Многообразие концепций происхождения и сущности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С XVII века ученые, занимавшиеся изучением физического строения человеческого тела, стали использовать слово "апропология" для обозначения этой области, естественнонаучных исследований. В XIX-XX вв. антропология обрела статус самостоятельной науки о естественной истории и биологической конституции человека. В ней выделились две части; первая - палеоантропология, изучающая ископаемые формы человека, антропогенез (происхождение человека) и расогенез (происхождение человеческих рас) и вторая - антропология современных форм человека.

Понимание природы и сущности человека и его сознания находит свою конкретизацию в концепциях антропогенеза.

Подход к человеку как одному из множества материальных объектов или биологических существ выражается в эволюционистских теориях его происхождения. К ним относятся "Общая космологическая теория, эволюции" и "Синтетическая теория эволюции". Согласно первой общая эволюция прогрессирует в направлении большей свободы и целенаправленности материальных объектов. В соответствии со второй, человек - всецело продукт естественного отбора и генетических мутаций.

В противовес этому существуют течения, дающие человеку особый статус среди живых существ, объясняют его происхождение как революционный переход от природной, биологической эволюции в качественно иной статус, надприродный. Наибольшее признание среди теорий атеистического характера получила трудовая теория антропогенеза. Религиозные философы связывают происхождение человека с актами божественного творения.

Согласно трудовой теории антропогенеза, природные изменения, сыгравшие роль исходной причины биологических изменений человекообразных обезьян, не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность, не мыслимая без сложных цепочек целей, без их осмысления при сопоставлении с результатом - изготовленным продуктом, без развитого абстрактного мышления и усложнения форм общения, могла сыграть решающую роль в появлении человека. Труд - особая форма взаимодействия живого организма с окружающей природной средой. Появление сознательного человека и появление труда - это единый процесс источником которого было противоречие между биологически меняющимися приматами и природной средой. Появление "трудящегося животного" - революция в развитии природы, выход в надприродный мир - мир человеческой культуры.

В XX в. философская мысль совершает "антропологический поворот": благодаря работам группы немецких философов - М. Шелера, Г. Плесснера, А Гелена и др., а также биологов А. Портмана, К. Лоренца - возникает идейное течение, представителей которого объединяет стремление создать новую целостную философско-антропологическую концепцию на основе обобщения результатов, естественно-научных и гуманитарных исследований человека. Это течение Шелер и его последователи именуют философской антропологией. Они полагают, что разработка синтетического философского понимания сущности человека должна быть фундаментом всего здания философии, ибо тайна мира заключена в человеке.

"Лишь отправляясь от сущности человека, исследуемого философской антропологией, можно делать вывод о подлинных атрибутах окончательной основы всех вещей" - пишет Шелер.

Антропологическая проблематика - совокупность философских и конкретно-научных проблем, с которыми сталкивается познание человека.

Антропологизм - философский принцип, согласно которому учение о сущности человека должно быть положено в основу всей системы философских и научных знаний (антропологический принцип).

Антропологическая философия - философская система, построенная в соответствии с антропологическим принципом.

Философская антропология - это понятие употребляется в двух смыслах. В широком смысле: важная отрасль философского знания - философская наука о человеке (философия человека), в узком смысле: название некоторого течения в философии XX в., представляющего собою лишь один из подходов, к разработке антропологической философии и один из вариантов построения философской антропологии в широком смысле.

Антропология - специальная научная дисциплина, изучающая человека и биологические особенности его современных форм.

Представления о сущности человека:

Ориген - человек имеет духовную сущность (тело + душа + дух).

Ламетри - человек - одушевленный механизм.

Фейербах - человек имеет биологическую природу и сущность.

Маркс - человек имеет биологическую природу, но социальную сущность.

Махатмы - человек имеет биоэнергетическую природу, социальный (земной) и духовой (космический) аспекты своей сущности.

 

Мозг, психика, интеллект

 

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилась. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.

Важнейшим условием идеального образа материального мира являются физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Это значит, что материальной основой психики человека является нейрофизиологическая деятельность мозга, включенная в физиологические процессы всего организма.

Одной из многочисленных тайн природы, над разгадкой которых работает наука, является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую известную нам форму организованной материи в известной нам части вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательных способностей. Мозг обезьяны весит около 400 грамм, мозг человека, в среднем - 1400 грамм. Наукой установлено, что мозг человека дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. Психические функции оказываются в прямой зависимости от деятельности определенных участков мозга, однако действует мозг как дифференцированное целое.

Материальной основой той или иной психической функции является работа не одной клетки, а многих, не одного участка мозга, а многих. Соответственно и психика является результатом активного функционирования многих отделов головного мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг и другом и телом человека. В этом смысле надо говорить о компенсаторных возможностях мозга и организма человека. Утратив одни способности, организм компенсирует их деятельностью других

У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики (от греческого psуchikos - душевный) - совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.). А отличает от животных наличие сознания - высшей формы психики.

Психика - свойство высокоорганизованной материи подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика - особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание - результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику.

Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр З. Фрейд (1856-1939).

Понимая интеллект в широком смысле как психические способности и умения, необходимые для эффективной работы восприятия, памяти, мышления, можно сказать, что он есть инструмент, с помощью которого сознание выполняет познавательную функцию.

Важнейшей интеллектуальной способностью, без которой невозможно сознательное решение познавательных задач, является способность мышления - ум, разум.

Продуктивность мышления зависит не только от генетически заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.