Но и сейчас, когда эра повального дефицита ушла в прошлое и всё можно купить, а не «достать», разница между нами остается громадной. В чем же дело?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Но и сейчас, когда эра повального дефицита ушла в прошлое и всё можно купить, а не «достать», разница между нами остается громадной. В чем же дело?

Ответ прост. Всему причиной почти незнакомое нам понятие «мерчандайзинг». Это благодаря именно ему самый маленький магазинчик из любой цивилизованной страны может дать стопроцентную фору нашим даже самым «крутым» бутикам. Увы, только сейчас, по мере становления на настоящие «рыночные рельсы» и с появлением конкуренции, многие отечественные коммерсанты начинают потихоньку усваивать, что закупить качественный товар и разместить его на бойком месте – это еще далеко не решение проблемы сбыта. И когда они действительно серьезно начинают углубляться в изучение вопроса, то довольно быстро приходят к пониманию насущной необходимости в использовании тех или иных приемов мерчандайзинга.

В последние годы бурное развитие розничной торговли в России предъявляет новые, повышенные требования к владельцам и работникам магазинов. Они стараются красиво оформить торговые залы и витрины, стремясь выделить свое предприятие среди многочисленных конкурентов и привлечь покупателей. Но отсутствие знаний и опыта в этой сфере приводит к тому, что многие витрины выглядят бессистемно загроможденными и безвкусно оформленными, а торговые залы оказываются неудобными для совершения покупок. Такое положение дел связано и с недостаточным финансированием визуального мерчандайзинга. Лишь немногие фешенебельные магазины в состоянии содержать в своем штате профессионального визуального мерчандайзера, и витрины именно таких магазинов выглядят наиболее привлекательно.

Другой частой ошибкой розничных магазинов является пренебрежение к особенностям и требованиям целевых покупателей. Недостаточное изучение их потребностей и предпочтений, недопустимая ориентация только на вкус и мнение владельца магазина часто приводит к созданию неверного имиджа.

К сожалению, пока лишь немногие из них поняли, что торговля – это великое искусство, направляемое рекламой и управляемое мерчандайзингом.

Реклама – глаза и уши торговли, мерчандайзинг – её сердце.

 


История

 

Мерчандайзинг впервые начали использовать представители крупных концернов – таких, как Coca-cola, Pepsi, Wrigley’s, чей товар относился к категории товаров импульсивного спроса. Поэтому возможность влиять на покупателей эти фирмы решили использовать максимально – на всех этапах движения товара. Концерны проводили аналитическую работу и пришли к парадоксальному выводу: две трети покупателей, входя в розничный магазин, еще не знают, что конкретно они хотят купить. А если и знают, то не знают, какой марки. Получалось, что розничные магазины – последний рубеж между покупателем и продавцом, когда можно повлиять не только с помощью работы продавца, но и нюансами экспозиции товара. Западные специалисты пришли к выводу, что правильная экспозиция дает прирост товарооборота от 12 до 18 %. Поэтому вскоре мерчандайзинг стал применяться не только в работе с товарами импульсивного спроса, но и в торговле товарами других групп.

 

Понятие мерчандайзинга

 

Если разобрать происхождение пока еще непонятного многим слова «мерчандайзинг», то все довольно просто: merchandising – производная от английского слова merchandise (товары) и обозначает подготовку товаров к продаже.

Полное толкование понятия «мерчандайзинг» с учетом всех нюансов затрагивает физическое расположение и оформление товара в точке продажи, всесторонне стимулирующее потребителя к его импульсивному приобретению, а также правильное представление и детальное знание товара продавцами.

Но все это можно изложить и совсем кратко: мерчандайзинг – искусство сбыта.

Итак, мерчандайзинг – комплекс мероприятий, прямо или косвенно направленных на увеличение объема продаж непосредственно в торговом зале (или на торговой точке). Рассматривая более подробную расшифровку процесса мерчандайзинга, следует выделить наиболее важные факторы:

1. Продуманная до мелочей и выверенная выкладка товаров на экспозиционном оборудовании.

2. Рекламные материалы, размещаемые на местах продаж, должны соответствовать общему имиджу торговой точки (фирмы) и быть дополнением к выставленному товару, а не собственно чистой рекламой.

3. Всегда стремиться представить максимально возможный ассортимент или его группы.

4. Упаковка товара в обязательном порядке должна иметь привлекательный и солидный вид.

5. Ценники на товаре должны быть не только правильно заполнены на предмет соответствия всем нормативным требованиям торговли, но и содержать понятную и полезную информацию для покупателя.

6. Все рекламные и информационные материалы должны быть выполнены на самом высоком уровне.

7. Место расположения конкретного товара в торговом зале должно быть тщательно продумано: уровень просматриваемости товара, возможность контакта с ним, освещенность и т.п.

8. Постоянно осуществлять контроль за действиями конкурентов по продвижению аналогичного товара.

9. Проводить всестороннюю подготовку и подбор продавцов, включающих в себя два важнейших, и во многом решающих, момента:

а) продавцы обязаны знать все составляющие характеристики своего товара: качество, технологию производства, правила потребления или эксплуатации, преимущество над другими и круг товаров, сопутствующих основному;

б) продавцы должны быть в высшей степени коммуникабельны, артистичны, полностью владеть искусством общения с людьми, уметь представить свой товар и продать его так, чтобы у клиента осталось настолько яркое впечатление после покупки, чтобы ему потом обязательно захотелось поделиться своим мнением о товаре, магазине и уровне обслуживания со всеми окружающими его людьми.

 

Полная предпродажная подготовка

 

Исходя из общих требований мерчандайзинга, полная предпродажная подготовка товара должна заключать в себе следующие составляющие:

Рекламно-информационные вывески в торговом зале. Необходимо стараться располагать их таким образом, чтобы клиент обращал на них внимание еще до того, как начнет предметно рассматривать собственно товар.

Содержание вывесок должно отличаться от внешних рекламных постулатов: нет смысла еще раз агитировать человека рекламными призывами, когда он и так уже пришел к вам в магазин. Это дублирование и не логично, и несет за собой совершенно лишние и ненужные затраты. Поэтому внутренняя реклама призвана конкретизировать свойства и качества товара, благодаря которым покупатель получит те блага, удобства и удовольствия, которые ему сулила внешняя реклама.

Всегда нужно следить за тем, чтобы в магазине не было перебора чрезмерно ярких и броских рекламных вывесок, щитов, плакатов, постеров. Они в какой-то степени отвлекают на себя часть внимания, иной раз вообще уводя покупателя от его главного предмета приложения внимания – товара.

Все надписи должны быть видны в торговом зале с расстояния не менее 3-х метров. Другое важное правило: самое предпочтительное место для размещения всевозможных текстов с наибольшей вероятностью их прочтения покупателем – на уровне прямого взгляда человека среднего роста.

Демонстрационные приспособления (стенды, стойки, планшеты, уголки).

Находящиеся в торговом зале стенды с образцами применения, использования, употребления (в зависимости от типа) товара должны:

а) работать сами по себе

б) всегда использоваться продавцами в процессе убеждения покупателя.

Необходимо следить за тем, чтобы образцы, представленные на стендах (или максимально похожие на них), были и в торговом зале. Нужно это для того, чтобы информация, которую предлагают все подобные источники, носила не просто рекламно-демонстрационный характер, а прежде всего прикладной: покупатель должен не просто посмотреть, подобрать, попробовать подходящий ему вариант, а тут же иметь возможность приобрести приглянувшийся товар. Люди, особенно наши, не склонны, в большинстве своем, верить в какие-либо описания, рассказы и обещания. Им, как говориться, вынь да положь, дай подержать в руках их будущее приобретение.

 

Скрытая прямая реклама

 

Это одна из наиболее значимых форм (если не самая) прямой рекламы. Продавцы должны всегда таким образом представлять товар, покупателям, чтобы те в свою очередь, были просто удивлены, поражены и увлечены полученной информацией настолько, что при случае передавали бы ее своим друзьям, знакомым, родственникам и т.д. Такой резонанс наиболее желателен и полезен, т.к. никакой вид рекламы не сможет сравниться по степени воздействия с тем, когда хорошо знакомые люди перечисляют друг другу те или иные выигрышные отличия и преимущества товара. Надо ли говорить, что действенность такой «беспроводной» рекламы наиболее выгодна по сравнению с любыми другими ее формами. Поэтому чрезвычайно важно в ходе подготовки любой рекламной компании учитывать данный вариант и предоставлять всю необходимую информацию продавцам, указывая на те элементы, которые будут каким-то образом особенно выделяться. Клиент, появившись в магазине, должен получить не только максимум внимания, но и настолько исчерпывающе полную и понятную информацию – разъяснение о будущей покупке, что у него появится острое желание поделиться новостью о своем приобретении с другими. Надо всегда стремиться удивить покупателя, открыть ему неизвестную сторону товара.

Фирменный стиль

 

Всегда, по мере возможности, следует широко рекламировать такие понятия, как «фирменный магазин», «фирменный стиль обслуживания» и неуклонно следовать канонам единого фирменного стиля.

Это не пустые слова: если в вашем магазине все действительно выдержано в рамках одних общих требований, то в памяти он будет ассоциироваться и с местом, и с конкретным товаром. Главная цель создания собственного фирменного стиля: всестороннее выделение своеобразия магазина (фирмы) и его узнаваемость среди других за счет фирменного подхода к решению всех вопросов.

Самая главная цель - с первых же секунд придать ощущениям покупателя повышенное состояние комфортности и расслабленности, в котором человек, что называется способен на любой импульсивный поступок (в данном случае на покупку).

Поэтому сюда же добавляется звуковое (в расслабленном русле) оформление зала. Ежесекундно покупатель должен видеть и чувствовать: все здесь только для него. Он – всегда в центре внимания. Вместе с тем в каждом отдельном случае повышенное внимание к любому вошедшему потенциальному покупателю должно быть не назойливым, а дозированным.

 

Цвет, формы и чувства

 

О конкретике мелодий

Стараясь избегать возникновения каких- либо ненужных ассоциаций, связанных с той или иной песней, мелодией, лучше не использовать самые последние популярные шлягеры, да и вообще очень избитые и широко известные музыкальные темы. Не подходит для такого случая и чистая классика – ее, увы, очень многие не любят, не понимают и не воспринимают. Лучше всего использовать мелодии стыков музыкальных форм, скажем, нечто вроде легкого арт–рока, или, как его еще называют, симфо-рока. Хороши популярные обработки классической музыки. Можно попробовать десятилетиями откатанные американцами сладкозвучные вещи.

 

Визуальный мерчандайзинг

 

Розничные торговцы конкурируют друг с другом за долю рынка, непрестанно изучая все функции торговли, чтобы найти новые способы увеличить продажи. Наиболее эффективный способ продаж - представление товара покупателю. С тех пор, как существует розничная торговля, способу презентации товара придается огромное значение.

Визуальный мерчандайзинг, или представление товара – эффективное средство значительно увеличить объем продаж и расширить бизнес. Успешные руководители

понимают ценность визуального мерчандайзинга, знают, как его организовать и претворить в жизнь.

При создании презентационных стилей торговцы руководствуются особенностями товара и потребностями клиентов. Например, торговцы нетрадиционными товарами или продавцы на блошином рынке могут создавать свои стили, опираясь на самый простой метод, такой как классификация по степени красоты, цене или идентичности. Фешенебельные мировые бутики и специализированные магазины используют замысловатые, сложные методы презентации, чтобы послать своим возможным покупателям соответствующие обращения.

Некоторые руководители розничных предприятий полагают, что презентация заключается только в организации торговой площади. Но они ошибаются: в это понятие входит создание атмосферы, координация модных стилей и товара, управление персоналом. Чтобы достичь цели, надо разбираться во многих вещах – от магазинных вешалок и вывесок до модного дизайна и изобразительного искусства.

 



Имидж

 

Сотрудники магазина создают его внутренний имидж. Внешний имидж создается местоположением, товарным ассортиментом, архитектурой, дизайном, интерьером, рекламой, вывесками и мерами по продвижению товара. Визуальный мерчандайзер создает облик магазина, который подкрепляется хорошей рекламой качественного товара, акциями по продвижению отдельных товаров и дружелюбными улыбками продавцов. Все отделы должны формировать и последовательно поддерживать имидж, потому что клиентов раздражает частое изменение имиджа магазина. Магазин со стильным интерьером, торгующий посредственным товаром, производит неприятное впечатление, так же как и магазин, который продает модные новинки, но не умеет как следует их преподнести.

 

Дизайн витрины магазина

 

Руководители должны иметь ясную философию бизнеса, ориентированную на два типа целевых клиентов: существующие и потенциальные. Занятые покупатели пробегают мимо магазинов, кидая мимолетные взгляды на витрины и оценивая внешний облик и имидж магазина, чтобы решить, в какой из них войти. Внешний облик магазина должен четко и быстро указывать на его сущность, иначе клиенты пройдут мимо в поисках более подходящего места для покупок.

 

Различные типы предприятий розничной торговли

 

Внутренний декор и презентация магазинов должны соответствовать нуждам и потребностям их клиентов. Неверно выбранный интерьер может оттолкнуть клиентов и привести к финансовому краху.

Где и когда клиент будет совершать покупки, может зависеть от преимуществ того или иного товара. Некоторые клиенты покупают какую-либо торговую марку, поскольку она легко доступна, другие сравнивают товары и цены и предпочитают выбирать из широкого ассортимента товаров. Многие клиенты ходят по магазинам ради престижа, подыскивая популярные торговые марки и товары, которые имеют отношение к высокой моде. Ориентированные на современную моду клиенты делают покупки в начале сезона, в отличие от обычных покупателей или людей, которые покупают только тогда, когда возникает необходимость.

Успешные магазины знают и удовлетворяют ожидания покупателей, касающиеся декора и представления товара. Все визуальные мерчандайзеры должны хорошо знать свои товары, а также разбираться в нуждах и потребностях целевых потребителей. Разочарование клиента негативно сказывается на торговле.

 

Местоположение розничных торговцев

 

Большинство магазинов одежды обычно демонстрирует на манекенах три-четыре платья или использует абстрактные вешалки для одежды. Менеджеры магазинов, в чьи обязанности входит представлять товар, зачастую перегружают витрины слишком большим количеством единиц или не теми товарами. Перегруженность затрудняет создание стиля и приводит к беспорядочному образу. Такие магазины экономят на декоративных элементах, которые помогли бы создать настроение, и не располагают штатом для организации выставок.

Магазины организуют направление движения покупателей через торговый центр и увеличивают объем продаж, если их персонал создает привлекательные, стильные витрины, акцентируя то, что считают нужным. Клиенты тратят массу времени в торговых центрах, поэтому их должны окружать привлекательные, яркие витрины. Для клиентов важна торговая атмосфера. Магазины с ограниченным бюджетом должны фокусироваться на ясном и простом представлении товара, зачастую без всяких дополнительных украшений. Однако если требуются элементы декора, используйте товары, которые «вписываются в сюжет», например, пляжный мяч из отдела игрушек можно представить на выставке купальников в отделе спортивной одежды, или публикации о винах из книжного отдела вполне уместны на выставке в винном отделе. Такой подход часто называют кросс-мерчандайзингом. Ни одна витрина модного магазина так не привлекает внимание, как хорошо одетые и украшенные модными аксессуарами манекены. Перегруженность отпугивает клиентов.

 

Дизайн композиции

 

Визуальный мерчандайзинг – коммерческая форма искусства, которая позволяет розничному торговцу использовать все художественные средства для передачи VM-идеи. С помощью различных аспектов дизайна выставки продавец может сообщить клиенту информацию о цене, моде, стиле, новизне, способе использования, тенденции, имеющемся количестве, имени продавца, настроении и жизненном стиле.

Хорошо оформленная витрина заставляет клиента остановиться. Многие дизайнеры используют пропорцию, подмеченную еще древними греками и называемую «Золотое сечение», что подразумевает деление площади в отношении примерно 3:5.этот простой метод помогает не обладающим художественным вкусом торговцам создавать великолепный дизайн.

Помещение товара в оптический центр выставки возбуждает интерес, приятно глазу и позволяет покупателю сфокусироваться на товаре. Оптический центр находится в середине выставки по горизонтали и на уровне глаз стоящего клиента по вертикали.

Пробел, пустое пространство, окружающее выставку, делает ее изолированной. Четкая граница окружающего пустого пространства, как правило, концентрирует внимание клиента на выставке. Она также отделяет выставленные на ней товары от других, имеющихся в продаже. Эти простые, нехитрые методы помогают торговому персоналу создать собственный дизайн.

 

Как привлечь внимание

 

При взгляде на выставку внимание может привлечь фокусная точка (см. прил.8), красота, оригинальность, ясное послание и цель. Диагональные линии придают выставке активный характер и привлекают внимание. Разброс элементов создает напряжение, а абсурдная композиция, например, манекены на потолке, сразу же привлекает внимание. Яркие цвета, музыка, освещение и движение – очевидные «генераторы» внимания.

 

Цвет

 

Цвет - это первое, что замечает клиент. Он является одним из самых важных инструментов дизайна, способным передавать стиль и настроение магазинных выставок. Вдобавок, цвет в значительной степени воздействует на выбор товара клиентом. Покупатели, как правило, выбирают одежду и бытовые принадлежности, основываясь на модных цветовых тенденциях. Яркие цвета привлекают внимание и «оживляют» магазин. Клиенты немедленно реагируют на модные цвета и цветовую тему выставки. Магазины, в которых понимают и используют силу цвета для сбыта товаров, не испытывают проблем с продажами.

Кроме того, что цвет в значительной степени привлекает внимание покупателя, он также представляет важный инструмент для VM, создающего выставки и представляющего коллекции товара в торговых залах. Мерчандайзинг, в основе которого лежит цветовая стратегия, позволяет многим торговцам на голову опередить конкурентов.

Основанная на цвете выставка естественным образом влияет на торговую систему. В первоклассных выставках преобладает один цвет, называемый доминантным. Выберите для выставки одно цветовое семейство и сделайте его доминирующим, по крайней мере, на 80 %. Слишком большое количество цветов, используемых в равных пропорциях, смущает клиента, ослабляет воздействие и вредит выставке. При создании темы помните, что чем чаще повторяется цвет, тем более значимым он становится. Дизайнеры не должны бояться частого или чрезмерного повторения цветов.

«Радужная система цветов» весьма полезна при планировании цветового оформления торговой зоны. Начните с темных тонов и постепенно, двигаясь слева направо, переходите на светлые тона. Или наоборот. Для оформления стеллажей светлые цвета употребляют чаще, чем темные, но в любом случае старайтесь соблюдать последовательность.

На плечиках и каскадных вешалках размещайте темные цвета сзади, светлые – спереди, а промежуточные – в центре (см.прил.1), что дает плавный переход цветов от фронтальной части к тыльной.

На круглых стойках начинайте цветовое распределение товара с конкретного участка и развивайте радужную систему по кругу, пока не достигнете отправной точки.

 

Цветовой круг

 

Основной цветовой круг используется в качестве «справки» и содействует в определении цветов. На типичном цветовом круге сверху представлено красное цветовое семейство, а все остальные цвета распределены по часовой стрелке. Хроматическое распределение получается в результате спектрального размещения цветовых тонов.

Цветовой круг имеет теоретическую основу. Цветовые семейства – плод практической деятельности. Некоторые цветовые семейства не вполне четко видны на цветовом круге. Нейтральное цветовое семейство, которое включает бежевый, коричневый, черный, белый и сланцевый, должно быть представлено так, как его используют дизайнеры. На спектре оно выглядит невзрачно, но в действительности его нельзя недооценивать (см.прил.2).

Пять цветовых семейств

Дизайнеры, работая над своими проектами, всегда оперировали пятью цветовыми семействами: красным, желтым, зеленым, синим и нейтральным.

Красное цветовое семейство

Когда дизайнер разбирается в тонкостях каждого цветового семейства, он может быстро и профессионально создавать композиции. Красное цветовое семейство включает в себя группу теплых и холодных цветов. Теплый красный (смешанный с желтым) цвет может быть крайне «горячим». Холодные тона получаются в результате смешения с синим цветом. Когда требуется наименее «горячий» красный цвет, лучше всего подойдет фиолетовый (красно-синий) (см.прил.3).

Электрическая лампочка

Основной источник света – лампочка. Лампочки варьируются по размеру и мощности в ваттах. Они могут быть защищены плафонами, вмонтированы в потолок вместе с отражателями или снабжены линзами для обеспечения рассеянного света или мощного направленного светового луча. Они также могут быть частью декоративных канделябров, которые создают особый шарм, но дают мало света, или же являться элементом декоративных настольных ламп.

Стеклянные прозрачные лампочки, которые фигурно размещены на стене, будут не только давать свет, но и служить декоративным элементом. Настольные лампы, располагающиеся на последних стеллажах в обувных отделах или на прилавках косметических отделов, представляют собой симпатичный декоративный источник света. Напольные лампы точечного света, расположенные позади групп растений, выполняют декоративную функцию, создают настроение и «художественные» тени. Лампочки, размещенные на потолке в виде замысловатой решетки, могут даже «вести» покупателей в заданном направлении.

Потолок обычно не несет декоративной нагрузки, но его вклад в интерьер слишком велик, чтобы исключать его из дизайна. Осветительные приборы, образующие на потолке скучную решетку, можно расположить по-другому, так, что потолок «заиграет». То же можно сделать с помощью люстр и световых скульптур.

Изменение теплоты света лампочки может подчеркнуть цветовое настроение. Теплые красные и желтые прожекторные лампочки, чередующиеся с холодными голубыми и зелеными, заставляют объекты выглядеть более округлыми и раскрашивают тени предметов в различные цвета.

Дневной свет

Интерьер, «охлажденный» зябким утренним светом, может быть «согрет» лампами накаливания. Если дизайнеры предпочитают естественный свет, проникающий в магазин через атриум или стеклянную крышу, они должны быть готовы к тому, что в разное время суток качество света будет различным. В утреннем свете, слабом и холодном, цвета выглядят сероватыми и менее интенсивными. Вдобавок по утрам силуэты кажутся размытыми и менее контрастными. Ранний дневной свет выгодно подчеркивает холодные цвета.

Полуденный свет более мощный и гармоничный. В этом свете цвета выглядят чистыми, а формы и контуры более четкими и контрастными. Поздний дневной свет – теплый и романтичный, в нем теплые цвета кажутся темнее, насыщенней, ярче и красивее. В это время суток большие тени подчеркивают очертания предметов, которые могут выглядеть очень эффектно.

Электрический свет

Электрический свет должен компенсировать недостаток дневного света. В конце дня может потребоваться специальное освещение, например точечный свет, чтобы устранить нежелательные резкие тени. Многие дизайнеры предпочитают вообще устранить доступ дневного света. Магазины без окон освещаются только электрическим светом, потому что его легко контролировать, и он «предсказуем».

Для каждого случая можно подобрать соответствующее освещение. При этом одна из важных задач – осветить объект так, чтобы подчеркнуть его лучшие качества.

Неон, предназначенный привлекать внимание, выполняет скорее декоративную, чем функциональную задачу. Неон слабо освещает витрину, но его декоративное воздействие трудно переоценить. Поскольку он дает мало света, то, соответственно, и мало тепла, которое может привести к порче товара. Неоновые светильники могут быть самых разных форм и цветов.

 

Торговое оборудование

 

Торговое оборудование предназначено для того, чтобы наилучшим образом представить товар клиенту. Стиль, цвет, материал и дизайн оборудования должны быть увязаны с товаром. Например, роскошный, дорогой товар будет выглядеть лучше, если его представить на оборудовании, сделанном из экзотических материалов, таких, как мрамор, орех, эбеновое дерево. И наоборот, одежда для спорта и активного отдыха только выиграет, если ее представить на вешалках, окрашенных в «активные» цвета, на оригинальных полках, сделанных из плетеной «рогожки» или покореженного дерева. Продукты питания очень красиво и аппетитно смотрятся в огромных плетеных корзинах.

Хорошо спроектированное торговое оборудование значительно облегчает продавцам процесс инвентаризации и продажи товара. Отлично составленный план помогает продавцам аккуратно организовать товарные группы и обеспечить им максимальную видимость. При таком плане продавец, быстро осмотрев торговую площадь, может сразу определить, достаточно ли товаров в торговом зале. Если товары размещены в строго определенном порядке, то такую быструю «инвентаризацию» можно провести в любой момент.

Благодаря упорядоченному размещению торговых приспособлений, которые обеспечивают видимость товарам, ценам и вывескам, а также несут эстетическую нагрузку, клиенты быстрее находят то, что ищут, и у них остается время на совершение покупок – чем больше времени, тем больше покупок. Нетерпеливые покупатели любят, когда товар упорядоченно представлен на хорошо спроектированных вешалках и стеллажах. Беспорядок буквально «выгоняет» клиентов из магазина.

 

Торцевые стойки

 

Многие магазины товаров широкого потребления и супермаркеты эффективно демонстрируют образцы своего товара, рекламирующегося в ежедневных газетах, в передней части отделов или на торцевых стойках (торцевые стойки – полукруглые демонстрационные стеллажи, размещаемые в конце проходов) вместе с хорошо видимыми бюллетенями разных размеров. Большая часть товаров находится на полках в отделах. Удачно расположенная вывеска создает мощный фокус на выставке рекламируемого товара.

 

Альтернативный шрифтовой материал

 

Самоклеящиеся буквы

В качестве альтернативы печатным надписям некоторые бутики используют самоклеящиеся надписи для описания своего товара. Самоклеящиеся буквы выпускают различных шрифтов, цветов и размеров и делают из пластика, дерева, металла, пенопласта, акрил и других материалов. Они могут быть выпуклыми или плоскими.

Неон, проекция и задний свет

Когда клиенты входят в отдел или торговый центр, их могут приятно удивить огромные, подсвеченные сзади вывески, стильно представляющие логотип магазина и информацию об отделе. Оптическое стекловолокно и неон, сообщающие о моде и жизненном стиле, добавляют свет и цвет рисункам и привлекают клиентов в отдел. Десяток синхронизированных видеопроектов может предоставлять информацию о товаре и показывать, как его использовать. Цвет, движение и звук воздействуют одновременно, привлекая внимание покупателя.

 



Карьера VM

 

Всех VM можно разделить на два типа. К первому типу относятся VM, которые проектируют и создают супермодные витрины, привлекающие публику со всего мира. Эти опытные дизайнеры обладают обширными навыками в искусстве и дизайне, а также опытом работы в сфере мерчандайзинга.

VM второго типа работают на национальные и региональные сети магазинов. Эти VM тратят меньше времени на создание сказочных выставок и больше фокусируются на мерчандайзинге, дизайне магазинов и расположении торгового оборудования.

 

Исследование в городе Полевском

 

Решая вторую задачу, поставленную во введении, я провела аналитическую работу: опросила две возрастные группы, какой магазин в нашем городе им нравится посещать.

1-я возрастная группа – молодежь от 15 до 20 лет – 50 человек.

1 – магазин «Каменный цветок» – 40 %

2 – «Миллениум», «М-центр» – каждый по 11,5 %

3 – «Монетка» - 8 %

4 – Книжный магазин - 6,5 %

5 – «Золушка» - 5 %

6 – «Фантазия», «Коробочка», «Пятерочка», «Русич» – каждый по 3,5 %

7 – Другие - каждый по 0,7 %

2-я возрастная группа – взрослые от 30 до 50 лет – 30 человек.

1 – «Каменный цветок» – 56 %

2 – «Глория», «Наш магазин» – каждый по 6 %

3 – «Монетка», «М-центр», «Нико» – каждый по 4 %

4 – Другие - каждый по 1 %

Из всех опрошенных 1 человек сказал, что не любит магазины самообслуживания. Почему? Несоответствие ценников товару, сложно найти консультанта, некомпетентность консультантов в решении вопросов.

По результатам исследования, людям нужен магазин с музыкальными товарами, книгами, спортивным товаром, тканями. Менее важен – с компьютерами, одеждой, обувью.

Я спрашивала людей, чем нравится или не нравится магазин. Нравится ассортиментом и качественным обслуживанием, раздражает – отсутствием ассортимента и безобразным обслуживанием.

На выкладку покупатель внимания не обращает, но мерчандайзинг для того и нужен – повышать товарооборот магазина посредством незаметного воздействия на психологию покупателя.

Я убедилась, что мерчандайзинг увеличивает товарооборот – это подтверждают результаты исследования, - сеть магазинов «Каменный цветок» пользуется услугами профессионалов – мерчандайзеров.

 



Заключение

 

Практически под каждым правилом оформления торгового зала лежит глубокая психологическая база. Сама теория мерчандайзинга базируется на учении об архетипах – глубинных образах, которые не осознаются, но оказывают влияние на поведение и предпочтения человека. Квалифицированное их использование позволяет продать практически любой товар любому клиенту (при прочих равных). Идеал специалиста по мерчандайзингу – торговый зал, в котором нет никого, кроме кассира. Товар продает сам себя. К сожалению, в России до сих пор практически нет литературы, посвященной этой теме, а тренинги проводят от силы 2-3 компании. Большая часть оформления магазинов является копией западных образцов и недостаточно использует национальные предпочтения. А ведь именно опора на глубинные национальные ассоциации позволяет создать не просто успешный бизнес, а, что называется, «прорыв». Но сомневаться в том, что в ближайшем будущем это направление получит развитие, не приходится.

Если посмотреть на магазины нашего города, то, к сожалению, мерчандайзингу пока уделяется мало внимания. Нередко в наших магазинах очень трудно привлечь внимание продавца к покупателю, можно услышать грубость, увидеть кое-где грязь, что, естественно, отталкивает клиентов. Только наиболее крупные универсамы-универмаги пытаются выдерживать стиль, оформление витрин, полок, стендов, тем самым привлекая покупателей. Особенно это заметно в магазинах самообслуживания, где покупателям предоставляется возможность прикоснуться к товару, а если держишь товар в руках, появляется желание его приобрести.

Желательно, чтобы торговые предприятия нашего города имели бы в штате визуального мерчандайзера, чтобы повышать свой престиж и увеличивать доход.

 


Список использованной литературы:

 

1. Р. Колборн «Мерчандайзинг. Принципы успешной торговли», С.-Петербург, 2002г.

2. В.Иванченко «Мерчандайзинг: искусство продавать», Ростов-на-Дону, 2003г.

3. «Деловой квартал», №17, 2000г.

4. «Продуктовый бизнес», №12, 2003г.

5. «Алина», №35, 2003г.

6. «Стольник», июнь, 2003г.

7. «Мобильный стиль», май, 2004г.

8. Л.Н. Чемоданова «Основы экономики и предпринимательства», Москва, 2003г, «АСАДЕНА»

9. В.Д.Симоненко «Технология – 11», Москва, 2001г, «ВЕНТАНА-ГРАФФ»

 




Приложение

 

Сергей Михалков

«Как старик корову продавал» (Русская народная сказка)

 

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за нее?

- Да где наживаться! Вернуть бы свое!

- Уж больно твоя коровенка худа!

- Болеет проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова дает молока?

- Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя не легка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось, продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли? Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

Но и сейчас, когда эра повального дефицита ушла в прошлое и всё можно купить, а не «достать», разница между нами остается громадной. В чем же дело?

Ответ прост. Всему причиной почти незнакомое нам понятие «мерчандайзинг». Это благодаря именно ему самый маленький магазинчик из любой цивилизованной страны может дать стопроцентную фору нашим даже самым «крутым» бутикам. Увы, только сейчас, по мере становления на настоящие «рыночные рельсы» и с появлением конкуренции, многие отечественные коммерсанты начинают потихоньку усваивать, что закупить качественный товар и разместить его на бойком месте – это еще далеко не решение проблемы сбыта. И когда они действительно серьезно начинают углубляться в изучение вопроса, то довольно быстро приходят к пониманию насущной необходимости в использовании тех или иных приемов мерчандайзинга.

В последние годы бурное развитие розничной торговли в России предъявляет новые, повышенные требования к владельцам и работникам магазинов. Они стараются красиво оформить торговые залы и витрины, стремясь выделить свое предприятие среди многочисленных конкурентов и привлечь покупателей. Но отсутствие знаний и опыта в этой сфере приводит к тому, что многие витрины выглядят бессистемно загроможденными и безвкусно оформленными, а торговые залы оказываются неудобными для совершения покупок. Такое положение дел связано и с недостаточным финансированием визуального мерчандайзинга. Лишь немногие фешенебельные магазины в состоянии содержать в своем штате профессионального визуального мерчандайзера, и витрины именно таких магазинов выглядят наиболее привлекательно.

Другой частой ошибкой розничных магазинов является пренебрежение к особенностям и требованиям целевых покупателей. Недостаточное изучение их потребностей и предпочтений, недопустимая ориентация только на вкус и мнение владельца магазина часто приводит к созданию неверного имиджа.

К сожалению, пока лишь немногие из них поняли, что торговля – это великое искусство, направляемое рекламой и управляемое мерчандайзингом.

Реклама – глаза и уши торговли, мерчандайзинг – её сердце.

 


История

 

Мерчандайзинг впервые начали использовать представители крупных концернов – таких, как Coca-cola, Pepsi, Wrigley’s, чей товар относился к категории товаров импульсивного спроса. Поэтому возможность влиять на покупателей эти фирмы решили использовать максимально – на всех этапах движения товара. Концерны проводили аналитическую работу и пришли к парадоксальному выводу: две трети покупателей, входя в розничный магазин, еще не знают, что конкретно они хотят купить. А если и знают, то не знают, какой марки. Получалось, что розничные магазины – последний рубеж между покупателем и продавцом, когда можно повлиять не только с помощью работы продавца, но и нюансами экспозиции товара. Западные специалисты пришли к выводу, что правильная экспозиция дает прирост товарооборота от 12 до 18 %. Поэтому вскоре мерчандайзинг стал применяться не только в работе с товарами импульсивного спроса, но и в торговле товарами других групп.

 

Понятие мерчандайзинга

 

Если разобрать происхождение пока еще непонятного многим слова «мерчандайзинг», то все довольно просто: merchandising – производная от английского слова merchandise (товары) и обозначает подготовку товаров к продаже.

Полное толкование понятия «мерчандайзинг» с учетом всех нюансов затрагивает физическое расположение и оформление товара в точке продажи, всесторонне стимулирующее потребителя к его импульсивному приобретению, а также правильное представление и детальное знание товара продавцами.

Но все это можно изложить и совсем кратко: мерчандайзинг – искусство сбыта.

Итак, мерчандайзинг – комплекс мероприятий, прямо или косвенно направленных на увеличение объема продаж непосредственно в торговом зале (или на торговой точке). Рассматривая более подробную расшифровку процесса мерчандайзинга, следует выделить наиболее важные факторы:

1. Продуманная до мелочей и выверенная выкладка товаров на экспозиционном оборудовании.

2. Рекламные материалы, размещаемые на местах продаж, должны соответствовать общему имиджу торговой точки (фирмы) и быть дополнением к выставленному товару, а не собственно чистой рекламой.

3. Всегда стремиться представить максимально возможный ассортимент или его группы.

4. Упаковка товара в обязательном порядке должна иметь привлекательный и солидный вид.

5. Ценники на товаре должны быть не только правильно заполнены на предмет соответствия всем нормативным требованиям торговли, но и содержать понятную и полезную информацию для покупателя.

6. Все рекламные и информационные материалы должны быть выполнены на самом высоком уровне.

7. Место расположения конкретного товара в торговом зале должно быть тщательно продумано: уровень просматриваемости товара, возможность контакта с ним, освещенность и т.п.

8. Постоянно осуществлять контроль за действиями конкурентов по продвижению аналогичного товара.

9. Проводить всестороннюю подготовку и подбор продавцов, включающих в себя два важнейших, и во многом решающих, момента:

а) продавцы обязаны знать все составляющие характеристики своего товара: качество, технологию производства, правила потребления или эксплуатации, преимущество над другими и круг товаров, сопутствующих основному;

б) продавцы должны быть в высшей степени коммуникабельны, артистичны, полностью владеть искусством общения с людьми, уметь представить свой товар и продать его так, чтобы у клиента осталось настолько яркое впечатление после покупки, чтобы ему потом обязательно захотелось поделиться своим мнением о товаре, магазине и уровне обслуживания со всеми окружающими его людьми.

 

Полная предпродажная подготовка

 

Исходя из общих требований мерчандайзинга, полная предпродажная подготовка товара должна заключать в себе следующие составляющие:

Рекламно-информационные вывески в торговом зале. Необходимо стараться располагать их таким образом, чтобы клиент обращал на них внимание еще до того, как начнет предметно рассматривать собственно товар.

Содержание вывесок должно отличаться от внешних рекламных постулатов: нет смысла еще раз агитировать человека рекламными призывами, когда он и так уже пришел к вам в магазин. Это дублирование и не логично, и несет за собой совершенно лишние и ненужные затраты. Поэтому внутренняя реклама призвана конкретизировать свойства и качества товара, благодаря которым покупатель получит те блага, удобства и удовольствия, которые ему сулила внешняя реклама.

Всегда нужно следить за тем, чтобы в магазине не было перебора чрезмерно ярких и броских рекламных вывесок, щитов, плакатов, постеров. Они в какой-то степени отвлекают на себя часть внимания, иной раз вообще уводя покупателя от его главного предмета приложения внимания – товара.

Все надписи должны быть видны в торговом зале с расстояния не менее 3-х метров. Другое важное правило: самое предпочтительное место для размещения всевозможных текстов с наибольшей вероятностью их прочтения покупателем – на уровне прямого взгляда человека среднего роста.

Демонстрационные приспособления (стенды, стойки, планшеты, уголки).

Находящиеся в торговом зале стенды с образцами применения, использования, употребления (в зависимости от типа) товара должны:

а) работать сами по себе

б) всегда использоваться продавцами в процессе убеждения покупателя.

Необходимо следить за тем, чтобы образцы, представленные на стендах (или максимально похожие на них), были и в торговом зале. Нужно это для того, чтобы информация, которую предлагают все подобные источники, носила не просто рекламно-демонстрационный характер, а прежде всего прикладной: покупатель должен не просто посмотреть, подобрать, попробовать подходящий ему вариант, а тут же иметь возможность приобрести приглянувшийся товар. Люди, особенно наши, не склонны, в большинстве своем, верить в какие-либо описания, рассказы и обещания. Им, как говориться, вынь да положь, дай подержать в руках их будущее приобретение.

 

Скрытая прямая реклама

 

Это одна из наиболее значимых форм (если не самая) прямой рекламы. Продавцы должны всегда таким образом представлять товар, покупателям, чтобы те в свою очередь, были просто удивлены, поражены и увлечены полученной информацией настолько, что при случае передавали бы ее своим друзьям, знакомым, родственникам и т.д. Такой резонанс наиболее желателен и полезен, т.к. никакой вид рекламы не сможет сравниться по степени воздействия с тем, когда хорошо знакомые люди перечисляют друг другу те или иные выигрышные отличия и преимущества товара. Надо ли говорить, что действенность такой «беспроводной» рекламы наиболее выгодна по сравнению с любыми другими ее формами. Поэтому чрезвычайно важно в ходе подготовки любой рекламной компании учитывать данный вариант и предоставлять всю необходимую информацию продавцам, указывая на те элементы, которые будут каким-то образом особенно выделяться. Клиент, появившись в магазине, должен получить не только максимум внимания, но и настолько исчерпывающе полную и понятную информацию – разъяснение о будущей покупке, что у него появится острое желание поделиться новостью о своем приобретении с другими. Надо всегда стремиться удивить покупателя, открыть ему неизвестную сторону товара.

Фирменный стиль

 

Всегда, по мере возможности, следует широко рекламировать такие понятия, как «фирменный магазин», «фирменный стиль обслуживания» и неуклонно следовать канонам единого фирменного стиля.

Это не пустые слова: если в вашем магазине все действительно выдержано в рамках одних общих требований, то в памяти он будет ассоциироваться и с местом, и с конкретным товаром. Главная цель создания собственного фирменного стиля: всестороннее выделение своеобразия магазина (фирмы) и его узнаваемость среди других за счет фирменного подхода к решению всех вопросов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 148.