Понятие международно-правового регулирования труда, его источники и субъекты.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международно – правовое регулирование труда представляет собой единое межгосударственное регламентирование наемного туда, основанное на ратифицированных нормах международных организаций и Международно – правовых договорах. Это регламентирование следует рассматривать как добровольно – обязательное и дополнительное к национально – государственному нормированию условий труда. Поэтому, говоря о трудовом праве России, необходимо иметь в виду, что оно включает в себя не только нормы российского трудового законодательства, но и ряд норм Международно – правового регулирования труда, ратифицированных или признанных ее высшими органами государственной власти.

 Современное Международно – правовое регулирование труда базируется на декларации права и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991г. Сущность Международно-правового регулирования труда составляют идеи юридической защиты высших ценностей общества и государства - прав и свобод человека ,его чести и достоинства. Выражая эти идеи, Декларация содержит ряд принципиальных положений, имеющих непосредственное отношение и к трудовому праву России – в части регулирования организации и применения труда.

 «Проникновение» норм Международно- правового регулирования в трудовое законодательство России происходит по двум направлениям: во- первых, путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником которых является Россия, и , во – вторых, путем заключения Россией двухсторонних и многосторонних Международно – правовых договоров с другими странами.

 Основным субьектом Международно- правового регулирования труда является Международная Организация Труда, которая с 1946 г.стала специализированной организацией ООН, до этого, МОТ являлась межправительственной организацией, созданной в 1919г.

 В соответствии с Уставом, МОТ наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций по вопросам; организации и применению труда; по разработке международных программ, направленных на улучшение условий труда и жизни трудящихся.

Высшим органом МОТ является генеральная конференция, которая состоит из делегатов всех государств – членов МОТ. При этом, каждое государство представлено четырьмя делегатами: два от правительства, один - от предпринимателей и один - от работников. Генеральная конференция созывается не реже одного раза в год, на которой принимаются конвенции и рекомендации.

Наряду с генеральной конференцией – высшим нормотворческим органом МОТ, ее постоянным органом является Международное бюро труда, выполняющего роль секретариата МОТ.

Источники Международно – правового регулирования труда являются нормативные акты субьектов этого регулирования. Среди них ведущее место по количеству, сфере регулирования и значению занимают конвенции МОТ, принимаемые Генеральной конференцией большинством не менее 2/3 голосов присутствующих делегатов.

 Как нормативно – правовой акт и как источник трудового права конвенции имеют специфику при их принятии: Во – первых, она вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами – членами МОТ; во – вторых, для каждого государства - члена МОТ она приобретает юридическую силу с момент ратификации ее высшим органом государственной власти. Ратифицированные конвенции регистрируются в Международном Бюро Труда и там же находятся на хранении.

 Устав МОТ предусматривает наряду с принятием конвенций также принятие рекомендаций, они также содержат нормы Международно – правого регулирования труда, но в отличие от конвенций не требуют ратификации и рассчитаны на исключительно добровольное их применение в законодательстве государств участников МОТ. Таким образом рекомендации следует рассматривать как факультативный источник, не обладающий обязательной юридической силой.

 К числу источников Международно – правового регулирования труда относятся многосторонние и двухсторонние договоры и соглашения стран участников СНГ.

 

Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права. Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам. В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация может принимать конвенции и рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер.

Принимает эти акты высший орган МОТ — Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве. Она построена по принципу трипартизма (то есть два представителя от правительства страны — члена МОТ и по одному — от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).

Важнейшие источники международного трудового права, принятые ООН:

Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН. В ней предусмотрены основные трудовые права человека, право на эффективное восстановление нарушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе на общедоступное техническое и профессиональное, включая высшее (ст. 20). В ст. 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и дополняемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на отдых и многие другие.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Часть III посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами. Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, указанные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права. Те его положения, которые прямо не включены в текст российских законов о труде, должны находить прямое их применение, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ они приобретают значение российского трудового законодательства.

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976, также содержит некоторые международные трудовые права. Статья 8, например, устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР в 1980 г. Это не только международный билль о правах женщин, но и программа действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав. В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), её осуждение во всех формах и обязательства государств участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25). Не считаются дискриминационными специальные меры, направленные на охрану материнства (ст. 4). Данная Конвенция предусматривает ряд мер для ликвидации дискриминации женщин в области образования (ст. 10) и занятости (сг. 11), в том числе по причине замужества или материнства. Предусмотрено также, что все договоры и все другие частные документы любого рода, ограничивающие правоспособность женщин, являются недействительными (Международное право в документах, с. 355—363).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.