Конфликтогенность политических идеологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово «идеология» происходит от греческого idea – идея и logos – учение, т.е. этимологически означает «учение об идеях». Политическая идеология – это определенное учение, оправдывающее притязания той или иной группы лиц на власть и стремящееся в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Особенности политической идеологии:

1. Идеология создается идеологами, т.е. людьми, обладающими глубокими научными знаниями, аналитическим умом, самостоятельностью мышления, способными в теоретической форме выразить политические интересы того или иного класса, социальной группы, слоя.

2. Идеология в отличие от политической психологии, основана не на чувствах и эмоциях, а требует подключения разума и мышления.

3. Идеология всегда активна. Ее задача не просто объяснить мир, а преобразовать его на основе тех или иных идеологических принципов.

Наряду с экономической и политической властью идеологию можно назвать духовной властью над обществом.

Функции идеологии:

1. Создание системы ценностей и ориентаций человеческой деятельности.

2. Овладение общественным сознанием и внедрение в него своих критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

3. Объединение и сплочение общества на основе определенных целей и ценностей.

4. Организация целенаправленных действий общества по достижению поставленных задач.

Любая идеология провозглашает цели и идеалы, которые людям предлагается принимать на веру. Политическая идеология претендует на универсальную значимость, поэтому она стремится к подавлению других идеологий, заявляет о своем призвании изменить мир к лучшему. Она требует от своих сторонников приверженности ценностям и нормам, которые она культивирует.

Идеология тесно связана с пропагандой, но их надо различать. Идеология является теоретической формой, отражающей политические интересы социальных слоев и групп, а политическая пропаганда является средством их распространения. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партии, элит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному образу действий. Пропаганда осуществляет «контроль за умами людей», для этого используются СМИ, которые стали «четвертой властью». Из СМИ общество в основном черпает официальные представления о происходящих процессах в политике, и очень часто истолкование этих событий подменяет информацию о реальных событиях. Это служит предпосылкой для политического манипулирования, которое является способом управления политическим сознанием и поведением людей, формирования у них готовности к определенным политическим действиям.

Основными идеологическими течениями являются: либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм, фашизм..

Свзываем их с политич режимами.

В политологии выражены 3 политических режима(иногда говорят 4): тоталитарный, авторитарный, демократич, анархизм(1 гос-во – Самали, его рассматривать не будем).

Тоталитаризм (считаются сталинский и гитлеровский режимы) – самый жёсткий. Хар-ся одной всеобъемлющей идеологией, единственной партией, руководимой диктатором, крайне высокой ролью гос аппарата, уничтожением гражданских прав и свобод.

Авторитаризм (Белоруссия) - форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Признаки: -небольшое число носителей власти (диктатор); -неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению; -игнорируется принцип разделения властей; - монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции; -отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

-в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии; -права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией: он близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

Демократия – выборные гос должности, свобода самовыражения, доступ к альтернативным и независимым источникам инфо, автономия обществен орг-ий, всеобщий охват гражданства.

Возникает вопрос: какой режим порождает больше конфликтов?

Ханна Арендт и Михаил Самуилович Агурскийсчитали, что тоталитарные режимы самые конфликтные из всех, они склонны к экспансии (-территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида) и уничтожении своего населения.

Дарендорф был не согласен: 1 партия, 1 идеология, конфликтовать некому, особенно если сильный аппарат, режим уничтожает все конфликты ещё до их начала. Основные черты тоталитаризма: куль личности вождя, единая идеология, однопартийная система, репрессивный аппарат. Тоталитарные политические режимы рождаются не по злой воле фюреров или генеральных секретарей. Они являют­ся выражением отчаянного желания народных масс быстро и эффективно переустроить общество на началах социальной спра­ведливости. Последняя понимается в основном как равенство. И не только перед законом, но и во всех сферах жизнедеятельности человека. Но рыночная экономика непрерывно рождает нера­венство. Значит ее нужно преобразовать, заменив частную собственность на общественную, а механизмы рыночной регуляции спроса и предложения централизованным планированием: ведь совсем нетрудно посчитать, сколько тех или иных благ требуется обществу. Детальное планирование всего и вся по силам только одной организации — государству. Всякие сбои и отклонения от планов будут порождать хаос, значит нужен строгий и действен­ный контроль за их выполнением, а это опять-таки может обес­печить только государство. В итоге происходит гипертрофированный рост институтов политической власти, от которых зави­сит буквально все: обеспечение людей работой, жильем, досугом, разрешение любых конфликтов и т. д. Социальная дистанция меж­ду различными группами и в самом деле сокращается. Т.О. тоталитарный режим – самый бесконфликтный, по крайней мере внутри страны; а с др странами конфликты возможны.

Демократия:есть право слова, следовательно можно конфликтовать; предполагается легальность конфликтоного взаимодействия. Конфликты между кланами и группировками внутри элиты принимают форму конфликтов между отдельными властными структурами и корпорациями. Действия самой власти по разрешению конфликтов приводят к тому, что конфликты купируются, но не служат источником саморазвития системы. Т.О. демакоратия - одна из более конфликтогенных режимов.

Мы рассмотрели крайние формы, т.к. авторитаризм- промежуточная форма, с ним всё сложнее.

Существует мнение, что степень порождения конфликтов при любом режиме одинакова. Отличие в том, как государство регулирует конфликты: 1.при тоталитаризме- подавление; 2.авторитаризме – предупреждение; 3.демократии – урегулирование.

48. Конфликтный потенциал либерализма (неолиберализма), консерватизма (неоконсерватизма), социализма.

 

Либерализм. Либерализм (от лат. Liberalis – присущее свободному человеку, франц. Liberte – свобода), в качестве идейно-политического течения определяется как совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.

Субстанциональную основу идеологии либерализма составляют:

- идеи об естественных и неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность;

- идеи о возникновении государства посредством общественного договора и признание за государством значения «необходимого зла» (если зло необходимо, то оно должно быть минимальным);

- частная собственность – основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, определяется как единственное и необходимое условие самореализации отдельной личности и выполнения ею своего главного предназначения в жизни;

- свобода индивида и его ответственность перед собой и обществом неразрывны;

- принцип равенства исчерпывается юридическим принципом равенства всех перед законом, гарантом и инструментом которого является правовое государство.

Классический либерализм сформировался в 17-18 вв. как идеология буржуазного (гражданского) общества, противостоящего феодальному государству, а своими основными идеями обязан политическим учениям Дж. Локка (1632-1704), Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804). В 19 в. теория либерализма была существенно развита учениями И. Бентама (1748-1832), Б. Констана (1767-1830), А. Токвиля (1805-1854), Дж. С. Милля (1806-1873), Г. Спенсера (1820-1903). В политической практике значение либерализма выразилось в том, что его идеи определили основные цели и лозунги европейских буржуазных революций, явились теоретической основой устройства конституционных государств (Англия, США, Франция и др.).

В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют индивидуализм, свобода от классовых, групповых, националистических предрассудков, терпимость к инакомыслию, гуманизм и подчеркивание самоценности личности.

В политической облвсти либерализм основывается: на принципах плюралистической демократии; признании прав человека в качестве высшей ценности; необходимости строгого соблюдения принципа разделения властей; свободе политической конкуренции.

В экономической области либерализм требует отмены регламентаций и вмешательства со стороны государственной власти, а также создания максимально свободных условий для частных инициатив и предпринимательства.

Свободное развитие рыночной экономики в индустриально развитых странах (Англия, США, Германия, Франция и др.) в 1-ой половине 20 в. привело к росту социальной и политической агрессивности крупного капитала, что, естественно, до максимума обострило классовую борьбу, угрожало не только основным либеральным ценностям, но и существованию буржуазной государственности. Данные процессы вызвали кризис идеологии классического либерализма, исключившей вмешательство государства в экономику. В этих условиях возникает идеология неолиберализма, согласно которой свобода, равенство, демократия, индивидуализм в новой ситуации реально могут быть обеспечены лишь мощью правового государства, его активным вмешательством в сферу рыночных и социальных отношений. Согласно учениям идеологов неолиберализма (Дж. Кейнса, Дж. Гелбрейта и др.), смысл этого вмешательства состоит в том, чтобы посредством налоговой политики, социальных программ, пособий сгладить имущественное неравенство, существенно снизить уровень социальной конфликтности и, создав «государство всеобщего благоденствия», «защитить тем самым свободу … от того, что именуют большевизмом». Идеи либерализма в течение 18-20 вв. качественно преобразовали мир. Его основные ценности стали достоянием политического сознания масс экономически развитых стран, образовали основу их национальных идеологий и сейчас являются программными ориентирами для большинства действующих здесь политических партий. Существует и Либеральный интернационал – международная организация, созданная в 1947 г., в которую ныне входят более 30 партий.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность, несовместимость свободы и равенства людей.

Идейно консерватизм возникает на основе естественной склонности людей держаться за прошлое и опасаться нововведений. Соответственно, как идейно-политическое течение консерватизм возник в конце 18 в., как реакция на события Великой Французской революции, на радикальную политическую перестройку под лозунгами либерализма. Идейно-теоретическую основу консерватизма заложили учения английского философа Эдмунда Берка (1729-1797) и французского публициста Жозефа де Местра (1753-1821). Кредо их философии достаточно точно выражают тезисы: «традиция выше разума»; «индивид глуп, а традиция мудра»; «тварь, возомнившая себя творцом, делами своими неизбежно заслуживает наказания». Э. Бёрк, Ж. Де Местр и др., критикуя тезис либералов о неограниченной мощи человеческого разума, доказывали противоестественность и несостоятельность сознательного, а тем более революционного преобразования социально-политических порядков. Их учения базировались на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившихся политических порядков и соответствующих ценностей, лежащих в основе семьи, религии, собственности и государства. Сохранение прошлого есть залог стабильности и моральный долг перед будущими поколениями.

По характеристике английского политолога М. Оукшота, быть консерватором означает: предпочитать известное неизвестному; то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой; факт – выдумке; действительность – тому, что возможно; ограниченное – безграничному; близкое – далекому, достаточное – изобилию.

Консерватизм как политическая идеология всегда вторичен, т.к. является реакцией на новые явления и соответствующие им политические перемены. Поэтому в отличие от либерализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра. Этим ядром всякий раз становятся те идеи, которые когда-то были новыми и вызывали ярость консерваторов, а состарившись и став традиционными ценностями, образуют идеологию новой разновидности консерватизма, т.е. неоконсерватизма.

Неоконсерватизм в качестве влиятельной политической идеологии сформировался в начале 2-ой половины 20 в. и возник как реакция на неолиберальную «кейнсианскую революцию» и структурный кризис капиталистической экономики. Неолиберальная политика государственного регулирования в деле преодоления кризисных ситуаций оказалась малоэффективной, и ей были противопоставлены базовые идеи классического либерализма, авторитет традиционных ценностей и социальных институтов гражданского общества.

Теоретически идеология неоконсерватизма оформилась в политических и экономических учениях Ф. Фон Хайека (1899-1992), М. Фридман, Д. Белла, З. Бжезинского и др. Главными причинами кризисных явлений неоконсерваторы считали:

- чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества;

- перегруженность государственного бюджета расходами на социальные программы и рост иждивенческих настроений в обществе;

- широкое вовлечение некомпетентных масс в политику;

- ослабление и разрушение духовно-нравственных устоев и религиозного влияния.

В качестве мер способных преодолеть кризисные явления, неоконсерваторы предложили:

- ограничение государственного вмешательства в экономику;

- сокращение социальных программ и сферы государственного социального обеспечения;

- повышение авторитета законности и силы государства;

- утверждение в политике принципов элитарной демократии;

- повышение прямой ответственности граждан за собственное благополучие;

- укрепление морали, семьи и религии.

Победа на президентских выборах в 1980 году в США неоконсерватора-республиканца Р. Рейгана, приход к власти в Великобритании консерваторов во главе с М. Тэтчер, успехи их политики превратили неоконсерватизм в идеологию мирового масштаба, которая сохраняет влияние, привлекательность и в наше время.

Социали́зм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный») — доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство[1]. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы. В марксизме социализм считается переходной фазой от капитализма к коммунизму[2]. Согласно определениюэнциклопедии Британника социализм — это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами[3]; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма[4].

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 265.