Глава 1. Основы деятельности системы органов государственной власти субъектов РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы деятельности системы органов государственной власти субъектов РФ

1.1 Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

1.2 Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации

Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Высшее должностное лицо

2.2 Система органов исполнительной власти

2.3 Губернатор и местное самоуправление

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Актуальность. В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой Российской Федерации, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц.

В масштабе всей страны власть народа осуществляется через федеральные органы государственной власти. Однако, поскольку наше государство является федеративным, в ее административно-территориальных единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют органы государственной власти. Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В ее составе в настоящее время насчитывается 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.

Основанием для создания и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации служит ст.11 Конституции, где сказано, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней.

При установлении системы органов государственной власти субъекты федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Цель исследования – рассмотреть органы государственной власти субъектов РФ (на примере Московской области).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

2. Проанализировать деятельность органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации.

3. Определить компетенции высшего должностного лица.

4. Обосновать особенности системы органов исполнительной власти.

Объект исследования – основополагающие характеристики конституционных основ органов государственной власти субъектов РФ. Предмет исследования – система органов власти Московской области.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Резепов И.Ш., Чиркин В.Е., Колпаков Р.В., Колюшин Е.И. и других.

 



Высшее должностное лицо

 

В большинстве республик главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти является Президент. В некоторых республиках Российской Федерации выполнение обязанностей руководителя органа исполнительной власти прямо определено в названии его должности (Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Тыва, Республика Хакасия). В остальных субъектах федерации Глава администрации (Губернатор) является высшим должностным лицом и обязательно возглавляет высший орган исполнительной власти (Администрацию, Правительство или Совет Администрации)[11].

Правовой статус высшего должностного лица определяется конституциями республик, уставами других субъектов федерации, а также соответствующими законами субъектов федерации. Таким же определяется порядок выборов, вступления его в должность и прекращения полномочий.

В Московской области высшее должностное лицо – Губернатор избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. К высшему должностному лицу субъекта федерации предъявляются определенные требования:

· по возрасту (он должен быть не моложе тридцати лет),

· по обладанию избирательным правом (он должен обладать избирательным правом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъекта федерации),

· по продолжительности пребывания в должности (как правило, он не может занимать эту должность более двух сроков подряд),

· по сфере деятельности (он не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством, а также заниматься деятельностью, не совместимой с этой должностью – обычно это предпринимательская, коммерческая деятельность или вообще какая-либо оплачиваемая деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности); на время выполнения обязанностей приостанавливается его членство в общественных движениях и политических партиях.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации действует самостоятельно в пределах своей компетенции и выполняет следующие функции:

Выступает гарантом соблюдения территориальной целостности и независимости субъекта федерации, исполнения ее законов[12].

Губернатор Московской области обеспечивает и защищает права и свободы человека и гражданина, законность и правопорядок в Московской области и осуществляет следующие полномочия:

а) представляет Московскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Московской области;

б) обнародует Устав, а также законы Московской области, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Московской областной Думой, в течение 14 календарных дней с момента поступления указанных законов (обладает правом отлагательного вето);

в) обладает правом законодательной инициативы в Московской областной Думе;

г) обеспечивает взаимодействие Московской областной Думы и исполнительных органов государственной власти Московской области;

д) участвует в заседаниях Московской областной Думы с правом совещательного голоса;

е) назначает своего постоянного представителя в Московскую областную Думу;

ж) представляет на утверждение Московской областной Думе бюджет Московской области и отчет о его исполнении;

з) представляет на утверждение Московской областной Думе государственные программы и планы социально-экономического развития Московской области и отчет об их исполнении;

и) вносит в Московскую областную Думу проект закона о системе исполнительных органов государственной власти Московской области;

к) определяет структуру исполнительных органов государственной власти Московской области;

л) является по должности Председателем Правительства Московской области, подписывает и опубликовывает постановления Правительства Московской области; обладает правом вето на постановления Правительства Московской области;

м) назначает на должность Вице-губернатора Московской области по согласованию с Московской областной Думой;

н) освобождает от должности Вице-губернатора Московской области в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Московской области;

о) формирует Правительство Московской области в соответствии с Уставом Московской области и законами Московской области и принимает решение об отставке Правительства Московской области.

п) награждает наградами и премиями Московской области, присваивает почетные звания Московской области в случаях, установленных законом Московской области;

р) распускает Московскую областную Думу в случаях, предусмотренных Уставом Московской области.

с) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Московской области с иными органами государственной власти Московской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Московской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

т) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Московской области.

Губернатор Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, имеющие юридическую силу на всей территории Московской области[13].

В пределах своих полномочий высшее должностное лицо издает свои нормативные документы – указы, постановления и распоряжения. Так, в соответствии с Законом Московской области «О схеме управления Московской областью» № 13/2000-ОЗ от 13 марта 2000 года, п.5, ст.5, По вопросам, находящимся в его компетенции, Губернатор Московской области вправе принимать правовые акты нормативного характера - постановления, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Московской области и законам Московской области[14].

Вступившие в юридическую силу постановления Губернатора Московской области действуют на всей территории Московской области и обязательны для исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, иных юридических и физических лиц.

У высшего должностного лица субъекта федерации может быть заместитель – Вице-президент, Вице-губернатор (как в Московской области, по ст.53 Устава) или Вице-Глава Администрации. Его полномочия действуют на срок действия полномочий самого высшего должностного лица.

Заключение

 

Систему своих органов государственной власти субъекты РФ устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ (глава 1 Конституции рф) и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые устанавливаются федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществляя право на формирование своих органов государственной власти, субъекты РФ обязаны руководствоваться принципами Конституции РФ. Среди них положения: о единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); о единстве исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77); о разделении властей и самостоятельности органов разных ветвей власти (ст. 10); о республиканской форме правления в Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); о светском характере государства (ст. 14); о том, что судебная власть РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118).

Большинство субъектов Российской Федерации в той или иной мере воспроизводят у себя федеральную модель взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. В первую очередь это касается взаимодействия представительного органа государственной власти (парламента) субъекта Российской Федерации с высшим должностным лицом (главой) субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие парламента и главы субъекта Российской Федерации. Ориентация субъектов РФ на федеральную модель разделения властей проявляется, прежде всего, в лидирующей роли главы субъекта РФ (президента, губернатора, главы администрации, председателя правительства, председателя государственного совета, мэра и др.) в системе государственных органов субъекта, что явно прослеживается в сравнении с другими органами государственной власти (парламентом, правительством, судами) субъекта. Многие субъекты Федерации воспроизводят в своем законодательстве федеральную концепцию президентской власти “президент - арбитр нации”. Это, разумеется, конституционное право субъектов РФ. Способы реализации данного конституционного права субъектами РФ согласуются с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края, согласно которой “поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (ч.3 ст.5 Конституции РФ), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные”. Однако из смысла изложенного не вытекает, что субъекты РФ при формировании собственных органов государственной власти, взаимоотношений законодательных и исполнительных органов должны слепо копировать федеральную схему. Модели организации государственной власти на основе принципа разделения властей в субъектах РФ могут быть разнообразными. Различия могут быть в полномочиях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, в формах их взаимодействия между собой, что обусловлено правовой природой федерализма. При этом обязательным условием является соблюдение требований Конституции РФ, уважение основ конституционного строя и общих принципов, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Различие федеральной и региональной схем построения системы органов государственной власти заключается в том, что глава субъекта Федерации (высшее должностное лицо, руководитель высшего исполнительного органа) в отличие от федерального Президента возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта РФ. В некоторых субъектах действует институт выборного или назначаемого заместителя главы субъекта (вице-президента, вице-губернатора и др.), который на федеральном уровне отсутствует. Этими особенностями обусловлены различия в федеральной и региональной схемах взаимодействия главы субъекта Федерации и парламента.

 



Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ, Астрель, 2009.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. – М.: Городец, 2009.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Норма, 2009.

4. Иванов А.Г. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2008. - № 2. - С. 105-113.

5. Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009.

6. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Проспект, 2009.

7. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

8. Колпаков Р.В. Конституционное право России: Базовый курс. – М.: Приор-издат, 2009.

9. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Городец, 2006.

10. Малько А.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Афанасьева О.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2008.

11. Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 55-59.

12. Некрасов С.И. Конституционное право РФ: Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

13. Резепов И.Ш. Конституционное право России: Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

14. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Норма, 2009.

15. Якушева А.В. Правовая природа взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. - 2006. - № 10-3. - С. 187-192.


[1] Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ, Астрель, 2009.

[2] Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ, Астрель, 2009.

[3] Некрасов С.И. Конституционное право РФ: Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 238.

[4] Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Городец, 2006. – с. 136.

[5] Иванов А.Г. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2008. - № 2. - С. 105.

[6] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Проспект, 2009. – с. 142.

[7] Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – с. 158.

[8] Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. – М.: Городец, 2009. – с. 128.

[9] Малько А.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Афанасьева О.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2008. – с. 71.

[10] Колпаков Р.В. Конституционное право России: Базовый курс. – М.: Приор-издат, 2009. – с. 68.

[11] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Норма, 2009. – с. 203.

[12] Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 94.

[13] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Норма, 2009. – с. 96.

[14] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Норма, 2009. – с. 214.

[15] Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 57.

[16] Якушева А.В. Правовая природа взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. - 2006. - № 10-3. - С. 187.

[17] Резепов И.Ш. Конституционное право России: Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – с. 83.


Оглавление

Введение

Глава 1. Основы деятельности системы органов государственной власти субъектов РФ

1.1 Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

1.2 Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации

Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Высшее должностное лицо

2.2 Система органов исполнительной власти

2.3 Губернатор и местное самоуправление

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Актуальность. В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой Российской Федерации, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц.

В масштабе всей страны власть народа осуществляется через федеральные органы государственной власти. Однако, поскольку наше государство является федеративным, в ее административно-территориальных единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют органы государственной власти. Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В ее составе в настоящее время насчитывается 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.

Основанием для создания и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации служит ст.11 Конституции, где сказано, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней.

При установлении системы органов государственной власти субъекты федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Цель исследования – рассмотреть органы государственной власти субъектов РФ (на примере Московской области).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

2. Проанализировать деятельность органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации.

3. Определить компетенции высшего должностного лица.

4. Обосновать особенности системы органов исполнительной власти.

Объект исследования – основополагающие характеристики конституционных основ органов государственной власти субъектов РФ. Предмет исследования – система органов власти Московской области.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Резепов И.Ш., Чиркин В.Е., Колпаков Р.В., Колюшин Е.И. и других.

 



Глава 1. Основы деятельности системы органов государственной власти субъектов РФ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 157.