Глава 3. Особенности философской концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Философские работы В. Видунаса «Смерть и что далее» (1907), «Таинственное величие человека» (1907), «Жизненная основа народа» (1920) близки идеям неоплатоников.

Мыслями о моральном усовершенствовании, о независимости индивида и народа проникнуты драматические произведения, в том числе трагедия «Тени предков"» (1908), «Вечный огонь» (1912), «Мировой пожар» (1928) и др., направленные против германизации литовцев.

В философских и религиозно-мистических статьях и трактатах «Смерть и что далее» (1907), «Таинственное величие человека» (1907), «Жизненная основа народа» (1920) развивал эклектичное учение, основанное на элементах неоплатонизма, Бхагаватгите и теософской рецепции индийских религиозно-философских учений. В. Видлунас пропагандировал вегетарианство, которого и сам придерживался.

Видунас первый обратил внимание, что до христианского времени основы литовской духовной культуры были близки индуизму. Видунас изучал Веды, Упанишад, на литовский язык перевел важнейшее индийское священное писание – «Bhagavad-gita».

В посёлке Кинтай Шилутского района действует Центр культуры Видунаса, включающий в себя мемориальную экспозицию. Главный её экспонат – подлинная арфа Видунаса, игрой на которой он ежедневно устанавливал гармонию между своим атманом и вселенским брахманом.[6]



Заключение

Вильгельм (литовское Вилюс) Стороста – известный литовский писатель, драматург, философ, мыслитель, творивший под псевдонимом Видунас. Он был первый, кто из литовских писателей был принят в престижный писательский клуб, основанный Голсуорси, и до 1989 г. – единственным. Его изображение можно увидеть на литовской банкноте в 200 литов.

Однако и наш край также чтит память В. Видунаса. В Советске, бывшем Тильзите, где В Видунас прошил значительную и наиболее плодотворную в творческом плане часть своей жизни, имеется мемориальная доска на доме, где некогда жил В. Видунас.

В Восточной Пруссии В. Видунас выступил как идеолог литовского национального движения, выступал против онемечивая литовцев, которых в этом крае проживало немало. Это не могло понравиться нацистам, и с приходом Гитлера ко власти В. Видунас был подвергнут преследованиям и репрессиям.

Однако по настоянию видных деятелей культуры В. Видунаса выпустили из тюрьмы. В 1944 г. он эмигрировал из Восточной Пруссии, оказавшейся в огне войны, и прожил остальные годы в ФРГ. Прах его в 1991 г. был перевезен на родину.

 



Список источников и литературы

Источники

1. Видунас В. Я верю в святое таинство. Вильнюс, 1994.

Литература

Большой Советской Энциклопедии. М., 1965. Т. 5.

Краткой Литературной Энциклопедии. М., 1962. Т. 2.

История всемирной литературы. Т. 8. М., 1994.

От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.

Шилас В. Замечательные люди Малой Литвы. Вильнюс, 1989.

Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 25. СПб., 1895. С. 678.



Приложение 1

 

 

Советск (Тильзит), памятная доска известному литовскому писателю, философу, общественному деятелю Видунасу, жившему в 1933 – 1944 г.г. в доме по улице Клаузиузштрассе (теперь ул. Ленина 15 – 17).



Приложение 2

Изображение В. Видунаса на банкноте в 200 литов


[1] От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.

[2] Видунас В. Я верю в святое таинство. Вильнюс, 1994.

[3] Большой Советской Энциклопедии. М., 1965. Т. 5.

[4] От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.

[5] История всемирной литературы. Т. 8. М., 1994.

[6] От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.