Методы нарезания зубчатых колес
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Зубчатые колеса изготавливаются двумя методами: 1) метод копирования. Состоит в том, что по чертежам тщательно изготавливается дисковая фреза. Режущая кромка фрезы имеет очертание впадины между зубьями. Вращаясь, фреза перемещается в направлении боковой образующей зуба. За каждый ход фрезы вдоль оси колеса получается нарезанной одна впадина. По прохождении всей впадины фреза возвращается в исходное положение. После этого нарезаемое колесо поворачивается на величину угла t=2p/z, где z–число зубьев нарезаемого колеса и процесс повторяется. 2) метод огибания и метод обкатки. Этот метод заключается в том, режущему инструменту и заготовке сообщают то относительное движение, которое имели бы 2 зубчатых колеса, находящихся в правильном зацеплении. В таком случае режущий инструмент должен представлять собой также зубчатое колесо. Такое колесо инструмент носит название долбяк, который совершает поступательное движение параллельно оси х-х нарезаемого колеса. Одновременно долбяку и колесу сообщается вращательное движение с соотношением угловых скоростей, как если бы долбяк и колесо находятся в зацеплении. Практически долбление происходит последовательно этап за этапом, а не непрерывно: долбяк движется вверх и вниз, поворачивается нарезаемое колесо и т.д. Тогда профиль нарезаемого колеса получается как огибающая всех положений режущей кромки долбяка, т.е. инструмент как бы обкатывает нарезаемое колесо (позволяет вырезать колеса с внутренним зацеплением). Первый метод более простой, второй требует специального дорогостоящего оборудования и является более точным.

Нарезание производящей рейкой без смещения. Геометрический расчет таких колес

 

Так как для любого колеса может быть спроектирована сопряженная с колесом рейка, то вместо колеса-инструмента в качестве использована рейка. Рейка совершает в вертикальном направлении возвратно-поступательное движение, параллельное оси нарезаемого колеса. Заготовка имеет двойное движение в горизонтальной плоскости. Вращаясь вокруг оси, она одновременно перемещается вдоль рейки. Таким образом, заготовка осуществляет движение колеса относительно рейки, и профили зубьев нарезаемого колеса получаются процессом обкатывания. Геометрический расчет зубчатых колес без смещения:

 


 

Делительная прямая делит шаг рейки пополам. Шаг рейки равен p=pm, ha*–коэффициент высоты зуба, c* – коэффициент радиального зазора. ha = ha*m, c = c*m, m –стандартный модуль. ha – высота головки зуба,

 

ha=(ha*+X–Dy)m – для случая со смещением, X – коэффициент смещения, Dy– коэффициент уравнительного смещения, hf – высота ножки зуба. hf = (ha*–X+C*)m – для случая со смещением, da – окружности вершин зубьев, da =d+2ha=mz+2(ha*+X–Dy)m, df–диаметр окружности впадин зубьев, df = d–2hf= mz-2(ha*–X + C*)m, d– диаметр делительной окружности.

 

Минимальное число зубьев шестерни без подрезания. Основные причины введения смещения при нарезании зубчатых колес

 

PB£PN, PB×sina=ha*m, PB=ha*m/sina, PN = mz/2×sina, ha*m/sina£mz/2sina, Zmin =2ha*/sin2a=2×1/sin220°= 17,097»17

Причины введения смещения инструментальной рейки при нарезании зубчатых колес следующие: 1) устранение подрезания (подрезание уменьшает эвольвентную часть профиля зуба и ослабляет его опасное сечение; 2) увеличение прочности зуба; 3) вписывание в заданные межосевые расстояния.

 


Определение минимального коэф-та смещения. Два вида геометрического расчета зубчатых колес при смещении (дано: 1) z 1 , z 2 , m , α , x 1 , x 2 ; 2) z 1 , z 2 , m , α , αW )

PB£PN, PB×sina=(ha*–X)m, PB=mz/2 ×sina, (ha*–X)m/sina£mz/2 × sina,

ha*–z/2 ×sin2a £ X, Xmin=ha*[1–z/ (2ha*/

/sin2a)]. Минимальное число зубьев , своб. от подрезания равно 17, Þ, Xmin = ha*(zmin–z)/zmin, т.к. ha*=1, то Xmin=(zmin-z)/zmin = (17-z)/17.



Расчет зубчатых колес

1) αW – угол зацепления, α – угол рейки. inv αW = inv α + 2xΣtgα/(z1+z2), inv αW = tg αW – αW (инвалюта). aW – межосевое расстояние при смещении, a – межосевое расстояние без смещения. aW=a×cosα/cosαW, a=r1+ r2, r1 – радиус делительной окружности шестерни, r2 – радиус делительной окружности зубчатого колеса. a=r1+r2=(m/2)(z1+z2). y – коэф-т воспринимаемого смещения. ym=αW-a, y=(αW-a)/m. Δy – коэф-т уравнительного смещения.

 

½mz1+½mz2+ym=½mz1+(ha*+x1+Dy)m+ ½mz2–(ha*–x2+c*)m+c*m

aW=r1+r2+ym, aW=r1a+rf2+c*m,

 

сократив одинаковые выражения в левой и правой частях уравнения и разделив все на m, получим: y=x1+x2-Δy x1+x2=xΣ – суммарный коэф-т смещения,

 

Δy= xΣ–y

2) aW = a∙cosα/cosαW,

αW = arccos(a∙cosα/aW),

inv αW = inv α + 2xΣtgα/(z1+z2)

xΣ=(invαW – invα)(z1+z2)/2tgα

y=(αW-a)/m. Δy= xΣ–y



Дата: 2019-07-24, просмотров: 147.