Понятие о психогигиене врача и больного.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Всем нам необходимо заботится о сохранении собственного здоровья. Сберечь то, что дано нам природой, попытаться сохранить имеющийся у нас потенциал дня полноценной и гармоничной жизни должно быть естественным стремлением любого человека.

Как это просто и разумно, не правда ли? Однако далеко не всегда и не все профессионалы руководствуются этим правилом, во-первых, для сохранения собственного психического здоровья и продуктивной деятельности и, во-вторых, сохранения психического здоровья другого человека и нанесения ему ущерба. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались все античные мыслители. Демокрит подчеркивал значение для психики человека «хорошей уравновешенной жизни». Эпикур называл это «атараксией», спокойствием мудрого человека. Философское мировоззрение практически всегда было связано с поиском способов достижения гармонии внутреннего мира человека. Позднее фактором, стабилизирующим и определенным образом гармонизирующим психическую, внутреннюю жизнь человека, стала религия. Религиозное мировоззрение декларировало систему организации внутреннего мира человека. Через принятие и овладение этой системой возможно было достижение гармонии человеческого духа и тела или сохранение равновесия внутреннего мира со средой. Сейчас явно нарастает спрос на разнообразные методы психологического и психического оздоровления нетрадиционного направления. Не случайно большое количество людей прибегают к помощи различных «духовных учителей», экстрасенсов, «белых» и «черных» магов, народных целителей и пр., среди которых встречается не так уж много честных, профессиональных, да и просто образованных людей. В бытовом сознании присутствует понимание психической природы многих соматических недугов. Как правило, к знахарям обращаются отчаявшиеся получить помощь методами традиционной медицины и полные стремления обрести именно психическое здоровье и равновесие, гармонию с собой и окружающим миром. Отсюда диагностика «сглаза-порчи», «восстановление положительной энергетики» и т.п. техники, с помощью которых человек пытается «найти себя», потерянного и результате социальных потрясений, профессиональной деформации или причин сугубо личного характера. Необходимость поиска путей выхода из личностного кризиса обусловлена потребностью в самоактуализации, осознанием деструктивного влияния факторов социальной среды. К ним относятся:

1 .высокий темп жизни и урбанизация,

8. привлечение в профессию новых технологий.

усложнение профессиональной деятельности, возрастание ответственности 4.отсутсвие удовлетворения профессиональной деятельностью, ее результатами.


х врачей, передававших друг другу отделение перед уходом в отпуск: «Что у тебя здесь имеется?» «4 желудка, желчных пузыря, одна почка». Некоторые медики относятся к больному снисходительным пренебрежением, а иногда даже не замечают больного, будто он является воздухом. В поведении и жестах личности такого типа выявленное демонстративное отсутствие интереса к больному как к человеку («Следующий... не задерживайте меня... не спрашивайте, это не мое дело... заботьтесь о том, что у вас есть... а все равно вы этого не понимаете»), поведение медика у большинства больных вызывает отвращение и недоверие. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная и бесконтрольно развивающаяся психическая деформация не стала одним из факторов ятрогенной поражения больных.

Обязанность сохранять молчание. Она вытекает из понятия врачебной тайны, сформулированной в клятве Гиппократа. Целью молчания является: а) сохранение доверия больного к лечащему врачу; б)охрана закона прав граждан; в)охрана законных прав медработников. Обязанность сохранять молчание касается не только собственно состояния здоровья больного, но так и данных о его жизни, полученных из анамнеза. Неправильное хранение документации может привести к косвенному нарушению хранения молчания.

Подарки и взятки. Материальное проявление благодарности и стремление больного подкупить врача при помощи подарков и взяток является наиболее щепетильным вопросом взаимоотношений между врачом, и больным. В условиях частной практики врач сознательно или подсознательно стремиться удерживать больного, искусственно затягивая лечение. Бесплатная медицинские помощь приводит к исчезновению у больных мотивировки предоставления врачу из его личных средств определенной суммы, которая обязала бы врача сделать возможно больше для его здоровья и для интересов больного. Возникают сложные личные взаимоотношения. Больной иногда вызывает отвращение у врача подарком, носящим характер взятки, например, деньгами, а врач, в свою очередь обидел больного отказом и вызывает у него беспокойство. Степень неуместности приёма подарков от больных можно было бы выразить определенным коэффициентом проблематичности, причем следует учитывать:

1 .материальную ценность подарка, например, а) цветы, б) драгоценности, деньги;

9. цель подарка, например, а) бескорыстный подарок, б) подарок, преследующий получение определенной выгоды;

10. характер заболевания, например, острое заболевание, проходящее последствий для больного и без дальнейших обязанностей для врача, хроническое заболевание с длительной нетрудоспособностью и с возможной перевода на инвалидность.

Если больной, от которого мы не взяли подарка, смущенно и растроганно спрашивает, чем он может отблагодарить нас, мы можем ответить ему: «Самой большой благодарностью для нас будет ваше стремление всеми силами помогать нам в лечении».

Ятрогении. В качестве одного из последствий нарушения взаимоотношений между врачом (мед. персоналом) и больным выступает ятрогения. Ятрогения - общее название для обозначения психогенных расстройств, возникающих вследствие отрицательных ранящих влияний на человека слов (собственно ятрогения) или действия (ятропатия) врача либо мед. сестры (соророгения), либо других мед. работников. Существует также понятие эгогении - пагубного самовлияния больного, связанного с предубеждениями, с которыми он идет на прием к врачу, страхом перед исследованием и пр. Эрготогения - ухудшение в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности лечения, ошибочная информация о прогнозе болезни

 

 

действие: внешне симпатичный больной вызывает у врача больше симпатии, даже если в действительности он требует меньше помощи, чем больной, возбуждающий своим нынешним видом антипатию. И наоборот, врач, действующий эстетически положительно, вызывает больше доверия.

При установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников. При первом контакте с врачом у больного должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Врач обязан, несмотря на то, что он торопится и занят существенной стороной своей работы, владеть собой до такой степени, чтобы были соблюдены все обычные нормы общественного контакта. Эго значит, что он должен лично представиться больному, если он не знаком с ним, и подать ему руку. Такое поведение успокаивает больного, дает ему ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства. Значение, первого впечатления в развитии отношение между врачом и больным подчеркивает ряд авторов.

Эмпатия - это свойство, имеющее значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения. Это способность к совпадению с больным, проникновением через его поверхностные проявления передачи его чувств, потребностей и интересов. («Я знаю, как ты себя чувствуешь»), Эмпатию следует отличать от симпатии, т.е. положительного эмоционального отношения. Эмпатия в сущности процесс эмоционально нейтральный, ее можно применять с социальной пользой (помочь больному), но не во вред, как свидетельствуют манипуляции безответственной рекламы и пропаганды, махинации брачных аферистов и прочих мошенников.

Одной из предпосылок для развития положительного отношения является представление больному «психической вентиляции», т.е. возможности свободного, не прерываемого рассказа о его переживавших, проблемах, жалобах, заботах и опасениях. И даже если врач имеет ограниченное время для этого, он не должен показать, что он очень занят. Врач должен своей личностью «резонировать высказывания больного». Если больному не будет в необходимой мере предоставлена возможность психической вентиляции, больной часто жалуется, что врач его «вообще не выслушал», а иногда уходит от него с ощущением, что не был обследован по всем правилам, хотя в действительности с соматической стороны было сделано все необходимое. Со стороны больного при этом проявляется недовольство тем, что им пренебрегают как личностью. Говорливый больной {по терминологии Юнга экстравертный тип) легче добивается психической вентиляции; более того, он может заинтересовать врача своим занимательным рассказом. Но фактически большую необходимость в психической вентиляции испытывает скрытный, интравертированный тип, который в результате несмелости, стыда или преувеличенной скромности скрывает свои проблемы, жалобы, а иногда и симптомы заболевания. В результате этого может случиться так, что врач обследует и лечит на основе поверхностной информации. На практике, однако, весьма нелегко согласовать требование минимальной психической вентиляции больного с временем врача.

Основным компонентом отношения больного к врачу является доверие. Врач может приобрести доверие больного и установить с ним в основном положительный контакт, если удовлетворит его необоснованное требование об установлении или рекомендации нетрудоспособности. Он может этим способствовать тому, что больные такого типа будут обращаться именно к нему и «доверие» возрастает.


Практически психологическая проблема возникает в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и больным развиваются неблагоприятно. Тогда врачу не остается ничего другого, как вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не провоцировать самому и стараться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Таким образом создаем коррективный опыт, те отрицательные проявления больного корригируем при помощи собственных положительных проявлений, например, терпеливостью, тактом. И наоборот, стереотипная, до сих пор, к сожалению, нередко стихийная, «естественная» реакция злобой — на злобу, иронией на иронию, беспомощностью на беспомощность, депрессией на депрессию - усиливает порочное и проблематичное отношение больного и возможности конфликтов и недоразумений возрастают.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.