Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ст. 5 УПК РФ нет законодательного определения термина "несовершеннолетний". Однако это не означает, что в уголовно-процессуальном законодательстве данное понятие не раскрыто. Дав главе 50 УПК РФ название "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних", законодатель в ч. 1 ст. 420 УПК РФ подчеркнул, что требования этой главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет. Следовательно, УПК РФ устанавливает общий правовой режим как для подозреваемых и обвиняемых, являющихся несовершеннолетними, так и для тех лиц, которые достигли к моменту производства по уголовному делу совершеннолетия, но подозреваются или обвиняются в совершении преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Производство по делам несовершеннолетних характеризуется определенной спецификой, нашедшей свое законодательное закрепление. Следуя принципам международного права в отношении несовершеннолетних правонарушителей, УПК РФ вводит целый ряд особенностей производства по данной категории дел и распространяет на несовершеннолетних дополнительные гарантии их прав. Принцип повышенной защиты несовершеннолетнего в уголовном процессе основан на ограниченных возможностях несовершеннолетнего субъекта в осознании характера и значимости различных процессуальных, в том числе следственных, действий.

В отечественной уголовно-процессуальной науке производство по делам несовершеннолетних рассматривается как разновидность усложненной формы уголовного процесса. Основной целью ее законодательного введения является "установление дополнительных гарантий для отдельных категорий правонарушителей по субъективному признаку"1. Кроме того, некоторые авторы полагают, что целью применения усложненных порядков является "обеспечение выполнения целей правосудия в экстраординарных случаях путем установления дополнительных процессуальных гарантий"2. К сожалению, в данном случае не совсем понятно, что же подразумевается под экстраординарными случаями и какие критерии к констатации экстраординарности случая могут быть применены.

Таким образом, именно несовершеннолетие субъекта уголовной ответственности лежит в основе выделения данного порядка уголовного судопроизводства, который "обладает отличиями от общего порядка в части усиленных гарантий прав несовершеннолетнего обвиняемого и возможности применения к нему мер, не связанных с уголовной ответственностью"3.

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права исходит из необходимости максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию.

Введение таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории. Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Несовершеннолетние как возрастная группа в целом считаются находящимися в периоде психофизиологического и социального роста. Этот период для несовершеннолетних характеризуется неадаптированностью, которая связывается с психофизиологической неустойчивостью их личности, отсутствием у них в связи с возрастом образования, профессии, трудовой квалификации, позволяющих занять желаемое место в обществе. Отсутствие жизненного опыта препятствует правильной оценке ситуации, в которой подросток оказался. Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка.

Статья 20 УК РФ устанавливает уголовную ответственность с 16 лет, а за определенную категорию преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Уголовная ответственность для 14-летних - это исключение, и такая ответственность устанавливается за совершение отдельных, наиболее тяжких, преступлений.

Принципиальная особенность уголовного правосудия для несовершеннолетних заключается в том, что оно сконцентрировано на возвращении правонарушителя в общество, а не на наказании, отправлении правосудия и уж тем более не на борьбе с преступностью.

Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, объединена в одну категорию по признаку субъекта преступной деятельности, так как данному субъекту присущи специфические признаки.

Необходимо помнить, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый - это особая личность и особая процессуальная фигура. Во-первых, незавершенность психического и физического развития, желание самоутвердиться, проявить себя в каком-нибудь деле и многие другие особенности подросткового возраста обусловливают мотивацию, тот или иной способ совершения преступления и соответственную следовую картину, во многом характерную именно для несовершеннолетних. Во-вторых, статус несовершеннолетнего предполагает расширенный круг участников процесса расследования уголовного дела, специфику применения определенных методов и способов воздействия, разработанных с учетом психологии этой категории лиц.

Хотелось бы отметить, что в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрено расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, когда расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, относилось к исключительной компетенции органов предварительного следствия.

Специфика производства по данной категории уголовных дел проявляется и в процессе доказывания. Фактически современный российский УПК предусматривает расширение предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73, доказыванию подлежат и обстоятельства, перечисленные в ст. 421 УПК. К сожалению, редакция данной статьи вызывает определенные сомнения в плане ее рациональности и эффективности. Законодательное закрепление расширенных границ предмета доказывания автоматически не ведет к более глубокому и детальному исследованию предмета доказывания. В то же время следует сказать о том, что выделение специфичных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не создает само по себе особый отдельный предмет доказывания, а входит в структуру общего предмета доказывания, уточняя и конкретизируя его. Следует согласиться с авторами, полагающими, что "установление по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних ряда дополнительных, не указанных в статье 73 УПК обстоятельств может оказаться значимым при решении вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности либо освобождении от нее, применении к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия, избрании меры пресечения, определении круга участников отдельных следственных действий"1.

К специфичным обстоятельствам, подлежащим установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних, относятся: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 421 при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ вытекает, что уголовно-процессуальный закон придает важное значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего. Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК РФ, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. При отсутствии соответствующих документов, подтверждающих возраст, назначается судебно-медицинская экспертиза. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Статья 421 УПК РФ выделяет среди обстоятельств, подлежащих установлению, - условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности несовершеннолетнего; влияние на него старших по возрасту лиц. Особое значение для несовершеннолетних нередко имеет мнение лиц из ближайшего окружения, что влечет подражание, следование нормам поведения, принятым в группе, с которой подросток связан совместным времяпрепровождением. На поведение подростка решающее влияние может оказать ложное понимание отдельных нравственных ценностей: дружбы, чести, достоинства, смелости и т.д.1. Для выяснения этих обстоятельств необходимо допросить родителей и воспитателей несовершеннолетних; приобщить к материалам уголовного дела характеристики с места учебы и работы, с места жительства; допросить соседей по месту жительства несовершеннолетнего с целью выяснения обстоятельств, характеризующих подростка. "Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду"2.

Следователю необходимо проанализировать не только социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, но также установить психологическую картину события, чему, безусловно, способствуют знания особенностей нравственно-психологических свойств предполагаемого преступника. Психологические свойства личности, проявляющиеся в его поведении, поступках и иным образом, в значительной степени опосредованы свойственной этой личности нравственностью. В связи с этим нравственные и психологические качества несовершеннолетнего должны оцениваться во взаимосвязи - как единый комплекс нравственно-психологических свойств личности. Важной для уголовного судопроизводства особенностью личности несовершеннолетних является недостаток жизненного опыта. Для них характерны поверхностность суждений, избирательность оценок, раздражительность.

Выяснение условий, в которых формируется личность несовершеннолетнего, нередко помогает вскрыть непосредственные причины, которые привели подростка к преступлению, позволяет сделать правильный вывод о том, является ли преступление случайным эпизодом или обусловлено глубокими причинами.

Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессиональными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и совершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны видеть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Это поможет не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка положительного эмоционально-волевого воздействия. В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вел один следователь, тем более если ему удалось установить психологический контакт с подростком.

Информация о личности несовершеннолетнего преступника поступает к следователю и в процессе производства вербальных следственных действий, к которым в первую очередь относится допрос. Основой тактических приемов в процессе производства вербальных следственных действий должен быть метод убеждения.

Приступая к расследованию преступления, совершенного несовершеннолетним, следователь должен иметь определенную базу данных, в том числе и о рассматриваемых особенностях подростков. При появлении в процессе расследования конкретного несовершеннолетнего следователю необходимо, используя метод дедукции, установить нравственно-психологические свойства этого подростка, что является важным для решения задач расследования и применения наиболее эффективных мер воспитательного воздействия.

Действующий УПК РФ снизил возрастной критерий для лиц, которые могли бы оказать влияние на несовершеннолетнего, повлекшее за собой совершение последним преступления, намного расширил трактовку разбираемого обстоятельства, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР. Теперь наряду с подстрекательством к совершению преступления устанавливаются и другие формы влияния на несовершеннолетнего со стороны взрослых лиц.

Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.

Если налицо было влияние старших по возрасту лиц на несовершеннолетнего, совершившего преступление, то необходимо установить следующее: физическое или психическое принуждение применялось к несовершеннолетнему, которое было направлено на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении и преступления; от кого исходило такое влияние; не вводили ли несовершеннолетнего в заблуждение; выясняется характер взаимоотношения между взрослым и подростком, если присутствовал факт влияния взрослого.

Статья 421 (ч. 1 п. 3) УПК отправляет нас к ст. 89 УК РФ, в которой предусмотрено, что наличие влияния со стороны старших по возрасту лиц учитывается судом при назначении наказания несовершеннолетнему.

При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, несет ответственность за содеянное как исполнитель (ч. 2 ст. 33 УК РФ).

Уголовно-процессуальный закон обязывает следователя, дознавателя выявлять данные, свидетельствующие об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также устанавливать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это необходимо, так как такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психолого-психиатрическую экспертизу. Однако необходимо учитывать, что проведение данной экспертизы чаще всего занимает достаточно длительный промежуток времени, что влечет за собой увеличение срока расследования, поэтому назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу необходимо сразу, как только появился несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый.

Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в определении конкретных мотивов. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1 - 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ.

Все вышеперечисленные обстоятельства тесно связаны с самой личностью несовершеннолетнего субъекта. Установление возраста несовершеннолетнего необходимо для решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности. Все остальные обстоятельства, скорее, носят личностно-характеризующий характер, который будет определять и ряд трудностей в их доказывании. Приходится констатировать тот факт, что для обозначения подобных обстоятельств российский законодатель избрал весьма неконкретные формулировки. В частности, возможны вариации в трактовке сущности и значения понятий "условия жизни и воспитания", "иные особенности его личности", "влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц". Все это в первую очередь приводит к определенной ущербности предварительного расследования в отношении несовершеннолетних1. На практике нередко установление данных обстоятельств сводится к формальному сбору столь же формализованных характеризующих материалов, за счет которых предмет доказывания расширяется, но предусмотренная законодателем его конкретизация и определенная индивидуализация не достигаются. Зачастую не удается доказать как раз влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, что в определенной степени объясняет, почему в следственной практике довольно мало дел, возбуждаемых по ст. 150 УК РФ.

Определенные трудности на практике порождаются и применением ч. 2 ст. 421 УПК РФ. Непонятно, какие данные достоверно могут свидетельствовать в пользу того, что в отношении несовершеннолетнего может быть применена ч. 3 ст. 20 УК РФ, а также какими процессуальными способами эти данные могут быть получены. Вполне логично предположить, что следователь не обладает теми специальными познаниями, которые позволят ему безапелляционно констатировать, во-первых, отставание у несовершеннолетнего в психическом развитии, а во-вторых, отсутствие связи данного отставания с психическим расстройством. Вполне логичным выходом из данной ситуации видится дополнение уголовно-процессуального законодательства нормами, закрепляющими обязательность производства в данном случае комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего. Кроме того, на наш взгляд, условием эффективного производства в отношении несовершеннолетнего должно стать обязательное привлечение психолога в качестве специалиста как раз для решения вопроса о наличии отставания в психическом развитии для последующего назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Специалист-психолог мог бы оказать существенную помощь и в постановке вопросов, выносимых на разрешение экспертов. Все это способствовало бы совершенствованию существующего механизма установления состояния возрастной невменяемости1.

Таким образом, обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних, могут быть рассмотрены как сложная система взаимосвязанных, дополняющих друг друга обстоятельств, требующих полного и всестороннего исследования. Процесс такого исследования невозможен без адекватных процессуальных способов проведения такого исследования. Поэтому важно не только скорректировать нормы, закрепляющие специфику предмета доказывания в отношении несовершеннолетних, но и определиться с четким механизмом реализации данных норм.

Одним из проявлений принципа повышенной юридической охраны несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве является двойное представительство их интересов в уголовном процессе, когда охранительные функции осуществляются одновременно защитником (ст. 51 УПК РФ) и законным представителем (ст. 48 УПК РФ).

Законом предусмотрен строго ограниченный перечень лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Законный представитель допускается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Законный представитель призван оказывать несовершеннолетнему моральную и психологическую поддержку, действовать в его интересах, активно пользоваться предоставленными ему правами и совместно с адвокатом выбирать наиболее эффективные и оптимальные пути защиты несовершеннолетнего. Было бы тактически правильно в случаях, когда несовершеннолетний воспитывался в благополучной семье, предоставить, с учетом мнения самого подростка, решение вопроса о том, кто будет его законным представителем, семейному совету. В том случае, когда несовершеннолетний рос в неблагополучной семье, где его воспитанием никто не занимался, выбор законного представителя должен сделать следователь1. Предварительно он должен побеседовать с несовершеннолетним по этому вопросу, собрать необходимую информацию об условиях жизни и воспитания подростка, близких ему лицах, опросив для этого самих родителей подростка, соседей по месту жительства, педагогов, обучавших несовершеннолетнего, и инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних. В случае если имеются основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, он может быть отстранен от участия в уголовном деле.

Однако повышенная защита прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых достигается не только за счет включения в предмет доказывания дополнительных обстоятельств (ст. 421 УПК РФ). Нормативные положения, образующие содержание принципа повышенной защиты их прав и законных интересов, призваны: 1) компенсировать обусловленную эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелостью неспособность несовершеннолетних самостоятельно осуществлять полноценную защиту своих прав и законных интересов; 2) минимизировать отрицательное воздействие, которое могут оказывать на несовершеннолетних участников судопроизводства процессуальные действия (как в ходе досудебного, так и судебного производства); 3) обеспечить условия для последующей ресоциализации совершившего преступление подростка (в том числе путем определения оптимальной меры воздействия на несовершеннолетнего)1. Для достижения этих целей уголовно-процессуальный закон устанавливает требование обеспечения обязательного участия в уголовном деле защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ) и законного представителя (ст. ст. 48, 426, 428 УПК РФ), а также предусматривает особые условия задержания и избрания в отношении несовершеннолетних мер пресечения (ст. 423 УПК РФ), возможность ограничения гласности судебного разбирательства уголовных дел в отношении этих лиц (ст. 429 УПК РФ) и т.д.

Все эти гарантии необходимо предоставлять тем лицам, которые в силу своей эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости не в состоянии эффективно распоряжаться предоставленными им правами и, как следствие, не могут успешно отстаивать в ходе уголовного судопроизводства свои законные интересы. К числу таких лиц, безусловно, относятся несовершеннолетние2.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.