Анализ результатов экспериментальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На первом этапе исследования мы провели диагностические процедуры, используя для оценки уровня развития внимания у второклассников методику Мюнстенберга, а для оценки уровня развития мышления - тест "Что лишнее?".

Методика Мюнстенберга направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости. Учащимся предлагался бланк с буквенным текстом, где имелись слова, задача испытуемых заключалась в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст найти и подчеркнуть эти слова, пример:

РЮКЛБЮСРАДОСТЬЫАПОРДЛЛД.

 

Таблица 1. Данные первоначальной диагностики (методика Мюнстенберга).

Ф.И. учеников

Выделенные слова

Ошибки

Пропущенные слова

1. Толя С.

7

1

9

2. Лиза К.

3

 

14

3. Сережа С.

6

1

10

4. Вика К.

6

1

10

5. Никита В.

4

 

13

6. Таня С.

5

1

11

7. Ваня К.

2

1

14

8. Женя П.

8

1

8

9. Лена Ц.

8

 

9

10. Леша Ч.

2

1

14

11. Оля Ч.

6

1

10

12. Лена П.

6

 

11

13. Саша К.

3

 

14

14. Андрей И.

2

 

15

15. Наташа П.

7

 

10

16. Коля К.

3

1

13

17. Дима К.

7

 

10

18. Матвей Л.

7

 

10

График 1. Количество ошибок, допущенных учащимися, при выполнении методики Мюнстенберга.

 

По результатам диагностики было установлено, что большинство учащихся допустили от 7 до 12 ошибок (61,1%), не значительная часть детей допустили от 13 до 17 ошибок (39,9%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что внимание неустойчивое и уровень его концентрации низкий.

Тест "Что лишнее?" позволяет судить о степени сформированности мышления, умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать и обобщать. Результат оценивается в баллах:

9 - 10 баллов - высокий уровень (ребенок правильно решил все задания менее чем за 1,5 минуты).

7 - 8 баллов - выше среднего (ребенок справился с задачей за 2 минуты).

5 - 6 баллов - средний уровень (ребенок за 3 минуты справляется с заданием; возможно, не выполняет одно из заданий).

3 - 4 балла - ниже среднего (ребенок за 3 минуты не выполняет 2 - 3 задания).

0 - 2 балла - низкий уровень (ребенок за 3 минуты не справляется с заданием или выполняет только одно из заданий).


Таблица 2. Данные первоначальной диагностики (тест "Что лишнее?")

Ученики

Уровень развития

Баллы

1. Толя С.

ниже среднего

4

2. Лиза К.

ниже среднего

4

3. Сережа С.

средний

6

4. Вика К.

ниже среднего

4

5. Никита В.

средний

6

6. Таня С.

низкий

2

7. Ваня К.

средний

6

8. Женя П.

средний

6

9. Лена Ц.

средний

6

10. Леша Ч.

низкий

2

11. Оля Ч.

ниже среднего

4

12. Лена П.

средний

6

13. Саша К.

средний

6

14. Андрей И.

ниже среднего

4

15. Наташа П.

низкий

2

16. Коля К.

низкий

2

17. Дима К.

ниже среднего

4

18. Матвей Л.

средний

6

 

График 2. Уровень развития мышления у второклассников по результатам первоначальной диагностики

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что уровень развития мышления у учащихся этого класса низкий и ниже среднего.

И лишь 44% детей имеют средний уровень развития мышления.

Таким образом, по результатам диагностик можно говорить о том, что учащиеся нуждаются в занятиях, направленных на развитие познавательных способностей.

Поэтому на втором этапе нашего исследования, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр во внеурочное время.

В течение 5 недель с младшими школьниками проводились разнообразные игры на развитие познавательных способностей, а именно на мышление и внимание.

После чего с детьми были проведены повторные диагностические процедуры - тест "Что лишнее?" и методика Мюнстенберга.

Получились следующие результаты:

 

Таблица 3. Данные повторной диагностики (методика Мюнстенберга)

Ф.И. учеников

Выделенные слова

Ошибки

Пропущенные слова

1. Толя С.

10

1

6

2. Лиза К.

5

 

11

3. Сережа С.

9

 

8

4. Вика К.

10

1

6

5. Никита В.

7

 

10

6. Таня С.

10

 

7

7. Ваня К.

5

 

12

8. Женя П.

14

1

2

9. Лена Ц.

13

 

4

10. Леша Ч.

6

 

11

11. Оля Ч.

8

1

8

12. Лена П.

6

 

11

13. Саша К.

7

 

10

14. Андрей И.

7

1

9

15. Наташа П.

8

 

9

16. Коля К.

5

1

11

17. Дима К.

8

 

9

18. Матвей Л.

9

 

8

 


График 3. Количество ошибок, допущенных учащимися, при выполнении методики Мюнстенберга (повторная диагностика)

 

График 4. Сравнительные контрольные данные результатов по методике Мюнстенберга

 

Исходя из полученных данных, после проведения с детьми интеллектуальных игр, мы видим, что результат значительно отличается от первоначального; а именно возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, об этом свидетельствует увеличение количества верно выделенных слов.

А по выявлению изменений в уровне развития мышления учащихся получили следующие результаты:

 

Таблица 4. Данные повторной диагностики (тест "Что лишнее?")

Ученики

Уровень развития

Баллы

1. Толя С.

средний

6

2. Лиза К.

средний

5

3. Сережа С.

выше среднего

7

4. Вика К.

средний

5

5. Никита В.

средний

6

6. Таня С.

ниже среднего

3

7. Ваня К.

средний

5

8. Женя П.

выше среднего

7

9. Лена Ц.

выше среднего

7

10. Леша Ч.

ниже среднего

4

11. Оля Ч.

средний

6

12. Лена П.

средний

6

13. Саша К.

выше среднего

7

14. Андрей И.

средний

6

15. Наташа П.

ниже среднего

4

16. Коля К.

ниже среднего

3

17. Дима К.

средний

6

18. Матвей Л.

выше среднего

7

 

График 5. Сравнительные контрольные данные результатов (тест "Что лишнее?")

 

В результате проведенной выходной диагностики, можно сделать вывод, что результаты показанные детьми в основном повысились, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. После проведения интеллектуальных игр, мы видим, что большинство детей имеют средний уровень развития мышления, даже 27,7% учащихся имеют уровень развития мышления выше среднего, что не наблюдалось при проведении первоначальной диагностики.

Выводы и рекомендации: анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников. Подтверждением выше сказанному служат полученные нами результаты диагностик - возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. У учащихся происходит становление и развитие форм сознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов.

Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся в этот процесс.





Заключение

 

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные

особенности как:

полифункциональность - возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного "потребителя" информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

игра - это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

При организации интеллектуальных игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

игры должны быть социально ориентированные.

Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

Анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников. Подтверждением выше сказанному служат полученные нами результаты диагностик - возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать.

Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся в этот процесс.



Библиография

 

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. - 384с.

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983. - 215с.

3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - 320с.

5. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999. - гл.2. - с.258-270, 302-305, 274-284.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Университет, 2000. - 336с.

7. Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121 - 122.

8. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. - № 5. - с.30-31.

9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие по психологии. - М.: Академия, 2000. - 320с.

10. Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 1999. - С.25-37.

11. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 334с.

12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 224с.

13. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 496с.

14. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. - М.: Грамотей, 2003. - с.48-56.

15. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960, Ι том. - 775с.

16. Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2000. - 512с.

17. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Я. Неймера. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. - 640 с.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, ч.2. - М.: Владос, с.321-331, с.377.

19. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-пресс, 1977, с. 200-215.

20. Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121-122.

21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.

22. Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. - Ярославль: Академия, 2003. - с.12-43.

23. Шагрева О.А. Детская психология // теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001. - с.243-254.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.