Культура и личность. Социализация и инкультурация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания воплощаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям, к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности, культура не может реализоваться и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов.

Социализация - это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе, контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.

Инкультурация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: ценностей, норм, символов, традиций. Понятия "социализация" и "инкультурация" во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. Поэтому в современной научной литературе они нередко используются как синонимы.

6. Морфология культуры. раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический. Основные пограничные области - археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле - это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.

 

 

7. Цивилизация: определение сущности. Соотношение понятий культура и цивилизация. Культурная картина (образ) мира. Исторические и локальные цивилизации.

Терминами «культура» и «цивилизация» стали обозначать особое состояние общества, связанное с активной деятельностью человека по совершенствованию собственного способа бытия. При этом и культура, и цивилизация интерпретируются как результат развития разума, образования и просвещения.

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

1 историческую эпоху, пришедшую на смену варварству.

2 связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности, санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института. Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры.

Культурная картина мира – выражение того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира - совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др

Принципы типологии цивилизаций: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета.

Локальные цивилизации – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация).

Мировые цивилизации (исторические) – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, технологическим и экономическим способом производства. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса. Основные типы цивилизаций в истории человечества: древневосточная, античная, средневековая, индустриальная, современная восточная, российская.

 


Гуманистическая Протестантская Барочная Классицистическая Просветительская Романтическая
1.Сохраняется христианская картина мира. Мир по –прежнему мыслится устроенным по воле Бога. Но устраняется пропасть между двумя реальностями: небесной и земной. Земная реабилитируется, признается ее ценность, естественность, природность. Мир создан Богом, но далее он развивается независимо. Сохраняется линейный образ времени, но уже не как обязательное движение к концу света. Допускается идея прогресса. 2.Человеческий дух создан по образу и подобию божьему и поэтому невозможно видеть в нем только земное ничтожество, напротив, в нем присутствует божественная искра ; человек – это как бы земной Бог. Он – главное лицо мироздания, от него в конечном счете зависит сама человеческая история. Главным достоинством человека и условием его возможного спасения признается активность. Возрождение впервые заметило в человеке не просто индивидуума, а индивидуальность со свойственными ей неповторимостью, оригинальностью. Таким образом, культура впервые получает субъектную, человеческую ориентацию. 3.Ценности: светскость, универсализм, неповторимость, оригинальность человека гармония, героика исключительности. 1.Человек греховен и ничтожен настолько, что никакими своими действиями он не в состоянии заслужить себе спасение, которое зависит только от воли божьей, который сам определяет спасение избранных. Человеку остается только обратиться к Богу с молитвой о прощении. Бог – внутренняя опора человека. Должна быть личная ответственность за свои поступки. Обращение к Богу должно быть подкреплено и конкретными действиями – прежде всего честным выполнением мирских обязанностей. 2.Труд есть главная ценность и главная молитва. Любой труд – святой , отсюда героика повседневности. Новативность. 1.Барокко отчасти возвращается к античной трактовке мира как живого, изменчивого организма; бытие пластично, бесконечно, динамично, реально, вещественно. Мир по представлению человека ведет себя нелогично для человека, т.к. его законы, даже если они существуют, скрыты от человека. В этом мире всегда есть место чудесному, неожиданному, загадочному. Познание такого мира осуществляется через интуицию и творчество, управлять им невозможно. 2.Человек – частица огромного мира и он подвластен царящим в нем законом. Бытие человека в мире ненадежно и беспокойно, т.к. в нем нет ничего постоянного. 3.Ценности: индивидуально-творческое, неповторимо-единичное начало в человеке, чувственность и гедонизм, адаптивно-примирительное отношение к миру. 1.Мир подобен исправно работающему механизму. В бытие скрыты законосообразность, мера и системность. Постижение мира осуществляется через разум, обуздание чувств и эмоций. Единичное и частное подчиняется целому и универсальному, личное и индивидуальное – коллективному, гражданскому. 2.Человек – часть огромного мира и тоже живет по его законам. Им управляют долг и рассудок, они делают его поведение осмысленным и конструктивным. 3.Ценности: опора на разумное начало, рассудочность и логичность, аскетизм, активно-созидательная направленность деятельности, гармония как упорядоченность и мера. 1.Признание независимости двух реальностей – божественной и земной. Бог не вмешивается в развитие мира, представив ему развиваться на собственной основе. Место главного субъекта бытия занимает человек. Идея Бога выносится за «скобки» . Вера в прогресс, доверие к человеческим возможностям. Цель жизни человека – благосостояние в этом мире, а не блаженство в загробном. 2. Культурный герой – независимая, разумная и свободолюбивая личность, перестраивающая окружающий мир в соответсвии с рациональными представлениями. 3.ценности: рационализм, прогрессизм, активизм, свобода, равенство, естественность. 1.Приоритет духовного начала, возможность подчинения материи – духу. Мир находится в постоянном движении, в конфликтах противоположностей, идея бесконечного мира. Мир познаётся через чувство, интуицию, т.к. он слишком сложен, чтобы постичь его разумом. 2. Культурный герой – самоценная и самодостаточная личность. Каждый человек – Вселенная. Познание мира = самопознание. Романтический антропоцентризм. 3. Ценности : индивидуализм, свобода, исключительность

 


 




Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.