Классификация причин и условий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация детерминант преступности осуществляется по двум основаниям:

1.По уровню действия (субординации) выделяют причины и условия преступности в целом, отдельных видов преступности (например, насильственной) и причины и условия конкретного преступления. Чем выше уровень действия детерминанты, тем более общее содержание она имеет.

2.По содержанию выделяют социально-экономические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и иные причины. Наибольшее значение имеют социально-психологические детерминанты, поскольку именно они выступают в качестве непосредственных причин преступлений.

Условия преступности также классифицируются по их природе на те, которые оказывают формирующее воздействие на причины преступности (например, сюда относятся экономические, идеологические, правовые и иные проблемы и противоречия общества), и те, которые облегчают реализацию конкретной преступной мотивации (как правило, это неэффективность системы социального контроля в соответствующей сфере

Основания классификации причин преступности:

1) по механизму действия: вредные традиции, нравы, взгляды, привычки, функционирующие на уровне общества, группы или отдельных лиц (социально-психологический детерминант);

2) по уровню функционирования: общие причины преступности в целом и причины отдельных видов преступлений (или групп) и отдельных преступлений;

3) по содержанию: экономические, идеологические, политические, социальные, культурные, организационные причины;

4) по природе: объективные, объективно-субъективные и субъективные причины.

5) по близости к событию преступления или к их определенной совокупности: ближайшие, отдаленные, непосредственные, опосредованные;

6) по источникам: внутренние и внешние.

В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

Причины, влияющие на преступность, могут также быть:

1) общие – система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;

2) специфические – часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий)приводит к преступлению.

Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны – они будут там, где есть общество.

 

8. Анализ концепций: социальной дезорганизации, дифференцированной связи, аномии (безнормативности), конфликта культур, стигматизации (клеймения), стратификации (расслоения общества) и др.

 

Социальная дезорганизация - это нарушение общественного равновесия, привычного социального устройства, кода жизни, существовавшего ранее порядка.

К состоянию социальной дезорганизации могут привести:

1)природные катаклизмы (землетрясения);

2)технологические кризисы (например, авария на Чернобыльской АЭС);

3)биологические факторы (диспропорции в половой структуре общества, состояние генофонда населения);

4)социально-экономические факторы (например, экономические кризисы, приводящие к обнищанию населения, пауперизации населения). В результате этого получает толчок к своему развитию маргинализация, т.е. выбывание человека, многих людей и даже определенных социальных слоев из привычного социального статуса;

Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. В книге «Метод социологии» (1896) он обосновал тезис о том, что преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие). Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормально же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарность, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизации общественной жизни.

Теория дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь.

Преступному поведению учатся.

Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.

Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.

Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.

Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.

Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.

Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.

 

9. Понятие “личность преступника” и его структура. Соотношение понятий: личность девианта (отклоняющегося от социальных норм), деликвента (правонарушителя) и преступника. Смежные понятия: субъект преступления, обвиняемый, осужденный и др.

 

Личность преступника – совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность. Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить факторы, влияющие на совершение конкретного преступления, которые могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики.

Структура личности преступника – совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.

В структуре личности преступника выделяется ряд подуровней:

1)материальная обеспеченность;

2) умственное развитие;

3) нравственная ориентация и стремления личности. Все подструктуры находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи и образуют в целом личность преступника

Существует другой вариант структуры личности преступника, включающий следующие элементы:

1) социально-демографические

2) образовательно-культурные – свидетельствуют о его интересах и потребностях;

3) функционально-отношенческие – принадлежность к конкретной социальной группе, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми и учреждениями, его внутреннее отношение к этим функциям и жизненные планы;

4) нравственно-психологические:

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых

Дата: 2019-07-30, просмотров: 222.