Пунктуация при прямой речи и цитатах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прямая речь – это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

1. Прямая речь перед словами автора.

Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы. Причем запятая ставится за кавычками, а остальные знаки препинания – внутри них.

«П», – а. «Лесть и трусость – самые дурные пороки», – громко промолвила Ася.

«П?» – а. «Не пишешь ли ты стихов?» – вдруг спросил Петр Иванович.

«П!» – а. «Не пишешь ли ты стихов!» – вдруг воскликнул Петр Иванович.

«П...» – а. «А ты меня не пугай...» – равнодушно попросила она.

2. Прямая речь после слов автора.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).

 А: «П». Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

А: «П?» Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?»

А: «П!» Мишка кричит: «Здорово получается!»

А: «П...» Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».

3.Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

а) если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы например:

 «П, – а, – п». «Сегодня, – сказала сестра, – нам нужно уезжать».

б) если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них – точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например:

«П, – а. – П». «Нам придется здесь ночевать, –сказал он. – В такую метель через горы не переедешь».

в) если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например:

«П? – а. – П». «Что вы говорите? – воскликнула Марья Гавриловна.– Как это странно!»

«П! – а. – П». «Здравствуйте, товарищи! – крикнул он им.– Здорово».

«П... – а. – П». «Не надо... – сказал Вершинин. – Не надо, парень».

Примечание. При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы, например: «Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?»; «Что же мне делать? – подумал он, а вслух сказал: – Ладно, иду с вами».

 

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (но не менее двух). На каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

– Ты придешь?

– Не знаю.

2. Реплики следуют в строку.

 «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты им знаком?» – «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

 

В научном тексте часто приходится обращаться к работам других авторов, ссылаться на них и цитировать. В зависимости от объема цитаты и расположения ее в тексте существуют разные способы ввода и оформления цитат.

1. Точная цитата может быть оформлена как прямая речь. Если слова автора находятся перед цитатой (прямой речью), то после них ставится двоеточие, а цитата заключается в кавычки. Если цитата представляет собой повествовательное предложение, то после закрывающих кавычек ставится точка. Если цитата является вопросительным, восклицательным предложением или повествовательным предложением с многоточием в конце, то вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками: Роль периодической деятельности солнца А.Л.Чижевский понимал как роль регулятора последствий на Земле, во времени и силе их проявления. В частности он сказал: «Как солнечное, так и космическое излучения являются главнейшими источниками энергии, оживляющими поверхностные слои земного шара».

Если слова автора помещаются внутри прямой речи (цитаты), то кавычки ставятся только в начале и в конце цитируемого текста. Слова автора с двух сторон выделяются запятыми и тире, если на месте разрыва прямой речи в цитируемом тексте нет никаких знаков препинания или стоят запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Вторая часть цитаты в таком случае пишется со строчной буквы: «В семьях, где были дедушка и бабушка, – пишет В.Ильинский, – духовное воспитание детей шло быстрее».

Если слова автора помещаются после цитируемого текста, то цитата с двух сторон заключается в кавычки, после нее ставится запятая, многоточие, восклицательный или вопросительный знаки (в зависимости от типа предложения по цели высказывания) и тире. Слова автора в любом случае начинаются со строчной буквы: «Суровая, трудовая крестьянская жизнь вырабатывала и суровую этику», – замечает В.Ильинский.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В научных текстах для этой цели рекомендуется использовать знак <…>, реже – (…) или /…/: Так, М.Ф.Мизинцева пишет: «Информационные ресурсы – это интегральное понятие, включающее в себя полную совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности в целом <…> Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов в информационных системах»; «Переустройство современной школы <…> предполагает гуманизацию всей совокупности школьных отношений <…>».

2. Цитата может быть оформлена как предложение с косвенной речью: Отметив, что «<…> математика во всякой общеобразовательной школе при всех сменах взглядов и направлений стояла и будет стоять на первом плане как предмет для умственного развития учащихся», В.П.Шереметевский указал на недопустимость того, что великие открытия творцов европейской математики игнорируются.

3. Цитата может быть введена в текст вводными конструкциями по словам, по мнению, как отмечает, как справедливо замечает, как утверждает и т.п.: Как утверждают исследования О.Л.Зверевой и А.Н.Ганичевой, «вплоть до революции 1917 года школьное воспитание рассматривалось как дополнительное к основному воспитанию в семье <…>».

4. Если цитата представляет собой часть предложения, то она выделяется только кавычками: Второй губернский съезд по Народному образованию (18–23 февраля 1919 г.) нашел необходимым «заменить семейное воспитание социальным, как более совершенной формой общественного воздействия на подрастающее поколение»; Изучаемые в школе физические объекты и явления традиционно несут линейный взгляд на мир, а следовательно, и линейное мышление, поскольку «сам процесс мышления детерминируется объектом, который в нем раскрывается в форме мысли».

Задания к § 7 для закрепления теоретического материала

Задание 44. Объясните знаки препинания при прямой речи.

1. «Черт возьми, – подумал Чичиков про себя, – этот уже продает прежде, чем я заикнулся! – и проговорил вслух: – А, например, как же цена, хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...» 2. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно. 3. «Мне все равно, – думал он, когда ему задавали вопросы. – Отвечать не стану... Мне все равно». 4. «Вот, брат, история... –начал он, останавливаясь, чтоб перевести дух. – На поверхности земли, как видишь, мороз, а подними на палке термометр сажени на две повыше земли, там тепло... Отчего это так?» 5. И если я спрашивал: «Что такое – яко же?» – она, пугливо оглянувшись, советовала... 6. «Хорошо, идите! – говорю я им. – Но без родителей в школу не возвращайтесь...» 7. «Да-а! Вас слушают... – и совсем иным тоном: – Слушаю, Василий Кузьмич». 8. Она сказала: «До свидания» – и вышла из комнаты.

 

Задание 4 5. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их употребление.

1. Человек который видел Бернара незадолго до его смерти рассказывает В продолжение многих лет Бернар делил бродячую морскую жизнь великого поэта не расставался с ним до самого рокового отъезда его... 2. Доктор пожимает плечами стараясь быть спокойным и строгим При чём тут сиамские близнецы? 3. Натали откликнулась из темноты Я в одном убеждена в страш­ном различии первой любви юноши и девушки. 4. Я испугался Натали Натали за что вы так строги ко мне! 5. Он поднял голову и остановясь болезненно успехнулся Ведь не могла же ты любить меня весь век! 6. Натали дятел посмотрите! Она взглянула вверх Да да я его уже видела и нынче видела и вчера видела... 7. ... Но вот я как-то пошутил сидя с ней вдвоём в гостиной где она перелистывала ноты полулёжа на диване А я слышал Натали что может быть мы с вами породнимся. Она резко взглянула на меня Как это? 8. Она уронила руки встала низко поклонилась Здравствуйте сударь. 9. Он промолчал. Потом почти неслышным голосом Да да я вас понимаю... 10. ... Дана была полтина меди на расход и на лакомства и что гораздо важнее умное наставление Смотри же Павлуша учись не дури и не повесничай а больше всего угождай учителям и начальникам. 11. Между ними произошёл такой разговор Куда ты дела разбойница бумагу? Ей-богу барин не видывала...

 

Задание 4 6. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их употребление.

1. Кто там? слышался из дальних комнат протяжный голос который казался мне таким прекрасным. Это Павел Константиныч отвечала горничная или няня. 2. Ну русака ты не поймаешь рукою! заметил зять. 3. Вот беда! Не ушиблись ли вы не сломили ли ещё Боже оборони шеи? лепетала заботливая Хивря. 4. А вот бричка вот бричка! вскричал Чичиков увидя наконец подъ­езжавшую свою бричку. 5. А свиного сала не покупаете? сказала хозяйка следуя за ним. 6. Да признаюсь... проговорил Иван Иванович значительно глядя на его голову. Давно я уже не мылся... повторил Алёхин конфузливо и ещё раз намылился... 7. Прошу покорно закусить сказала хозяйка. 8. Ещё я хотел вас попросить чтобы эта сделка осталась между нами говорил Чичиков, прощаясь. 9. Пусть его едет что в нём проку! сказал тихо Чичиков Ноздрёву. 10. Недурственно... вспомнил он засыпая и засмеялся. 11. Как это всё сделалось! И к чему было спешить? А впрочем один конец вот что думал он раскланиваясь на все стороны с принуждённой улыбкой. 12. С ней шутить нельзя эти слова Гагина как стрелы впились в мою душу.

Задание 47 . Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

1. Вы матушка сказал он или не хотите понимать слов моих или так нарочно говорите лишь бы что-нибудь говорить... 2. Павел Константинович! проговорил он умоляющим голосом не успокаивайтесь не давайте усыплять себя! 3. В прошлый раз когда мы были в сарае у старосты Прокофия сказал Буркин вы собирались рассказать какую-то историю. 4. Непонятно почему говорила она в раздумье гладя мой бобровый воротник но кажется ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха с которым входишь со двора в комнату... 5. Ну так я ж тебе скажу прямее сказал он поправившись только пожалуйста не проговорись никому. 6. Вероятно с хозяйкой припадок... подумала Машенька или с мужем поссорилась... 7. Ах Боже мой говорил он Ах Господи помилуй. Будет вам! крикнул ему Буркин. 8. Нет ты не можешь отказаться говорил Ноздрёв горячась игра начата! 9. Но позвольте спросить вас сказал Манилов как желаете вы купить крестьян с землёю или просто на вывод то есть без земли? 10. Право отвечала помещица моё такое неопытное вдовье дело! лучше я маленько повременю... 11. Что вы читали на этой неделе пока мы не виделись? спросил он теперь Говорите прошу вас. 12. Вы печатаете свои произведения в журналах? спросил у Веры Иосифовны Старцев. Нет отвечала она я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкафу. Для чего печатать? пояснила она. Ведь мы имеем средства. 13. Что ж читать? воскликнула она и бросив книгу на стол прибавила Так лучше пойду дурачиться и побежала в сад. 14. Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? спросил неожиданно гравёр и не дожидаясь ответа поморщился и продолжал Ядовитый омерзительный. 15. Мы об вас вспоминали у председателя палаты у Ивана Григорьевича сказал наконец Чичиков видя что никто не располагается начинать разговор в прошедший четверг. 16. Ты пожалуйста их перечти сказал Чичиков и сделай подробный реестрик всех поимённо. 17. У всякого свои странности думал он. Котик тоже странная и кто знает быть может она не шутит придёт...

 

Задание 48 . Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их расстановку.

1. Я только посмотрел на неё а она отвернулась и сказавши ступайте за мной мой паж пошла к флигелю. 2. Вскрикнули как водится всплеснули руками ах Боже мой! послали за доктором чтобы пустить кровь... 3. Постояв помолчав проговорив многозначительно да-с так-то вот оно всё. Кондратий побрёл обратно к саду. 4. И только когда он шептал Мама! Мама! ему стано­вилось как будто легче. 5. Он открыл глаза с наслаждением почувствовал сладкую простоту будничной жизни подумал нынче уеду в Москву а послезавтра в Тироль или на озеро Гард и опять заснул. 6. Десять раз сряду прочёл я слова Юлий Цезарь отличался воинской отвагой не понял ничего и бросил книгу. 7. Селифан произнёс слушаю Павел Иванович и остановился однако ж несколько времени у дверей не двигаясь с места. 8. Санин вскочил с места но она воскликнула сидите играйте и опять исчезла прошумев платьем и сдёргивая перчатки на ходу.

 

Задание 49. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их употребление.

1. О стихотворении А.Фета «Шёпот робкое дыханье...» М.Е. Салтыков-Щедрин писал Бесспорно в любой литературе редко можно найти стихотворение которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени... 2. Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова такого-то оборота писал А.С. Пушкин но в чувстве соразмерности и сообразности. 3. Иногда мне кажется что можно взять машину и поехать в дни открытия Павловского Вокзала когда так пустынно и душисто в парках на те места где тень безутешная ищет меня но потом я начинаю пони­мать что это невозможно... 4. А.Фет написал на сборнике стихотворений Ф.Тютчева

Муза правду соблюдая

Глядит а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 716.