Система упражнений, направленных на исправление и предупреждение акцентологических ошибок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чтобы добиться «свободного владения языком», необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, который предполагает и овладение акцентологическими нормами. Начинать работу над правильной постановкой ударения необходим уже с первого класса, при знакомстве с понятием «ударение». Специальное знакомство с орфоэпической нормой происходит на уроках русского языка после завершения периода обучения детей грамоте. Орфоэпические упражнения, предназначенные для знакомства с правилами литературного произношения, сосредоточены главным образом в центральных разделах «Звуки и буквы», «Слово».

Приведем примеры такой работы на основе программы «Гармония».

Эффективным средством закрепления литературного произношения и грамотного написания являются загадки. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в данном виде заданий. Введение их в уроки не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую смену видов деятельности учащихся.

У: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. Ответ на нее вы найдете среди картинок, которые вы видите на доске.

Я думал: ног не унесу,

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы! (гусеница)

У: Итак, ребята, вы нашли отгадку среди картинок? Правильно, это гусеница. Запомните, как произносится это слово - гусеница.

У: Давайте составим с этим словом предложения.

Работа над нормами ударения может включаться в задания к любому тексту. Например, дан текст в учебнике:

Все гусиное семейство шло к пруду. За гусем-папой шли молодые гусята. Позади всех важно шагала гусыня-мама.

В данном тексте присутствуют два слова, требующие к себе внимание: к пруду и за гусем. Прежде чем приступить к работе над текстом, следует акцентировать внимание ребят на этих словах. Предложить составить с ними словосочетания или предложения и постараться запомнить, как они произносятся. Задания подобного рода можно использовать при любой работе с текстом, так как почти в каждом упражнении встречаются слова, где выбрать правильное ударение детям без помощи учителя трудно.

При работе над изложением и сочинением также можно и, на наш взгляд, необходимо использовать слова, в которых возможна неправильная постановка ударения.

Мы рассмотрели самые распространенные случаи, в которых возможно проведение работ по изучению акцентологии. На наш взгляд, такую работу можно вести на уроках русского языка по любой теме, включая в урок игровые «минутки-запоминалки», дополнительные задания на закрепление правильности постановки ударения, ребусы, кроссворды, загадки. Более подробно данные виды заданий будут рассмотрены далее.

В течении месяца я проходила педагогическую практику в средней школе №61 г. Пензы. Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи, как уже говорилось в психолого-педагогической части дипломной работы, теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии уже в старшем дошкольном возрасте самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог и отвечать на вопросы, а также самостоятельно их задавать.

В ходе педагогической практики велось наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова, трудные в произношении, но составляющие значительную часть от всех произносимых слов.

Основная задача, стоящая перед нами на данном этапе, заключалась в том, чтобы определить, какие именно слова трудны для произношения, как часто ребенок использует их в речи. Конечно, учителем велась работа по предупреждению и исправлению речевых ошибок. Особенно ярко она проявлялась на уроках чтения при работе с художественными текстами. Но на уроках по русскому языку данный вид работы использовался очень редко: если оставалось время на уроке или в учебнике было приведено упражнение по работе с нормами ударения.

В эксперименте принимали участие ученики 3 "А" класса - 21 человек. Констатирующий эксперимент проводился на уроке русского языка. Детям были предложены карточки со словами, в которых необходимо было расставить ударения.

Танцовщица

Гусеница

Звонит

Торты

Завидно

Баловаться

Ниже представлена таблица, в которую помещены результаты ответов учащихся.

 

Фамилия, Имя Правильный ответ Неправильный ответ
Антипенко Дарья 1 5
Артюшина Катя 0 6
Бородин Саша 1 5
Воеводин Андрей 1 5
Вырыпаев Герман 0 6
Даниленко Света 2 4
Дубошина Таня 0 6
Зимина Наташа 1 5
Зуйкова Маша 1 5
Журавлев Вадим 1 5
Ивачева Ольга 0 6
Ирышков Даня 0 6
Каманин Ваня 3 3
Кафтасьев Миша 1 5
Коростелева Ирина 2 4
Машина Ольга 2 4
Чуйков Даня 1 5
Широлапова Маша 1 5
Утин Павел 0 6
Юдина Кристина 2 4
Якушева Даша 1 5

 

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, данное задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения.

Поэтому перед нами теперь стоит задача, чтобы в непринужденной и доступной форме помочь детям усвоить правильную произносительную норму. Для этого на формирующем этапе эксперимента нами были включены в уроки небольшие «минутки-запоминалки», включающие в себя слова, трудные для произношения:

1. Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгáн,

а танцóвщицы сбежали,

напугал их таракан.

Прим.: цыган, танцовщúца — ошибочное ударение

2. Раз лохматая горилла

крокодилу позвонúла.

Он с гориллой не дружил,

сразу трубку положúл.

Ему лучше не звонúть,

кто звонúт, тому водить.

1) полóжил — ошибочное ударение;

2) в словах звонúть, звонúт, звонят и т.д. ударение с одного слога на другой не переходит.

3. В яслях дети баловáлись,

воспитатели ругались:

«Не балýйтесь, ремешок

вас посадит на горшок».

Прим.: в яслях, бáловались, не бáлуйся — ошибочное ударение

4. Восемь гýсениц цепóчкой

поднимались вверх по бочке.

Может быть, там дефицит,

раз народ валóм валúт?

Доползли, глядят тоскливо:

в бочке бóчковое пиво.

Прим.: гусенúца и гусéница, цéпочка, вáлом вáлит, бочковóе — ошибочное ударение.

5. Кукла Барби в воскресенье

отмечает день рожденья.

Ночью Барби не спалá

тóрты сладкие пекла.

Медвежонку было, видно,

и обидно, и завúдно.

Барби это понялá,

торт медовый отдала.

Прим.: Спáла, торты, зáвидно, пóняла — ошибочное ударение

6. Абы-кабы в баобабы

лúфты, мусоропровóд,

окна прорубить, тогда бы

можно в них селить народ.

Прим.: Лифты, мусоропрóвод — ошибочное ударение

7. Бáнты, франты, бьют куранты,

все откýпорить спешат

для детей бутыль с шампанским,

а для взрослых — лимонад.

Кто сумел всё переврать,

тот и будет нас искать.

Прим.: Банты, откупóрить — ошибочное ударение

8. Ай-яй-яй! Несчастный слýчай!

Я хотела сделать лучше,

красúвее, удóбнее,

а вышло несъедобное.

Прим.: Случáй, красивéе, удобнéе — ошибочное ударение

При использовании подобных рифмовок запоминание правильного произношения происходит неосознанно и ненавязчиво. Включение подобного рода заданий в урок позволяет детям немного повеселиться и , в то же время, служит для усвоения правильных литературных норм.

Через две недели был проведён повторный тест. Слова для расстановки ударений остались прежние.

Танцовщица

Гусеница

Звонит

Торты

Завидно

Баловаться

Фамилия, Имя Правильный ответ Неправильный ответ
Антипенко Дарья 4 2
Артюшина Катя 5 1
Бородин Саша 5 1
Воеводин Андрей 5 1
Вырыпаев Герман 6 0
Даниленко Света 5 1
Дубошина Таня 6 0
Зимина Наташа 5 1
Зуйкова Маша 5 1
Журавлев Вадим 6 0
Ивачева Ольга 6 0
Ирышков Даня 4 2
Каманин Ваня 5 1
Кафтасьев Миша 6 0
Коростелева Ирина 6 0
Машина Ольга 5 1
Чуйков Даня 6 0
Широлапова Маша 5 1
Утин Павел 6 0
Юдина Кристина 5 1
Якушева Даша 5 1

 

Повторный эксперимент показал, что дети усвоили правильную норму произношения для приведенных выше слов. Причем усвоение материала происходило незаметно для самих детей, в игровой форме. «Минутки-запоминалки» - один из видов заданий, которые помогли нам в обучении детей нормам произношения. Далее мы провели еще один тест, который включал слова, содержащиеся в стихах, но не разбираемые детьми.

Результат теста показал, что 75% детей верно расставили ударения в словах (красивее, мусоропровод, цыган, валом валит), что позволяет сделать вывод о том, что дети запомнили правильное произношение слов на неосознанном уровне.

Также нами использовались загадки, ответ на которые содержал слова, трудные для произношения.

По стране в поход идем —

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг .(Компас)

Буквы-значки, как бойцы - на парад,

В строгом порядке построились в ряд.(Алфавит)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.(Портфель)

Подобные игровые задания использовались нами в начале урока, позволяя, с одной стороны, не нарушать плана урока по изучению материала, а с другой – за пару минут помочь усвоить детям правильное произношение слова.

Как мы уже говорили, работу над постановкой ударения можно ввести на любом уроке по русскому языку. Особенно это характерно работы над текстом. Приведем пример включения работы по предупреждению акцентологических ошибок при анализе рассказа К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна».

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

У: Ребята, почему рассказ так назван?

У: Как автор описывает лису?

У: Обратите внимание на слово остры. Запомните, как оно произносится.

У: А что есть в лисьей норе?

У: Запомните, как произносится слово кладовые.

Особо необходимо отметить необходимость включение слов со сложностью в постановке ударения в тексты для пересказа, изложения. Первоначальная работа со словами перед написанием изложения, составлением пересказа способствует запоминанию правильного произношения. Особенно стоит обратить внимание на формы прошедшего времени многих глаголов, ударение в которых падает на основу во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

за́дал, задала́, за́дало, за́дали;

на́чал, начала́, на́чало, на́чали.

Перед окончанием практики мы провели контрольный эксперимент, где предложили учащимся задание расставить ударения в словах:

Газированный

Гренки

Кухонный

Большого гуся

Жалюзи

Красивее

Баловать

Портфель

Компас

Занятой.

ФИ Газиро ванный Гренки   Кухонный Гуся Жалюзи Красивее Баловать Портфель Компас Занятой
Антипенко Дарья + - - + + + + + + -
Артюшина Катя - - + + + + + + + +
Бородин Саша - - + + + + + + + -
Воеводин Андрей + - - + + + + + + -
Вырыпаев Герман - - + + + + + + + +
Даниленко Света - - + + + + + + + -
Дубошина Таня - - + + + + + + + -
Зимина Наташа - - + + + + + + + +
Зуйкова Маша + - + + + + + + + +
Журавлев Вадим + - + + + + + + + +
Ивачева Ольга - - + + + + + + + -
Ирышков Даня + - + + + + + + + +
Каманин Ваня - - + + + + + + + +
Кафтасьев Миша - + + + + + + + + -
Коростелева Ирина + - + + + + + + + -
Машина Ольга - + + + + + + + + +
Чуйков Даня - - + + + + + + + +
Широлапова Маша - - + + + + + + + +
Утин Павел + - + + + + + + + -
Юдина Кристина + - + + + + + + + +
Якушева Даша + - + + + + + + + -

 


Как мы можем видеть из таблицы, слова, над которыми была проведена работа, ни у кого не вызвали затруднений при постановке в них ударения. Особую трудность вызвало слово гренки. Правильный ответ был отмечен лишь у двоих учащихся, но, вероятнее всего, он определен тем, что один ребенок поставил ударение «наобум», а второй просто списал у него ответ.

Таким образом, гипотеза о том, что при систематической работе над правильностью постановки ударения с использованием всех достижений методической мысли мы добьемся более осознанного результата в умении учащихся начальной школы соблюдать орфоэпические нормы в области ударения, подтвердилась.

Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее

эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия:

1.Систематичность – задания на усвоение правильных норм ударения текста проводить на каждом уроке русского языка.

2. Предлагать детям не более двух слов для акцентологической работы на уроке.




Заключение

 

Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos — слово, учение) - раздел языкознания, изучающий природу и функцию ударения. Ударение - один из важнейших элементов устной речи, обладающее рядом особенностей: динамикой, разноместностью и подвижностью. В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму.

Процессы демократизации и либерализации, происходящие в нашем обществе, находят отражение в языке. Для использования русского языка в последние годы характерна установка на раскованность и свободу, которая чаще всего сопрягается с отрицанием «унифицированного» и «мумифицированного» русского языка эпохи тоталитаризма. Разгул свободомыслия выразился в тезисе: было бы что сказать, а как сказать – дело десятое. С одной стороны, это привело к ухудшению качества речи большинства носителей русского языка. С другой стороны, экстралингвистические особенности языкового бытования создали благоприятные условия для расширения границ литературного языка, изменения его состава, его норм.

В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Все отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам. Для русских учащихся главными источниками возникновения произносительных ошибок являются письмо, просторечие и диалект. В соответствии с этим выделяются три типа наиболее частотных орфоэпических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: орфоэпические ошибки, вызываемые влиянием написания слова; орфоэпические ошибки просторечного характера; орфоэпические ошибки диалектного происхождения.

Чтобы добиться «свободного владения языком», необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, который предполагает и овладение акцентологическими нормами. Начинать работу над правильной постановкой ударения необходим уже с первого класса, при знакомстве с понятием «ударение».

Сделав сравнительный анализ учебников по русскому языку для начальной школы по двум программам, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие форм работы над усвоением правильности произношения слов, авторами учебников предлагаются либо достаточно однотипные задания, либо не предлагаются вовсе. А ведь данный материал дает огромные возможности для речевого развития ребенка, для формирования красивой грамотной речи.



Библиографический список

1. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти

профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6;

2 Бахмутова Е.А. Культура речи. Издание 2 испр. и доп. - Казань, изд.-во Казанского ун.-та, 1964;

3 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001;

4 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. Отношения, 1993;

5. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. – Л.:

Просвещение, 1971;

6. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6

7. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 1 кл. трехлет. нач.

шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1990;

8. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.:

Просвещение, 1985;

9. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.:

Просвещение, 1975;

10. Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа. –1981. – №7;

11. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 2002. – №1;

12. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997;

13. Педагогическая энциклопедия. – М., 1968 – Т.4.

14. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.:

Просвещение, 1984;

15. Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д. М.2002;

16. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2003;

17. Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М.:

Просвещение, 1983;

18. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1990;

16. Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3;

17. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами// Русский язык в школе. – 1995. – №3;

18. Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1993;

19. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982;

20. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.