Сущность семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как социальный институт семья выполняет множество разных функций: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, жизнеохранительную, восстановительную, рекреативную, психологическую, и самую главную – воспитательную. С течением времени в функциях семьи происходят изменения, какие-либо функции утрачиваются, а другие возникают. Например, в современном мире у семьи появилась новая функция – медиа-культурная, то есть это функция, которая отвечает за формирование коммуникативной компетенции, решение различного рода социально-бытовых ситуаций семьи с помощью Интернета).

Семья является источником и главным условием успешного роста и развития человека. именно здесь, в общении с близкими людьми, ребенок получает первый опыт человеческого взаимодействия и предметной деятельности, что со временем составит основу его собственного отношения к людям, к себе и к окружающему миру. Лучшее, что могут дать родители своим детям – это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно совершенствоваться в своей повседневной деятельности.

Помимо раннего детства семья необходима человеку во всей его дальнейшей жизни, она образует первую неотделимую от него среду существования. Главное назначение семейного воспитания – это помочь ребенку сформировать связи с миром, она играет особенно важное значение в формировании у личности отношения к людям и, что самое главное, к самому себе.

Семейное воспитание – это систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада [9].

Семейное воспитание – это также сложная система, на которую влияют наследственность, биологическое здоровье, материально-экономическая обеспеченность, информационно-культурная среда, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку [9].

Достаточно сложно определить количество членов семьи, которое необходимо для того, чтобы ребенок вырос духовно-развитым. Отсутствие или наличие братьев и сестер безусловно скажется на формировании характера личности.

Информационно-культурная среда – это отражение деятельности родителей, она привносит в семью специфическую атмосферу общения. Для воспитания ребенка важна та сфера профессиональной деятельности, в которой находятся родители, так как позже это поможет ему реализовать себя в той или иной сфере [9].

Не стоит переоценивать необходимость освоения родителями психолого-педагогических знаний, так как сами по себе эти знания не определяют успешность воспитания. Иллюзия родительской компетентности, которая связана с наличием психологических и педагогических знаний будет мешать взрослому создать адекватные отношения с его собственным ребенком, будет препятствовать естественному проявлению любви и эмоциональной привязанности к нему [5].

Фундаментом родительского влияния, которые формирующего личность, изначально выступает не только система родительских требований и воздействий, но и родительская любовь и принятие ребенка «таким, какой он есть». Именно поэтому безусловная родительская любовь – это главная ценность семейного воспитания, без которой невозможно полноценное психическое развитие ребенка. В случае отсутствия родителей (или лиц, которые их заменяют), у ребенка происходят глубокие личностные нарушения в развитии, которые остаются и влияют на всю его оставшуюся жизнь.

Феномен материнской любви как основы семейного воспитания ярко представлен в работах выдающегося философа и психолога ХХ в. Эриха Фромма. Анализируя личностные проблемы взрослых людей, он пришел к выводу, что особенности психического развития человека, как правило, тесно

связаны с характером взрастившей его матери [21, С. 130].

Психолог показал, что суть истинной материнской любви состоит в том, чтобы заботиться о здоровье ребенка, но прежде всего, в том, чтобы способствовать его полноценному росту и развитию, постепенному приобретению им независимости от матери. Женщины, поглощенные жаждой материнской власти и собственничества, или женщины, у которых нет других интересов, кроме их ребенка, подсознательно препятствуют его взрослению, поскольку забота о беспомощном ребенке удовлетворяет потребность женщины в самореализации.

В отличии от материнской любви, отцовская любовь, в большинстве случаев, предъявляет ребенку определенные требования: отец любит, потому что ребенок оправдывает его ожидания, любит за то, что ребенок похож на отца или старается выполнять его желания. Если основные функции материнской любви состоят в утверждении и защите существования ребенка, то главный смысл отцовской любви – это ориентация ребенка в окружающем мире, к которому необходимо приспособиться. Функция отца – учить и направлять ребенка, помогая справиться с проблемами, которые ставит перед ним общество [21, С. 122].

Успешность семейного воспитания зависит от безусловной родительской любви, однако, чувство родительской любви может как содействовать развитию и становлению личности ребенка, так и препятствовать этому процессу. Это говорит о том, что безусловная родительская любовь – это лишь первая необходимая предпосылка успешного воспитания, но недостаточное его условие. Наряду с деятельностью любящих взрослых важно, чтобы ребенок и сам проявлял активность, действовал самостоятельно и постепенно приучался оценивать и корректировать свои действия в соответствии с полученными результатами. При этом необходимо, чтобы он приобретал опыт совместной деятельности в разных ролевых позициях: не только, как исполнитель, то есть, подчиняющийся взрослому, но и как равноправный партнер, или даже как ведущий.

Из этого следует, что вторая составляющая семейного воспитания – это собственная активность ребенка, реализация его естественной активности в разных видах доступной ему деятельности. Оно должно быть направленно на реализацию задатков и способностей ребенка, а не создания новых.

Воспитательная функция семьи имеет особенно важное значение, она включает в себя три аспекта:

1) формирование личности ребенка, развитие его способностей, интересов; передача наколенного семьей и обществом социального опыта; обогащение интеллекта ребенка, его эстетическое развитие;

2) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течении всей жизни;

3) постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их заниматься саморазвитием и самовоспитанием [9].

Очевидно, что успех выполнения перечисленных функция зависит от воспитательного потенциала семьи, который возникает как от общего развития, так и от личного примера отца и матери, традиций семьи.

Семейное воспитание имеет свои принципы, в них входят:

1) гуманность и милосердие к ребенку;

2) вовлеченность детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

3) открытость и доверительность в отношениях с ребенком;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность и рациональность в требованиях;

6) оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы [9].

Семья может выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания. Приобретенное в детские годы, сохраниться у ребенка в течении всей дальнейшей жизни, именно поэтому семейное воспитание является самым важным.

 

Роль отца и матери в семье

Семья – это первая школа отношений ребенка с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Изначально семья, как правило, строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание иногда становится неблагоприятным фактором формирования личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений, однако наибольшую роль в формировании личности ребенка играют отец и мать.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире [5].

Задачами отца и матери являются следующими:

1) создать максимальные условия для развития ребенка;

2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к страшим;

4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощь близким;

5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я» [5].

Влияние семьи на ребенка не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека ильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. Если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически-целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается на формировании отдельных качеств ребенка, воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей можно выделить в две группы:

1) неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

2) неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка [5].

Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в стрессогенных ситуациях.

Для ребенка становятся важны модели родительского поведения. Дети стремятся копировать поведение других людей, а наиболее часто они контактируют с родителями, соответственно, их поведение они и будут копировать.

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, кроме того, с детьми важно много беседовать.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая какие-либо действия или бездействия ребенка, а также применяя определенную степень свободы в поведении и наказания. У родителей ребенок учиться, в первую очередь тому, как он должен себя вести.

Общения в семье – это образец для ребенка, оно позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.

Супружеские отношения играют самую важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в развитии личности ребенка. Семейные отношения должны характеризоваться тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого родителя выполнять свои обязанности.

Роль и место отца в семье во все времена было незаменимым, природой каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы быть отцом, а женщина – матерью. Человек с древних времен думал о том, что останется от него после смерти, поэтому вступая в брак и рожая детей, родители берут на себя огромную ответственность.

Психологи утверждают, что участие отца в воспитании детей имеет большую роль, однако со временем мы можем наблюдать, что в большинстве семей женщина растит детей одна, даже в ситуациях, когда она не разведена. Существует множество научных данных, которые свидетельствуют о том, что заинтересованные отцы, те, которые эмоционально доступны для своих детей, вносят уникальный вклад в их благополучие. Отцы влияют на детей не так, как матери, особенно в таких областях, как взаимоотношения со сверстниками и достижения в школе.

Некоторое время назад было начато долгосрочное исследование о влияние отца на детей. В нем было выявлено, что присутствие отца делает детей более сильными, дети, чьи отцы были рядом с пятилетнего возрастом и, которые активно принимали участие в воспитании, выросли более чуткими и сочувствующими, чем те, кто рос без отцов. Участники, которые получали больше внимания от отцов в детстве, в возрасте сорока одного года имели лучшие социальные отношения. Об этом свидетельствуют более продолжительные и счастливые браки и наличие собственных детей [10]. При воспитании детей, отец проявляет свои лучшие качества, такие как: доброта, верность, отзывчивость. Отец нужен детям для того, чтобы помогать своим во всех их начинаниях и быть им другом.

Часты случаи, когда отец – это единственный или основной источник

финансового благополучия семьи, в таком случае, он может переложить свои воспитательные функции на мать. Это относится к мужчинам, которые считают, что воспитание – это исключительно женская прерогатива, а также тех, которые лишь формально осознают себя отцами, но отдают карьере и работе приоритет. В наши дни подобное пренебрежение носит массовый характер, что усиливает негативные тенденции в отцовском воспитании, связь таких отцов со своими детьми уменьшается.

Все дети нуждаются в поддержке, защите и родительской любви, при этом, стоит заметить, что материнская любовь – безусловна, а отцовская – обусловлена и требовательна, то есть ее надо заслужить.

Хоть воспитательные функции отца и матери различаются, они гармонично дополняют друг друга. Это произошло в результате некоторых исторических и национальных традиций, а также в связи с существующими юридическими и социальными нормами. Сегодня материнская функция высоко оценивается и почитается обществом, в отличии от отцовской она четко сконструирована.

Ребенок, подрастая, должен осознать, что он должен слушаться отца не потому, что он сильнее, а потому что он мудрее, больше знает и многое умеет. Отец должен показывать пример правильного и достойного поведения как в детстве, так и во взрослой жизни. Если отец отсутствует или самоустраняется от процесса воспитания, то тогда деформируется личность ребенка. Дети, которые растут без авторитета отца, чаще других бывают тревожными, безответственными, агрессивными и асоциальными по отношению к близким и окружающим.

Несмотря на важность отца в семье, мать играет немаловажную, а то и главную роль при воспитании ребенка. Она способна заложить ту основу личности, от которой в дальнейшем будет зависеть жизнь ребенка.

Первое, что мать дарит ребенку – это безусловную любовь, которую детям не нужно заслуживать, так как мать любит их лишь за то, что они есть, а не за то, какие они. Так же мать должна оказывать ребенку посильное внимание. Со стороны родителей не должно быть большой опеки, но и совсем забывать про ребенка – недопустимо. Поэтому, в первую очередь, именно мать должна выделять время, которое она проведет с ребенком.

Большую роль мать играет и в стимулировании здорового образа жизни ребенка, однако, стоит отметить, что этим должен заниматься и отец. Ребенок берет пример со своих родителей, которые должны показывать своим детям хороший пример, например, занимаясь спортом и саморазвиваясь.

Роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве, но играет большую роль и во взрослой жизни. Было проведено не мало экспериментов, выявивших, что дети без материнской опеки вырастают неуверенными в себе, агрессивными и асоциальными.

Интересный эксперимент был проведен В. Келером на обезьянах и их детенышах. В. Келер забирал маленьких обезьян от их матерей, что оборачивалось для них трагедий, так как у них замедлялось психическое развитие, после этого эксперимент прекратили. Во время второго эксперимента обезьян отняли у матерей сразу после рождения, а вместо матери им предоставили кресло с меховой обивкой в спинку которой была встроена бутылка с соской для искусственного вскармливания. Обезьяны относились к нему как к матери, позже кресло убрали. Когда эксперимент был закончен, выросших обезьян пустили в общее стадо, однако, они были агрессивными и не могли влиться в него, что привело к тому, что они не смогли создать пары. От обезьян, выросших без матерей, дождались искусственного потомства, но они не проявляли к своим детям никакого интереса и не обращали внимания на их боль. Более этого, они могли сами причинять им боль. У обезьян, в роли матери которых был неодушевленный предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считавшийся врожденным, а также их психическое развитие отклонялось от нормы [2].

Стоит сделать вывод, что для воспитания ребенка в семье обязательно должны присутствовать и отец, и мать, чьи взаимоотношения должны быть основаны на любви и заботе, чтобы подавать детям хороший пример.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.