных деловых решений.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность отвечала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех хозяйственных операций и ресурсов, готовой продукции и расчетов, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа, важным этапом которой является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена их правильность.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному.

Основной формой бухгалтерской отчетности является Бухгалтерский баланс. Его составляют с использованием данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из оборотно-сальдовой ведомости.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять с использованием данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных организаций, состоит:

– из Бухгалтерского баланса;

– Отчета о прибылях и убытках;

– приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту;

– пояснительной записки.

В Законе о бухгалтерском учете отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему год и т.д.

Приведенное положение Закона соответствует международному стандарту бухгалтерского учета №5 «Данные финансовых отчетов».

В нем сказано, что финансовые отчеты составляются, помимо прочего, и для удобства оценок и принятия финансовых решений. Если в отчете нет ясности и четкости, на его основе невозможно выносить ответственные решения и суждения. Сказанное в полной мере должно относиться и к сведениям, содержащимся в бухгалтерской отчетности российских организаций.

В состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

а) Бухгалтерский баланс – форма №1;

б) Отчет о прибылях и убытках – форма №2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

– Отчет о движении капитала – форма №3 (годовая);

– Отчет о движении денежных средств – форма №4 (годовая);

– Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5 (годовая);

– пояснительная записка;

г) специализированные формы, установленные в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право представлять только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации каких-либо активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности, в бухгалтерскую отчетность включаются дополнительные показатели.

Организация имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае организация должна соблюдать требования Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н.

В представленные формы бухгалтерской отчетности для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса.

При заполнении форм бухгалтерской отчетности в них должны включаться показатели деятельности филиалов и представительств, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, изменяющая государственную форму собственности на иную в отчетном году, составляет отчет по типовым формам годовой бухгалтерской отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).

Вновь созданная организация показывает в отчетности средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного года, а для организаций, созданных после 1 октября отчетного года, – по 31 декабря следующего года включительно.

Организация, передающая и приобретающая новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.

В бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить сопоставимость отчетных данных с показателями за аналогичный период предыдущего года, исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных актов.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие Бухгалтерский баланс и иные формы, с проставлением даты исправления.

Принцип составления и публикации отчетности предполагает:

– определение в учредительных документах основного вида деятельности организации;

– неизменность состава бухгалтерской отчетности;

– правдивое и достоверное отображение сведений об активах, расчетах, обязательствах и финансовом состоянии организации;

– неизменность структуры и содержания статей баланса и приложений к нему, отчета о прибылях и убытках и движении денежных средств;

– сопоставимость показателей статей баланса и отчетности о прибылях и убытках на начало и конец отчетного периода;

– запрещение взаимного зачета между статьями актива и пассива баланса, а также прибылей и убытков;

– публичность бухгалтерской отчетности. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность в определенном составе и по стандартной форме: годовую – не позднее 1 июня следующего за отчетным года, квартальную – не позднее 60 дней по окончании отчетного периода;

– обязательный аудит хозяйственно-финансовой деятельности организации в случаях, предусмотренных законодательством.

Построенная на данном принципе бухгалтерская отчетность позволяет унифицировать экономические показатели деятельности предприятия и сделать информацию, которая содержится в отчетности, сопоставимой с информацией финансовых отчетов, составляемых другими организациями.

На 1.01.2009 г. предприятие имело следующие остатки по счетам (тыс. руб.)

 

01 Основные средства 2 260803
02 Амортизация основных средств 1 776044
08 Капитальные вложения 449888
07 Оборудование к установке 35354
04 Нематериальные активы 9070
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 21516
80 Уставный капитал 2 286245
97 Расходы будущих периодов 8655
50 Касса 1720
10 Материалы 831084
20 Основное производство 1 263544
43 Готовая продукция 481541
51 Расчетные счета 566233
58 Краткосрочные финансовые вложения 11340
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 106736
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 343256
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 29110
68 Расчеты по налогам и сборам 205879
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 67814
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 139117
71 Расчеты с подотчетными лицами по авансам выданным 3221
84 Нераспределенная прибыль 610354
96 Резервы предстоящих расходов 428334
82 Резервный капитал 594560

 


Журнал регистрации хозяйственных операций за февраль

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма

Дт Кт
1 Оприходованы от ООО «Святослав» запасные части 10.3 60 32910
2 Начислено автотранспортному предприятию за доставку материалов 20 60 9810
3 Начислена заработная плата рабочим основного производства 20 70 118514
4 Произведены отчисления от фонда оплаты труда (26%) 20 69 31051
5 Списаны на основное производство материалы 20 10 296839
6 Оприходованы от нефтебазы нефтепродукты 10.4 60 31440
7 Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности ООО «Святослав» 60 51 38700
8 Получено с расчетного счета в кассу для выплаты заработной платы 50 51 140000
9 Выдана из кассы заработная плата рабочим и служащим 70 50 121518
10 Удержан подоходный налог из заработной платы рабочих и служащих 70 68 13100
11 Получено с расчетного счета в кассу на хоз нужды 50 51 15300
12 Получена краткосрочная ссуда банка и зачислена на расчетный счет 51 66 90000
13 Выдано из кассы в под отчет на командировочные расходы 71 50 6780
14 Списаны затраты по служебной командировке 20 71 6250
15 Внесены в кассу неиспользованные подотчетные сумм 50 71 150
16 Перечислены с расчетного счета платежи: А) органам соц. страхования Б) бюджету В) нефтебазе Г) автотранспортному   69 68 60 60   51 51 51 51   65280 180440 68200 12300
17 Начислена амортизация по основным средствам производственного назначения 01 02 87516
18 Оприходована готовая продукция основного производства 43 20 1086416
19 Реализована готовая продукция 90 43 870614
20 Списана соответств. часть расходов будущих периодов на основное производство 20 97 5413
21 Начислена от покупателей выручка за реализованную продукцию 62 90 957600
22 Поступила на расчетный счет задолженность от покупателей 51 62 714350

 

Остатки на 1.02.2009 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»


Счет 60.1 ООО «Святослав»

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

 

 

 

 

47700

7

перечислено с р/с в погашение задолженности

38700

1

оприходованы запчасти

32910

 

 

 

 

 

 

Сальдо на конец

 

 

 

 

41910

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет 60.2 Нефтебаза

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

 

 

 

 

49450

16 (в)

перечислено с р/с в погашение задолженности

68200

6

оприходованы нефтепродукты

31440

 

 

 

 

 

 

Сальдо на конец

 

 

 

 

12690

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет 01 Основные средства

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

 

2260803

 

 

 

17

начислена амортизация

87516

 

 

 

итого по дебету

 

87516

итого по кредиту

 

0

Сальдо на конец

 

2348319

 

 

 

 

Счет 50 Касса

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

 

1720

 

 

 

8

получено с р/с для выплаты з/п

140000

9

вызана из кассы з/п

121518

11

получено с р/с на хоз нужды

15300

13

выдано в п/о

6780

15

внесены в кассу неиспользованные п/о суммы

150

 

 

 

итого по дебету

 

155450

итого по Кт

 

128298

Сальдо на конец

 

28872

 

 

 

 

Счет 10 материалы

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

 

831084

 

 

 

1

оприходованы запчасти от ООО Святослав

32910

5

списаны материалы на основное производство

296839

6

оприходованы нефтепродукты от нефтебазы

31440

 

 

 

итого по дебету

 

64350

итого по кредиту

 

296839

Сальдо на конец

598595

 

Счет 51 Расчетные счета

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

 

566233

 

 

 

12

получена краткосрочная ссуда банка

90000

7

перечислено в погашение задолженности ООО Святослав

38700

22

поступила задолженность от покупателей

714350

13

снято с р/с для выплаты з/п

140000

 

 

 

11

снято с р/с на хоз нужды

15300

 

 

 

16

перечислены с р/с платежи

326220

итого по дебету

 

804350

 

итого по кредиту

520220

Сальдо на конец

850363

 

Сальдо на начало

1263544

 

 

 

2

начислено АТП за доставку материалов

9810

18

оприходована готовая продукция основного производства

1086416

3

начислена з/п работникам основного производства

118514

 

 

 

4

произведены отчисления от ФОТ

31051

 

 

 

5

списаны на основное производство материалы

296839

 

 

 

14

списаны затраты по командировке

6250

 

 

 

20

списана часть расходов будущих периодов на основное производство

5413

 

 

 

итого по дебету

 

467877

 

итого по кредиту

1086416

Сальдо на конец

645005

 

 

 

 

Счет 43 Готовая продукция

Дебет

Кредит

№ операции

Содержание операции

Сумма

№ операции

Содержание операции

Сумма

Сальдо на начало

481541

 

 

 

18

оприходована готовая продукция основного производства

1086416

19

реализована готовая продукция

870614

 

 

 

 

 

 

итого по дебету

 

1086416

 

итого по кредиту

870614

Сальдо на конец

697343

 

 

 

Сальдо на начало

343256

 

 

 

 

21

957600

 

22

714350

 

 

 

 

 

 

итого по дебету

 

957600

 

итого по кредиту

714350

Сальдо на конец

586506

 

 

0

                     

 

Сальдо на начало

 

 

29110

 

 

 

12

получена краткосрочная ссуда банка

90000

итого по дебету

 

0

 

итого по кредиту

90000

Сальдо на конец

 

 

119110

 

Сальдо на начало

 

 

205879

16 (б) перечислены платежи бюджету

180440

10

удержан подоходный налог

13100

 

 

 

 

 

 

итого по дебету

 

180440

 

итого по кредиту

13100

Сальдо на конец

 

 

38539

 

Сальдо на начало

 

 

67814

16 (а) перечислены платежи по соц стр. и обеспечению

65280

4

произведены отчисления от ФОТ

31051

итого по дебету

 

65280

 

итого по кредиту

31051

Сальдо на конец

 

 

33585

 

Сальдо на начало

 

 

139117

9 выдана из кассы з/п

121518

3

начислена з/п рабочим основного производства

118514

10

удержан подоходный налог из з/л

13100

 

 

 

итого по дебету

 

134618

 

итого по кредиту

118514

Сальдо на конец

 

 

123013

6 265 709

6 265 709

5 000 491

5 000 491

6 267 498,0

6 267 498,0

Баланс на 01.02.2009

Актив

 

Код по-

На начало

На конец отчет-

казателя

отчетного года

ного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Нематериальные активы

110

9,1

9,1

Основные средства

120

484,8

484,8

Незавершенное строительство

130

449,9

449,9

Доходные вложения в материальные ценности

135

 

 

Долгосрочные финансовые вложения

140

 

 

Отложенные налоговые активы

145

 

 

Прочие внеоборотные активы

150

35,4

35,4

151

 

 

Итого по разделу I

190

979,2

979,2

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

2584,8

1944,1

Запасы

210

в том числе:

 

831,1

598,6

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

животные на выращивании и откорме

212

 

 

затраты в незавершенном производстве

213

1263,5

645,0

готовая продукция и товары для перепродажи

214

481,5

697,3

товары отгруженные

215

 

 

расходы будущих периодов

216

8,7

3,2

прочие запасы и затраты

217

 

 

218

 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным

 

 

 

ценностям

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

343,3

586,5

ожидаются более чем через 12 месяцев после

 

отчетной даты)

230

в том числе покупатели и заказчики

231

343,3

586,5

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

 

 

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной

 

даты)

240

в том числе покупатели и заказчики

241

 

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

11,3

11,3

Денежные средства

260

567,9

879,2

Прочие оборотные активы

270

3,2

3,6

271

 

 

Итого по разделу II

290

3510,50

3424,70

БАЛАНС

300

4489,7

4403,9

 

Пассив

Код по-

На начало

На конец отчет-

 

казателя

отчетного периода

ного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

2286,2

2286,2

Уставный капитал

410

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

 

 

Добавочный капитал

420

 

 

Резервный капитал

430

594,6

594,6

в том числе:

 

 

 

резервы, образованные в соответствии

 

с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии

 

 

 

с учредительными документами

432

433

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

610,4

697,4

Итого по разделу III

490

3491,2

3578,2

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства

515

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

521

 

 

Итого по разделу IV

590

 

 

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

29,1

119,1

Займы и кредиты

610

Кредиторская задолженность

620

541,1

278,3

в том числе:

 

106,7

61,7

поставщики и подрядчики

621

задолженность перед персоналом организации

622

139,1

123,0

задолженность перед государственными

 

67,8

33,6

внебюджетными фондами

623

задолженность по налогам и сборам

624

205,9

38,5

прочие кредиторы

625

21,5

21,5

Задолженность перед участниками (учредителями)

 

 

 

по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

 

 

Резервы предстоящих расходов

650

428,3

428,3

Прочие краткосрочные обязательства

660

 

 

661

 

 

Итого по разделу V

690

998,5

825,7

БАЛАНС

700

4489,7

4403,9

 

 



Список литературы

 

1. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 №183-ФЗ) «О бухгалтерском учете».

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (в ред. от 26.03.2007 №26н).

3. Поленова С.Н., Юдина Л.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета – М, Юрист, 2004

5. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет, Ростов-на-Дону, Феникс 2004

6. Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет теория и практика – М, Книжный мир, 2004

7. Чайковская Л.А. Бухгалтерский учет и отчетность – М, Экзамен 2004

8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, М, Инфра – М, 2006

9. Поленова С.Н. Учетные регистры виды, формы, порядок записей // Бухгалтер и закон, 2008, №11

10. Поленова С.Н. Предмет и метод бухгалтерского учета

Характеристика элементов метода бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала, осуществляемый в процессе деятельности организации. Капитал организации (промышленный, торговый) видоизменяется, проходя отдельные этапы (стадии) кругооборота.

Объекты бухгалтерского учета, представляющие виды имущества и обязательств организации, составляют его содержание.

Фиксация объектов в бухгалтерском учете производится посредством отражения в нем хозяйственных операций, возникающих в организации и приводящих к изменениям объектов внутри стадий кругооборота капитала или при переходе от одной стадии кругооборота капитала к другой.

Для познания, изучения, исследования, анализа предмета бухгалтерского учета – кругооборота капитала, осуществляемого в процессе хозяйственной деятельности организации, необходимо использование метода, представляющего наиболее рациональный способ познания предмета.

Для этого в бухгалтерском учете применяется конкретная совокупность теоретически разработанных и оправдавших себя в практической деятельности приемов и способов, позволяющих организовать бухгалтерский учет кругооборота капитала: осуществить наблюдение, измерение, регистрацию и обобщение информации о его видоизменениях в процессе кругооборота на стадиях обеспечения производственного процесса необходимыми ресурсами; производство продукции, работ, услуг; продажу готовых изделий, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов, с помощью которых производятся наблюдение, измерение, регистрация и обобщение информации о видоизменениях капитала в процессе его кругооборота.

Совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета носит название элементов (слагаемых) метода бухгалтерского учета. Они составляют методологическую основу бухгалтерского учета и включают:

– балансовое обобщение;

– систему бухгалтерских счетов и двойную запись;

– методы стоимостного измерения;

– методы первичного наблюдения, включающие документацию и инвентаризацию.

Балансовое обобщение как прием и способ ведения бухгалтерского учета характеризуется двойственностью формирования и отражения учетных объектов. Оно представляет количественное соотношение, состоящее из двух равных элементов, частей или их совокупности. Принципиальная схема балансового обобщения в виде соотношения равной совокупности учетных объектов может быть представлена как поступление и выбытие одного и того же имущества, возникновение и погашение одного и того же обязательства в стоимостном и (или) натуральном измерении.

Система бухгалтерских счетов и двойная запись необходимы для получения систематизированной, сгруппированной и обобщенной информации о движении каждого объекта бухгалтерского учета в процессе кругооборота капитала в стоимостной форме. Группировка и обобщение данных о движении объектов бухгалтерского учета в определенном порядке производится на счетах бухгалтерского учета. Хозяйственные операции, возникшие в организации, отражаются на счетах поэтапно: сначала они регистрируются, а затем группируются и обобщаются по определенным признакам.

Счета бухгалтерского учета ведутся по каждому объекту бухгалтерского учета (виду имущества и обязательств). Совокупность счетов бухгалтерского учета, объединенная (систематизированная) по определенным признакам и позволяющая решать совокупность задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, образует систему. Система счетов охватывает весь предмет бухгалтерского учета каждой организации.

Для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета используется способ двойной записи. Суть двойной записи состоит в отражении на счетах бухгалтерского учета изменений в объектах бухгалтерского учета, вызываемых хозяйственными операциями, в процессе кругооборота капитала одновременно на двух счетах. После каждой операции, зарегистрированной на взаимосвязанных счетах, можно установить состояние (наличие в стоимостной форме) соответствующего объекта бухгалтерского учета на данный момент времени.

Стоимостное измерение как элемент метода бухгалтерского учета позволяет представить информационную совокупность учитываемых объектов в денежной форме. Стоимостное измерение необходимо для отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций. Бухгалтерский учет охватывает только те элементы процесса кругооборота капитала, которые можно подвергнуть денежной оценке, поэтому стоимостному измерению в бухгалтерском учете принадлежит особая роль.

С одной стороны, стоимостное измерение служит обязательной предпосылкой ведения бухгалтерского учета, поскольку каждый хозяйственный процесс в организации, каждое хозяйственное явление, любая хозяйственная операция, прежде чем быть представленными в учете, должны получить денежную оценку.

С другой стороны, в ряде случаев оценка может быть произведена только по данным учета: после документального подтверждения хозяйственной операции, группировки и обобщения затрат. Такими случаями являются заготовление материально-производственных ресурсов, изготовление продукции, работ, услуг и др. Такое отражение и обобщение затрат представляет калькуляцию.

Таким образом, методами стоимостного измерения в бухгалтерском учете являются оценка и калькуляция учитываемых объектов.

Оценка представляет способ стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета в целях группировки и обобщения учетной информации, необходимой для отображения в бухгалтерском учете кругооборота капитала. В учетном процессе сначала происходит процесс наблюдения и измерения объектов бухгалтерского учета в натуральных, условно-натуральных и трудовых единицах, а затем происходит перевод их в денежную форму.

Методы первичного наблюдения, включающие документацию и инвентаризацию как элементы метода бухгалтерского учета, выступают также важными средствами контроля за хозяйственными явлениями и процессами, происходящими в организации.

Документация хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета основывается на требовании непрерывного и сплошного отражения его объектов. Каждый момент движения имущества и обязательств организации в процессе кругооборота капитала должен быть зафиксирован в бухгалтерском учете, что осуществляется посредством применения учетной документации.

Документация служит основным способом наблюдения за хозяйственной деятельностью, контроля и отражения хозяйственных явлений в учете. Суть ее заключается в составлении документов, которые содержат описание каждой хозяйственной операции, ее количественное и стоимостное выражение, подписи лиц, ответственных за совершение каждой хозяйственной операции.

Инвентаризация необходима для проведения контроля бухгалтерских записей. Она является способом наблюдения за хозяйственной деятельностью организации, контроля за состоянием и наличием активов и обязательств, обеспечения полноты, точности и достоверности бухгалтерских данных. Суть инвентаризации состоит в периодическом установлении фактического наличия и состояния имущества в натуральной форме, состояния обязательств организации и соответствия показателей бухгалтерского учета и фактических данных.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 326.