Экскурс в историю. Самара - один из культурных центров России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

День рождения Татьяны Николаевны Лавровой 30 декабря 1911 года. Всё детство будущей певицы прошло на Волге – в родной Самаре и окрестных деревнях, где семья проводила лето. Самара – древний русский город с прекрасной архитектурой и загадочной историей. Митрополитом Киевской и всея Руси Алексием 6 августа 1357 года было предсказано, что на излучине Волги появится великолепный город. В первой половине XIX века Самара стала одним из культурных центров России. Самарская губерния и сама Самара дали России множество громких имён. С Самарой связана жизнь и творчество известных художников, композиторов, певцов, актёров, писателей. Писатель А.Толстой провёл здесь детские и юношеские годы, свою литературную карьеру начинал М.Горький. Он работал в «Самарской газете». Здесь началась деятельность В.И.Ленина, жили известные художники – В.Суриков, И.Айвазовский, И.Репин, даже некоторое время писатель Я. Гашек. 18 сентября 1909 года в Самаре с единственным концертом выступил Фёдор Шаляпин. С середины двадцатых годов двадцатого века в Самаре были широко известны композиторы: С.О. Орлов, А.В. Фере, В.С. Невский, дирижёры В. Сук и  А.А. Эйхенвальд. В Самару несколько раз с гастролями приезжали певцы Л. Яковлев, Л. Совранский, И. Тартаков, Е. Джиральдини, Л. Борина и даже труппа Н. Фигнера. Пользовался известностью театр музыкальной комедии под руководством Г. Раскатова, художественный руководитель – Г. Генин. Актёры этого театра Н. Скалов, А. Атаманова, Л. Сатосова, М. Ярин, Т. Демидов, А. Валерская и др.  были кумирами публики. В 1930-е годы были известны певцы Л. Ктиторов, В. Прокошев, Г. Серебровский. Впервые вышла на сцену Наталья Шпиллер.

Народный артист РСФСР, солист Большого театра, оперный певец, выдающийся баритон, преподаватель Московской консерватории и заведующий оперной стажёрской группой Большого театра А. А. Большаков–  уроженец Самарской губернии. В Самаре родилась Е.И.Антонова – меццо - сопрано, контральто. В 1928–1929–е годы солистка  МАЛЕГОТа, где впоследствии будет блистать и  Лаврова.

                     

     А.А.Большаков                                                                      Е.И. Антонова                          

Уже в 1919 году певец и театральный деятель, антрепренёр Д. Южин пытался создать в Самаре оперный театр. В помещении театра-цирка «Олимп» его антреприза существовала по 1923 год.

 Театр-цирк «Олимп».

Поражал обширный репертуар: «Пророк», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Искатели жемчуга», «Борис Годунов»,  «Кармен», «Фауст», «Нерон», «Хованщина», «Травиата» и др. На сцене пели В. Дамаев, Г. Жуковская и др. Нередко гастролировали столичные артисты, в том числе П. Цесевич и Александр и Григорий Пироговы. Был и целый ряд дирижёров-постановщиков, среди которых Я. Позен и А. Павлов-Арбенин, режиссёр П. Россолимо. Они оставили ярчайший след в музыкальной истории города. Впоследствии будет создан Средневолжский краевой театр оперы и балета, в состав труппы которого войдут все оперные коллективы того времени. Огромный вклад в развитие оперного искусства в Самаре внесли Дагмаров, И. Просторов, Ф. Вазерский, В. Барынин, А. Степанов.

   

  Самарский Академический Театр оперы и балета

1 июня 1931 года состоялось открытие Самарского академического театра оперы и балета. Это один из крупнейших российских музыкальных театров. Давали оперу Мусоргского «Борис Годунов». История театра навсегда сохранит имена выдающихся российских музыкантов. Это ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижёр и композитор А. Эйхенвальд; режиссёры И. Лапицкий  и Б.Рябикин; известные российские дирижёры И. Зак, С. Бергольц, Л. Оссовский; певцы: народный артист УССР Н. Полудённый и А. Дольский, будущая солистка Большого театра, народная артистка РСФСР Н. Шпиллер, Л. Борейко и народный артист России В. Черноморцев и др. Солистка  Мариинского театра Е. Лопухова – участница Дягилевских сезонов в Париже возглавила Балетную труппу. Легендарная петербургская балерина А. Шелест; хореограф, ученица А. Вагановой Н. Данилова; народный артист СССР Н. Долгушин и солист Мариинского театра И. Чернышёв были балетмейстерами Самарского театра. Ставили оперную и балетную классику, оперы Бородина, Верди, Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Пуччини,  Россини, Чайковского; балеты Адана,  Минкуса, Чайковского.

В 1935 году Самару переименовали в Куйбышев, в честь В.В.Куйбышева (деятель Коммунистической партии). Во время войны, с 1941 года Куйбышев становится столицей тыла. Сюда переехало правительство, зарубежные посольства, Мосфильм и Большой театр. 5 марта 1942 года на  сцене

Репетиция седьмой симфонии Д. Шостаковича, дирижёр Самуил Самосуд.

Дворец культуры в Куйбышеве. 1941 год.

Самарского театра оркестр Большого под управлением С.Самосуда впервые исполнил Седьмую «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича

Работа над сочинением была начата в Ленинграде, а окончена в Куйбышеве. На титульном листе партитуры композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович», а в конце поставил дату: «27.XII.1941. г. Куйбышев»[27].

 

В 1991 году Куйбышев опять стал Самарой, но осталось очень много «куйбышевских мест». Одно из этих мест – Соборная площадь. Теперь это площадь Куйбышева. Здесь с 1894 года стоял Воскресенский Собор. В 1930 году храм был разрушен, а на его месте воздвигли дворец культуры, ставший впоследствии Самарским театром, где во время войны труппа Большого театра давала спектакли.    

Таким образом, можно с достаточной определённостью сказать, что Самара славилась не только богатой историей, но и насыщенной музыкальной жизнью.

1.2. Семья. Школьные годы. Начальное музыкальное образование

Татьяна любила петь с детства. Музыка рано завладела её душой. Родители, как люди музыкальные и не лишённые интереса к искусству, водили дочь в оперу, они щедро одарили девочку культурой, силой духа и целеустремлённостью. Но всю её дальнейшую жизнь определил талант. Воспитываясь в оперной атмосфере, Лаврова с удовольствием приобщилась к сцене и не сомневалась, что станет певицей. Семья была довольно обеспеченной. Отец Татьяны Николай Сергеевич Лавров происходил из старинного дворянского рода. Получил юридическое образование и работал заведующим в земской управе. Мама Зинаида Васильевна, в девичестве Гурьева, из семьи священнослужителя. Была зубным врачом. Семья имела  возможность выезжать на лето за город на Волгу. Там Татьяна услышала и полюбила протяжные бурлацкие песни. Девочке не было и шести лет, когда произошла революция. В Самару Советская власть пришла тихо и мирно.

В. Куйбышев просто объявил об этом со сцены театра. Поэтому уклад жизни почти не изменился. Нередко в доме Лавровых проходили «музыкальные вечера». Обладая исключительной музыкальностью и способностью к подражанию, Татьяна имитировала услышанное. Дома она воспроизводила по памяти (т.к. чтением нот ещё не владела) сцены из прослушанных опер, арии, речитативы. Окружающие поражались сходством с манерой передачи тех, кому она подражала и близкому и точному воспроизведению мелодий. С одиннадцати лет Татьяну стали обучать на дому фортепианной игре. Теперь она принимала участие в домашних концертах как «певица и пианистка». Окружение девочки формировало её художественную натуру. Среди пациентов матери нередко были очень известные люди. Однажды на прием к Зинаиде Васильевне пришли певцы и очень удивились долетавшим из соседней комнаты россыпям колоратур. «Это что, вас Нежданова посетила?»–поинтересовались они, и, узнав, что это поёт её дочь Таня, пришли в полный восторг» [7,с.75]. Известные мастера оперной сцены разглядели в девочке величайший потенциал и настоятельно рекомендовали всерьёз обратить внимание на голос Татьяны и отправить её учиться в Ленинград к педагогу Шведовой. В первом случае это была известная актриса А.А.Коломийцева, которая отметила заметный, необычный тембр голоса девочки. В другой раз пением Татьяны заинтересовался артист Б. М. Евлахов. В сезон 1927 года он был на гастролях в Самаре.

                 

    А .А.Коломийцева                                                                           Б.М. Евлахов

Лаврова всегда отличалась активностью в школьных концертах и спектаклях. Пела, играла, танцевала, принимала участие в драматических инсценировках.

 

                             

Самара, школа №6 им. Ломоносова, где училась Т.Н.Лаврова

Желая дать дочери всестороннее музыкальное образование, после окончания школы, родители определили Татьяну в музыкальный техникум к преподавателю пения Зайцевой. До 1911 года это были музыкальные классы при Отделении Императорского русского музыкального общества (ИРМО). В свою очередь эти классы были открыты в августе 1902 года Е. Карклиньшем– выпускником Санкт-Петербургской консерватории учеником С. Габеля, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова. Преподавали три предмета: сольное пение, скрипку, фортепиано.

Самарское музыкальное училище (техникум) имени Д. Г. Шаталова

 Целеустремлённость и настойчивость помогли Лавровой не изменить принятому решению. Профессиональные уроки пения она стала брать в 18 лет. Девушка обладала развитым  художественным вкусом, музыкальной одарённостью, значительным запасом художественных впечатлений и удивительным голосом. Прекрасные данные стали серьёзной основой для успешных результатов. К этому времени Лаврова уже могла исполнять сложные произведения. Однако в техникуме она проучилась всего три месяца, т.к. в 1930 году семье пришлось уехать в Москву. Это был очень трудный период в жизни Татьяны Николаевны. В Московскую консерваторию её не приняли из-за дворянского происхождения. В семье постоянно происходили споры по поводу артистического будущего дочери. Мать, сама очень музыкальная, во всём поддерживала Татьяну, отец же настаивал на получении зубоврачебной профессии. Чтобы иметь возможность и дальше заниматься музыкой Т.Н. Лавровой пришлось устроиться  учётчицей рабочей силы на завод  Леже.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 588.