Обязанности наркозависимого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В обязательном порядке при первичном приеме нарколог требует от больного следующее: 1) соблюдение всех реко­мендаций врача и других специалистрв; 2) проведение трез­вого образа жизни, на все время реабилитации запрещено употребление любых спиртных напитков; 3) посещение мо­лебнов и богослужений, исповеди у священника еженедель­но; 4) посещение катехизаторской группы еженедельно, в случае пропуска занятий родители пишут объяснительную записку; 5) в дни посещений врача, психолога, катехизатор­ской группы, священника больной обязан находиться в трез­вом состоянии; в случае употребления наркотика или алко­голя больной не допускается к врачу, психологу и т.д.

Необходимо помнить, что переход с наркотиков на пиво и другие спиртные напитки не считается положительным ре­зультатом реабилитации.

В случае постоянного употребления пива и других алко­гольных напитков больной исключается из группы реабили­тации. В случае наркотического срыва пациента, вышедше­го из состояния ремиссии, он в обязательном порядке должен обратиться к врачу-наркологу и священнику. Если он утаит это или сообщит об этом спустя длительное время, он может быть исключен из реабилитационной группы.

При первичном приёме наркозависимого врачом-нарколо­гом производится опрос больного по определенным схемам.

Во-первых, выявляются преморбидные особенности лич­ности больного с целью лучщего понимания особенностей за­болевания и возможного развития осложнений, связанных с особенностями преморбидного состояния больного. Опрос больного проводится по определенной схеме (схема № 1)

Схема № 1. Преморбидное состояние личности:

1). Наследственность по линии родителей и ближайших родственников: не отягощена; отягощена (алкоголизм нарко­мания психические заболевания); 2). Беременность и роды: нормальные; патологические; 3). Условия воспитания до 10 лет: полная семья; без отца; без матери; сиротство (детский дом; у родственников; в приемной семье), гиперопека; 4). Фи­зическое развитие: норма; задержка; 5). Психическое разви тие: норма; задержка; 6). Психические девиации: акцентуа­ция; невротическая личность; психопатия; 7). Особенности поведения: норма; девиантность; бродяжничество; 8). Успе­ваемость в школе: хорошо; посредственно; нёудовлетвори-тельно; 9). Сомато-неврологический статус: чмт; нейроинфек-ции; заболевания жкт; 10). Сексуальная сфера: норма; отклонения; 11). Склонность к алкоголизму; 12). Личностные особенности: преимущественно эксплозитивные черты ха­рактера; астенические, психастенические, шизоидные черты характера; преобладание стенических черт характера.

Особое значение придается условиям воспитания постра­давшего до 10 лет: подавляющее большинство наших боль­ных воспитывались либо в неполной семье (часто при отсут­ствии отца), либо в семье с жесткой, авторитарной матерью и слабым, безвольным отцом. Как гиперопека в семье, так и , недостаток внимания приводили наших подопечных к ранне­му началу употребления алкоголя и наркотиков. Уже при первом приеме врача психиатра-нарколога эти обстоятель­ства были видны и потому в дальнейшем на реабилитацию к психологу и психотерапевту направлялись не только постра­давшие, но и их родители и близкие. На приеме врача психи-атра-нарколога обязательным является выяснение клиниче­ских особенностей заболевания (схема № 2).

Схема №2. Клинические особенности заболевания:

1). Возраст начала употребления ПАВ: с 12 до 16 лет; с 16лет; с 18 лет; 2). Продолжительность заболевания: до года; от 1 до 3 лет; более 3 лет; 3). Основной вид наркотика; 4). Па­раллельное употребление ПАВ: отсутствует; гашишем; пси­хостимуляторами; галлюциногенами; транквиллизаторами; 5). Вид влечения к наркотику в ремиссии: периодический; постоянный; навязчивый; компульсивный; 6). Передозиров­ка: не было; однократно; многократно; 7). Суициидальные тенденции: отсутствуют; мысли; действия; в ремиссии; в опь­янении; в абстиненции; 8). Ремиссии: спонтанные; терапев­тические; вынужденные; отсутствуют; 9). Заболевания при­обретенные в период злоупотребления ПАВ: отсутствуют; чмт; гепатит; ВИЧ; сифилис; прочее; 10). Употребление ал­коголя: отсутствует; умеренное; бытовое злоупотребление; болезненная зависимость; комбинирует с наркотиками; 11). Критика к заболеванию наркоманией: сохранена; частично сохранена; отсутствует; 12). Приобретенные психопатичес­кие нарушения: эмоциональные расстройства (депрессии, дистимии); астенический (неврастенический) синдром; пове­денческие расстройства (декомпенсация психопатий, психо-патоподобное поведение); интеллектуально-мнестические расстройства; отсутствуют; 13). Динамический вариант пер­вичного патологического влечения к наркотику: постоянный; периодический; смешанный.

Проявление зависимости от наркотиков выражалось как соматовегетативными, так и психопатологическими и аллер­гическими (болевыми) расстройствами с различной степе­нью выраженности (схема №3). Эти расстройства подробно фиксировались в истории болезни, и в процессе лечения от­слеживалась их динамика.

Следует учитывать, что зависимость от ПАВ может быть как физической, вследствии употребления химического ве­щества с развитием толерантности и абстинентными симп­томами, так и психологической, обусловленной личностны­ми особенностями больного, его стилем реагирования и связанная либо с употреблением химического вещества с целью испытания удовольствия или для того, чтобы изба­виться от неприятных симптомов абстиненции.

Схема №3. Клиническое проявление зависимости:

1). Сомато-вегетативные нарушения: симптомы отсутст­вуют; слабо выраженные; умеренно выраженные; резко вы­раженные; 2). Психопатологическая симптоматия: симпто­мы отсутствуют; слабо выраженные; умеренно выраженные; резко выраженные; 3). Алгические расстройства: 4). Кон­ституционально-личностный тип: астеник; возбудимый; шизофреник; паранойяльный; истерик.

Виды зависимости:

1.физическая зависимость - патологическое употребле­ние химического вещества с

толерантностью и абстинент­ными синдромами.

2.Психологическая зависимость - обусловлена особен­ностями личности больного, его индивидуальным стилем ре­агирования и развивается по мере того, как потребитель
наркотиков использует химические вещества, чтобы испы­тывать удовольствие или избавиться от неприятных симпто­мов абстиненции.

3.Поведенческая зависимость - привыкает функциони­ровать с помощью наркотика и без него чувствует себя не способным действовать.

4.Социальная зависимость - результат центрированного на наркотике стиля жизни, изменение круга общения.

Если больной привыкает жить и действовать только с по­мощью наркотика, то у него формируется поведенческая за­висимость; социальная зависимость - это результат изме­ненного круга общения, концентрация на наркотике как стиле жизни и уход в наркотическую социальную среду.

Во время приема врача психиатра-нарколога важным явля­ется выяснение социального статуса больного, из которого мож­но судить о сохранении либо утрате социальных интересов, про­фессиональных навыков и степени его зависимости от ПАВ.

Схема №4. Социальный статус больного;

1. Семья: женат; не женат; сожительство; живет с роди­
телями; живет один;

2. Семейные отношения: нормализованы; умеренно кон­
фликтные; средне-конфликтные; крайне конфликтные;

3. Образование: начальное; незаконченное среднее; неза­
конченное высшее; высшее;

4. Социальный статус: не работает; не учится; в академи­
ческом отпуске; работает; учится;

5. Судимость: отсутствует; был осужден; привлекался к
административной ответственности;

6. Круг социальных интересов: высокий (разнообраз­ный); средний (однообразный); низкий;

7. Отношение родственников к употреблению ПАВ: актив­
ное противодействие; неодобрительное; индифферентное;

8. Профессиональные навыки: сохранены; утрачены; час­
тично утрачены.

Без учета личностных особенностей пострадавшего (схе­ма №5) невозможно четко сформулировать и обозначить план-систему реабилитации именно этого человека.

Схема №5. Личностные особенности больного:

1. Морально-этическое снижение: выражено; средняя тя­
жесть; легкой формы; практически отсутствует;

2. Интеллектуально-мнестическое снижение: средняя тя­
жесть; легкой формы; отсутствует;

3. Отношение к работе и учебе: негативное; безразлично-
пассивное; активное; творческое;

4. Деградация личности: отсутствует; легкой формы;
средняя тяжесть.

Во многом эффект от проведения реабилитации зависит от установки на прекращение применения наркотика или ал­коголя (схема №6), и потому работа православного врача психиатра-нарколога предусматривает тесный контакт с психологом, психотерапевтом и священником, и этот кон­такт отражается в карте больного согласно схеме №6.

Схема №6. Установка на прекращение применения наркотика:

Установка на лечение: ситуационная; мотивационная;

Когнитивный компонент: реальные планы; самоусовер­шенствование; новый смысл жизни;

Аффективный компонент: эмоциональная стабильность; чувство внутренней уверенности;

Поведенческий компонент: посещение центра; решение проблем; планирование целей; посещение молебнов и бого­служений; контакты со сверстниками; контакты с сотрудни­ками центра.

Большое значение в работе психиатра-нарколога имеет выявление, формирование и постоянный мониторинг духов­но-религиозного статуса наркозависимого.

При первичном приеме целесообразно выявить состоя­ние религиозности больного и всемерно способствовать его развитию. С этой целью целесообразно использовать следу­ющую схему при первичном опросе больного.

Схема №7. Духовно-религиозный статус больного:

4. Верует ли он в Бога: крещен; не крещен;

5. Верует ли в жизнь вечную;

6. Верует ли в воздаяние после смерти за грехи и добродетели;

7. Отношение к Православию: признает себя православным
христианином; признает себя просто христианином; не знает;
отношение к православию и христианству безразличное;

8. Верит ли, что Бог поможет в преодолении недуга: ве­
рит; сомневается; не знает; не верит;

9. Хочет ли жить с Богом и изменить свой образ жизни;

10.Знает ли, что такое грех: знает; грехи знает; подразуме­
вает; не знает;

8. Знает ли, что такое Закон Божий и 10 Заповедей Божи-
их: знает; не знает; какие заповеди знает; знает ли к каким
последствиям приводит неисполнение заповедей Божиих;

9. Знает ли кто такой Иисус Христос;

 

10. Знает ли, что такое Евангелие: читал ли Евангелие;
кто такие евангелисты и Евангелие от кого читал; что особен­
но заинтересовало в Евангелии; что не понял в Евангелии;

11. Признает ли подлинность исторического существова­
ния Иисуса Христа и Евангелий;

12. Знает ли о: существовании Туринской плащаницы;
схождении Благодатного Огня на Пасху;

13. Верующие ли родители: да (оба, кто-либо один); нет
(оба, кто-либо один);

14. Прививали ли родители знания: о Боге; о Церкви; об
Иисусе Христе; о христианской нравственности;

15. Знает ли, что такое нравственность;

16. Живут ли родители в соответствии с Законом Божиим
и христианской нравственностью;

17. Что главным является в семье: материальное благопо­
лучие; духовное благополучие; христианская нравствен­
ность; безразличие к материальному благополучию; безраз­
личие к духовному и нравственному благополучию.

Выявление духовно-религиозного статуса больного позво­ляет выявить его отношение к религии, Богу и помогает вра­чу, психологу и священнику во многом понять, как пойдет процесс реабилитации. При положительном духовно-религи­озном статусе работа душепопечителей значительно облег­чается и во многом прогнозируется. Человек с негативным или безразличным отношением к религии или не сможет при­способиться к условиям и требованиям реабилитации в ДПЦ и быстро отойдет от нее, либо процесс выздоровления, а сле­довательно, и реабилитации осложнится и затянется. Луч­ше, если духовно-религиозный статус отразит не врач, а свя­щенник при первичной беседе с больным.

Врач-нарколог в процессе работы с наркозависимым дол­жен делать упор на духовное развитие подопечного и прово­дить мониторинг изменения его состояния и должен отражать изменения духовно-религиозного статуса в карте больного.

 

 





























Второй этап реабилитации .

Второй этап реабилитации - этап целенаправленного воз­действия на личность наркозависимого, а также удаления его из наркотической социальной ниши или, по крайней мере, рез­кое её сужение. Он предусматривает также продолжение под­держивающей терапии и духовной переориентации личности.

Удаление наркозависимого из наркоманической среды обитания-возможно достигнуть следующими способами:

1. Направление больного в дневной стационар ДПЦ или, по договоренности, в монастырь; 2. Направление больного в реа­билитационную трудовую общину ДПЦ; 3. Перемена места жительства в зависимости от возможностей семьи больного.

При невозможности удаления наркозависимого из обыч­ной среды обитания, родителям рекомендуется резко сузить круг общения больного с прежним наркоманическим окру­жением и посещением наркоманических мест.

Рекомендуется не подзывать больного к телефону, сле­дить за тем, чтобы он не звонил прежним друзьям из нарко-манического круга. Это требует большого напряжения роди­телей и Других близких наркозависимого, но тем не менее это реально выполнимая задача. Реабилитация наркозависи­мого в монастыре или в общинах проходит по своей особой программе (по договоренности с монастырями).

При реабилитации наркозависимых, остающихся дома (амбулаторный уровень реабилитации), с ними проводится активное пастырское, психологическое, психотерапевтичес­кое душепопечение в услових ДПЦ по программе психотера­певта, психолога и, при необходимости, нарколога.

Психолог принимает наркозависимого по направлению врача-нарколога и строит свою работу по своему плану, ис­ходя из психологического и психического статуса больного. Психолог должен работать во взаимодействии с катехиза­тором и священником, по существу, они и проводят второй этап реабилитации.

Этот этап при введении наркозависимого в состояние ремис­сии проводится под наблюдением священника, психотерапевта, психолога, в зависимости от психического состояния психолог направляет больного к психиатру или наркологу. Важной со­ставной частью работы психолога является требование от боль­ного трезвого образа жизни и активного воцерковления.

Если больной систематически употребляет пиво и другие алкогольные напитки, не посещает богослужения, молебны, не исповедуется, он предупреждается об исключении из ре­абилитационной группы.

Психолог старается привить пациенту и его родителям важность осознания выхода из наркоманического круга и изменения образа жизни больного.

В конце 1-го, начале 2-го этапа реабилитации в задачи психолога и психотерапевта входят: 1). Преодоление аного-зии (отрицания болезни); 2). Создание мотивации к трезвой жизни; 3). Осознание необходимости упорной работы само­го пациента; 4). Создание мотивации к длительному сотруд­ничеству с ДПЦ; 5). Способствование активному воцерков-лению; 6). Пробуждение у наркозависимого покаянного чувства; 7). Продолжение работы по преодолению физичес­кой зависимости ("тяги" к употреблению наркотиков).

Целями этого этапа являются: 1). Формирование у пациен­та осознания собственного бессилия в борьбе с недугом; 2). Формирование представления о недуге, как о системе реакции на окружающий мир; 3). Формирование .представлений о гре­ховности образа жизни, ведомой пациентом; 4). Формирование осознания того, что только Господь Бог может даровать исцеле­ние; 5). Формирование готовности принять помощь от Церкви и Бога и развитие молитвенного состояния и общения с Богом; 6). Формирование осознания необходимости изменить жизнь.

Обязательным требованием "является еженедельная ис­поведь, посещение всех богослужений определенных про­граммой ДПЦ, участие в таинстве Евхаристии по благословле-нию священника (режим устанавливается священником индивидуально для каждого участника программы), а также участие в группах "самопомощи", консультациях у психолога, нарколога и работа в психотерапевтической группе (при ее на­личии), посещение "катехизаторского часа".

Желательным является участие в образовательной програм­ме, проводимой в рамках программы катехизации (участие в экскурсиях в музеи, монастыри, в паломнических поездках).

На втором этапе реабилитации в задачи психотерапии входят: групповая психотерапия; индивидуальная психотерапия; катехи­зация; активное участие в церковных службах в режиме опреде­ляемом священником; участие в "группах поддержки"; консуль тирование членов семьи и ближайших родственников; выполне­ние трудового послушания с благословления священника; диа­гностика и консультации у медицинских специалистов.

Второй этап работы в программе ДПЦ направлен на: созда­ние позитивной модели образа жизни; глубокий анализ лич­ных проблем; выработку новых, приемлемых для пациента способов взаимодействия с окружающим миром; "обкатку" в искусственных, безопасных условиях замкнутого микросоци­ума ДПЦ новых способов взаимодействия с окружением; вы­работку "взрослой" жизненной позиции; выработку мотива­ции к принятию личной ответственности; закрепление установок на трезвый образ жизни; закрепление достигнутых результатов по преодолению физической зависимости, курс поддерживающей, общеоздоровительной терапии.

Целями данного этапа являются: формирование у пациента шкалы жизненных ценностей на основе христианских запове­дей; глубокое осознание пациентом греховности своей жизни; создание условий для перехода на совершенно иной (систем­ный) уровень осознания своих грехов и углубления покаянно­го чувства; формирование готовности максимально возмож­ного исправления, искупления допущенных ранее ошибок, возмещение нанесенного ущерба; формирование стремления и готовности к коренным изменениям своего образа жизни на основе христианского миропонимания и активное воплощение в жизнь евангельских принципов; формирование осознанного отношения к Богу и молитвенного и евхаристического отноше­ния с Ним; формирование позитивного отношения к положи­тельным нормам социальной жизни; выработка начальных на­выков существования в режиме взаимных обязательств; формирование навыков сопротивления отрицательным воз­действиям окружающей среды, развитие понятия духовного трезвения; восстановление физического здоровья, диагности­ка и лечение сопутствующих заболеваний, восстановление, если это возможно, иммунной системы.

Одним из наиболее важных моментов при работе на дан­ном этапе является "синхронизация" тематики психотера­певтической группы, а также "катехизаторской группы" с те­матикой проповедей проводимых священником. На данном этапе обязательным является, помимо требований описан­ных в начале второго этапа, несение трудового послушания, активное участие в группах взаимопомощи в качестве сове-дущих, частное предоставление своего опыта для свидетель-ствования эффективности пути предлагаемого ДПЦ.

Необходимым также является прохождение медико-пси­хологических тестов в режиме определяемом психологами ДПЦ. Обязательным является выполнение рекомендаций врачей центра по консультациям у медицинских специалис­тов. Желательным является на этом этапе участие в про­грамме "Община" или выполнение послушания в монасты­рях (по благословлению священника). Важным является то, что доступ ко второму и последующим этапам реабилитации происходит по согласованию священника с психологом, на основании результатов полученных на первом этапе.

На втором этапе реабилитации наркозависимым помога­ет группа поддержки из бывших наркозависимых. Они дают им конкретный совет по усилению желания жить без нарко­тиков, укреплению своей воли. В данном случае наглядный пример и совет бывших наркозависимых считаем особенно целесообразным.

Катехизаторская работа ,

Катехизаторская работа, то есть изучение Закона Божия, активное воцерковление наркозависимых, их духовное ста­новление в ДПЦ проходит в катехизаторских группах, кото­рые проводят наши бывшие наркозависимые, ныне студенты Свято-Тихоновского Богословского Института или светских Университетов. Эта группа лиц - бывших наркозависимых, прошедших реабилитацию в нашем Центре, составила "группу поддержки", которая активно помогает реабилита­ции наркозависимых. Их работа проходит под патронажем психолога и священника.

Приводим коротко показатели работы группы катехиза­ции лицами из группы поддержки:

Группа катехизации для проходящих реабилитацию в Ду-шепоиечительском Православном Центре святого праведного Иоанна Кронштадского активно стала действовать с 2000 го­да. Эти группы посещают молодые люди, которые обратились в Центр по проблеме зависимости от наркотиков и алкоголя.

Эти молодые люди посещают врачей нашего центра: нар­кологов, психологов, а также обязательно участвуют в бого­служениях, регулярно исповедываются и причащаются.

 Группу проводят два человека: студентки Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Количество участников группы 12-15 человек.

С группой проводится 12 занятий, каждое имеет свою те­му. В первом семестре изучаются: введение в Церковь; пра­вославное богослужение, богослужебное время; молитва; пост; исповедь; устройство Храма; всенощное бдение; боже­ственная литургия (литургия оглашенных, литургия вер­ных); православные праздники.

Группа катехизации является также и группой общения. Все беседы сопровождаются чаепитием, что во многом помога­ет общению и сближению участников группы, а также способ­ствует постепенному уходу от привычной для наркозависимых и страдающих алкоголизмом формы общения, основанной на общих для них наркоманических и алкогольных интересах.

Большинство участников группы - совершенно невоцер-ковленные люди, поэтому руководители группы старались сделать занятия максимально интересными: проводились викторины, разгадывались заранее подготовленные кросс­ворды на православные темы, что способствовало также и закреплению пройденного материала.

Так же силами группы в 2003 году был подготовлен небольшой концерт к празднику Рождества Христова для прихожан храма.

Во втором семестре создается новая группа, а участники первой группы продолжают занятия и приступают к изуче­нию Святого Евангелия. Также участники первой группы при­нимают участие в проведении занятия с "новенькими". Это дает свои положительные результаты, так как те, кто начал посещать занятия раньше, помогали вновь пришедшим укре-литься в вере собственным примером и опытом. В работу группы также включены паломнические поездки и экскурсии.

Группа 2002-2003 годов посетила Свято-Даниловский мо­настырь, где была проведена экскурсия. В это время в мона­стыре находилась чудотворная икона Божией Матери "Не-упиваемая чаша" из Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова, также группа посетила Донской и Новодевичий монастыри. Ребята и девчата принимали участие в паломни­ческих поездках в Серафимо-Дивеевский монастырь, в Годе-ново к Животворящему Кресту Господню, в Колюпаново, где купались в святых источниках, в Давидову пустынь, в Паф-нутиево-Боровский монастырь.

Подводя итоги работы с этой группой, можно с уверенно­стью сказать, что те молодые люди, кто регулярно посещал врачей, выполнял их рекомендации, регулярно посещал группу и, самое главное, ходил в храм, достигли больших ре­зультатов. Одна супружеская пара (участники группы) ос­вятила свой брачный союз перед Богом, две девушки гото­вятся к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, многие ребята из группы устрои­лись на работу и все без исключения помирились со своими родственниками и теперь вместе с мамами ходят в храм.

Слава Богу за все!

Хочется представить также сочинения наших дорогих и горячо любимых теперь уже бывших наркозависимых и алко­голиков, а также тех, кто молился за них. Содержание этих сочинений поможет понять проблемы наркомании и алкого­лизма тем людям, которые с этим никогда не сталкивались, и относиться к людям, страждущим этими тяжкими недугами, по иному. Сочинения публикуются для укрепления в вере всех тех, у кого уже опустились руки в борьбе со своей зави­симостью, а может и с болезнью близкого человека.

 

                          ДО И ПОСЛЕ.

Все началось рано. До сих пор не понимала, почему 11-12 летние дети вместо конфет и газировки покупали се­ бе марихуану. Наверное, большинство наркозависимых, начинают именно так. В начале этот "легкий" наркотик веселит и радует тебя. Но вскоре, когда ты начинаешь курить ее так часто, как сигареты, ты "прикуриваешь­ ся", и былого кайфа уже нет. Я встречала многих людей, которые вследствие употребления марихуаны лечилисЬ'в психиатрических больницах от глубоких депрессий и раз­ личных расстройств психики. Когда-то я слышала, что те, кто курят траву, стоят в длинной очереди за герои­ ном. Теперь я точно знаю, что это правда.

В 13 лет я уже пробовала кокаин и экстази, а в 15 сде­ лала свою первую инъекцию героином. Я влюбилась в этот наркотик сразу же. Я думала, как, оказывается, просто быть счастливой, достаточно одного укола, и на долгие часы ты находишься в состоянии полной нирваны.

Не сразу заметила, что "подсела". Употребляя героин в течении года, 7 месяцев из которых систематически, я не знала, что такое "кумар" (ломка), так как порошок был в наличии каждый день и в нужных количествах. А когда по­ няла что попала, не стала скрывать от родителей. Как только те в очередной раз заметили, что со мной что-то не так, я сразу засучила рукава, и все сразу стало ясно.

И понеслось! Все последние 4 года: лечение - срыв, срыв — лечение. Каких методов только не было! И коди­ рование 2 раза, и блокаторы, а сколько врачей, психо­ терапевтов и психологов я перевидала за эти годы, но героин сменялся трамалом, трамал — первентином, пер- вентин — героином и так далее.

Мама уже опустила руки. Это очень страшно, когда уже родная мать говорит: "Сделай себе золотой укол" (намеренную передозировку с целью самоубийства).

После выхода из очередной больницы мама привела ме­ ня в Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского. Я не понимала, зачем мне это, не верила я уже ни в себя, ни в людей, а о Боге даже и не задумывалась.

Не знаю, какие слова подобрать, что бы рассказать, какое это чудо, обращение к Богу. После своей первой ис­ поведи и первого причастия мне стало значительно лег­ че. Не было уже той сильной тяги. Дальше пошел процесс воцерковления в группе катехизации; поездки по москов­ским монастырям, изучение Святого Евангелия. На пер­вой неделе Великого поста ездили в Дивеево, где покоят­ ся мощи преподобного Серафима Саровского.

У меня ремиссия 5 месяцев. (На день написания исповеди-рассказа, а на день издания книги - более 1,5 лет) Может это и не много, но раньше она составляла максимум 2 недели.

Жизнь без наркотиков так прекрасна. Ни за что не хочу вернуться к тому кошмару, в котором находилась раньше, до того как я обратилась за помощью к Богу.

Александра. 20 лет

 

ЧЕЛОВЕК, ПОТЕРЯВШИЙ СВОЕ ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ДАННОЕ'ГОСПОДОМ.

Наркоман — это человек, сошедший с верного пути, попавший на адские круги наркомании, скорее похожие на "американские горки" со своими захватывающими дух взлетами и, как срыв в пропасть, падениями, неумолимо движущимися по спирали все глубже и глубже.

Он приходит в Церковь, к Богу как в последнее место, где ему могут помочь, но еще не понимает, что спасение утопа­ ющих, дело рук самих утопающих. Не осознает еще, что не­ обходим огромный труд собственный и окружающих. Недо­ статочно просто хотеть, нужно приложить усилия!

Человек, проживший определенный срок жизни нарко­ маном, не может просто так, попив пару месяцев таб­ летки, стать нормальным человеком. Уже сложился об­ раз жизни, круг знакомых, способ "зарабатывания" денег. Он уже научился жить именно так - жизнью нар­ комана. По-другому он просто не умеет жить.

Для того, чтобы стать человеком, нужно изменить все, начать с чистого листа. А это не так просто сделать, тем более в одиночку. Наркомана нужно вырвать из его привыч­ной жизни. А вырвав, не оставить его и помочь ему родить­ ся заново, вновь научить ходить. Как человека, ставшего слепым, недостаточно просто взять за руку и вести, ему нужен поводырь, чтобы подсказать, где нужно подняться на ступеньку, где остановиться перед дорогой, по которой движутся машины. Иначе ничего не получится, человек, не знающий, куда ему идти, вернется туда, откуда он вышел. Единственно верный путь - это путь к Богу.

Родительская молитва о своих детях - это великая сила. Человек, независимо от того наркоман он или нет, в счастье он или в горе, всегда нуждается в ней. Огром­ ную милость Божию получает тот человек, за которого молятся родители.

Убитые горем матери в отчаянии приходят с молит­ вой о своих детях к Господу. И с Божией помощью приво­ дят своих детей наркоманов в Душепопечительский Православный Центр. И чаще всего происходит так: вот это мой ребенок - наркоман, мы сделали все, что смогли. Вот лечите его, а мы тут рядом постоим. Не всегда родные и близкие понимают, что нужно делать. И прежде всего нужно работать именно с ними. Чтобы шаг за шагом вели своих слепых деток к прозрению, к осознанию своего предназначения, данного Богом.

Лечение и воцерковление не должны быть односто­ронней опекой со стороны сотрудников ДПЦ. Человек должен чувствовать ответственность. Ему нужны зна­ния, взамен тех, которые до добра не доводят. Должно быть, как, например, в школе, урок, домашнее задание, экзамен плюс беседы с батюшкой, врачом, психологом. В обязательном порядке. Все это касается и родителей. Человек не должен остаться в невесомости. Для того, чтобы получить урожай, почву нужно обработать.

Всем сотрудникам ДПЦ огромное спасибо. Если бы не вы и моя мама, которая день и ночь за меня молится, мне страшно подумать, что могло со мной сейчас быть.

Поклон вам до земли. Храни вас Господь.

Надежда, 22 года. ПОМОЩЬ МУЖУ.

Я попала в Душепопечительский Православный Центр на Крутицком Подворье из-за моего мужа, который являлся хроническим алкоголиком. У нас растет дочь. А жизнь не ладилась из-за запоев мужа и постоянного ожи­дания и страхов перед ними. Его родители и мои — мы все оказались заложниками этой страшной болезни.

После страшного случая ео время последнего запоя мужа (он попал под машину) мы с его мамой, услышав о Центре при церкви, отправились туда и записали его на прием, к врачу.

В первый раз к этому врачу мы поехали с ним вместе. И тогда от врача я услышала слова, которые заставили ме­ня задуматься. Врач сказала, что из-за наших грехов у нас и жизнь такая, и за них будем расплачиваться не только мы, но и наши дети; что нужно молиться Богу о прощении своих грехов, ходить в церковь, исповедываться и причащаться. Как это все было тогда для меня чуждо!

Но потом я поехала с мужем в группу катехизации. Вроде бы и ничто не тронуло мою душу из того, что я там услышала. Но почему-то поехала туда через неделю опять. Потом пошла с мужем на прием к наркологу. Ког­да мы уходили, нарколог (Г.В. Ефремова) сказала: "По­моги вам Бог!" Она это так сказала, что мне плакать за­хотелось. Никто и никогда не относился к моему мужу и ко мне, как к созависимой, с такой добротой и. заботой.

Девочки из группы катехизации (Юля и Лида) стали нам звонить на неделе и спрашивать, как наши дела, как Сашино здоровье.

И я поняла, что меня влечет в этот Центр. Здесь рабо­тают истинно верующие люди, которым мы небезразлич­ны. Я знаю, что если случится беда, я не останусь одна.

А самое главное, что я обрела, посещая Центр - это ве­ру в Бога. Вера - это настолько сильный стимул жизни, она все проблемы решает, т.к. дает, на все проблемы и вопросы единственно верный ответ. У меня теперь есть почва под ногами: хорошие люди, добрые и мудрые врачи, и, конечно же, отец Анатолий и отец Даниил. И конечно же Бог.

Вернее не у меня есть Бог, а я у Него. Теперь я это очень хорошо поняла.

Мы с мужем собираемся венчаться (это скоро про­изойдет) . Я думаю, что нашему союзу это пойдет толь­ко на пользу. (Они венчались. Вера и Бог помогают им пре­одолевать жизненные невзгоды. Он не пьёт, она с дочкой и родителями помогает ему удерживаться в трезвой жизни)

Наталия, 29 лет.

ОТВЕТ МУЖА.

  Я страдаю хроническим алкоголизмом, употреблял спиртные напитки, таблетки, наркотики.

Чего только не перепробовал, пытаясь вылечиться: ко­дировался несколько раз, вшивал "Торпедо", "Эспераль", "Мадеден Депо", около 20'раз лежал в наркологических клиниках. Пытался бросить употреблять и самостоя­тельно. За 16 лет употребления алкоголя и других нарко­тиков я почти полностью потерял уважение родных, род­ственников, у меня не было друзей, только собутыльники. Перед приходом в Центр я, работая, выпивал и в ре­зультате меня сбила машина (октябрь 2002г.). Я ока­зался в больнице, почти сутки пролежал в реанимации в коме, была сломана рука, многочисленные ушибы и т. д. После выхода аз больницы я через неделю снова запил и попал в очередной раз в наркологическую больницу. Там я продолжал употреблять и алкоголь, и таблетки. Пока я лежал в больнице, моя жена и мать съездили на Крутиц­кое подворье и записали меня на прием к наркологу, особо не надеясь на успех. Выйдя из больницы, я поехал в ДПЦ, тоже ни на что не надеясь, только для "отмазки". Поеха­ ли вместе с женой. Сперва мы многое не поняли, некото­ рые замечания врачей вызывали протест, но мы продол­ жали ездить, большей частью автоматически. Стали посещать группу катехизации, ходить на Богослужения. Я даже не понял, как и почему втянулся. Со временем разобрался, что здесь работают люди, которые отно­сятся ко мне и таким как я, неравнодушно. Им действи­тельно хотелось, чтобы я перестал пить. Я понял, что я пришел туда, где мне действительно хотят помочь. Спасибо этим людям. Спасибо ДПЦ. Теперь я чувствую себя настоящим челевеком, нужным семье и Родине.

Третий этап .

Третий этап реабилитации — этап семейно-бытовой, со­циальной адаптации наркозависимого. Он возможен при ус­ловии возникновения у больного устойчивой ремиссии в те­чении года и более. Третий этап состоит в активной помощи наркозависимому в трудоустройстве, восстановлении се­мьи, адаптировании в семье. Возможно проведение терапии по показаниям психиатра, невропатолога и других специали­стов (например - лечение гепатита).

Третий этап включает в себя: участие в профессиологиче-ском обследовании; участие в "тренингах умений", органи­зовываемых психологами ДПЦ; индивидуальные консульта­ции психологов; помощь ДПЦ в приобретении образования, профессии; помощь в трудоустройстве.

Работы на этом этапе направлены на: определение психо-логической предрасположенности к различным видам дея-тельности; выработку индивидуального стратегического плана адаптации в социум; определение оптимальной схемы адаптации в социальную жизнь, исходя из имеющихся в на­личии ресурсов (личностных, финансовых, бытовых и т.д.); разработку Конкретных мероприятий по включению пациен­та в социум; анализ начальных результатов трудовой дея­тельности; помощь в разрешении конкретных психологичес­ких трудностей, возникающих в процессе деятельности в открытом социуме; выработка навыков использования ос­новных принципов, усвоенных в процессе предыдущей рабо­ты в программе ДПЦ, в повседневной жизни и работе.

Целью данного этапа является: формирование активной жизненной позиции на православных, христианских прин­ципах, усвоенных в ДПЦ; формирование устойчивой уста­новки на достижение целей; закрепление навыков сопротив­ления внешней среде; формирование навыка отстаивания своих принципов в открытом социуме; формирование навы­ков общения, и обретение нового круга общения.

По-прежнему обязательным является исповедь и активное посещение богослужений проходящих в рамках программы ДПЦ; работа в тренинговых группах в центре и активное уча­стие в "группах поддержки". А также желательным является включение в церковную жизнь по месту жительства. Важной частью работы на этом этапе является создание условий для осознания необходимости помощи другим в решении подоб­ных проблем, и определения степени своего участия и функ­циональной роли в работе центра. По достижении устойчивой ремиссии подопечный переходит в режим поддерживающего этапа, продолжительность которого не ограничена.

Молодые люди приходят в ДПЦ и контактируют в начале с регистратором. Регистраторы у нас, как правило, - психо­логи, и они первыми беседуют с наркозависимыми и опреде­ляют, к какому врачу вначале следует направить больного, или советуют родителям госпитализировать сына или дочь в наркологический стационар. После пребывания в наркологи­ческом стационаре молодой человек вновь приходит в ДПЦ. Нередко молодые люди приходят непосредственно в Храм на богослужение. Священник после беседы с ним или испо­веди в обязательном порядке направляет наркозависимого (алкогользависимого) в ДПЦ на прием к врачу-наркологу.

По заведенному в ДПЦ порядку все наркозависимые, жела­ющие пройти реабилитацию от своего недуга, посещают бо­гослужения еженедельно: в субботу они приходят на Все­нощную службу и проходят исповедь, в воскресенье - на Божественную Литургию, во время которой причащаются Те­ла и Крови Христовых. Во время Литургии, после прочтения Евангелия, в обязательном порядке священник проводит бесе­ду на тему прочитанного воскресного Евангелия, чтобы смысл евангельского повествования был воспринят и понят всеми присутствующими. После Литургии, также в обязательном порядке, говорится проповедь, после которой совершается во досвятный молебен в помощь наркозависимым преодолеть свой недуг. Молебен стал настолько традиционной и неотъем­лемой частью богослужения, что на него остаются практичес­ки все наркозависимые (алкогользависимые) и их родители.

После молебна священник проводит активную живую бесе­ду, не проповедь, а именно беседу, в которою, как правило, во­влекаются и сами наркозависимые. В беседе также прини­мают участие сотрудники ДПЦ: врачи-наркологи, психиатры, психотерапевт. Часто в беседу активно включаются молодые люди, прекратившие прием наркотиков и находящиеся в со­стоянии устойчивой ремиссии. Следует отметить, что этот мо­мент - подключение бывших наркозависимых к беседе с вновь пришедшими, оказал очень большой эффект на последних. Ес­ли в начале нашей работы - в 1998-м начале 1999 года время от обращения молодых людей в ДПЦ до прекращения употреб­ления ими наркотиков составляло от нескольких недель до не­скольких месяцев, то с лета 1999 года многие молодые люди стали прекращать употребление наркотиков после первого же богослужения. И чем больше молодых людей прекращает при­ем наркотиков, тем чаще наблюдается этот эффект.

Именно с лета 1999 года мы стали свидетелями такого ин­тересного явления: нередко после первого же молебна или первой исповеди и причастия у некоторых наркозависимых сразу же исчезала тяга к наркотику, и они переставали его употреблять. Приведу конкретные примеры.

Вс., 19 лет. Происходит из тяжелой по нарко- и алкоголь­ной ситуации семьи: мать тяжелая алкоголичка и наркоман­ка, старшая сестра также наркоманка и сильно увлекается спиртным. Вс. - наркоман с трехлетним стажем, увлекается алкоголем, курит. Отец с ними не живет, имеет новую семью.

Вс. после первой же исповеди и причастия почувствовал отсутгвие тяги к наркотику, алкоголю и курению. С тех пор не употребляет ни наркотики, ни алкоголь, не курит, не употреб­ляет матерных выражений. Активно воцерковляется, молит­ся, ходит на все богослужения, является алтарником, чтецом. Учится, работает, готовится к поступлению в семинарию.

Нат.В., 25 лет. Молодой врач и актриса. Полинаркоман­ка. Прием героина сочетала с периодическим приемом кока­ина. 10 сентября 2001 года пришла с отцом на прием ко мне. Мы долго беседовали, я объяснил ей истинную причину наркомании и предложил исповедовать свой грехи. Она согла­силась и сразу же состоялась исповедь. На следующий день

- 11 сентября - в день усекновения главы Иоанна Предтечи - на Божественной Литургии она причастилась святых Хри­стовых Тайн. Почувствовала полное отсутсвие тяги к нарко­тикам. С тех пор наркотики не употребляет, не курит, вы­шла замуж, недавно родила ребенка.

Через наделю после причастия она пришла ко мне запла­канная. Оказалось, что, как актриса, она очень хотела полу­чить в одном из спектаклей роль Саломеи - дочери Ироди-ады (жены царя Ирода). Как известно из евангельской истории, царь Ирод за обличение его Иоанном Предтечей в женитьбе на Иродиаде - жене своего умершего брата, заклю­чил Иоанна под стражу. На пиршестве, устроенном Иродом  по случаю своего дня рождения, Саломея угодила ему свои­ми танцами. В Евангелии от Матфея сказано: "Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время празд­нования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, почему он клятвенно обещал ей дать, чего она ни попросит, она же по наущению матери сво­ей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крести­теля. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в тем-

нице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей" (Мф.,14, 3-11). Нат. долго упрашивала режиссера спектакля дать ей роль Саломеи, но он никак не хотел. И вот после причастия 11 сентября' (в день усекновения главы Иоанна Предтечи и яв­ления ей чуда исцеления от наркомании!) Промыслом Божи-им было устроено так, что режиссер сам пришел к ней и стал упрашивать ее взять роль Саломеи. Каково же было ее удив­ление и трепет: после причастия и явления чуда Божия, стать вновь убийцей величайшего пророка! Что же делать? И она пришла ко мне. Я не мог заставить ее сделать тот или иной выбор. Я объяснил ей только, что Господь явил чудо -исцелил ее и показал ей два пути в жизни: один - с Богом, а другой - прежний, безбожный путь. Выбирай сама. И она выбрала: отказалась от повторного убийства Иоанна Пред­течи ч стала активно воцерковляться.

Я считаю, что случай с Нат. - непосредственное вмеша­тельство Бога в ее жизнь и явление чуда исцеления и выбо­ра пути всем нам.

Случаи исчезновения тяги к наркотикам и прекращения их употребления сразу же после первой исповеди и причас­тия наблюдаются .у нас часто: в 20% случаев, т.е. - каждый пятый наркозависимый перестает быть наркоманом сразу по­сле исповеди и причастия, и проходит это у него без "ломки"!

Этот своеобразный эффект я назвал эффектом "отмычки", и он нас вовсе не радует, а - пугает. Он ведь не говорит о вхож­дении ребят в ремиссию, а является мощным моральным фак­тором, стимулирующим своеобразное подражание. Будет ли он устойчивым или быстро проходящим, мы не знаем. Все-таки есть надежда, что он может быть стабильным, так как мы ви­дим, что и воцерковление ребят происходит быстрее и живее.

Последующие наши наблюдения показали, что этот эф­ фект носит стабильный характер, и ребята и девчата пере­ стают с этого времени принимать наркотики.

Почему мы этот эффект назвали эффектом "отмычки"? Отмычка — это универсальный ключ, позволяющий вскры­вать любые замки. В данном случае происходит эффект пси­хологической, или, точнее, духовной отмычки, какого-то ду­ховного воздействия, открывающего душу наркозависимого молодого человека для восприятия веры в свое выздоровле­ние. Этот эффект мы видим только в храме и только при бо­гослужении, и при впечатляющих душу молодого человека многочисленных примерах избавления от наркозависимос­ти. Ранее мы говорили об "эффекте замка", "запирающего" душу человека в состоянии так называемой социальной, ин-теллектуально-мнестической и духовно-нравственной дегра­дации личности, и приводящей к развитию так называемой "наркоманической личности". Наш опыт работы показывает, что эта деградация не всегда является истинной деградаци­ей, и душа такого молодого человека наредко "отмыкается" во время исповеди и на богослужении. Я, конечно, не берусь утверждать, что истинной деградации при наркомании нет. Но, может быть, в Церковь как раз и приходят те молодые люди, которые еще остаются потенциально сохраненными личностями, с теми изменениями в психической и духовной сфере, которые могут быть восстановлены.

Мы отметили следующие факторы, способствующие раз­витию эффекта "отмычки":

1) увеличивающееся число прекративших прием наркоти-
 ков, что благотворно действует на сознание основной массы

молодых людей как наглядный пример возможности действи­тельной борьбы с наркотическим недугом (эффект "массы");

2) увеличение числа новых и повторно приходящих к., мо­лебен людей: в последнее время храм Воскресения Словущего на Крутицком Подворье в дни молебнов бывает заполнен пол­ностью или почти полностью. Это создает особый духовный и психологический климат, помогает приобрести уверенность в получении помощи и увеличивает эффект веры. Вот почему, по-видимому, происходит и более быстрое воцерковление невоцерковленных и даже неверующих молодых людей;

3) привлечение к процессу богослужения максимально большего числа самих молодых людей и их родителей, что не может не сказаться благодатно на их молитвенном настрое.
Здесь проявляются воочию слова Спасителя: "По вере ва­шей да будет вам".

Эффект "отмычки" пока настораживает нас и по другой при­чине - он возлагает на нас гораздо большую ответственность, так как требует более интенсивной индивидуальной работы с молодыми людьми, особенно работы пастырской, которая, к со­жалению, ограничена. Я предполагаю, что те священники, ко­торые займуться активной реабилитацией наркозависимой мо­лодежи, столкнутся с этим радующим в начале душу пастыря эффектом. Но этот эффект должен расположить священника к строгим размышлениям в отношении более ответственного па­стырского душепопечения об этих людях.

После молебна молодые люди идут на катехизаторский час или, если необходимо, к врачу-наркологу, психотерапев­ту, психологу, невропатологу, терапевту. Практически все вновь пришедшие пациенты бывают осмотрены этими спе­циалистами, получая от них соответствующие рекоменда­ции. Мы придаем важное значение контакту молодых людей с врачами указанных специальностей, ибо практически все молодые люди страдающие наркозависимостью имеют те или иные психические нарушения, которые необходимо учитывать в процессе реабилитации. Незнание этого может привести к грубым нарушениям в поведении молодых людей в абстинентном и раннем восстановительном периодах. Та­кие инциденты были и у наших подопечных, и в других цен­трах христианской реабилитации наркозависимых, где были отмечены даже драматические случаи с суицидальными по­пытками. В связи с этим мы считаем, что те священнослужи­тели, которые начинают практику духовной реабилитации молодежи с проблемами наркозависимости, должны хотя бы кратко знать особенности психики наркозависимых и те осо­бенности психических реакций на прекращение потребле­ния наркотиков, с которыми они могут встретиться.

В настоящее время работа по реабилитации нарко- и ал-когользависимых молодых людей строится у нас следующим образом (см. схему №5 ).

Как следует из схемы №5, больной поступает в ДПЦ и через регистратора направляется к врачу-наркологу или приходит в храм и после беседы со священником направляется в ДПЦ.

Врач-нарколог, побеседовав и посмотрев больного, реша­ет, что с ним делать: направить в стационар для снятия аб­стинентного синдрома или рекомендовать снять абстинент­ный синдром (ломку) в домашних условиях и, как мы уже отмечали, ставит ему соответствующий диагноз, рекоменду­ет проведение того или иного лечения. Врач-нарколог выра­батывает план-схему реабилитации, направляет наркозави­симого к психологу, психотерапевту, в кабинет биологической обратной связи (БОС), в катехизаторскую группу и отслеживает весь этап реабилитации.

По существу, все специалисты-душепопечители (врач-нарколог, психолог, психотерапевт, специалисты БОС, кате­хизаторы) работают "на священника", помогая больному активно воцерковляться, изменяя его мировоззрение, спо­собствуя духовному становлению личности. В схеме №5 этот процесс хорошо отмечен.

В ДПЦ проводятся следующие уровни роеабилитации:

1. Стационарный - там проводится 1-й этап - медицин­ской реабилитации, снятия абстинентного синдрома, лече­ние сопутствующих заболеваний и первичное воцерковле-ние больного. В стационаре больной проводит 3-5 недель'и возвращается для продолжения реабилитации в ДПЦ.

2. Амбулаторный уровень -"основной в работе ДПЦ, и
его мы описали выше. Основной потому, что мы не можем

 

 

Схема №5 Организация работы и уровни реабилитации в ДПЦ.

 

 

3. Несколько сотен больных направить в реабилитационную
общину или в монастыри.

4. Реабилитационная загородная община - в нее направ­ляются, как правило, иногородние, которым негде жить в Москве, или москвичи, которых невозможно изолировать от той наркоманической группы общения.

Главная цель направления наркозависимого в общину -отрыв его из наркоманической социальной ниши, укрепле­ние полученной в Душепопечительском центре нестойкой ремиссии и веры, создание молитвенного настроения и ак­тивное вовлечение в трудовой процесс. Желательно устрое­ние общины делать рядом с храмом, чтобы не прерывать на­чавшийся процесс духовного возрождения молодых людей Распорядок дня в Обители насыщен молитвой и трудом. Утро начинается с молитвы: молитвенное правило начинает­ся с братского молебна или чтения полунощницы, затем сле­дуют утренние молитвы, чтение одной главы из Апостола и одной главы из Евангелия. После молитвенного правила об­щинники завтракают, после чего уходят на трудовые послу­шания. Во время принятия пищи совершается чтение душе­спасительных книг - творений святых отцов и других. Вечером вычитываются малое повечерие с тремя канонами и акафистом Спасителю или Божией Матери, вечерние мо­литвы, совершается чин прощения и крестный ход.

Все молодые люди научаются свободно читать по-церков­нославянски, ежедневно совершают молитвенное правило, их духовное состояние значительно улучшается.

Трудовой процесс налажен и состоит из работы на пило­раме, валке и вывозе леса и ведется в соответствии с воз­можностями и состоянием здоровья.

Я глубоко уверен в том, что при желании и помощи Божией многие заинтересованные лица и приходы могли бы организо­вать общины по духовной и социально-трудовой реабилитации наркозависимой молодежи. Необходимо иметь крепкое жела­ние, твердую уверенность в успехе богоугодного дела, уповать на милость Божию и ни в коем случае не сомневаться в успехе начатого дела. Милость Божия безгранична, и падать духом при возможных неудачах и срывах ни в коем случае нельзя.

Главная цель второго этапа реабилитации — укрепить достиг­нутую ремиссию, перевести ее в устойчивую, вывести молодых людей из наркотической среды обитания и наркотического ок­ружения, развить в них потерянную способность к труду, вос­становить нормальные семейные отношения, дать им почувст­вовать себя полноценными людьми, способствовать дальнейшему воцерковлению и развитию духовности. Молитва и активный труд - вот основа реабилитации на данном этапе.

Основные ошибки душепопечителей на втором эта­пе реабилитации при пребывании молодых людей в монастыре или обители:

1. Незагруженность молодых людей работой и молитвой, что порождает расхлябанность в поведении, желание увесе­лений, воспоминания прежней жизни и, конечно же, тоску по ней и нередко приводит к срывам в дисциплине, особенно при употреблении алкогольных напитков.

2. Внедрение новых, неподготовленных и тем более еще на­ ходящихся в состоянии наркотизации наркозависимых людей в существующую сформировавшуюся группу, успешно прохо­дящую реабилитацию. Новые члены общины могут привезти с собой наркотики, спиртное и существенно дестабилизировать уже сложившуюся исправительную ситуацию в общине. По­ этому будущих членов общины необходимо предварительно подготовить к жизни в общине и обязательно привозить их следует только после прохождения ими абстинентного синд­рома в состоянии неустойчивой или начинающейся ремиссии.

3. Беспричинные поездки в город или домой. В первые дватри месяца реабилитации во время таких поездок вполне воз­можны срывы, молодые люди могут употребить и наркотик, и
алкоголь, вообще с ними могут произойти непредсказуемые дисциплинарные срывы. Практика показывает, что в первые месяцы нередко развивается тяга посетить дом. При этом мо­лодые люди могут идти на самые ухищренные обманы, поэто­му всегда надо быть очень внимательным ко всем предлогам и просьбам выехать домой или в город. Наиболее частыми пред­логами являются проблемы со здоровьем, особенно с зубами. Поэтому следует рекомендовать вылечить зубы до отъезда в общину. Следует помнить, что недели через две-три у некото­рых молодых людей нередко возникает неодолимая тяга поки­нуть обитель под разными предлогами. Эти случаи связаны в
основном с желанием во что бы то ни стало употребить нарко­тик, поэтому ни в коем случае не стоит идти у них на поводу и отпускать в город или домой. В этом случае большая ответ­ственность падает на духовника, педагога или психолога.

4. Беспричинные отлучки из обители. Это нередко приво­дит к употреблению алкогольных напитков.

 

5. Наличие у молодых людей денег.

6. Контакты с местными жителями-пьяницами.

7. Неуважительное или даже презрительное отношение к
молодым людям со стороны местных жителей, администра­
ции, родителей, сотрудников Душепопечительского центра.

Формальное отношение, без выражения любви и учас­тия к судьбе подопечных со стороны священников, врачей, психологов и других душепопечителей. Такое отношение ду шепопечителей очень быстро улавливается молодыми людь­ми, и они перестают их уважать, теряют к ним доверие, а это очень плохо сказывается на их реабилитации, а порой сво­дит на нет все старания душепопечителей. Мне приходилось видеть священника, который заявлял, что следовало бы вы­гнать почти всех "наркоманов" из обители, оставить бы 2-3 человек и с ними работать. Он говорил: "Лучше бороться за одну душу и спасти ее, чем бороться за сотню и ничего не сделать". Он, к сожалению, не учел, что спасаем не мы, а Господь Бог, а мы только Его служители и посредники меж­ду Ним и грешниками, каковыми, кстати, и сами являемся.

В ходе реабилитации при непрерывном молитвенном и трудовом процессе, особенно при создании в обители атмо­сферы любви, уважения, уверенности в благополучном исхо­де, частом контакте с духовником, исповеди, беседах, у моло­дых людей создается положительная установка на излечение и возвращение в жизнь здоровым человеком. Постепенно за­бывается старая жизнь, возникают новые интересы и заботы, связанные с общими делами Обители. Постепенно меняются темы разговоров, и исчезают из них воспоминания прошлой наркотической жизни, а со временем разговоры о наркотиках вообще прекращаются, и это связано, как правило, с тем, что в сознании молодых людей теряется сама память о наркоти­ках. Они больше не являются доминантой сознания. На­сколько мощно меняется мировоззрение бывшего наркома­на, причем тяжелейшего, получившего в оккультном целительском центре осложнение в душевном плане, можно проиллюстрировать следующим примером.

о. Павел, 25 лет:

Помилуй нас, Боже, помилуй нас!

У меня создаётся впечатление, что чем. спокойнее и уравновешеннее отношения между братиями в нашей об­ щине, тем больше приходится работать над собой. Ведь удержать то умиротворение в сердцах, наших, которое не так-то просто появилось со временем, гораздо тяже­ лее, чем создать. Попробуй-ка не давать себе слабинку, постоянно обуздывать себя в греховных желаниях и за­ ставлять трудиться! Дает облегчение только вера в Бо­ га и понимание необходимости нашего общего дела.

Господи, благодарю Тебя за то, что Ты поставил ме­ ня на путь истинный, путь исправления моей жизни и открыл мне Себя! Как одновременно легко и трудно ид­ ти по этому пути. Я и представить себе не мог, как час­ то и во многом придётся себе отказывать, если хочешь своего спасения. А конец пути - цель нашей жизни - до­ стижение Царствия Божия. Как порой недостаёт рядом духовного наставника. Все вопросы не запомнишь и не найдёшь на них ответы в книгах. А ведь часто настав­ ляют не только советы, но и одно присутствие батюш­ ки, благословение на добрые дела, а чрез него - самого Господа нашего Милосердного.

Боже, милостив буди мне грешному! Вот очередная, казалось бы, "катастрофа "Титани­ ка" прошла, зацепив зловещим айсбергом наши души и умы. Господь попустил этому случиться, я думаю, для того, чтобы мы очнулись от спячки, в которую впали и даже стали покрываться плесенью погибели. Господь ми­лостив. Он показал мне этими днями, в какой страшный и безумный я впал грех — в прелесть. Как только моё чёр­ ствое сердце стало осуждать людей, я тут же был нака­ зан, вернее, вразумлён. Мысли о том, что мое приближе­ ние и шаги к Богу настолько значимы и велики и что я уже чуть ли не святой, были показаны мне через моё ос­мысление ничтожными и бессмысленными. Господи, по­милуй мя грешного! Дай мне Смирение, кротость и брат­скую любовь. Ведь в Евангелии сказано:" Что в том, что ты любишь ближняго своего, не то ли делают и мытари? Благословляйте обижающих вас...".

Какая польза в том, что ты получаешь от людей, когда просишь у них, я ещё не знаю, но я знаю и вижу, что пользу можно получить и от запрета, учась смиряться, и тогда ты перестаёшь просить у людей и научаешься просить у Бога, и '

получаешь обязательно! Господи, дай мне то, чего я не знаю, но то, что Ты знаешь, что нужно мне для моего спасения!

Насколько легко с помощью молитвы и упования на Бога преодолеть наркотическую ломку и вернуться к жизни. Но и как трудно жить с Богом! Как трудно не растерять то, что накапливаешь по крупицам, собира­ешь, как птичка, по зёрнышку, которые дадут некогда благотворные духовные всходы, и если не засохнут и не заглохнут, то приведут нас в Царствие Небесное. Я го­ тов отказаться от многих удовольствий, которые рань­ ше казались мне неотъемлемой частью моей жизни, но которые, как я теперь понял, ведут к гибели не только физического тела, но бессмертной души.

Вот и завершился ещё один день в общине, сделан ещё один шаг к Господу. Моё тело устало, душа же радуется и веселится. После долгого пребывания в духовном оцепене­ нии я опять научился получать радость и удовлетворение от работы, трудной, подчас нежеланной, но нужной преж­ де всего для себя самого. Учась принуждать себя, застав­лять работать через "не хочу", ощущаешь себя ребёнком, делающим первые шаги, у которого, правда, где-то в под­сознании всплывает, что всё это было, что я это знаю и умею. Может, это и есть - ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ?

И вот что интересно: чем больше трудишься и мо­ лишься, тем легче и спокойнее на душе, ум трезвее, и мысли яснее. Задумываясь над тем, как мы стремимся к изменению нашей порочной жизни, у меня создаётся впе­ чатление, что сюда - в нашу православную общину, мы приехали не по собственной воле и не для того, чтобы из­ бавиться от страшной болезни - наркомании. На это, я думаю, у нас не хватило бы ни желания, ни ума.

Какая-то внешняя Сила, чья-то неведомая нам Лю­ бовь привела нас сюда, и Сила эта - Промышляющая о нас Любовь Божия".

Другой наш подопечный, бывший наркозависимый, очень тяжелый, с признаками интеллектуально-мнестической дегра­дации, прекрасно вошедший в состояние устойчивой ремис­сии и в настоящее время сам возглавляющий общину по реа­билитации наркозависимых, в свое время говорил следующее:

"Я однажды ходил в общество анонимных наркоманов, и там один американец говорил нам: "Свежий огурец, бу­дучи засоленным, уже никогда не сможет стать свежим. Также и наркоман после длительного употребления нар­котиков и отравления своего организма и мозга не смо­жет стать полноценным человеком".

Это утверждение американца прекрасно и опроверг наш Кир., с девятилетним наркоманическим стажем, ушедший уже на "наркоманическое дно". На втором этапе нашей реаби­литации он говорил: "Я больше всего боюсь Бога, и что за все мои грехи мне придется отвечать. И когда мне хочет­ ся уколоться, я беру молитвенник и молюсь, встаю на ко­лени и молюсь. А еще я очень боюсь свободного времени. Когда я остаюсь один на один с собой, страшные мысли начинают одолевать меня. Идет прилог - неплохо было бы уколоться. Если я не придам значения этому прилогу и не отгоню его и если я остаюсь один на один с собой, то эта страсть охватывает меня всего, и я не в силах с нею бороться. Вот тогда часто и помогает мне молитва".

Этот молодой человек прекрасно прошел все этапы реаби­литации. Он стал неузнаваем. Это совершенно другой человек. И никогда про него не скажешь, что он был "засоленным огур­цом". Протестантские "анонимные наркоманы" оказываются гораздо слабее наших православных наркоманов. Православие творит чудеса, в которые порой даже отказываешься верить.

Вот ещё пример того, как меняется духовное состояние молодого человека, страдавшего героиновой наркозависи­мостью. Он проходил реабилитацию в одном из монастырей.

Алексей (20 лет) был человеком индифферентным к ре­лигии. В Церковь не ходил. Вёл обычную жизнь наркомана. В монастырь пришёл ради интереса по настоянию матери. Походил, присмотрелся и понял, что именно монастырь -идеальное место для того, чтобы покончить с наркотиком. В первые месяцы пребывания в монастыре к религии оставал­ся равнодушным, хотя исправно выполнял послушания и вполне соблюдал монастырский режим. Однако после пер­вой исповеди и причастия почувствовал прилив духовной энергии и стал активно воцерковляться. Из монастыря вы­шел глубоко верующим человеком, о наркотиках забыл, уст­роился работать. Активно ходил в Церковь, молился. Одна­ко постепенно мир брал своё, реже стал ходить в храм, перестал молиться. Вот здесь-то и поджидал его враг рода человеческого. Как только потерял духовное трезвение, вновь стал потреблять наркотики. Осознав потерю духовно­сти и зная, что только в Церкви вновь можно обрести спасе­ние, приехал к нам. Его вторичная реабилитация стала про­ходить довольно успешно. Об этом говорят и его стихи, которые он начал писать. Приводим некоторые из них, крас­норечиво свидетельствующие о его духовном состоянии. Я исследую жизнь...

Сколько раз говорила мне мама:

"Ты туда не ходи, с этим ты не дружи".

И слова эти были остры как ножи,

Но её я не слушал, пребывая во лжи.

"Я всё сам, мама, знаю, что мне делать и как.

Я исследую жизнь, вовсе я не дурак".

Так вот в пьяном угаре шли дни, месяца,

И не было видно той жизни конца.

Я плыл,по теченью, не зная куда.

И вот в мою дверь постучалась беда.

От этой беды появились тромбы,

На венах моих оставляя следы.

Заливалась слезами безутешная мать,

Не знала, что делать, как сына спасать.

А сына крутило, вертело, ломало,

И что-то в душе у него умирало.

Но как-то вот раз я пришёл в монастырь,

Где монахи читали ночную псалтирь.

Походил, посмотрел и решил там остаться.

Некуда больше мне было деваться.

Что-то во мне начинало меняться,

И я перестал наркотой увлекаться.

Господь мне огромную милость явил:

Он душу и сердце моё просветил.









Шаг

Горят глаза огнём безумным,

И я бегу куда-то вдаль.

В той дали Бога нет, я знаю,

Там боль, там смерть, там пустота.

И я молю лишь: "Господи, помилуй",

Я чуда жду, а сам плюю на всё.

И совесть, что тревожит мою душу,

Я слушать вовсе не хочу.

Зажав в руке кулёчек "благодати",

Что я украл в который раз,

Бегу домой, чтоб кайфанутъ, забыться,

Чтоб радости исполнилась душа.

Но это ложь, обман, неправда,

И благодать совсем не та.

А что в руке держу, так то крупица смерти.

Так не пора ли распрощаться с ней?

Преодолев мучительные боли,

Ты собери в кулак остаток воли,

И сделай шаг, всего лишь шаг в свободы век.

Тогда ты только станешь человеком.

Путь.

Известен путь, путь жизни вечной, Куда стремится всякая душа. Но в том вопрос, что узок он И тернием зарос. Ни днём, ни ночью нет покоя, Печать греха лежит в душе, Да за спиной висит рюкзак, В котором притаился враг. Идти в ту жизнь с ним нелегко. Не проще сбросить бы его? И про печать про ту забыть, В слезах своих её омыть? И взяв свой крест идти вперёд, Туда, куда Господь зовёт? И будет бремя то легко, Не страшно с Богом ничего. Вот сброшен груз с души твоей И всё прекрасно вроде в ней. Она прозрачна и чиста, Но в то же время и пуста. Теперь учись, трудись, молись, И соблюдая чистоту, Заполнишь вскоре пустоту. Ты будешь падать, спотыкаться, То не беда, важней подняться. И будет так не раз, не два, Так пролетит вся жизнь твоя, И коли хочешь ты спастись, Работать Господу учись.

 

Конечно, не стоит думать, что всё у нас проходит хорошо и гладко. Были досадные срывы, порой непонятные, непредсказуемые, были взлеты и падения, иногда молодые люди сбегали из обители, приходилось некоторых и выдворять за грубые нарушения Устава Обители. Но в общем направление реабилитации и духовно-педагогические действия, как пока­зал опыт, оказались правильными. Теперь мы имеем некото­рый опыт в организации подобных реабилитационных общин для наркозависимых, представляем себе, что можно ждать от того или иного наркозависимого при его направлении в оби­тель. И здесь, прямо надо сказать, большое значение имеет знание преморбидных особенностей наркозависимого.

Наш опыт показал, что наличие в преморбидном состоянии тяги к алкогольным напиткам у наркозависимого очень тяже­ло сказывается на его пребывании в Обители. Такой молодой человек обязательно будет нарушителем "сухого закона", что приведёт к другим нарушениям Устава (беспричинные отлуч­ки из Обители, обязательная "нужда" поездок домой и др.). Поэтому мы советуем будущим организаторам реабилитаци­онных общин для наркозависимых перед направлением их в Обитель (общину) иметь хорошее представление о прошлой жизни подопечных, для этого в обязательном порядке прокон­сультировать их у врача-нарколога или психиатра.

Один из наших общинников, довольно хорошо воцерко-вившийся, в общем-то, добрый, хороший, мягкий по харак­теру и спокойный, имел алкогольное "прошлое" в премор­бидном периоде. Это не могло не отразиться на его восстановлении, как личности. Он быстро перестал, упо­треблять наркотики, несколько месяцев жил в монастыре., довольно быстро воцерковился, стал несомненно верующим человеком, и пока в монастыре он жил в условиях, исключа­ющих употребление алкоголя, всё было хорошо. Но как только появилась возможность употребления алкоголя (в монастыре), он быстро сорвался и за нарушение Устава был выдворен из монастыря. Приехав в Москву, он быстро "по­катился под откос": стал и пить, и курить анашу, и колоть ге­роин. К нам на богослужение он приходил и "обкуренный", и "обколотый". Его воля оказалась "на нуле". Видя, что парень пропадает, мы отправили его в Обитель. В Обители он так­же периодически давал срывы и этим соблазнял остальных. Спрашивается: почему его не выгнать из Обители, как вы­гнали его из монастыря, тем более что в Обители Устав запрещает употребление спиртных напитков. На этот вопрос нельзя ответить односложно. Господь Иисус Христос ска­зал: "Не человек для закона, а закон для человека". Мы ви­дим хорошие потенциальные возможности исправления это­го молодого человека. К тому же и у врача, и у священника с течением времени и с практикой вырабатывается особая, специфическая интуиция, позволяющая нередко делать не­плохие прогнозы. Нам кажется, что у этого молодого челове­ка есть возможность исправления. И такое понятие, как "прелесть", или "обольщение", здесь неприменимо.

Апатоабулический синдром, который нередко наблюдает­ся у молодых людей в домашних и клинических условиях, мы ни разу не наблюдали в монастыре и в Обители, но неод­нократно наблюдали его в домашних условиях. Видимо, в ус­ловиях коллектива и занятости молитвой и трудом, в условиях духовного напряжения, обязательно требующего­ся в Обители, этот синдром не проявляется.

Психопатоподобное поведение в условиях нашей Обите­ли проявлялось крайне редко. Среди наших общинников был только один молодой человек с психопатоподобным син­дромом истероидного типа, причём у него психопатический синдром преморбидного периода был усугублен тяжёлой наркотизацией с развитием интеллектуально-мнестическо-го синдрома, эти проявления носили характер истерических припадков с помрачением сознания и "водопадом" матерной брани. Эти "припадки" появлялись в тех случаях, когда, как ему казалось, не удовлетворялись нормы поведения, приня­тые в Обители. Его "истеричность" носила "правдистский" характер. И все же этот истерический психопат оказался неуживчивым в коллективе и покинул его, но в совершенно новом духовном качестве, которое не вызывает у нас опасе­ний о нем. Он - совершенно новая личность, на данном эта­пе не имеет ничего общего с наркотиками. И период его ре­миссии нас вполне удовлетворяет - 5 лет. Гораздо более частыми были "неполадки" именно в постабстинентном пе­риоде в первые два-три месяца после приёма наркотика у мо­лодых людей, не оказавшихся ни в Обители, ни в монастыре, о чём мы писали в главе "Нервно-психические нарушения в постабстинентном синдроме". Но и у тех, кто проходил реа­билитацию в городе под руководством священника и наблюдением врачей и психотерапевта, в последующем наступало заметное улучшение духовного и психоневрологического статуса, религиозного и духовного становления личности, примеры которого мы выше приводили.

4-й уровень реабилитации - стационар дневного типа. Организация стационара дневного типа весьма себя оправда­ла. В этот "стационар" направлялись молодые люди, которые не могли провести самоизоляцию от наркоманического общ­ения и приезжие, имевшие возможность жить в Москве. Они приезжали в ДПЦ утром к 9.00, совершали утреннее молит­венное правило и затем расходились на трудовые послуша­ния или шли к врачам, психологам, психотерапевтам. После обеда — продолжение послушаний и духовные беседы со свя­щенником. Вечером, после ужина - вечернее молитвенное правило и в 23 часа разъезжались по домам. Таким образом, весь день у них был занят, времени на "свободу" не остава­лось. Еженедельно исповедывались и причащались.

Такой вид реабилитации зарекомендовал себя весьма хо­рошо. К сожалению, в настоящее время мы вынуждены за­крыть стационар дневного типа из-за отсутствия помещения.

Православным душепопечителям, пожелающим организо­вать реабилитацию наркозависимых, я очень советую пере­нять наш опыт открытия стационара дневного типа. Его мож­но открыть совершенно свободно в городских условиях на базе приходского храма или наркологического диспансера.

5-й уровень реабилитации - направление наркозави­симых в монастыри (по согласованию со священноначалием и игуменом монастыря). По нашему наблюдению, монастыри дают самый лучший вид реабилитации, однако к направле­нию в монастыри наркозависимых следует отнестись очень осторожно: не каждого наркозависимого можно направить в монастырь, а после тщательной духовной подготовки. Прак­тически все, пожившие в монастыре, довольно быстро вошли в состояние устойчивой ремиссии и перестали курить.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.