III. Рефлексивно-оценочный этап.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учащимся предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты:

1) сегодня я узнал...

2) было трудно…

3) я понял, что…

4) я научился…

5) я смог…

6) было интересно узнать, что…

7) меня удивило…

8) мне захотелось… и т.д.

    Обсуждение проблемного  вопроса «Зачем необходимо владеть техникой критического чтения?» (Такое чтение предусматривает полное и точное понимание текста, позиции автора, формирует интерес к чтению, к процессу обучения и активному восприятию учебного материала).

 

Занятия №№27-28

Петрова Л. И.,

 учитель русского языка и литературы

  МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

Тема: Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания на основе применения техники критического мышления.  

Цель: обучающиеся научатся строить оценочное устное и письменное речевое высказывание на основе применения техники критического мышления.

Задачи:

1) закрепить умение применения технологии критического оценочного) чтения;

2) формировать навык сопоставительного анализа текстов;

3) изучить приемы расширения границ понимания текста за счет других книг об авторе: биографии, критики, комментария к тексту, справочников, первоисточников;

4) создать условия для овладения приемами создания устного и письменного речевого высказывания на основе технологии критического (оценочного) чтения.

Ход занятия:

I. Мотивационно-целевой этап.

    Критическое чтение – это своеобразный диалог с автором. На данном занятии предстоит убедиться в том, что технология критического чтения помогает в создании собственных суждений на основе предлагаемого текста.

II .  Содержательный этап.

2.1.Задание : составить письменное высказывание по теме:

Пушкин - дневное,Лермонтов – ночное светилорусской поэзии. (Д.С. Мережковский)

- Как вы понимаете слова поэта? Предположите свои варианты мысли Мережковского, опираясь на сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (устные высказывания учеников).

2.2. Чтение стихотворений поэтов с одновременным заполнением таблицы:

· Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова?

· Чем отличаются стихотворения? Заполните таблицу о различиях.

“Туча” Пушкина “Тучи” Лермонтова

Сюжет

Тема

Настроение

Лирический герой

Идея

 

2.3.Задание: Определить причины разного мироощущения поэтов. Учитель предлагает использовать приемы расширения границ понимания текста: обращение к книгам об авторе: биографии, критике, комментариям к тексту, справочникам, первоисточникам. Школьникам необходимо прочитать предложенный текст и представить информацию, опираясь на прием «Фишбоун».

 Прием «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

 «Фишбон» по проблеме «Причины разного мироощущения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова».

· Голова - причины разного миронастроения.

· Верхние косточки - ……..

· Нижние косточки - ………

· Хвост - разное миронастроение было неизбежным или …

Текст для анализа: «Пушкин и Лермонтов – поэты первой половины XIX века. Жили почти в одну эпоху, разница – всего несколько лет. Но каких! А. С. Пушкин формировался как поэт в эпоху победы 1812 года, славного времени 1825 года. Это наполняло произведения гордостью за свою страну, народ. М. Ю. Лермонтов же входил в литературу, когда свирепствовала реакция 30-х годов, последовавшая за восстанием декабристов. Время Лермонтова – время гибели свободы, время страха перед властью. И это нашло своё отражение в лирике этого поэта.

Два стихотворения, взятые для анализа, - это «Туча» А. С. Пушкина и «Тучи» М. Ю. Лермонтова. Одноимённые названия, на первый взгляд, связаны с темой природы. Но на самом деле в них – глубокий философский подтекст. Пушкинская туча закрыла «ясную лазурь», темно, но впереди – надежда:

                  И ветер, лаская листочки древес,

                  Тебя с успокоенных гонит небес. (Главное - гонит)

А у Лермонтова – безнадёжность, какая – то потерянность в мире:

                    Вечно холодные, вечно свободные,

                  Нет у вас родины, нет вам изгнания. (Главное - нет)

Отголоски эпох, отголоски своего времени у одного поэта и у другого.   Основная мысль стихотворения А.С.Пушкина – вера. Невзгоды, встряски, беды – всё может быть в жизни. Но, несмотря на это, не надо терять силы, не надо отчаиваться, потому что впереди – свет.

А вот в стихотворении М. Ю. Лермонтова мысль другая. Веры нет, надежды нет, только – тучи. Разочарованием, безнадёжностью веет от лермонтовского произведения.

 Мотивы стихотворений тоже разные. А что такое мотив? Это смысловой элемент произведения, необходимый для понимания авторской концепции. У Пушкина мотив доверительный, располагающий к откровению, взаимопроникновенный («Довольно, сокройся!»). Туча и лирический герой близки по духу, они понимают друг друга, отсюда и близкое «ты». А у Лермонтова, наоборот, мотив непонимания, какого – то отталкивания, разъединения, разобщённости туч и лирического героя. Тучи свободны, а герой нет.

Образы произведений А. Пушкина и М. Лермонтова одинаковые – тучи и лирический герой. У Пушкина тучу сопровождают лазурь, день, молния, гром, земля, буря, ветер. Всё природное, натуральное. У Лермонтова же тучи в окружении предметов природы в 1 и 3 строфах, а во 2 строфе тучи вдруг попадают в мир человека: степи, север, юг, нивы - судьба, зависть, злоба, преступление, клевета.  У пушкинских туч всё в прошлом, об этом говорят и глаголы прошедшего времени (облегала, издавала, поила). И действия окружающих тучу предметов тоже в прошлом: миновалась, освежилась, промчалась. Но появившийся в 3 строфе глагол настоящего времени – гонит – подтверждает авторскую надежду на победу веры и свободы, на высокую роль человека в мире. У Лермонтова же, напротив, глаголы настоящего времени (мчитесь, гонит, тяготит). Они создают яркую картину эпохи поэта, эпохи 30-х годов XIX века. Больной эпохи и больного поколения Лермонтова». 

Вывод, сделанный после обсуждения: два дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.