Социальная солидарность. Это основная тема всей социологии Дюркгейма.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Солидарность для Дюркгейма - синоним общественного состояния. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в об­щество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.

Известно, что разделение труда ведет к формированию социаль­ных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще Маркс.

Осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять теперь пагубным проявлениям индивидуального, груп­пового, национального эгоизма. При этом необходима такая солидар­ность, которая основана на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности.

Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем основано на протекционизме, родственных связях, при­вилегиях, происхождении и прочих формах противоестественного со­циального отбора. Общество может процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на свободном сорев-

новании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных досто­инств в равных деловых и соответственно вознаграждемых. Сущест­венное условие социальной эффективности и успешного функциониро­вания разделения труда, всех форм иморализма - безусловное приз­нание всеми членами общества определенного минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл "коллектив­ным сознанием". Придумывать их не нужно, их необходимо лишь кол­лективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в обществен­ном мнении, и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во "Всеобщей декларации прав человека".

3. Мораль. "В истолковании Дюркгейма мораль неотделима от со­циальной солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских интересов"*. Доказывая, что разделение труда

порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно выпо­лняет и нравственную функцию. Последняя неоконченная работа фран­цузского социолога была посвящена проблемам этики.

В течение длительного времени и в науке, и в массовом созна­нии в нашей стране доминировало представление о том, что практи­ческой, реальной силой в истории являются только экономика и по­литика. Нравственность же считалась чем-то из области высших сфер сознания, не затрагивающих общественного бытия. Между тем, и со­циальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что лю­бые экономические и политические институты базируются на опреде­ленных нравственных основаниях. Чтобы преобразовать эти институ­ты, требуется изменить основания, восстановить их и опереться на

________________

*См.: Николаев Ю.Н. Эмиль Дюркгейм как социальный философ. "Социологич.исслед.", 1978. B 2. С.31.

Них. В противном случае даже самые верные экономико-политические

Решения не могут быть реализованы.

Социальные нормы и ценности. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы.

И здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социо­лога. Это относится, в частности, к его понятию аномии. Описанное Дюркгеймом состояние аномии всегда сопровождает общества в пере­ходные периоды их истории; в этом смысле оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в нашей время и наше общество. Осознание этого - первый шаг на пути преодоления аномического состояния.

ЛИТЕРАТУРА

Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев - Харьков, 1899.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 144.