Определение и удовлетворение нужд потребителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей. В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель - это человек который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.

Организация производства

Это вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов - труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

Распределение дохода

В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д. Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их "смежниках". Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция.

Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе своего суверенного права. От фирмы зависит другое.

Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос " для кого производят товары?" в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.

Инвестиции в реальный капитал

Четвертой функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.

 

Цели создания фирмы

 

Ответ на вопрос "Зачем создаются фирмы?" зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага, т. е фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды. Но добиться успеха на рынке фирм не всем предпринимателем удается. Большинство предпринимательских начинаний (около 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только становятся богаче, но и теряют почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

Какие товары или услуги производить;

В каком объеме производить;

Какую технологию использовать для производства;

Какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

Как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

Как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

Как продвигать свои товары на рынок;

По какой цене предлагать товары к продаже

И так далее.

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточно не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцам прибыли.

Такова логика деятельности фирмы в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существует только государственные предприятия, все аспекты, деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства, решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.

Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

 

Концепции теории фирмы

 

Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы.

 

Технологическая концепция

технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт (А. Смит, Д. Рикардо,А. Маршалл,Дж. Хикс,Джоан Робинсон,Э. Чемберлин, Йозеф Шумпетер)

Согласно классикам английской политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо фирма рассматривается как определенный шаг на пути технического прогресса человечества, обеспечивающего рост производительности труда. Хорошо известен пример А. Смита с "булавочной мануфактурой". До тех пор, пока булавки производились одним человеком с начала и до конца (индивидуальное производство), производительность труда была невысокой. С возникновением разделения труда, на котором базируется организация мануфактурного производства, "сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... ", и производительность мануфактуры составила более двенадцати фунтов булавок в день.

Исследование природы фирмы в классической традиции продолжил А. Маршалл. Прежде всего, он ввел понятие "организация производства" как особый фактор, обеспечивающий рост производительности труда в обществе. Развивая концепцию Смита о роли разделения труда и специализации как основы фирмы, Маршалл приводит новые аргументы в пользу значимости машинного производства как стимула бурного развития фирмы - организации, занимающейся крупномасштабным производством. Маршалл продолжает развивать технологическую концепцию фирмы. Размер организации он объясняет экономией на масштабе. Развивая представление о фирме как об организации, способной обеспечить экономию на масштабах производства, Маршалл детально описывает способы достижения подобной экономии и их результат - образование крупных организационных форм в экономике как путем внутреннего роста (т.е. расширения объемов производства), так и через слияния, поглощения.

Анализируя различные формы организации производства, Маршалл ставит своей целью показать управленческую структуру разных форм бизнеса. Таким образом, он отходит от сугубо теоретического анализа фирмы в сторону науки об управлении. Такой управленческий подход позволяет Маршаллу выделить специфическую черту фирмы, а именно: предпринимательские способности как ресурс производства. Под предпринимательскими способностями Маршалл понимает склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, к определенному риску в осуществлении неизвестных.

Продолжение и развитие классической теории фирмы наблюдается у Дж. Хикса. У Хикса проявляется наиболее отчетливо представление о том, что теория фирмы - это теория капитала, его формирования и распределения.

Следует особо отметить вклад в неоклассическую теорию фирмы Джоан Робинсон. Робинсон анализирует главным образом фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности анализа по сравнению со случаем чисто конкурентного рынка и позволяет выявить новые характеристики фирмы как экономического агента. Робинсон признает многообразие поведенческой активности фирм. Это не только конкуренция и монополия, как считалось до этого, но и разные другие варианты рыночной власти - конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация. С тех пор утверждается представление о том, что конкуренция может существовать и при наличии у фирм рыночной власти, что собственно и означает термин "несовершенная конкуренция".

Продолжает традицию Робинсон в исследовании разнообразия типов поведения фирмы Э. Чемберлин (монополистическая конкуренция).

К сторонникам неоклассической теории фирмы можно отнести Йозефа Шумпетера.

Менеджеристская концепция

Менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия (Вильям Баумоль, Робин Маррис)

Вильям Баумоль рассматривал менеджеральную теорию фирмы. Эта концепция исходит из предпосылок, что:

оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;

цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Более высокие темпы роста, как показывает Робин Маррис достигаются фирмой, управляемой менеджерами, за счет и в ущерб совокупной прибыли.

В классическом и неоклассическом направлениях фирма трактовалась как неотъемлемая часть рынка, как элемент его структуры. Таким образом, технологическая концепция не делала выбора между фирмой и рынком, и то и другое - это равноправные стороны действительности.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.