Бэкон ставит вопрос о методе познания объективных истин.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индуктивная методология.

Бэкон ставит вопрос о методе познания объективных истин.

Все мысли изложены в его труде «Новый Органон»

Разработка методологии начинается с обзора идолов,которые существуют в человеческом сознании. Идолы-это субъективные особенности сознания,различного рода предрассудки,которые мешают познающему субъекту достигнуть истинного знания.

4 разновидности идолов.

1)Саамы опасные-идолы рода-они коренятся в самой природе человека,присуще как чувствам,так и разуму.

2)Идолы пещеры- связаны с индивидуальными особенностями человека,зависят от воспитания,привыче…

3)Идолы-площади-,источник-речевое общение людей.Особенности речи пораждают ошибки.

4)идолы-театра,-слепая вера в авторитет.

Бэкон считает, что все идолы преодолимы, познание объективной истины возможно.

Средство –Метод опытно-индуктивного  знания.

Научное знание проистекает из опыта,целенаправленно организованного опыта,экспиримента.

Единственный надёжный источник познания-опыт, а метод познания-индукция.

(Он сформулировал и развил индуктивный метод познания, по которому общие законы науки долж­ны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т.е. от част­ного к общему).

Бэкон считал дедуктивный метод-не результативным.(дедукция Аристотеля-)

Единственно «истинной индукцией» является индукция:1)опора на наибольшее количество фактов,привод в системность их; 2)постепенное обобщение фактов;3)выводы,должны проверяться опытом.

Конкретизируя применение индуктивного метода, Бэкон предложил использовать

Таблица присутствия è Таблица отсутствия è Таблица степеней

Чтобы получить новое знание о каком-нибудь явлении природы, например о тепле, мы должны начать с составления «таблицы присутствия», в котором перечисляются все известные нам свойства и объекты природы, в которых присутствует тепло (солнечный свет, метеориты и т.д.). Затем перейдем к составлению «таблицы отсутст­вия», где перечисляются свойства, сходные с первыми, но в которых отсутствует тепло (лунный свет, блуждающие огни и т.п.). Следующий шаг состоит в составлении «таблиц степеней», где одно и то же свойство (в данном случае тепло) представлено в различной сте­пени (свет солнца и свет костра и т.п.). Теперь, задавая правильные вопросы, можно постичь природу тепла. Например, спросим: является ли тепло только небесным феноменом? Нет, из таблицы присутствия видно, что тепло присуще как небесным, так и земным объектам. Все ли небесные тела обладают теплом? Нет, мы видим, что Луна им не обладает, и т.д.

Вопрос 2. Социально-политические взгляды Бэкона.

Социальная философия. «Опыты и наставления нравственные и политические» Бэкон был сторонником абсолютной монархии и сильного централизованного государства. Он критикует дво­рянство за его бесполезность. Народ — это постоянный источник сму­ты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недовольстве, а последнее вызывается разорением, нуждой, большими налогами и т.п. «Излечить» эти бедствия можно путем развития промышленнос­ти и торговли, облегчения пошлин и налогов, обуздания роскоши.

Социально-политический идеал Бэкона описан им в небольшой утопической работе «Новая Атлантида». В целом эта страна похожа на современную Бэкону Англию, но главное место в государственной жизни занимает «Дом Соломона» — общество мудрецов (прообраз будущих европейских академий наук). Развитие науки и изобилие тех­нических изобретений значительно облегчает жизнь атлантов. И хотя среди них есть богатые и бедные, классы и сословия, но нет нищеты и вызванных ею социальных пороков.

Судьба учения. Идеи Бэкона оказали значительное влияние на дальнейшее развитие западной философии, и в первую очередь на Гоб­бса, Декарта, Ньютона.

 

Теория познания Гоббса.

В принципе разделяет основную формулу сенсуализма, что без ощущений нет представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Но знание фактов для обыденной жизни не достаточно. Научное знание образует различные теоретические утверждения. Его достоверность невозможно почерпнуть ни в каком опыте-главное положение методологии Гоббса в рационалистическом ключе опираясь На Галилея и Декарта.

Образцом достоверного знания была математика.

Развивает знаковую концепцию языка, отождествляя фактически язык и мышление, говоря о том, что язык составляет другую разновидность опыта, источником которого выступает разум. Но он считал искусственным любой язык, рассматривая его как результат человеческого соглашения (Имена-есть слово, произвольно выбранное нами в качестве метки,имена метки становятся в дальнейшем именами –знаками -результат соглашения группы людей придающие меткам общезначимое содержание). Человек-творец своего языка.

У Декарта исходные основания знания-это интуиция,как некие непосредственные устмотрения человеческого ума. У Гоббса не может быть интуиций,но должны быть дефениции,точные определения слов.

Первостепенное значение в методологии-умение составлять точные определения.Дать определение значит снабдить применяемое слово значением. При соединение слов возникает предложение.Оно состоит из конкретного имени в функции субъекта и одного абстрактного- в функции предиката,соединенных связкой.(Человек-есть живое существо).Процесс рассуждения представляет собой связывание названий в соответсвии с правилами,.

Гоббс –сенсуалист и номиналист.Он счита,что все существующие вещи только единичны.

Аналитический или разъединительный метод  состоит в разложении чувственных восприятий и в нисхождении к самым общим принципам, последним элементам природы, опираясь на которые можно объяснить максимальное количество явлений. Дальше Соединительный метод восхождения от вывяленных принципов к постижению реальных вещей. –позиции методологического дуализма.

 

Теория познания Локка.

Родился : Джон Локк (1632—1704) — англий­ский философ. Родился в семье адвоката, Учился ::в Оксфорде, где по­лучил степень магистра, затем там же преподавал греческий язык и риторику.

Главные события в жизни: Недовольный полученным образованием (в основном это был схоластический перипатетизм), стал изучать медицину, физику и химию. В 1668 г. избран членом Лондонского королевского обще­ства. В 1672 г. стал домашним врачом, домашним воспитателем, а за­тем и секретарем лорда Эшли (будущего графа Шефтсбери), который был видным политическим деятелем и лидером оппозиции эпохи Ре­ставрации. В это время Локк активно включился в политическую де­ятельность. В 1675 г. после отставки лорда Эшли с поста лорд-канц­лера Локк отправился во Францию, где изучал картезианство; в 1679 г. возвратился в Англию и продолжил сотрудничество с лордом Эшли. В 1682 г. лорд Эшли был вынужден бежать в Голландию, в 1683 г. Локк последовал за ним. Вернулся в Англию он только после «Слав­ной революции» в 1689 г. и оставшуюся часть жизни посвятил науч­ным занятиям.

В центре внимания Локка — проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Основные труды. «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпи­мости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

 Теория познания Локка:

Главная  особенность философской системы Локка заключается в смещении его проблематике в сторону гносеологии.

Основным вопросов в философском творчестве мыслителей 17 века является вопрос об источнике человеческих знаний. В Решении этого вопроса Локк выступает продолжателем идей Гоббса и Гассенди, развивая и углубляя линию сенсуализма. Основополагающий принцип сенсуализма заключается в том, что « нет ничего в уме, чего прежде не было в ощущении». Непреклонное следование данному принципу выразилось у Локка в обстоятельной критике влиятельных в то время представлений об априорности, внеопытности по крайне мере основных наших знаний, иными словами, представлений о врожденности идей. Критики теории врожденных идей посвящена первая книга « Опыта о человеческом разумении». Локк подвергает критическому анализу не только представление о том, что человек от рождения располагает некими идеями, но и представления о том, что существуют врожденные принципы, «некие первичные понятия», которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Локк считает необходимым указать путь каким мы приходим ко всякому знанию.

Философ считает, что «идеи и Понтия так же мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки». Знание и общие принципы только кажутся нам врожденными ,в действительности же за ними скрывается опыт.

 Философ так же решительно отвергает врожденность идеи Бога.

На вопросы о том , как душа получает знание и идеи, Локк отвечает –из опыта. « На опыте основывает все наше знание, от него в конце концов оно происходит». Жизненный опыт, Локк называет внешним опытом . Внешний опыт даёт человеку ощущения, то есть впечатления , получаемые посредством зрения, слуха.. Все знания о внешнем мире, по Мысли Локка происходят из ощущений. Наряду с внешним, Локк выделяет и внутренний опыт, или рефлексию. При этом Локк обращается к Осмыслению человеческого сознания и его внутренней специфике. Он считает, что человек может не только получать знания о внешнем мире с помощью органов чувств, но и наблюдать, осознавать « внутренние действия нашего ума», получая знания «о своей собственной деятельности внутри себя». Особенности внутреннего опыта по мысли философа, объясняют такое важное свойство человеческого сознания, как наличие в нём определенных задатков.

Существенным элементом гносеологии Локка является Теория Первичных и вторичных качеств. Первичные качества- неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: величина, форма, число, положение, движение или покой. К этим объективным свойствам тел, признаваемых и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность(непроницаемость).

Вторичные качества – это всегда изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами наших чувств: цвета,запахи,звуки…Они возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия на наши органы чувств невидимых частиц.

Локк полагает,что человеческое сознание из внешнего и внутреннего опыта преобретает содержание. Это содержание философ называет «идеями».,подразделяя из на простые и сложные.

К простым идеям, черпаемым во внешнем опыте, относят например идея протяженности,движения,покоя,теплого,холодного. Простые идеи, возникающие в процессе рефлексии,- это прежде всего идеи мышления(разума и воли).

Сложные идеи- всегда комбинации простых идей.(пример идея «друг»).

Главный способ-способ абстрагирования(отвлечения тех простых идей,признаков объекта), которые являются общими для всех совокупностей идей ( для всех предметов) данной группы.

В Философско гносеологическом учении Локка важно место занимает вопрос об истине и о видах человеческого знания. В « Опыте о человеческом разумении» философ рассматривает проблемы границ познания, природы истины и соотношения разума и веры. Философ выделяет по степени точности 3 вида познания.

Высшим уровнем познания Локк считает интуитивное. Интуиция даёт человеку самое точное знание, состоящее из самоочевидных истин. Интуитивное познание имеет место тогда, когда человеческий разум воспринимает «соответствие или несоответствие двух идей,непосредственно через них самих,без вмешательства каких-нибудь других идеё».

Вторым видом познания считается демонстративное, то есть происходящее посредством умозаключений, познания. Когда оказывается познание путём интуиции.

Третий уровень познания- чувственное, или сенситивное познание. Сенситивное познание, по Локку, есть познание « существования отдельных внешних предметов через наше восприятие и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи».

 

Индуктивная методология.

Бэкон ставит вопрос о методе познания объективных истин.

Все мысли изложены в его труде «Новый Органон»

Разработка методологии начинается с обзора идолов,которые существуют в человеческом сознании. Идолы-это субъективные особенности сознания,различного рода предрассудки,которые мешают познающему субъекту достигнуть истинного знания.

4 разновидности идолов.

1)Саамы опасные-идолы рода-они коренятся в самой природе человека,присуще как чувствам,так и разуму.

2)Идолы пещеры- связаны с индивидуальными особенностями человека,зависят от воспитания,привыче…

3)Идолы-площади-,источник-речевое общение людей.Особенности речи пораждают ошибки.

4)идолы-театра,-слепая вера в авторитет.

Бэкон считает, что все идолы преодолимы, познание объективной истины возможно.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.