Дистанционное обучение с использованием сети Интернет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Интернет – это международное объединение компьютерных сетей, использующих общий протокол семейства TCP/IP и единое адресное пространство. Среда WWW (World-Wide Web – Всемирная паутина) представляет собой унифицированную среду обмена информацией в глобальной компьютерной сети Интернет. В настоящее время это наиболее популярный вид доступа к данным. Он позволяет жителям всех континентов обмениваться информацией, совместно использовать компьютерные ресурсы при помощи того или иного прикладного сервиса Интернета (WWW, E-mai, FTP и др.) Благодаря развитию коммуникационных линий Интернет стремительно растет и развивается, охватывая все больше и больше пользователей в разных регионах и странах мира.

Существование многочисленных разнообразных программ для просмотра WWW-документов для всех популярных аппаратных и программных платформ, простой и понятный пользовательский интерфейс, возможность представления информации в форме мультимедиа в рамках единого стандартного языка форматирования документов HTML (HyperText Markup Language) обусловливают быстро растущую популярность среды WWW. Все это позволяет эффективно использовать среду WWW для дистанционного обучения и контроля знаний учащихся. Наличие развитого программного обеспечения, программ для создания и редактирования HTML-документов позволяет существенно упростить и сократить время подготовки учебных материалов.

 

Таблица 1. Характеристики дистанционного образования через Интернет

 

Ключом к получению информации в Интернете являются адреса ресурсов. Списки пользователей Интернета можно найти в адресных справочниках («Белые страницы» Интернета). Адреса ресурсов Интернета для получения необходимой информации по различным отраслям науки, искусству, бизнесу и т. д. можно найти в справочнике «Желтые страницы». Кроме того, существует целый ряд систем поиска ресурсов Интернета (Google, Yahoo, Yandex, Rambler и др.)

Интернет является хранилищем постоянно обновляемых информационных ресурсов. Здесь можно найти информацию об исследованиях, грантах, стипендиях, по наиболее актуальным проблемам экономики и преподавания экономических дисциплин. Если необходимо получить систематизированные знания в какой-либо области, то Интернет может быть самым эффективным (как с точки зрения минимизации затрат времени и денег, так и с точки зрения получения нужных знаний в нужном объеме) средством достижения этой цели.

Постоянно растет число периодических изданий, существующих только в электронной форме. Электронные версии печатных журналов легко доступны и постоянно обновляются. С помощью Интернета можно узнать о научных конференциях и семинарах, а также познакомиться с их материалами, опубликовать свои научные и учебно-методические разработки.

На основе Интернет-технологий, дистанционного обучения возникает реальная возможность создания единого распределенного он-лайнового образовательного сообщества (группы сообществ, сегментированных по профессиональным интересам или другим признакам, например, преподавание информатики для медицинских работников) образовательных учреждений России (а в перспективе, и стран ближнего и дальнего зарубежья) и их интеграции в единое образовательное Интернет-пространство (национальное и международное).

Для специалиста (или будущего специалиста) Интернет:

– является хранилищем ресурсов по экономическим наукам, которые постоянно обновляются;

– облегчает задачу получения необходимой информации с помощью поисковых систем;

– может быть самым эффективным средством приобретения новых знаний;

– может познакомить с новыми методиками преподавания дисциплин, позволяющими использовать обучающие игры по различным отраслям наук, интерактивные программы, моделирующие различные процессы, компьютерные упражнения, тестирование и самотестирование и т. д.;

– предоставляет электронные версии экономических журналов и газет. Имеется множество периодических изданий, существующих только в электронной форме, и их число постоянно увеличивается;

– знакомит с новостями в различных сферах и с оценками этих новостей ведущими специалистами;

– дает информацию о научных конференциях и семинарах, их материалах. Обмен информацией и публикации результатов исследований в Интернете создают возможность совместных научных исследований ученых, имеющих общие интересы, независимо от того, в какой стране расположены научные и учебные организации, в которых они работают;

– помогает найти ответы на возникающие вопросы в электронных дискуссиях в Usenet (Newsgroups) и т.п.

В настоящее время в России сформирована национальная инфраструктура компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы на базе RBNet, продолжает активно развиваться российский сегмент глобальной мировой сети Интернет. Реализован глобальный проект Super-Internet (Oxygen), направленный на создание глобальной суперсовременной универсальной оптоволоконной кабельной сети, которая включает в себя телефонную, телевизионную и компьютерную связь и пропускная способность которой в несколько раз больше ныне используемой. Целью данного проекта являлось подключение к Интернету всех стран мира посредством создания в них 265 сетевых узлов, соединяющих более 320000 км проложенных кабелей связи. Этот проект стоимостью 14 млрд. долларов был реализован в течение 6 лет – с 1997 до 2003 г.

В целом Интернет-технологии, электронные средства коммуникаций позволяют перейти на новый этап развития распределенного сотрудничества и интеграции университетов в организационной, учебно-методической и научно-исследовательской областях как различных регионов России, так и стран СНГ. В этой связи можно говорить о формировании на локальном, региональном, межрегиональном, национальном и межгосударственном уровнях распределенного образовательного Интернет-сообщества.

 

1.3 Дистанционное обучение в образовательной системе Российской Федерации

 

В последние годы в образовательной системе России стали активно внедряться и использоваться информационные технологии, Интернет, методы дистанционного и телеобучения. Это касается не только появления новых форм и методов управления университетами и организации учебного процесса, но и сопровождается трансформацией принципов организации, контроля и управления образовательными процессами, расширения границ и возможностей доступа преподавателей и студентов к мировым базам научных данных, качественного изменения характера обучения и содержания получаемых знаний.

В процессе реализации Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России важную роль призваны сыграть Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», законодательные акты и нормативные материалы Правительства Российской Федерации, Министерства образования РФ. Среди них следует выделить следующие нормативные документы:

• Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.01.98 № 253 «О мерах по созданию единой системы дистанционного образования в России»;

• Положение о Координационном совете в сфере дистанционного обучения;

• Инструктивное письмо от 03.07.98 № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании»;

• Информационное письмо от 07.06.99 № 14–55–282ин/15 «О реализации дистанционного обучения в регионах РФ» и др.

Координацией работ по реализации Концепции и формированию единой системы дистанционного образования в России занимается ряд организаций и учреждений: Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования России, Координационный совет в сфере дистанционного обучения при Минобразования России, Центр информатизации и Межвузовский центр дистанционного образования Минобразования России.

Для распространения технологий дистанционного образования важное значение имеет проведение научных симпозиумов, конференций, выставок. Среди них – всероссийские и региональные выставки «Информационные технологии в образовании». Например, в апреле 2000 года Минобразования РФ, ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций, ГАО ВВЦ, ВК «Наука и образование» при поддержке Российского союза ректоров и Московского комитета образования провели вторую международную выставку-конференцию «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». В октябре этого же года в рамках работы по реализации решений Всемирной конференции ЮНЕСКО по науке прошел международный конгресс «Наука и образование на пороге III тысячелетия».

В последнее время в России также начали активно формироваться новые институциональные образования, негосударственные учреждения и онлайновые виртуальные университетские сообщества. Создана и активно функционирует Российская академия Интернета (РАИ), которая совместно с компанией Intel ежегодно присуждает национальные Intel-Интернет премии. В 2000 году победителем в номинации «Наука и образование» стал сайт «Экзамены Online».

Весной 2000 года Федерация Интернет-образования (http://www.fio.ru), созданная при поддержке Минобразования РФ, нефтяной компании ЮКОС и межрегиональной организации «Новая цивилизация», вручила первые дипломы группе выпускников (52 педагога из Новосибирска, Томска, Самары, Воронежа и Санкт-Петербурга), прошедших курсы повышения квалификации по программе обучения с использованием информационных технологий в рамках проекта «По-ко-ле-ние.ru». Целью данного проекта было – обучить к 2005 году пользованию компьютером и Интернет-технологиями десять миллионов молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. Для этого по всей стране предполагается создать центры, которые помогут учителям повысить свою квалификацию, чтобы затем передать знания ученикам. За пять лет в рамках проекта подготовку в региональных центрах прошли 276 тысяч учителей.

Можно также отметить успешную деятельность в этой сфере Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании; Центра дистанционного обучения для выпускников образовательных программ Информационного Агентства США (USIA); Научно-исследовательского института дистанционного образования МЭСИ; Российской системы дистанционного обучения риэлтеров; Центра дистанционного образования «Эйдос»; Учебного центра «Сетевая Академия» при компании ЛАНИТ и др.

Использование информационных технологий и Интернета в образовательном процессе касается не только федеральных органов системы образования Российской Федерации, но и университетов российских регионов, во многих из которых созданы научные и учебные центры информационных технологий и дистанционного образования.

Значимый проект по распространению технологий дистанционного обучения в классических университетах России реализует Институт Всемирного Банка. В рамках этого проекта было разработано программное обеспечение для виртуального университета и переведены в дистанционный формат вводный и промежуточный курсы по микро- и макроэкономике, подготовленные при участии Лондонской школы экономики и ряда российских университетов.

С сентября 1999 года для ряда государственных университетов России осуществляется пилотный проект «Дистанционное образование в экономике», реализуемый Институтом Всемирного Банка при поддержке Московского Общественного Научного Фонда и Министерства образования Российской Федерации. Одним из участников пилотного проекта стал Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (http://www.finec.ru). С 2000 года началась реализация подобной образовательной программы Институтом Всемирного Банка для университетов стран Средней Азии.

Электронные средства общения, мультимедиа на основе Интернет-технологий, электронные курсы по экономике не только являются важными средствами для преподавания современной экономической теории в университетах, но и способствуют развитию сотрудничества между ними. Оболочка электронного курса имеет следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

В настоящее время электронный учебник с программным обеспечением, разработанный специалистами Института Всемирного Банка и реализуемый в рамках пилотного проекта, является, на наш взгляд, наиболее удачным, так как учитывает особенности системы образования в России. Он удобен при использовании, его электронная оболочка полностью адаптирована к среде и Интернета, и Интранета, электронные средства отличаются гибкостью, что позволяет реализовать весь комплекс образовательных функций.

Учебный материал представлен в наиболее наглядной форме, которая способствует ее лучшему усвоению студентами, а также позволяет студенту быть соучастником процесса управления учебным процессом, потоком учебной информации, что повышает степень его интерактивности. Хотя основной акцент делается на самостоятельной работе студента с учебным материалом, нагрузка на преподавателя не снижается, а увеличивается за счет возрастания управляющей и контрольной функций, предварительной подготовки заданий, проведения дополнительных консультаций по дистанционному обучению. У студентов меняется психология восприятия учебного материала и отношение к процессу обучения – они проявляют больше инициативы, интереса, самостоятельности, организованности.

Электронные средства общения типа электронной почты, обмена файлами расширяют каналы коммуникации и повышают оперативность получения, отправления и обмена нужной информацией. Электронная конференция дает дополнительные возможности распределенного онлайнового сотрудничества преподавателям и студентам разных вузов в сфере обучения и совместной научно-исследовательской работы.

В качестве примера можно назвать состоявшуюся в конце 1999 – начале 2000 гг. электронную конференцию, посвященную методологическим и методическим проблемам преподавания курсов микро- и макроэкономики. В ней участвовали представители ряда российских университетов и университета Лондона. В апреле 2000 года при поддержке Института Всемирного Банка и журнала «Экономика образования» успешно прошла Первая всероссийская студенческая научная Интернет-конференция «Пути активизации инвестиционной деятельности в регионах России», в которой приняли участие студенты региональных университетов Омска, Санкт-Петербурга, Саратова, Томска и Республики Башкортостан (http://194.84.38.77/conf.htm, http://makro.nm.ru). Данной конференции оказали поддержку эксперты МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Ее материалы были опубликованы, а все команды региональных университетов получили сертификаты Института Всемирного Банка.

С сентября 2000 года корпорация Intel начала реализацию в нашей стране фирменной программы обучения российских специалистов ведению электронного бизнеса. Программа рассчитана на специалистов, отвечающих за проектирование, создание и поддержку решений для электронной коммерции, оценку потребностей клиентов, автоматизацию процессов заказа и доставки, послепродажное обслуживание клиентов, и осуществляется через авторизованный Учебный центр Intel «Сетевая Академия ЛАНИТ» (http://www.aca-aca-demy.ru). Успешно окончившим учебный курс выдаются соответствующие сертификаты, действующие во всех странах мира.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.