Проблемы становления малого бизнеса в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Федеральная Служба Государственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого и среднего предпринимательства:

На 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (в том числе 1065тыс. микропредприятий) и 17971 средних предприятий [13].

По регионам развитие малых предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменение числа малых предприятий за последние четыре года представлены на рисунке 1.

 

 


Рис1. Число малых предприятий России в период с 2005г.-2008г. [17].

 

В 2008 г. на МСП работали 10,44 млн. человек. Выручка, полученная МСП в 2008 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 21,79 трлн. рублей, в т.ч. около трети приходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность (70,5 трлн.). По сравнению с 2007 годом выручки, исключая влияние цен, увеличилась на 30% [10]. Оборот средних предприятий по субъектам Российской Федерации представлен в приложении 1, малых предприятий в приложении 2.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является

развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

В таблице 1 представлены основные проблемы Российского частного предпринимательства.

 

Таблица 1 Основные проблемы частного предпринимательства в России [1,c.94].

Порядок значимости Основные проблемы
1 Налоги
2 Законодательство
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность партнеров, клиентов
8 Несовершенство банковской системы
9 Политическая ситуация
10 Бюрократия
11 Недостаток производственных площадей, офисов
12 Действия правительства, властей
13 Коррупция, взятки
14 Недостаток материальной базы
15 Финансовая политика государства, действия ЦБ
16 Сбыт, поиск клиентов, потребителей
17 Высокие цены на сырье и материалы
18 Монополия государства, госпредприятий
19 Трудности с арендой
20 Разрыв экономических связей
21 Недостаток информации
22 Недостаток культуры, опыта
23 Необязательность партнеров
24 Проблемы собственности
25 Кадровые проблемы
26 Недостаток собственных средств
27 Невыгодность производства
28 Большая, громоздкая отчетность
29 Невыгодность инвестиций
30 Конкуренция
31 Несовершенство рынка
32 Недоверие западных партнеров
33 Отрицательное отношение к предпринимателям

 

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы [16].

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.