Анализ внутренней среды предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение внутренней среды происходит с помощью стратегического управленческого анализа, представляющего собой комплексное обследование ресурсов и возможностей организации, их соответствия существующим стратегическим задачам. Это вторая часть SWOT-анализа (разделение на две части связано с тем, что за каждую из них должны отвечать разные службы).

Анализ внутренней среды имеет несколько уровней - организация, основные службы и действующий хозяйствующий субъект. В его основе лежит детализированное исследование потенциала (активы, занятость, научно-технические возможности) и текущей деятельности с точки зрения ее перспектив.

Целями правленческого анализа являются:

· глубокое изучение самой организации, выявление стратегических проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, которые могут повлиять на реализацию стратегии, резервов развития;

· оценка ресурсов и стратегических способностей, критических факторов успеха, оценка инвестиционной привлекательности компании;

· разработка стратегии развития и оценка ее обоснованности;

· поиск путей адаптации к изменениям среды;

· формирование новой парадигмы управления;

· определение уровня эффективности текущего бизнеса, организации ценностной цепочки, качества продукции;

· изучение финансового состояния компании, ее инвестиционного потенциала и пр.

Рассмотрим основные объекты управленческого анализа.

Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик потенциала, становящихся объектами оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:

· собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;

· операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);

· особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);

· организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)

Во-вторых, результаты деятельности и финансовое положение организации, которые характеризуются также доступностью источников финансовых средств, наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью цен и уровнем затрат (особенно это касается производства потребительских товаров, где ценовая конкуренция играет более важную роль и лидируют компании с низкими издержками). На основе результатов анализа принимаются стратегические решения об объеме и направлениях будущих инвестиций.

В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.

В-четвертых, стратегия и ее составляющее:

· насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;

· каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;

· приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;

· обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;

· надежно ли защищает от основных конкурентных сил, внешних угроз, внутренних проблем;

· каковы сильные и слабые стороны реализуемой стратегии;

· в чем проявляется ее несоответствие организации;

· какие организационные изменения необходимы для успеха будущей стратегии, какие они будут иметь последствия и пр.

Без четкого понимания этих моментов обоснованную стратегию выработать нельзя.

Рассмотрим предприятие ООО "Вариант" и проанализируем его стратегию.


5. Анализ стратегии предприятия ООО "Вариант"

 

Общество с ограниченной ответственностью "Вариант". С фирмой “Вариант” работают как физические, так и юридические лица. Основными направлениями деятельности является:

производство пластиковых изделий, используемых в строительстве, точнее производство окон и дверей из ПВХ и остекления;

производство прочих пластмассовых изделий;

производство строительных металлических изделий;

оптовая торговля, розничная торговля строительными материалами

Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.

Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.

Оценку действующей стратегии предприятия проведем с помощью нормативного ряда и коэффициента Спирмэна.

В основу этого метода положен такой темп развития предприятия, при котором прибыль растет гораздо более быстрыми темпами, чем все показатели предприятия.

Итак, имеем нормативный ряд:

 

Тзрс/смзтп< Тп,

 

где Тзр - темпы роста заработной платы

Тс/с - темпы роста себестоимости

Тмз - темпы роста материальных затрат

Ттп - темпы роста товарной продукции

Тп - темпы роста прибыли

Заметим, что этот нормативный ряд составлен для стадии роста в жизненном цикле товара, а нам придется изменить этот ряд в соответствии с текущей стадией ЖЦТ.

Для оценки возможности использования стратегии для достижения конечной цели предприятия необходимо рассмотреть следующие технико-экономические показатели ООО "Вариант" (табл.4).

 

Технико-экономические показатели ООО "Вариант"

Таблица 4

Годы Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Фонд заработной платы,

тыс. руб.

Полная себестоимость,

тыс. руб.

Материаль-ные затраты, тыс. руб.

Балансовая прибыль,

тыс. руб.

2007 3061 251

2647

1316

444

 
2008 5603 568

5064

3026

588

 
2009 8283 1204

7267

4044

996

 
                   

 

В таблице 5 представлены темпы изменения технико-экономических показателей рассматриваемого предприятия.

 

Темпы изменения технико-экономических показателей предприятия (%).

Таблица 5

Периоды

Темпы роста

Выручка от реализации продукции Фонд заработной платы Полная себестоимость Материальные затраты Балансовая прибыль
2008/2007 183,0 225,8 191,3 229,8 132,4
2009/2008 147,8 212,0 143,5 133,7 169,4

 

В таблице 6 приведены фактические динамические ряды уровня развития предприятия.

Весовые коэффициенты темпов роста показателей отражают ранжирование совокупности - от больших значений темпов прироста экономических показателей к меньшим.

В таблице также рассчитан коэффициент корреляции Спирмена, по изменению которого и судят об эффективности реализации выбранной стратегии развития предприятия.

 

Расчет коэффициента Спирмена

Таблица 6

 

Периоды

Ранги

Коэффициент корреляции Спирмэна,

Кспир

Выручка от реализации продукции Фонд заработной платы Полная себестои-мость Материаль-ные затраты Балансовая прибыль
Норма-тивный ряд 4 1 3 2 5 -
2008/2007 4 2 3 1 5 0,9
2009/2008 3 1 4 5 2 -0,05

 

Степень соответствия нормативного и фактического рядов можно оценить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

 

 

∑d2 - сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;

n - количество рангов в ряду.

При полном соответствии двух последовательностей, К = +1, что означает полную положительную корреляцию.

При полной отрицательной связи К = - 1, в остальных случаях - 1<К<1.

Возрастание коэффициента от - 1 до +1 характеризует рост соответствия между рядами, а значит, рост результативности выбранной стратегии.

 

 

Как видно из расчетов, коэффициент снижается, связь между целями предприятия и его деятельностью достаточно мала. Стратегия предприятия ООО "Вариант" нуждается в корректировке.

Расчеты показали, что в наибольшей степени фактическая структура показателей развития предприятия соответствовала эталонной структуре в 2008 г., что говорит о правильном выборе и реализации стратегии и ориентиров развития предприятия.

Значительное снижение значения коэффициента Спирмена в 2009 г. связано, прежде всего, с резким ростом себестоимости продукции. Для исправления ситуации необходимо предпринять все возможные меры для снижения себестоимости и увеличения объемов реализации продукции, чтобы увеличить объем прибыли предприятия.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.