Правовая сущность уставного капитала общества с ограниченной ответственностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Действующее законодательство уделяет большое внимание правовому регулированию уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Это вполне объяснимо и оправданно, учитывая большое значение уставного капитала как для самого общества и его участников, так и для кредиторов общества.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

В юридической литературе[49] традиционно выделяют три основные функции уставного капитала: 1) обеспечительную (или стартовую), которая выражается в том, что уставный капитал составляет начальную материальную основу деятельности общества, которая дает старт к дальнейшей деятельности общества, обеспечивает возможность такой деятельности; 2) гарантийную, которая состоит в том, что уставный капитал - это тот минимум средств, наличие которых гарантируется обществом при любых условиях, это определенная гарантия удовлетворения требований кредиторов общества.

«Кредиторы общества, вступая с ним в обязательственные отношения, должны знать, в пределах какой стоимости может быть обеспечено исполнение обществом принятых на себя обязательств»[50]. И, наконец, третьей функцией уставного капитала общества с ограниченной ответственностью является функция определения долей участия учредителей (а впоследствии и участников) в обществе и его прибылях. Это проявляется в том, что уставный капитал позволяет определить номинальную стоимость доли каждого участника. Именно количество и размер долей характеризуют положение отдельного участника в обществе с ограниченной ответственностью, от этого зависит объем его возможностей по определению деятельности общества, размер получаемой от деятельности общества прибыли и т.д.

В действующем законодательстве отсутствует определение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Это можно объяснить тем, что законодатель не ставил перед собой цели дать определение этому институту, это не требуется и с позиций юридической техники.

Характеристика этого понятия дается через определение основных функций уставного капитала, регламентацию порядка и способов его формирования, уменьшения и увеличения и т.д. Формулирование определений - это задача науки гражданского права, а не законодательства. Однако, в научной литературе предпринималось не так много попыток дать определение уставного капитала. Так, например, по мнению И.В. Елисеева, уставный капитал - «...это зафиксированная учредительными документами и определенная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили объединить (выделить) при создании юридического лица»[51].

Правовое регулирование уставного капитала направлено на обеспечение его стабильности, при этом упор явно делается на защиту интересов кредиторов общества с ограниченной ответственностью. Это проявляется в следующем.

Во-первых, законом устанавливается минимально допустимый размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Этот размер должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда на дату представления документов для государственной регистрации общества (абзац 2 пункта 1 статьи 14 Закона). Таким образом, на сегодняшний день вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью не может иметь уставный капитал менее 10 000 рублей. Очевидно, что эта сумма настолько мала, что является чисто символической гарантией для кредиторов (даже при том, что уставный капитал реально сформирован и не завышена оценка имущественных вкладов). Уставный капитал в таком размере не способен выполнять ни стартовую, ни гарантийную функции, поскольку этой суммы недостаточно ни для начала предпринимательской деятельности, ни для предоставления реальных гарантий кредиторам общества. Не следует забывать и об инфляции, которая постоянно снижает реальную стоимость уставного капитала. Из вышесказанного следует вывод, что норма, предусматривающая минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, нуждается в доработке. Необходимо увеличить минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью хотя бы до 300-500 минимальных размеров оплаты труда. Это повысило бы значение и реальную ценность уставного капитала, позволило бы ему эффективно выполнять все свои функции. Наряду с этим, такое правило позволило бы ограничить количество обществ-однодневок, которые создаются порой для совершения какой-либо одной сделки.

В качестве еще одного аргумента в пользу нашей позиции, упомянем о том, что в настоящее время государственная пошлина, взимаемая за регистрацию юридического лица, а также за регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица (регистрационный сбор), составляет 2000 рублей[52], т.е. 20 % от минимально допустимого уставного капитала. Вводя такую сумму, законодатель, прежде всего, заботился о наполнении бюджета, преследовал фискальные цели, и совсем не задумывался о том, что данная сумма станет непосильной для тех или иных юридических лиц. Установив столь низкий минимум для уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, законодатель, видимо, наоборот исходил из возможностей большинства населения, стремился сделать общество с ограниченной ответственностью одной из наиболее доступных организационно-правовых форм юридического лица. Где же логика? По нашему мнению, общество с ограниченной ответственностью не должно быть самой доступной организационно-правовой формой, ведь для тех, кто не в состоянии сформировать достаточно высокий уставный капитал есть другие формы предпринимательства, а невозможность создания юридического лица для потенциальных учредителей должна быть связана с невозможностью сформировать его уставный капитал на необходимом уровне или обеспечить иные условия деятельности, но никак не с невозможностью уплатить регистрационный сбор.

Для обществ с ограниченной ответственностью, в соответствии с законом имеющих особенности в правовом положении, специальными законами может быть установлен иной (более высокий) минимальный размер уставного капитала. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций (в том числе и обществ с ограниченной ответственностью) устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Специальные правила установлены и для обществ с ограниченной ответственностью в сфере страховой деятельности.

Законодательства большинства европейских стран также содержат нормы о минимальном размере уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Так, например, в Германии минимальный размер уставного капитала (основного капитала) общества с ограниченной ответственностью составляет 50 000 марок[53], во Франции по закону уставный капитал общества не может быть менее 50 000 франков[54].

Во-вторых, установлено правило об обязательности оплаты уставного капитала вновь создаваемого общества с ограниченной ответственностью не менее чем на 50 % на дату представления документов для государственной регистрации общества. Оставшаяся часть подлежит оплате в течение первого года деятельности общества, в противном случае, по окончании первого года общество будет обязано уменьшить свой уставный капитал до фактически оплаченного либо принять решение о ликвидации (если в результате уменьшения уставный капитал окажется ниже установленного законом минимального размера).

В-третьих, законодателем подробно регламентируется порядок формирования уставного капитала общества. В качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью могут выступать как деньги, так и иное имущество, т.е. вещи, ценные бумаги, имущественные права. Денежная оценка вносимого в качестве вклада в уставный капитал имущества производится по соглашению между учредителями общества с ограниченной ответственностью. При возникновении спора между учредителями о стоимости неденежного вклада, они вправе для определения стоимости привлечь независимого оценщика. В судебном же порядке данный спор разрешению не подлежит.

В случае внесения в уставный капитал имущества, стоимость которого превышает двести установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, оценка такого имущества в обязательном порядке должна производиться независимым оценщиком. В качестве оценщика может выступать лицо, имеющее соответствующую лицензию на право осуществлять оценку того или иного имущества. Порядок и общие условия проведения такой оценки регламентируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[55]. Правило об обязательной оценке неденежного вклада в равной мере подлежит применению как при учреждении общества, так и в случае последующего увеличения его уставного капитала.

На защиту интересов кредиторов общества направлено и установленное законом положение об ответственности участников общества и независимого оценщика за завышение стоимости неденежных вкладов. В этом случае участники общества и независимый оценщик могут быть солидарно привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества при недостаточности его имущества для погашения долгов перед кредиторами.

Такая ответственность участников общества и независимого оценщика может наступить в пределах завышения стоимости соответствующих неденежных вкладов. Привлечение указанных лиц к субсидиарной ответственности по долгам общества возможно лишь в пределах трех лет со дня государственной регистрации общества либо государственной регистрации изменений в уставе, касающихся увеличения уставного капитала.

В качестве вклада в уставный капитал общества может выступать и интеллектуальная собственность. При внесении в уставный капитал интеллектуальной собственности, наиболее сложным является вопрос об определении стоимости такого вклада. На существование данной проблемы справедливо указывается в юридической литературе[56], однако на законодательном уровне данная проблема до настоящего времени не решена.

Оценка подобного вклада в уставный капитал по соглашению между учредителями общества вряд ли возможна, поскольку для этого необходимы специальные знания, которыми обладают не все учредители. В связи с этим для объективной оценки стоимости интеллектуальной собственности целесообразно привлекать независимого оценщика, владеющего соответствующими методиками.

Экспертная оценка интеллектуальной собственности производится в соответствии с международными стандартами «TIAVSC» Международного комитета по стандартам оценки имущества, стандартами оценки бизнеса, стандартами Российского общества оценщиков, стандартами Ассоциации оценщиков интеллектуальной собственности IPEA[57]. По указанным методикам и стандартам можно оценить стоимость таких объектов интеллектуальной собственности как изобретения, промышленные образцы техники, рационализаторские предложения. В то же время для ряда объектов интеллектуальной собственности строго обоснованную оценку стоимости произвести достаточно сложно. Это касается отдельных ноу-хау, товарного знака или знака обслуживания[58].

Некоторые авторы предлагают оценивать стоимость объектов промышленной собственности и «ноу-хау» по модели определения лицензионных платежей или сумм за передачу «ноу-хау»[59]. В то же время, в литературе высказано мнение о том, что реально существующее «ноу-хау» вообще не может выступать в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, поскольку обладатель такого «ноу-хау» в этом случае не имеет возможности обеспечить конфиденциальность передаваемой информации[60].

Необходимо отметить, что в качестве вклада в уставный капитал выступает не сам объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права и т.п.) или «ноу-хау», так как они не могут вноситься в качестве вклада в имущество хозяйственных товариществ и обществ, а право пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором[61]. Право на использование объектов интеллектуальной собственности оценивается в денежном выражении и учитывается на балансе юридического лица в качестве нематериальных активов. Не являются объектами интеллектуальной собственности знания, опыт и квалификация гражданина, т.е. его способность к труду. «Поэтому интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду не могут являться вкладом в уставный капитал предприятия, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам»[62].

В связи с нерешенностью на законодательном уровне проблем, касающихся внесения в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью объектов интеллектуальной собственности, на практике может возникнуть как ситуация, когда стоимость такого вклада завышается учредителями, так и ситуация, при которой в уставный капитал вносится интеллектуальная собственность не имеющая никакой коммерческой ценности.

В случае выхода или исключения из общества участника, внесшего в качестве вклада в уставный капитал общества право пользования имуществом на определенный срок, до истечения этого срока, общество сохраняет право пользования этим имуществом в течение срока, на который имущество было передано. В учредительном договоре общества это правило может быть изменено.

В процессе функционирования общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Решение об изменении уставного капитала относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества (пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона). Для принятия подобного решения в ряде случаев установлен более высокий кворум (квалифицированное большинство участников общества либо даже обязательность единогласия). Поскольку размер уставного капитала фиксируется в учредительных документах общества, принятие решения об изменении его размера влечет необходимость внесения изменений в устав и учредительный договор общества, причем законодатель достаточно четко разделяет эти вопросы, несмотря на их взаимосвязь. Вопрос о внесении изменений в учредительные документы общества является производным от решения вопроса об изменении уставного капитала, ведь если бы не принималось такое решение, не возникало бы и необходимости в изменении учредительных документов. Однако, непоследовательность законодателя в определении порядка принятия решения по данным вопросам, привела к тому, что фактически гораздо сложнее принять решение именно по производному вопросу - о внесении изменений в учредительные документы общества. Если для принятия решения о внесении изменений в устав требуется большинство в две третьих голосов участников общества (п. 8 ст. 37 Закона), то решение о внесении изменений в учредительный договор может быть принято только единогласно всеми участниками общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона).

Установленное законодателем правило о необходимости единогласия всех участников по вопросу о внесении изменений в учредительный договор, вполне объяснимо исходя из правовой природы учредительного договора как многосторонней сделки, для заключения, изменения или расторжения которой требуется согласованная воля всех ее участников, однако оно существенно затрудняет деятельность обществ с ограниченной ответственностью, в том числе и в вопросах изменения уставного капитала. Дело в том, что законом установлен срок передачи регистрирующему органу документов, необходимых для государственной регистрации вносимых в учредительные документы общества изменений, несоблюдение которого влечет признание увеличения уставного капитала несостоявшимся.

Законом предусмотрены различные способы увеличения уставного капитала общества. Уставный капитал может быть увеличен за счет имущества общества, за счет дополнительных вкладов участников общества, а также за счет вкладов принимаемых в общество третьих лиц, если такой прием не запрещен уставом общества. Однако, независимо от способа, уставный капитал может быть увеличен только после его полной оплаты.

Решение об увеличении уставного капитала за счет имущества общества может быть принято общим собранием участников общества большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества.

Данная норма является диспозитивной, поскольку закон предоставляет обществам право предусмотреть в своем уставе необходимость большего числа голосов для принятия такого решения.

Кроме того, уставный капитал может быть увеличен за счет начисленных, но не выплаченных участникам общества доходов (путем их капитализации), за счет остатков фондов специального назначения, к которым относятся фонд потребления, фонд накопления, фонд социальной сферы и другие фонды, образуемые в результате распределения прибыли общества. Однако не допускается увеличение уставного капитала за счет средств резервного фонда. Важным источником увеличения уставного капитала, также являются средства переоценки основных фондов. К основным фондам относятся производственные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды подразделяются на материальные и нематериальные основные фонды, их примерный перечень содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 359[63]. Поступающие в собственность общества основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (сумма фактических затрат общества на их приобретение или изготовление либо рыночная стоимость на дату оприходования). Общество вправе не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 15 положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26н[64]). Переоценка основных фондов производится путем индексации их балансовой стоимости для ее приведения в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства[65]. Если в результате переоценки стоимость основных фондов общества возросла, то образовавшаяся таким образом положительная разница в стоимости основных фондов учитывается как добавочный капитал и может являться источником средств, за счет которых производится увеличение уставного капитала[66].

Необходимо отметить, что сама по себе переоценка основных фондов не влечет автоматического увеличения уставного капитала, для этого необходимо соответствующее решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.

Увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет его имущества влечет пропорциональное увеличение номинальной стоимости долей всех его участников, однако не влечет изменения размеров долей участников общества. При этом не возникает обязанности участников общества по внесению дополнительных вкладов в уставный капитал.

Другим способом увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью является его увеличение за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов принимаемых в общество третьих лиц.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале либо путем погашения долей, принадлежащих обществу. Причины для уменьшения размера уставного капитала общества могут быть различными. Это может быть снижение стоимости чистых активов общества, в результате чего заявленный размер уставного капитала превышает их стоимость, неполная оплата участниками общества его уставного капитала, выход участника из общества и т.д.

Все случаи уменьшения уставного капитала общества условно можно подразделить на добровольные, когда общество самостоятельно принимает решение об уменьшении уставного капитала, и обязательные, при которых законом на общество возложена обязанность принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Так, в частности, к обязательным случаям относится уменьшение уставного капитала общества в случае неполной оплаты уставного капитала в течение года с момента его государственной регистрации, в случае превышения размера уставного капитала над стоимостью чистых активов общества по окончании второго и каждого последующего финансового года, а также в случае погашения долей, принадлежащих обществу, которые в течение года не распределены между участниками общества либо не проданы участникам общества или третьим лицам (ст. 24 Закона).

Понятие «чистые активы общества» шире понятий «уставный капитал общества» и «имущество общества», поскольку и уставный капитал, и имущество общества являются составными частями чистых активов общества. Следовательно, в нормально и прибыльно работающем обществе чистые активы должны превышать размер уставного капитала, ситуация же при которой по итогам года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала общества, является исключительной. Стоимость чистых активов всегда должна быть выше или равна размеру уставного капитала. Уставный капитал не может превышать стоимость чистых активов общества, поскольку в этом случае определенная часть уставного капитала оказывается необеспеченной имуществом общества, что нарушает права и интересы кредиторов общества. Установленное законом соотношение чистых активов и уставного капитала общества направлено на обеспечение интересов кредиторов общества. Именно с этим связана обязанность общества уменьшить свой уставный капитал в данном случае. Если же стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Обязанность по уменьшению уставного капитала или по ликвидации общества должна быть исполнена в разумный срок. В противном случае кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения причиненных убытков, а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, а также иные государственные и муниципальные органы, которым такое право предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд иск о ликвидации общества.

На наш взгляд, данная норма нуждается в доработке. Во-первых, ни орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, ни прочие государственные или муниципальные органы, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, не в состоянии контролировать все общества с ограниченной ответственностью поэтому предусмотренная законом санкция в виде принудительной ликвидации общества может применяться лишь выборочно.

Во-вторых, устанавливая требование о недопустимости превышения размера уставного капитала над стоимостью чистых активов общества, как уже отмечалось, законодатель преследовал цель, в первую очередь, защитить интересы кредиторов общества. Ликвидация же общества с ограниченной ответственностью по требованию какого-либо государственного или муниципального органа может противоречить интересам кредиторов общества.

Таким образом, целесообразно внести изменения в пункт 5 статьи 20 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установив, что правом на предъявление иска о ликвидации общества с ограниченной ответственностью обладают лишь кредиторы общества. На защиту интересов кредиторов общества направлена норма, устанавливающая обязанность общества в течение тридцати дней после принятия решения об уменьшении уставного капитала письменно уведомить об этом кредиторов общества. Кроме того, общество обязано опубликовать в печати сообщение об уменьшении уставного капитала. Кредиторы общества в этом случае вправе требовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения причиненных этим убытков.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.