Реформы Петра 1 в области медицины и организации медицинской помощи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· 1701 г. – учреждены вольные аптеки.

· административная реформа (аптекарский приказ в Главн. Медицинская канцелярия)

· 1701 г - аптекарская реформа (запрет на продажу лекарств ч/з зелейные лавки, на рынках; открываться сеть государственных аптек; разрешение частных аптек, подотчетных гос-ву; единая аптекарская такса).

· 1702 г. - приезд в Россию Николая Бидлоо – на которого было возложено руководство первым высшим медицинским учебным заведением.

· 1706 г. - открытие первого Генерального сухопутного Московского госпиталя.

· 1707 г. - открытие первой Госпитальной школы

· 1715 г. - указ о призрении младенцев. Петр позаботился об открытии приютов для подкинутых детей, издав указ, в котором говорилось о запрете под страхом смерти убивать детей и необходимости сдавать в приют.

· 1718 г.- открыты сухопутный и адмиралтейский госпитали в С-Пб.

· 1716 г. - «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов.

· 1725 г. – открыта Российская академия наук

· основы санитарной и демографической статистики (Попытка переписи населения и учет рождаемости и смертности)

· 1735 г. - выходит регламент о госпиталях.

· 1755 г. - открытие Московского университета.

· 1755 г. - созданы приказы общественного призрения.

· 1763 г. - введено изучение акушерства.

 

34. История медицинского образования в России. Госпитальные школы, их преобразование до конца XVIII века. Вклад Н. Бидлоо. Открытие академии наук в России.

Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

1707 г При Генеральном сухопутном Московском госпитале (В госпитальную школу принимались «изо всяких чинов люди», окончившие Славяно-греко-латинскую академию. В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренние болезни с патологоанатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь и рисование. Преподавание анатомии велось на трупах. Аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде. Преподавание внутренней медицины было практическим и велось у постели больного. Школа готовила лекарей-хирургов.

В госпитальных школах полностью отошли от метода обучения в европейских университетах, сохранявшего черты средневековой схоластики: книжно–словесное обучение, заучивание текстов, «диспуты» по заученным текстам. В обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств. В большом объеме преподавалась и «материя медика» – курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах.

Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно–Воскресенске (Сибирь) и других городах.

Успешная деятельность госпитальных школ сняла остроту проблемы обеспечения армии и флота отечественными докторами и лекарями.

Вклад Н.Бидлоо

Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб–медика Н. Бидлоо, голландского врача, получившего степень доктора в Лейденском университете, человека весьма одаренного, искусного врача и хирурга. Н.Бидлоо был и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей. Строго контролировался отбор в госпитальную школу. Так как преподавание велось на латинском языке, Н. Бидлоо предложил отбор учащихся вести из духовных славяно–греко–латинских школ. Окончившие эти школы знали языки и хорошо были подготовлены по многим дисциплинам: риторике, философии, математике, истории и т.д.

Бидлоо сам обучал «производству хирургических операций», был в высокой степени предан своему делу и посвятил госпиталю и училищу всю свою жизнь. Для организации обучения была проделана огромная работа. При открытии госпиталя в нем не было не только ни одного скелета, но даже ни одной кости для обучения остеологии. Лекарь-учитель должен был служить в одно и то же время и прозектором, и препаратором, и ординатором госпиталя, и хирургом, и репетитором всех специальных медицинских предметов, и главным помощником доктора, и распорядителем госпиталя. Бидлоо преподавал анатомию, хирургию и повивальное дело, открыл анатомический театр, производил вскрытие трупов. Составил три учебных пособия, сохранившиеся в рукописях: "Медико-практический сборник", "Зеркало анатомии", "Инструкция для изучения хирургии в анатомическом театре".

Особое внимание в труде Бидлоо уделялось пиротехники - использованию в хирургической практике различных прижиганий; видимо, он сам нередко использовал этот метод лечения. Различалось термическое прижигание, которое производили раскаленным железом или раскаленным веществом при какой-либо болезни, и вытравляющее прижигание с помощью прижигающих и разъедающих лекарств (сублимата ртути, преципитата ртути, негашеной извести, купороса и др.)

Почти тридцать лет оставался Бидлоо на посту главного врача госпиталя и директора госпитальной школы. С его деятельностью связана целая эпоха в становлении и развитии российской медицины и в подготовке национальных врачебных кадров. Таким образом, с именем Н.Л. Бидлоо связано становление медицинского образования в России.

Открытие академии наук в России.

Академия наук задумывалась как высшее учебное заведение. Поэтому Академия стала не только научным, но и учебным учреждением. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе трех факультетов (юридический, медицинский и философский) и академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Академический Университет при Академии наук развивал три направления: математическое, физическое и гуманитарное. При нем имелись библиотека, Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Со временем при Академии наук появились лаборатории, музеи, обсерватории.

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михаило Васильевич Ломоносов (1711 —1765 гг.) - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы.

35. Московский университет, его роль в развитии отечественной медицины (1755 г.).

Императорский Московский университет (ныне МГУ им. М.В.Ломоносова) был учрежден 25 января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Первоначально занятия на медицинском факультете (ныне Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова) проводились на трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета стал Семен Герасимович Зыбелин. Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском (1768 г.), а не на латыни.

Деятельность С. Г. Зыбелина, передового русского врача XVIII века, первого русского профессора Московского университета, была чрезвычайно многогранной. Будучи прекрасным педагогом, образованнейшим человеком своего времени, он стремился не только передать молодежи свои знания, но привить ей любовь к науке, к врачебной деятельности, воспитать в ней веру в науку и критическую мысль.

С.Г. Зыбелин разрабатывал три основных направления:

1. С целью "охранения здравия" он предлагал проведение, ряда широких гигиенических мероприятий, выступая таким образом в качестве одного из первых русских гигиенистов.

2. С целью "исцеления его поврежденного" Зыбелин выдвигал свою лечебную систему. Как мы увидим, он был первым русским терапевтом, заложившим основные положения русской терапевтической школы.

3. Третья задача медицины, "продолжение жизни", побудила Зыбелина уделить особое внимание вопросам профилактики. Это выразилось в его специальных "Словах", посвященных профилактике детских заболеваний, общей профилактике, а также пропаганде "прививной оспы".

Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.