Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений

1.1 Особенности развития АТР

1.2 Политика США по отношению к Японии

Глава 2. Экономические противоречия между Японией и США

2.1 Дисбаланс отношений между США и Японией

2.2 Развитие отношений между Японией и США на современном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Когда в 1979 г. американский востоковед Эзра Вогель опубликовал свою книгу «Япония – номер один. Уроки для Америки», никто не предполагал, что она надолго станет бестселлером как в США, так и в Японии. Ее успех объясняется тем, что она, более чем какое-либо другое исследование, поколебала устоявшееся представление о преимуществе западной модели общественного развития над восточной. Написанная в период «холодной войны», эта книга побудила интеллектуалов по обе стороны Тихого океана по-новому взглянуть на проблему мирового лидерства[1].

Целью данной работы является рассмотрение американо-японских экономических противоречий в 1990-е годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Показать особенности экономических отношений США с АТР.

2. Раскрыть историю развития экономических противоречий между США и Японией.

3. Проанализировать современные проблемы в экономических отношениях США и Японии.

Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы, несмотря на принимаемые на правительственном уровне меры, обостряется американо-японское экономическое противостояние. Прежде всего, Соединенным Штатам "не по душе" наступление японской высокотехнологической продукции как на американский рынок, так и на рынки других стран. Например, японский экспорт в страны АТР значительно превышает американский.

Не выдерживая экономической конкуренции, США оказывают давление на правительство Японии. К примеру, в ноябре 1995 г. США обратились к Японии с предложениями, в которых призвали японское правительство поддержать конкурентную политику в торговле для гарантии того, что "антиконкурентная частная практика не будет использоваться для подавления позитивных результатов либерализации торговли"[2]. Суть этих предложений – ликвидация "несправедливых" преимуществ для японских компаний, что, якобы, мешает иностранному доступу на японские рынки.

Отношения в рамках японо-американского договора о безопасности получили широкое освещение как в США и Японии, так и в России.

Представленное исследование базируется в основном на анализе договоров, соглашений и документов и других источников из архивов министерств и ведомств Японии и США. Основные тенденции в отношениях двух стран становятся; особенно очевидны при изучении выступлений их лидеров и других официальных лиц. Именно по ним легко проследить изменения в позициях двух стран по отношению друг к другу в исторической ретроспективе. Оригиналы многих документов доступны на официальных сайтах министерств и ведомств этих стран.

При анализе экономических, социальных и экологических аспектов чрезвычайно полезными оказались информационные и статистические издания Организации Объединенных Наций, Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Международного Энергетического Агентства (МЭА).

Среди российских изданий можно выделить фундаментальный труд А. Дугина по обзору всей геополитической мысли 20 века[3], геополитические тенденции Азиатско-тихоокеанского региона затронуты в книге К.С. Гаджиева[4]. Основные понятия и термины современной теории международных отношений доступно и лаконично раскрыты в учебном пособии П.А. Цыганкова[5].

Среди российских исследований наибольший интерес вызвали работы, касающиеся проблематики АТР в целом, раскрывающие общие для всего региона проблемы, роль и интересы ведущих мировых держав и другие вопросы (прежде всего это монографии В. Кистанова[6], А. Богатурова[7], О. Арина[8], В. Петровского[9]).

Среди японских ученых проблемами азиатской безопасности наиболее плодотворно занимается Т. Иногути, который является автором ряда исследований, по внешней политике Японии[10] в частности в отношении АТР[11], но, будучи разработаны в соавторстве с американцами, его выводы не всегда беспристрастны. В его последней работе достаточно подробно раскрыта картина нынешних взаимоотношений между государствами в АТР, где особый акцент сделан на лидирующей и руководящей роли США[12].

Американская позиция хорошо объяснена в книгах Р. Бакли «США на Тихом Океане с 1945 года до наших дней»[13] и Дж. Хэффера «США и Тихий океан. История границы»[14]. Обе эти работы дают краткий исторический экскурс американской политики на Тихом океане. Для анализа современной стратегической ситуации в АТР, и в частности особенностей функционирования американской договорной системы полезной оказалась совместная работа американских и австралийских ученых Р. Блэкуила и П. Диба «Азиатские союзники Америки»[15], хотя изложение носит порой немного идеологизированный характер.



Особенности развития АТР

 

В конце ХХ века входящие в состав АТР страны, как правило, вслед за США предпочитают руководствоваться экономически детерминированными критериями и считают экономические факторы заслуживающими первостепенного внимания при принятии политических решений, как впрочем и в определении главного источника опасности. Неудивительно, что весомость голоса той или иной страны в Азиатско-тихоокеанском регионе напрямую зависит от степени ее участия во взаимозависимой экономической жизни.

Несмотря на неоднородность экономического развития отдельных стран и соперничество между ними, для региона весьма характерны интеграционные процессы. Там не первый год действуют такие региональные структуры, как Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), небезуспешно формируется зона свободной торговли стран АСЕАН и др. В регионе существует хорошо налаженная транспортная сеть, осуществляется широкий обмен не только товарами, но и услугами, идеями, информацией (особенно научно-технической). Все это способно обеспечить на обозримую перспективу динамизм и высокую эффективность комплексного развития участников регионального взаимодействия[16].

Тем не менее в целом ситуация в регионе, несмотря на относительное снижение военной напряженности и форсированные темпы экономической интеграции, остается, по оценкам аналитиков, сложной и трудно предсказуемой.

Военно-стратегическое противостояние СССР – США сменилось экономическо-торговой конкуренцией по линиям США – Япония, Китай – Япония, США – Китай, и т.п. Взаимная заинтересованность США и Японии друг в друге частично амортизирует остроту соперничества.

В регионе имеются три ядерных государства (США, Россия, КНР), а также существует потенциальная возможность расширения "ядерного клуба" (за счет Японии, КНДР и Южной Кореи). В этой связи необходимо наряду с сохранением действенного американского присутствия, на котором продолжает зиждиться региональная стабильность и безопасность, также и прямое участие России в углублении регионального сотрудничества, ее вклад в интересах укрепления режима нераспространения ядерного оружия.

Бесспорна, однако, явно выраженная полицентричность данного региона, важными центрами тяготения в котором становятся Япония и Китай. При всем при том за США по-прежнему сохраняется основная роль в обеспечении безопасности и решении узловых финансовых, технологических и экономических проблем[17].

В западных аналитических разработках не раз отмечался ряд мер, которые Соединенным Штатам стоило бы предпринять в ближайшее десятилетие в качестве своего вклада в формирование многополярной системы баланса сил, обусловленной общим стремлением стран АТР избежать войны и наращивать масштабы сотрудничества, как экономического, так и политического.

Реализовать такие меры будет нелегко, однако не невозможно. Прежде всего многополярный миропорядок в регионе окажется менее подверженным влиянию США и подчиненным их интересам, чем действующая почти полвека сеть двусторонних военно-политических соглашений. Однако Сан-Франциская система, по многим оценкам, исчерпала себя и не сможет трансплантироваться в ХХ1 столетие без модификаций в направлении многополярности. А учитывающие перемены всегда прогрессируют успешнее инерционно-отстающих.

Соединенными Штатам в постконфронтационной обстановке есть сугубо прагматическая целесообразность четко определить суть своих интересов, которые отстаивать в одностороннем порядке будет все сложнее, "вычленить, где они совпадают и в чем расходятся с интересами ключевых региональных акторов", с тем чтобы "использовать свое остаточное влияние в Азии для содействия развитию новых институтов и стандартов поведения, которые облегчили бы взаимодействие и разрешение конфликтов в регионе"[18].

Немаловажно, что у Соединенных Штатов сохраняются весомые материальные возможности воздействовать на структуру военной безопасности в АТР. Их диапазон внушителен даже без упоминания о наличии грозного ядерного оружия: огромные финансовые средства страны с годовым ВНП в 7,5 тлрн. долларов. Высокое качество постоянно обновляемого вооружения, отработанные методы быстрой концентрации войск в угрожаемом районе, давняя традиция эффективного присутствия в акватории мирового океана, разветвленная структура военных союзов и баз и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время стержнем американо-японских отношений является экономическое взаимодействие двух стран, а главной проблемой – торговый дефицит США в двусторонней торговле (в июне 1994 г. обозначилась еще одна болевая точка – крупнейшее падение курса доллара к йене), отражающий снижение конкурентоспособности и общее ослабление американской экономики. После окончания холодной войны Токио проявил меньше желания идти на уступки и эти противоречия выплеснулись на публику. Здесь особенно важны два аспекта проблемы. Первый — аккумуляция Японией свободных средств и их беспокоящее США использование для технического перевооружения японского промышленного потенциала, а также вложение в другие экономики, включая американскую, с соответствующим ростом зависимости государств-реципиентов.

Второй — вытеснение с американского рынка национальной продукции, что бьет не только по производителям США, но и вызывает "обвал" среди поставщиков комплектующих, в т.ч. сборщиков микросхем в некогда процветавшей Силиконовой долине. Широко афишировавшаяся генеральная программа урегулирования хронического кризиса двусторонних отношений, принятая в ходе поездки Д. Буша в Японию в январе 1992 г., фактически провалилась. Аналогичная попытка Б. Клинтона в июле 1993 г. принесла еще меньше результатов даже в плане деклараций, а уже в феврале 1994 г. после срыва экономических переговоров обе стороны оказались на грани экономической войны. Ее в конечном итоге удалось не допустить, но проблемы, разумеется, остались. Ситуация может вновь резко обостриться, если темпы экономического развития США останутся низкими, а Япония удачно проведет уже начатую перестройку с целью ориентации экономики страны на потребности XXI в. Экономический антагонизм двух стран резко проявляется и в отчаянной борьбе за внешние рынки сбыта своей продукции и вложения капиталов, в первую очередь в азиатской части АТР. Япония инвестировала в эту часть региона около 90 млрд. долл., в то время как США — только 30; американский экспорт туда составляет примерно половину от японского. Основываясь на размере и характере инвестиций, аналитики предсказывают, что при содействии Японии в АТР будет построено две трети всех автомобильных заводов и ею будет контролироваться до 60% авторынка, а доля США не превысит 10%. Хотя экономическую враждебность США и Японии нередко называют конфликтом XXI в., в ближне- и, очевидно, среднесрочной перспективе развитие этого противостояния будет сдерживаться заинтересованностью сторон друг в друге. Для Японии необходимо: оставить открытым обширный рынок США, а с учетом образования и расширения НАФТА — весь рынок Северной и Латинской Америк; сохранить американские военные гарантии и, возможно, войска США на своей территории перед лицом быстро набирающего экономическую и военную силу Китая (имеющего к тому же вялотекущий — пока? — территориальный спор с Японией из-за островов Синкаку), а также с учетом все еще не снятой исторически обусловленной неприязни по отношению к Японии со стороны ее азиатских соседей, помноженной на их озабоченность по поводу японской экономической экспансии в регионе; заручиться поддержкой Вашингтоном территориальных претензий Токио к России; гарантировать содействие США обеспечению надежных поставок энергоносителей с Ближнего Востока. Пока Япония не способна самостоятельно обеспечить свою оборону, по крайней мере с помощью обычных войск, из-за возникших демографических проблем и трудностей с комплектованием "сил самообороны" (ей даже пришлось сократить численность сухопутных войск на 30 тыс. чел.). США же намереваются продолжать выгодный экспорт в Японию сельхозпродуктов, военного оборудования, заполучить доступ к ее гражданским технологиям и, самое главное, все же пробиться на японский рынок ширпотреба. Последнее намерение связывается Вашингтоном с манипуляциями уровнем военной напряженности в АТР. Не кажется случайным вдруг хлынувший поток американских публикаций о наращивании военного потенциала Китаем (оно действительно имеет место, но до последнего времени США старательно обходили это обстоятельство вниманием), истерика вокруг ядерной программы КНДР (при игнорировании более продвинутых программ Израиля и Пакистана) и одновременно предложение взять Японию "под зонтик" тактической ПРО американского производства.

Если и когда "конфликт XXI в." полыхнет вовсю, то нельзя исключать дезинтеграцию связей безопасности двух стран и превращение их в противостоящие друг другу "по полной программе" центры силы25. По мере распада этих связей Токио может наращивать обычные вооруженные силы. А после создания мощного "неядерного кулака" (видимо, не раньше) осуществится и ядерное вооружение Японии26. Процесс ремилитаризации Японии может быть замедлен или ослаблен расшатыванием политической системы Китая и российской пассивностью в АТР.



Источники

1. Мир и безопасность в Азии и Японии. Пути американо-японского сотрудничества - Токио: Асахи симбун, 1982.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 1999.

3. Basic Policy on National Defense – Defense of Japan 1999.

4. The Flow of World Civilization and Japan's Role in the 21st Century. A Dialogue between Prime Minister Yasuhiro Nakasone and Professor Takeshi Umehara. Prime Minister Office. – Tokyo, 1986.

Литература

5. Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М., 1997.

6. Богатуров А. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945 – 1995). – М., 1997.

7. Гаджиев К.С., Геополитика. – Москва, 1997.

8. Дугин А. Основы геополитики. – Москва, 2000.

9. Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002.

10. Иногути Т. Адзиа тайхэйё сэкай (Азиатско-тихокеанский мир): Пер. с японск. – Токио, 2002.

11. Иногути Т Политэкономия международных отношений: Выбор и роль Японии. – Токио, 1985.

12. Иногути Т. Структура международной политики и экономики: Превратности гегемонии в торговле и войне. – Токио, 1982.

13. Кадзухихо Т. 50 лет японской дипломатии (1945 – 1995). – М., 1996.

14. Кистанов В. Япония в АТР: Анатомия экономических и политических отношений. – М., 1995.

15. Крупянко М.И. Эволюция концепции национальной безопасности Японии в изменяющемся мире // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002.

16. Кунадзе Г.Ф., Носов М.Г. Политика США в Восточной Азии. – М., 2000.

17. Парканский А.Б. Американо-японские противоречия в 80-е гг. – М., 1987.

18. Пауэлл заявляет, что американо-японские отношения прочны и становятся еще прочнее. – Режим доступа: http://usinfo.state.gov/russki.

19. Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после "холодной войны": эволюция, перспективы российского участия. – М., 1998.

20. Смелость и сотрудничество характеризуют американо-японские отношения. – Режим доступа: http://usinfo.state.gov/russki/.

21. Стратегия Японии к ХХI веку: как преодолеть кризисы. – Токио, 1978.

22. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – Москва, 2003.

23. Шерегин С. США – Япония // Зеркало недели. – 1995. – № 36. – 15 сентября.

24. Эглау Х.О. Борьба гигантов. Экономическое соперничество Европы, США и Японии: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.

25. Юдина И.Н. Трансатлантическое партнерство (вторая половина ХХ века). – Барнаул: Азбука, 2000.

26. Asher D. Could Japan Become the “England of the Far East” // AEI. – 2001. – June.

27. Blackwill R., Dibb P. America's Asian Alliances. – London, 2000.

28. Buckley R. The United States in the Asia Pacific since 1945. – Cambridge, 2002.

29. Campbell K. New Politics in Washington & The US-Japan Relationship? Hotel Okura Executive Luncheon Meeting: Series № 36. – Режим доступа: http://www.glocom.org/special_topics/ocura /200109_new_politics/index.html.

30. Heffer J. The United States and the Pacific, History of a Frontier. – NY., 2002.

31. Inoguchi Т. Japan's Asia Policy. – NY., 2003.

32. Inoguchi Т., Jain P. Japanese Foreign Policy. – NY., 2000.


[1] Парканский А.Б. Американо-японские противоречия в 80-е гг. – М., 1987. – С. 49.

[2] Кунадзе Г.Ф., Носов М.Г. Политика США в Восточной Азии. – М., 2000. – С. 73.

[3] Дугин А. Основы геополитики. – Москва, 2000.

[4] Гаджиев К.С., Геополитика. – Москва, 1997.

[5] Цыганков П.А. Теория международных отношений. – Москва, 2003.

[6] Кистанов В. Япония в АТР: Анатомия экономических и политических отношений. – М., 1995.

[7] Богатуров А. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945 – 1995). – М., 1997.

[8] Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М., 1997.

[9] Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после "холодной войны": эволюция, перспективы российского участия. – М., 1998.

[10] Inoguchi Т., Jain P. Japanese Foreign Policy. – NY., 2000.

[11] Inoguchi Т. Japan's Asia Policy. – NY., 2003.

[12] Иногути Т. Адзиа тайхэйё сэкай (Азиатско-тихокеанский мир): Пер. с яонск. – Токио, 2002.

[13] Buckley R. The United States in the Asia Pacific since 1945. – Cambridge, 2002.

[14] Heffer J. The United States and the Pacific, History of a Frontier. – NY., 2002.

[15] Blackwill R., Dibb P. America's Asian Alliances. – London, 2000.

[16] Юдина И.Н. Трансатлантическое партнерство (вторая половина ХХ века). – Барнаул: Азбука, 2000. – С. 34.

[17] Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после "холодной войны": эволюция, перспективы российского участия. – М., 1998. – С. 42.

[18] Дугин А. Основы геополитики. – Москва, 2000. – С. 84.

[19] Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002. – С. 185.

[20] Heffer J. The United States and the Pacific, History of a Frontier. – NY., 2002. – Р. 63

[21] Asher D. Could Japan Become the “England of the Far East” // AEI. – 2001. – June. – Р. 23.

[22] Кадзухихо Т. 50 лет японской дипломатии (1945 – 1995). – М., 1996. – С. 74.

[23] Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после "холодной войны": эволюция, перспективы российского участия. – М., 1998. – С. 92.

[24] Эглау Х.О. Борьба гигантов. Экономическое соперничество Европы, США и Японии: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986. – С. 78.

[25] Inoguchi Т., Jain P. Japanese Foreign Policy. – NY., 2000.

[26] Blackwill R., Dibb P. America's Asian Alliances. – London, 2000. – Р. 122.

[27] Смелость и сотрудничество характеризуют американо-японские отношения. – Режим доступа: http://usinfo.state.gov/russki/.

[28] Пауэлл заявляет, что американо-японские отношения прочны и становятся еще прочнее. – Режим доступа: http://usinfo.state.gov/russki.

[29] Гаджиев К.С., Геополитика. – Москва, 1997. – С. 263.

[30] Смелость и сотрудничество характеризуют американо-японские отношения. – Режим доступа: http://usinfo.state.gov/russki/.

[31] Эглау Х.О. Борьба гигантов. Экономическое соперничество Европы, США и Японии: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1986.

[32] Юдина И.Н. Трансатлантическое партнерство (вторая половина ХХ века). – Барнаул: Азбука, 2000. – С. 122.

[33] Иногути Т. Структура международной политики и экономики: Превратности гегемонии в торговле и войне. – Токио, 1982. – С. 163.

[34] Иногути Т Политэкономия международных отношений: Выбор и роль Японии. – Токио, 1985. – С. 95.

[35] Иногути Т. Адзиа тайхэйё сэкай (Азиатско-тихокеанский мир): Пер. с яонск. – Токио, 2002. – С. 67.

[36] Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М., 1997. – С. 96.

[37] Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002. – С. 74.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений

1.1 Особенности развития АТР

1.2 Политика США по отношению к Японии

Глава 2. Экономические противоречия между Японией и США

2.1 Дисбаланс отношений между США и Японией

2.2 Развитие отношений между Японией и США на современном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Когда в 1979 г. американский востоковед Эзра Вогель опубликовал свою книгу «Япония – номер один. Уроки для Америки», никто не предполагал, что она надолго станет бестселлером как в США, так и в Японии. Ее успех объясняется тем, что она, более чем какое-либо другое исследование, поколебала устоявшееся представление о преимуществе западной модели общественного развития над восточной. Написанная в период «холодной войны», эта книга побудила интеллектуалов по обе стороны Тихого океана по-новому взглянуть на проблему мирового лидерства[1].

Целью данной работы является рассмотрение американо-японских экономических противоречий в 1990-е годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Показать особенности экономических отношений США с АТР.

2. Раскрыть историю развития экономических противоречий между США и Японией.

3. Проанализировать современные проблемы в экономических отношениях США и Японии.

Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы, несмотря на принимаемые на правительственном уровне меры, обостряется американо-японское экономическое противостояние. Прежде всего, Соединенным Штатам "не по душе" наступление японской высокотехнологической продукции как на американский рынок, так и на рынки других стран. Например, японский экспорт в страны АТР значительно превышает американский.

Не выдерживая экономической конкуренции, США оказывают давление на правительство Японии. К примеру, в ноябре 1995 г. США обратились к Японии с предложениями, в которых призвали японское правительство поддержать конкурентную политику в торговле для гарантии того, что "антиконкурентная частная практика не будет использоваться для подавления позитивных результатов либерализации торговли"[2]. Суть этих предложений – ликвидация "несправедливых" преимуществ для японских компаний, что, якобы, мешает иностранному доступу на японские рынки.

Отношения в рамках японо-американского договора о безопасности получили широкое освещение как в США и Японии, так и в России.

Представленное исследование базируется в основном на анализе договоров, соглашений и документов и других источников из архивов министерств и ведомств Японии и США. Основные тенденции в отношениях двух стран становятся; особенно очевидны при изучении выступлений их лидеров и других официальных лиц. Именно по ним легко проследить изменения в позициях двух стран по отношению друг к другу в исторической ретроспективе. Оригиналы многих документов доступны на официальных сайтах министерств и ведомств этих стран.

При анализе экономических, социальных и экологических аспектов чрезвычайно полезными оказались информационные и статистические издания Организации Объединенных Наций, Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Международного Энергетического Агентства (МЭА).

Среди российских изданий можно выделить фундаментальный труд А. Дугина по обзору всей геополитической мысли 20 века[3], геополитические тенденции Азиатско-тихоокеанского региона затронуты в книге К.С. Гаджиева[4]. Основные понятия и термины современной теории международных отношений доступно и лаконично раскрыты в учебном пособии П.А. Цыганкова[5].

Среди российских исследований наибольший интерес вызвали работы, касающиеся проблематики АТР в целом, раскрывающие общие для всего региона проблемы, роль и интересы ведущих мировых держав и другие вопросы (прежде всего это монографии В. Кистанова[6], А. Богатурова[7], О. Арина[8], В. Петровского[9]).

Среди японских ученых проблемами азиатской безопасности наиболее плодотворно занимается Т. Иногути, который является автором ряда исследований, по внешней политике Японии[10] в частности в отношении АТР[11], но, будучи разработаны в соавторстве с американцами, его выводы не всегда беспристрастны. В его последней работе достаточно подробно раскрыта картина нынешних взаимоотношений между государствами в АТР, где особый акцент сделан на лидирующей и руководящей роли США[12].

Американская позиция хорошо объяснена в книгах Р. Бакли «США на Тихом Океане с 1945 года до наших дней»[13] и Дж. Хэффера «США и Тихий океан. История границы»[14]. Обе эти работы дают краткий исторический экскурс американской политики на Тихом океане. Для анализа современной стратегической ситуации в АТР, и в частности особенностей функционирования американской договорной системы полезной оказалась совместная работа американских и австралийских ученых Р. Блэкуила и П. Диба «Азиатские союзники Америки»[15], хотя изложение носит порой немного идеологизированный характер.



Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений

 

Особенности развития АТР

 

В конце ХХ века входящие в состав АТР страны, как правило, вслед за США предпочитают руководствоваться экономически детерминированными критериями и считают экономические факторы заслуживающими первостепенного внимания при принятии политических решений, как впрочем и в определении главного источника опасности. Неудивительно, что весомость голоса той или иной страны в Азиатско-тихоокеанском регионе напрямую зависит от степени ее участия во взаимозависимой экономической жизни.

Несмотря на неоднородность экономического развития отдельных стран и соперничество между ними, для региона весьма характерны интеграционные процессы. Там не первый год действуют такие региональные структуры, как Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), небезуспешно формируется зона свободной торговли стран АСЕАН и др. В регионе существует хорошо налаженная транспортная сеть, осуществляется широкий обмен не только товарами, но и услугами, идеями, информацией (особенно научно-технической). Все это способно обеспечить на обозримую перспективу динамизм и высокую эффективность комплексного развития участников регионального взаимодействия[16].

Тем не менее в целом ситуация в регионе, несмотря на относительное снижение военной напряженности и форсированные темпы экономической интеграции, остается, по оценкам аналитиков, сложной и трудно предсказуемой.

Военно-стратегическое противостояние СССР – США сменилось экономическо-торговой конкуренцией по линиям США – Япония, Китай – Япония, США – Китай, и т.п. Взаимная заинтересованность США и Японии друг в друге частично амортизирует остроту соперничества.

В регионе имеются три ядерных государства (США, Россия, КНР), а также существует потенциальная возможность расширения "ядерного клуба" (за счет Японии, КНДР и Южной Кореи). В этой связи необходимо наряду с сохранением действенного американского присутствия, на котором продолжает зиждиться региональная стабильность и безопасность, также и прямое участие России в углублении регионального сотрудничества, ее вклад в интересах укрепления режима нераспространения ядерного оружия.

Бесспорна, однако, явно выраженная полицентричность данного региона, важными центрами тяготения в котором становятся Япония и Китай. При всем при том за США по-прежнему сохраняется основная роль в обеспечении безопасности и решении узловых финансовых, технологических и экономических проблем[17].

В западных аналитических разработках не раз отмечался ряд мер, которые Соединенным Штатам стоило бы предпринять в ближайшее десятилетие в качестве своего вклада в формирование многополярной системы баланса сил, обусловленной общим стремлением стран АТР избежать войны и наращивать масштабы сотрудничества, как экономического, так и политического.

Реализовать такие меры будет нелегко, однако не невозможно. Прежде всего многополярный миропорядок в регионе окажется менее подверженным влиянию США и подчиненным их интересам, чем действующая почти полвека сеть двусторонних военно-политических соглашений. Однако Сан-Франциская система, по многим оценкам, исчерпала себя и не сможет трансплантироваться в ХХ1 столетие без модификаций в направлении многополярности. А учитывающие перемены всегда прогрессируют успешнее инерционно-отстающих.

Соединенными Штатам в постконфронтационной обстановке есть сугубо прагматическая целесообразность четко определить суть своих интересов, которые отстаивать в одностороннем порядке будет все сложнее, "вычленить, где они совпадают и в чем расходятся с интересами ключевых региональных акторов", с тем чтобы "использовать свое остаточное влияние в Азии для содействия развитию новых институтов и стандартов поведения, которые облегчили бы взаимодействие и разрешение конфликтов в регионе"[18].

Немаловажно, что у Соединенных Штатов сохраняются весомые материальные возможности воздействовать на структуру военной безопасности в АТР. Их диапазон внушителен даже без упоминания о наличии грозного ядерного оружия: огромные финансовые средства страны с годовым ВНП в 7,5 тлрн. долларов. Высокое качество постоянно обновляемого вооружения, отработанные методы быстрой концентрации войск в угрожаемом районе, давняя традиция эффективного присутствия в акватории мирового океана, разветвленная структура военных союзов и баз и т.п.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.