Древнерусские авторы о территории, населении Северо-Западной Сибири. Западноевропейские путешественники и учение о Сибири.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нестор, автор «Повести временных лет», датирует рассказ новгородского боярина Гюраты Роговича о посылке дружинников за данью в северные области (За камень), услышанный летописцем за четыре года до этого, 1096 годом. А в Ипатьевской летописи (список «Повести» начала ХV в.) летописец повествует, что в 1114 г. он посетил г. Ладогу на р. Волхове и там беседовал с ладожанами и ладожским посадником Павлом, рассказавшими ему о северных странах. Посадник сообщил ему, что еще старики занкомые ему ходили на северо-восток за пределы постоянного обитания югры — предков современных манси и хантов и самоедов-ненцев. Знаменитый русский историк Николай Михайлович Карамзин, анализируя эти летописные рассказы, считал, что новгородцы проникли за Урал уже в XI в. С ним согласен и ряд современных историков. Но на Руси до ХVI в. «Югрой» называли как район расселения угорских племен вогулов и остяков (теперь их называют манси и ханты), так и самих его жителей. Эти племена являлись южными соседями «самояди» (ненцев) на обоих склонах Уральских гор и в лесном Приобье. Так что по приведенному выше отрывку из «Повести временных лет» нельзя, на наш взгляд, точно утверждать, что новгородские дружинники собирали дань не в Подкаменной, а именно в Закаменной Югре, то есть к востоку от Урала.

Во второй половине XII в. в летописях отмечено два похода новгородцев за данью в Югру. Так согласно летописи в 1187 г. печорскими и югорскими данниками было убито сто именитых новгородцев из состава отряда, прибывшего для сбора дани. В 1193 г. туда ходил новгородский воевода Ядрей. Он собрал дань серебром, соболями и изделиями из кости (видимо, из моржовых клыков). Согласно летописи, в том году югра и новгородские купцы, торговавшие с местными жителями Югры, объединились и нанесли тяжелое поражение новгородскому отряду во главе с воеводой, посланному властями Великого Новгорода для сбора дани. Так что конкуренция между властями Великого Новгорода и купцами — частными предпринимателями принимала в Югре временами довольно острый характер. В середине XIII в. новгородские летописцы называли среди северных, подвластных Великому Новгороду, областей Пермь, Печору и Югру.

Пушные богатства северных районов привлекли к себе внимание князей русских северо-восточных княжеств. Недалеко от устья р. Юг на пути новгородцев в Печорскую и Югорскую земли ростовские князья в 1218 г. основали г. Устюг (затем г. Великий Устюг), который как клин врезывался в новгородские владения. Оттуда стали совершаться набеги на новгородских сборщиков печорской и югорской дани. А новгородские бояре не прекращали посылку для сбора дани на Печору и Югру отрядов добровольцев — «путников», как их называет летопись.

С присоединением в XIV в. Устюга к великому княжеству Московскому давление устюжских князей на новгородских сборщиков дани при поддержке Москвы усилилось. Устюжане не раз перекрывали новгородцам свободный проход в Югру, и особенно на обратном пути, когда те с грузом ценных мехов пытались пройти мимо Устюга на запад по Сухоне в Новгород.

Впервые об этом поведали новгородские летописи за 1323 г., когда новгородские дружины были пленены, а собранную ими дань отправили в Москву. С этого времени вплоть до середины ХV века между Великим Новгородом и Великим Устюгом с переменным успехом не прекращается кровавая борьба, в ходе которой то новгородцы успешно прорываются домой, погромив Устюг, то устюжанам удается отобрать «меховую казну». Все время не ясно речь идет о печорском или об Югорском склоне Урала. Впервые ясное разграничение встречаем в 1364 году в Новгородской летописи. Последний большой поход новгородцев на Югру отмечен летописью под 1445 г. На этот раз за Урал направились двинские ратники. После этого похода Югра фактически перестала быть подвластной Новгороду. Московские летописцы в 1408 г. впервые употребили для обозначения зауральских земель слово «Сибирь» и записали: «Тохтамыш убит в Сибирской земле близ Тюмени».

Европа получила толчок для изучения сибири - нашествие монголов. Хотели обоатить их в христианство и сделать союзниками против ислама. К монголам были отправлены послы монахи-францисканцы для наведения предварительных справок: Плано Карпини(1247) и Рубрук(1255), ездившие в Монголию. Известия о Сибири получили через монголов. У Плано Карпини первое в европейской литературе упоминание о самоедах. Слухи о неистощимых сокровищах восточной Азии не могли не возбудить алчность купцов. В книге Марко Поло характерно подчеркнуто: охотники, живущие в «стране мрака», ловят много дорогих животных, но вот сибирский пейзаж и перспективы торговых странствований: «есть такие места, где никакая лошадь не пройдет». «Равнина Баргу», описанная Марко Поло, в которой узнают то Баргузинскую, то Барабинскую степь, представлялась венецианцу настоящей пустыней, пугающей своей дикостью и безлюдьем.

С. Герберштейн (1486-1566)гг. посол императора Священной Римской империи, ездил в Россию дважды: в 1516 и 1536гг. Впоследствии им была написана и в 1549г.издана книга « Записки о Московитских делах». Это было первое большое, обстоятельное сочинение о России. В нём дана полная картина жизни Московского государства и его окраин, в том числе и Сибири.В качестве источника использовал расспросы русских и «Русский дорожник». Также составил карту.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 417.