Глава 2. Реализация проблемного обучения в системе обучения математике в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения. Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.

Данная цель реализовалась через следующие задачи:

описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;

описание познавательной деятельности учащихся на основе показателей активности учащихся в учебной деятельности;

установление причинно – следственных связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (выбор метода).

Наблюдение было организовано на уроках математики в 3 классе.

Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу.

На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения.

 

Условия: выбор метода

 Метод проблемного обучения

Объяснительно – иллюстративный метод

Тема урока                    
Поднимают руку                    
Внимательно слушают                    
Тщательно выполняют задание                    
Задают вопросы                    
Самостоятельно выполняют работу                    
Всего                    

 

Каждое проявление фиксируется как 1 балл.

Далее было проанализировано содержание учебного материала по математике в 3 классе и разработана серия уроков с использованием проблемного метода изложения материала и объяснительно – иллюстративного метода.

Затем было организовано неоднократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках. Результаты заносились в протокол.

Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках, где использовалось проблемное обучение.

Следовательно, использование метода проблемного обучения при изучении математике в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

 

Фрагмент урока

 

Фрагмент урока на тему: Периметр многоугольника.3 класс.

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Актуализация знаний способов и действий. Покажите границы многоугольника, квадрата, многоугольника. Какую фигуру образует пол вашего класса? Прямоугольник.
2. Постановка проблемной ситуации Летом нужно отремонтировать класс; сменить линолиум. Его нужно прибить реечками. Они будут вдоль стен. Перед нами стоит непростая задача и проблема: Какова длина всех реечек или как вычислить длину прямоугольника? Р=? Р=a+a+b+b P=a х 2+b х 2
3. Решение проблемы Приступим к разбору проблемы. Ширина пола будет 6м, а длина - 8м. 6+8+6+8=28 6+6+8+8=28 6х2+2х8=28 Чтобы узнать длину всех сторон прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон, т.е. найти периметр.
4. Рефлексивно– оценочный этап Как находится «Р» многоульника? Какие выводы сделаем сами. Анализируют работу по решению проблемы.

 

Познавательная деятельность - это система определенных действий и входящих в них знаний, направленная на получение новых знаний и способов деятельности. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с мотивом и содержанием слагающих ее действий. (Приложении 1) [5,с.110]

Технология проблемного обучения решает эту задачу, через системуметодов методов и приемов обучения. Выделяются следующие этапы реализации технологии проблемного обучения:

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация учебной деятельности. Обоснование значимости темы постановка интериоризирующей цели урока. Восприятие и осознание поставленной цели.
2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы. Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся. Актуализация знаний по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы.
3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемное задание). Предъявление учащимся необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения (раскрытие пути решения проблемы) Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем.
4. Решение проблемы. Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы. Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности.
5. Рефлексивно оценочный этап. Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности учащихся по решению проблемы. Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы.
6. Определение проблемного домашнего задания. Предъявление задания. Восприятие.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 252.