ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ : СОВЕТСКАЯ РОССИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Советский Союз является плодом самой пла­менной надежды народов всего мира, он является живым воплощением наших меч­таний, он является самым мощным осуще­ствлением социального прогресса".

Р. Роллан

"Нельзя бывшее сделать небывшим".

Г. Гегель

Марксистская теория социальной работы, остающая­ся основой социальной политики ряда стран, опирается на известные положения об определяющей роли эконо­мики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движу­щей силой социально-исторического развития призна­ется борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения не­избежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые част­ной собственностью на средства производства. Важней­шей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии признается пост­роение общества без эксплуатации, где будет достигну­та социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.

Политический авангард пролетариата — комму­нистическая партия — обеспечивает использование власти, оперативное управление и долгосрочное пла­нирование для справедливого решения задач пере­устройства общества.

В исследовательском плане это направление для социальной работы полезно прежде всего своей общей идеологией ориентирования социального внимания на обездоленных, бедные слои населения. Не менее важ­но в этой связи и то, что в основу определения соци­ального положения, бедности кладется отношение к соб­ственности, владению, пользованию и распоряжению средствами производства, определенными богатствами.

Принципиальное значение для социальной работы имеет ориентация марксизма на изучение коллективи­стских условий бытия личности, соотношения в общно­стях людей коллективистских и индивидуалистских тен­денций.

В Советском Союзе была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бес­платное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищ-но-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функционировали различные обще­ственные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению (Общество Красного Креста, Рос­сийский Фонд милосердия и здоровья, Всероссийские общества глухих, слепых и др.). Осуществлялись про­граммы помощи малоимущим и социально незащи­щенным слоям населения, жертвам стихийных бед­ствий, производственных аварий и катастроф; оказание помощи (материальной, социальной, меди­цинской) одиноким, престарелым, инвалидам, хрони­ческим больным, ветеранам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся; комплексная сис­тема социальной реабилитации, что предусматривало медико-восстановительную реабилитацию, профори­ентацию, рациональное трудоустройство, повышение квалификации, освоение сложных профессий; улуч­шение жилищных условий, обучение различным ви­дам профессиональной деятельности и др.

"Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло ком­мунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в инвалидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, мо­жет надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал

было широко развернуто дело по системе социального обеспечения, как и по системе социального страхова-нИя"— было заявлено уже к десятой годовщине Октября. (1927 г.)

Однако довольно часто деятельность и официаль­ных учреждений, и общественных организаций носила "ведомственный" характер, с одной стороны, и "моза­ичный", разрозненный — с другой.

Дети, Сережа 12-ти лет и Катя двух лет, потеряли родителей. Близких родственников у них нет. Сережа определяется в один детский дом, Катя в gPYr ° ui для дошкольников. Дети подрастают. После окончания школы Сережа прямо из детского дома ухо­дит в армию, Катя живет в другом городе, родствен­ные контакты между ними разорваны. У Кати оста­лись лишь случайные воспоминания о родителях. Сережа возвращается из армии, хочет взять Катю из детско­го дома, но нет квартиры. Проблема многократно ус­ложняется из-за хронического дефицита жилья.

Не было координации деятельности различных социальных учреждений и общественных организаций. А органы управления, ведавшие социальным обеспе­чением, явно не справлялись с растущим разнообрази­ем социальных проблем.

В годы советской власти семья рассматривалась как "ячейка общества", которой в полной мере доверять нельзя, так как, являясь также и единицей рода, она хранила в своей социально-генетической памяти мно­гие "пережитки прошлого", не всегда совместимые с господствующей коммунистической идеологией. По­этому создавалась государственная система воспита­ния, в которой семье отводилось подчиненное место. Государство, беря на себя многие функции семьи по отношению к детям (присмотр, забота о досуге, охрана жизни и здоровья, питание, материальное обеспечение и т. д.) получало право контроля за содержанием и ка­чеством семейного воспитания. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений. А сейчас практически брошенная государством семья оказалась в состоянии, когда на первое место в при­оритетах семьи выходит борьба за выживание в пря­мом смысле слова.

Фундаментом введения профессии "социальная ра­бота" в 90-е гг. XX века в России явились наработки пред­ставителей других профессий: воспитателей, психологов, работников культуры, здравоохранения и спорта, орга­нов соцобеспечения и охраны порядка, которые создава­ли и воплощали различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной рабо­ты, проводили научные исследования.

Именно в этом состоит своеобразие процесса ста­новления профессий социальной работы в России, ког­да на момент своего государственного "рождения" она находилась в достаточно зрелом состоянии, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, тра­дициями милосердия и общинного духа, сотрудниче­ства, социальной заботы и взаимопомощи.

Для отечественной практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время всегда была характерна доминирующая роль социальной педагогики, что в определенной мере позволило сокра­тить отставание России в этих вопросах от других стран, а также заложить "социально-педагогический акцент", недостаточной развитостью которого в моделях соци­альной работы многих стран так озабочены в настоя­щее время мировая практика и интегративная наука профессии "социальнаяработа".

Социальные педагоги в нашей стране стали перво­проходцами, пробившими дорогу профессии "соци­альная работа". И это вполне закономерно прежде все­го потому, что базовую основу профессиональной компетенции любого социального работника составля­ют этические, нравственные, психолого-педагогичес­кие характеристики.

Выделяются три этапа развития современной оте­чественной социальной работы XX века (по В.Г. Боча­ровой): 1) 60-е годы; 2) 70 — 80-е годы; 3) конец 80-х — современность.

Первый этап — 60-е год — период накопления опы­та, поиска, появление в социально-педагогической прак­тике категорий работников, специально сориентирован­ных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы шко­лы, различные категории работников внешкольных уч­реждений, педагоги-организаторы и воспитатели, рабо-

тающие в учреждениях других ведомств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспе­чения, правоохранительных органов, в системе профсо­юзов, в общежитиях и т. п.).

Второй этап — на рубеже 70 — 80-х годов — обще­ственная потребность, достижения передового опыта социальной работы, социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться разветвленная сеть разно­образных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздорови­тельных, сельских школ-комплексов и т. п. В педагоги­ческой науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам социальной пе­дагогики.

Однако развитие социальной работы продолжа­ло сдерживаться ее организационной, кадровой, ма­териально-технической и научно-педагогической необеспеченностью. Процесс затруднялся, с одной стороны, функциональной неразберихой и разобщен­ностью в работе институтов, представляющих различ­ные сферы социальной политики, социальной дея­тельности (образование, здравоохранения, культура, спорт, соцобеспечение и др.); с другой — сложивши­мися традиционными представлениями о социальной работе в самой приоритетной и сложной сфере — в семейно-бытовой среде, по месту жительства взрос­лых и детей — как о так называемой "жэковской" пе­дагогике. Необеспеченность социальных служб профессионально подготовленными кадрами специ­алистов вызвала перегрузку ряда профессий (особен­но педагогических кадров школ) несвойственными им функциями. Это отрицательно сказалось на эффек­тивности социальной работы, на выполнении обра­зовательными учреждениями собственно педаго­гических функций и особенно на педагогическом образовании семьи, сферы общения и отношений Детей во взрослой среде.

Работа в социуме страдала отчуждением семьи от социальной деятельности, социального воспитания, неоправданными попытками подменить ее функции различного рода государственными структурами, пе­ренесением в эту сферу сугубо школьных методов,

неприемлемых для открытой среды, преобладанием "педагогики мероприятий" без должного учета интере­сов, потребностей, возможностей детей и их микросо­циального окружения; определенной безадресностью содержания, форм, методов социальной помощи, соци­альной работы, выбор которых нередко определялся случайными факторами и не носил личностно ориен­тированного характера.

Сложная ситуация возникла и в здравоохранении из-за отсутствия медицинских социальных работников, функции которых лишь частично и непрофессиональ­но выполняли, по существу, специалисты, призванные лечить людей — врачи.

Вопросы социальной работы с подростками деви-антного (асоциального) поведения и семьями "групп риска" из-за отсутствия социальных работников-про­фессионалов в течение длительного периода находи­лись в ведении органов милиции.

Не было системы социальной работы с инвалида­ми, престарелыми, другими категориями людей, особо нуждающимися в социальной защите.

Однако, несмотря на трудности и противоречия, этот этап характеризуется интенсивным развитием социально-педагогической практики и других отраслей, сфер социальной работы. Все более отчетливо прояв­ляются такие тенденции, как интеграция деятельности различных ведомств, согласование содержания соци­альной работы на межведомственной основе, измене­ние характера взаимодействия учреждений различных ведомств.

Глубокий кризис общества выявил и резко увели­чил социальную обездоленность значительной части семей, групп населения, поставив во главу угла про­блему поиска путей коренного экономического и духов­но-нравственного оздоровления общества как гарантии удовлетворения потребностей, защиты интересов и прав каждой личности.

Третий этап — к концу 80-х годов в стране созрели все предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблем социальной работы, к созда­нию целостной системы социальных служб с разветв­ленной инфраструктурой их кадрового обеспечения ■ на основе ретроспективного научного анализа накоп-

енного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики соци-льной работы. Сформировалась концепция социаль­ной работы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регио­нально ориентированные варианты, различающиеся по способам и средствам реализации общих подходов в конкретных национально-региональных и местных условиях. Активно включаются в социальную работу различные благотворительные организации, добро­вольные общества, ассоциации, фонды, творческие союзы, Церковь.

В настоящее время происходит переход от чисто государственной системы социальной работы к сис­теме, включающей общественную благотворитель­ность. В какой-то степени мы возвращаемся к дорево­люционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти.

На пути воссоздания системы российской благо­творительности неизбежны противоречия и трудно­сти роста. Избежать многих ошибок поможет изуче­ние не только современного зарубежного опыта, но и имеющийся исторический опыт своего Отечества. Его изучение показывает: помощь неимущим эффек­тивнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при индивидуальном ха­рактере помощи; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе — благотворительных, час­тных, общественных организаций, Церкви и государ­ства,— как в получении исчерпывающей информа­ции о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им.

Государство должно взять на себя функции конт­роля за деятельностью благотворительных учрежде­ний, частичного финансирования работы некоторых из них, а главное — создание единой стройной систе­мы законов, нормативной базы, стимулов для оказа­ния помощи нуждающимся через систему льгот, по-°Щрений.

Необходимо пристальное внимание к проблемам благотворительности со стороны средств массовой информации и контроль со стороны общественности.

Вопросы для самоконтроля

Назовите положительные и негативные черты соцИад ной работы в СССР.

Охарактеризуйте три основных этапа развития соци
альной работы в России с 60-х годов XX века по наш"
время.                                                                                        е

Ситуация

Система организации летнего отдыха детей сегда была предметом гордости Советского Союза. В тысячах стационарных и палаточных лагерях еже­ годно отдыхали и трудились миллионы школьников и студентов. Новая экономическая ситуация привела к резкому сокращению летних оздоровительных цент­ ров. Оставшиеся лагеря настолько снизили качество предоставляемых услуг, что сегодня можно говорить об их "антиоздоровительном " влиянии на подраста­ющее поколение. Обсудите приведенный ниже рассказ и комментарии к нему специалистов. Составьте пе­речень оздоровительных центров, действующих в ва­шем регионе. Отвечают ли они педагогическим и са­нитарным требованиям? Какие специалисты в них работают? Какие дополнительные услуги они предла­гают? Как вы относитесь к идее совместных детско-родительских лагерей? Методом мозгового штурма разработайте современную программу деятельности летнего детского оздоровительного центра. Обсуди­те ее со специалистами, родителями, детьми. С по­мощью администрации своего региона спланируйте проведение летней смены социальных волонтеров.

"Из детского оздоровительного лагеря на Азовском море моя сестра вернулась с отравлением, поносом, сыпью на лице и сильной простудой. Так завершился "здоровый детский отдых на берегу моря с массой весе­лых игр, удобными палатами, вкусными обедами и т. д.", обещанный рекламными проспектами лагеря.

Наделе все было иначе. В "удобные четырехмест­ные палаты" набили по шесть детей. Ночью кровати осаждали полчища тараканов и муравьев. Туалет в корпусе не работал со дня приезда. И ночью, и днем детям приходилось бегать на улицу — в грязную, ни-

ем не прибираемую бетонную будку с тремя дырками полу и полчищами сороконожек, пауков и червей. Горячей воды в кранах не было, даже в банные дни ее хватало на первые 10 минут, домывались холодной.

Обещанные в рекламе "свежие фрукты на полдник" оказались зелеными, кислыми абрикосами и сливами. Поэтому, когда завезли арбузы, детской радости не было предела. Результат — четыре отравления средней тя-ясести и еще несколько легких. Среди "средней тяже­сти" оказалась и моя сестра, роковой арбуз ей выдали в награду за победу в конкурсе.

"Дяденька, дайте бадминтон или мячик", — клянчи­ли обалдевшие от скуки дети у физрука. "На "Веселых стартах" получите", — отрезал физрук. Краски, каран­даши и бумага в лагере также не водились. Кружки, обещанные в рекламе, вымерли уже несколько лет назад. От библиотеки осталась стопка книг на украин­ском языке.

Правда, два раза в день детей выводили на пляж, усыпанный дохлыми бычками, но в воде можно было находиться не более пяти минут. Кстати, до того, чтобы убрать с пляжа завалы дохлой рыбы, администрация все же снизошла. Сгребли тушки в кучу, собрали на носилки и... закопали на территории лагеря. Мух стало в два раза больше.

Через несколько дней детей наконец-то отправили домой, раздав в вагоне по одному комплекту постельно­го белья на двоих. Куда делись остальные сданные родителями на постель деньги, непонятно".

Советы юриста (С. Завидова, юрист Общества за­щиты прав потребителей):

Случаев, когда родители подают в суд на админис­трацию лагеря, немного. Большинство просто не верит в возможность выиграть дело и не хочет зря возиться. На самом же деле достаточно грамотно составленного контракта, и размер полученной вами компенсации может превысить стоимость самой путевки. Правда, для этого в договоре с турфирмой или администрацией ла­геря должно быть указано:

1) в какой местности находится лагерь (лес, город,
ВоДоемы);

2) как будут выглядеть жилые корпуса (капиталь­
ный дом, палатки и т. д.).

3. Сколько детей будут жить в одной комнате.

4. Сколько раз детей кормят. Попросите пример­
ное меню и снимите копию.

5. Обязательно требуйте медицинскую страховку
А чтобы не возникало вопросов, чем ваш ребенок болел
до лагеря, а что приобрел уже на отдыхе, пройдите
перед отъездом медосмотр.

6. Упомяните в контракте про работающие ванную
с туалетом.

Советы врача (Э. Коваленко, главврач санэпиде-миологического отдела Московской области):

Летом 1998 г. количество острых инфекционных заболеваний в детских летних лагерях действитель­но сильно возросло. Первая причина — непрости­тельная беспечность администрации детских лаге­рей. Персонал зачастую набирался буквально с улицы или из числа родственников и знакомых. Порой буду­щие воспитатели, повара не проходили обязательно­го медосмотра. И даже не все врачи имели образова­ние педиатра. Техническое оборудование не отвечает санитарным нормам.

Перед открытием лагерь обязательно должен был проверяться комиссией, состоящей из санэпи-демиологов, пожарных, местной администрации. Но этому правилу не следуют все лагеря. Поэтому в будущем, прежде чем отправлять ребенка на отдых, позвоните в отделение СЭС или Комитет по делам молодежи того района, где находится оздоровитель­ное учреждение.










Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие.— М-'-Изд-во УРАО, 1997.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. д.М. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка,— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993.


ЗАНЯТИЕ 28

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

"Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну со­кровищами, извлеченными не из его недр".

Вольтер

Для развития социальной работы в России огром­ное значение имеет изучение, осмысление и использо­вание опыта, накопленного в странах мира.

Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности. Например, в Германии ос­новные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям:

а) социальное страхование; б) социальное обеспе­чение; в) социальная помощь.

В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с ин­дивидом; б) социальную работу с группами людей, ока­завшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.

Возникновение различных видов социальной рабо­ты как профессиональной деятельности во многом обус­ловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития обществен­ного сознания, культуры, науки, образования.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность ре­шаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особен-

но заметны при сравнении европейской и американс­кой моделей социальной работы.

Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную ис­торию. Она формировалась по мере того, как преры­вались общинные (межобщинные) связи. В большин­стве стран Европы создание официальных структур ддя осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных со­циальных групп инициировалось государством. Ха­рактерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государ­ственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование соци­альной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.

Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода со­циальных программ, регламентируемых либо феде­ральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органа­ми и органами управления штатов. Кроме того, отдель­ные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и опе­ративно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе.

Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам фи­нансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государствен­ное вспомоществование осуществляется за счет ассиг­нований из средств федерального бюджета, бюджетов Штатов или местных органов власти.

Законом США о социальном страховании (1935 г.) остановлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон пре­дусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С тече­нием времени закон начал обрастать многочисленны­ми поправками, вводящими новые формы социально­го страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др.

Все виды социального страхования, предусмотрен­ные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объе­динять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социаль­ное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплачен­ной заработной платы.

На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодатель­ством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, опре­делен уровень возмещения и продолжительность вып­лат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастно­го случая на производстве. Уровень компенсации опре­деляется в процентном отношении к зарплате и состав­ляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми ком­паниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.

Другая составная часть американской государ­ственной системы социальной защиты — вспомоще­ствование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от соци­ального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специ­альных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.

Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, под­держка нуждающихся семей с детьми, продовольствен­ная, жилищная и медицинская помощь.

Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категори­ям населения федеральное правительство выплачива­ет денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств.

Программа помощи семьям с детьми предусматри­вает оказание помощи многодетным с низкими дохода­ми, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.

В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающим­ся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплат­но или по сниженным ценам. Есть и другие продоволь­ственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.

Частные системы социального страхования допол­няют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США суще­ствуют две формы частного страхования — коллектив­ная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая фор­ма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, пре­дусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсут­ствуют.

Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается об-Щий стаж независимо от места работы, а для начисле-

ния частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпо­рация" как гарант частных пенсий следит за плате­жеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участни­кам в случае банкротства компаний.

В послевоенный период в рамках системы частно­го страхования получили распространение так назы­ваемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Допол­нительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями.

За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспе­чении 1974 года впервые разрешил лицам наемного тру­да, не охваченным частным пенсионированием, ежегод­но откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуаль­ных пенсионных счетов значительно выросло.

Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, пла­нировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных ус­луг местных органов самоуправления и, наконец, боль­ший охват населения различными социальными услу­гами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церков­ный приход выполняли многие функции, которые се­годня вошли в сферу деятельности органов социально­го обеспечения.

Социальную политику разрабатывают и претворя­ют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь направо взи­мать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предпри­ятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их дея­тельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обес­печивается за счет муниципальных больниц и поликли­ник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др.

Коммуны уделяют внимание быту населения, со­зданию благоприятных условий для воспитания и раз­вития детей, повышению комфортности жилья, привле­кают общественные движения к разработке местных планов, проектированию и организации услуг.

В настоящее время социальная политика Финлян­дии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуще­ствление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллек­тивам граждан и даже отдельным лицам.

Так, например, Государственный совет разрабаты­вает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капиталовло­жения. План ежегодно пересматривается, обновляет­ся и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утвержда­ются губернским правлением. И наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здра­воохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муници­пальными властями.

Другим характерным примером европейского тра­диционализма является модель социального обслужи­вания населения в Швеции. Количество ежегодно вы­пускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число професси-оналов-социономов, занятых в сфере социального об­служивания, насчитывает 18 тысяч человек. Интерес­но, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, Ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники Аля инвалидов и умственно отсталых — все они имеют

только начальную подготовку в теоретических вопро­сах социальной работы.

Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвящен­ных отдельным аспектам социальных услуг (экономичес­кая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслу­живанию как сфере деятельности, в которой взаимодей­ствуют социальные службы, муниципальные и губернс­кие власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы со­циального и медицинского обслуживания относятся к ком­петенции муниципальных и областных властей.

Муниципальные власти обязаны организовать со­циальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальны­ми властями даже в местах временного проживания. В каждом муниципалитете за социальное обслужи­вание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлени­ям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т. д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным пробле­мам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в нала­живании нормальных семейных отношений и т. д.).

Система социального обеспечения в Швеции га­рантирует каждому гражданину возможность достой­ного существования и уверенность в социальной защи­щенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратить­ся в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуман­ной и представляет собой важный элемент "шведской Модели государства "благоденствия".

Вопросы для самоконтроля

Почему в процессе создания и развития социальной работы в России особое значение имеет опора на за­рубежный опыт?

В чем принципиальное отличие американской и западно­европейской моделей социальной поддержки населения?

Как Вы считаете, какая из моделей социальной работы наиболее приемлема для России?

Подготовьте доклад об организации социального об­служивания населения в одной из зарубежных стран.


Ситуация

"Иванова А.П., москвичка, вышла замуж и посели­лась на родине мужа в сибирской деревне. Муж ее не раз бил, и когда однажды замахнулся на нее ножом, она, как была в ночной рубашке, выбежала с грудным ре­бенком на улицу и час шла по 35-градусному морозу до соседней деревни".

Ежегодно в России от рук мужей гибнут 12 тысяч женщин — это почти треть всех российских убийств. Свидетелями избиения матери становятся дети, и по статистике 90% таких маленьких свидетелей в будущем также бьют своих жен. Хотя в Уголовном Кодексе РФ есть четкие статьи по побоям и изнасилованию, на практике женщине необходимо доказывать, что ее из­бил именно муж и что она не сама во всем виновата. Часто милиция, вызванная женой или соседями из-за буйства мужа, даже не регистрирует правонарушение, считая это "семейным делом". Поэтому большинство пострадавших терпят до последнего.

В США женщине достаточно сказать, что ей угро­жают, достаточно даже, если об этом в полицию заявят соседи или школьный учитель ее ребенка, и мужа на время судебного разбирательства выселяют из квартиры. Где он будет жить, никого не волнует. В США за последние годы число пострадавших уменьшилось в четыре раза.

В 1999 г. в Москве состоялась международная кон­ференция Ассоциации кризисных центров для женщин пострадавших от насилия в семье. На конференцию приехали представители 30 центров России, стран СНГ и Восточной Европы. Объединившись, центры смогут уже в качестве мощной общественной организации пытаться убедить власть в серьезности этой проблемы в России и необходимости срочного изменения отече­ственного законодательства.

Практические задания

Работа в Интернете (знакомство с международны­ми документами в области социальной работы).

Работа с периодикой и СМИ (подготовка сообще­ний о российских филиалах международных обще­ственных и благотворительных объединений (Красный Крест, Армия Спасения, Международная Федерация социальных работников, Международная Ассоциация школ социальной работы).

Посещение филиалов (представительств, отделе­ний) международных общественных и благотворитель­ных организаций.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Личный герб и девиз "

Идеи использовать средневековую атрибутику — гербы и девизы рода — носятся в воздухе и в силу своей привлекательности и нашли воплощение в ряде психо­логических процедур. Ниже описывается упражнение, в котором также реализованы эти идеи. Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформули­ровать, описать и представить другим главнейшие стер­жни своих мировоззренческих позиций.

Упражнение начинается с выполнения хорошо из­вестной методики "Кто я?" (эта методика многократно описывалась в психологической литературе, и, по-види­мому, не имеет смысла ее подробно излагать; напомним лишь, что по инструкции человек должен ответить на указанный вопрос десятью разными словами или слово­сочетаниями) . Это задание участники группы выполня­ют на специальных карточках, которые затем крепятся на груди. Присутствующие получают возможность сво­бодно двигаться по комнате и читать карточки с ответа­ми других членов группы. Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект — люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть избраны для самопредставления, и всегда от­крывают нечто новое.

По окончании процедуры знакомства ведущий может предложить интерпретацию методики, на осно­ве которой участники осуществляют самодиагностику (см. подробное описание интерпретации в кн.: Прихо­жан A.M. Психологический справочник для неудачни­ка...). Хотя, нанаш взгляд, это делать необязательно. Нам представляется, что психодиагностические процедуры в начале занятий могут сбить нужный настрой и поме­шать реализации групповых принципов: ведь зачастую, несмотря на все убеждения психодиагноста, что "пра­вильных ответов не бывает", клиенты стремятся сде­лать так, чтобы получить "хорошие" показатели. Это может повлечь за собой восприятие дальнейших упраж­нений, предлагаемых ведущим, как своеобразных тес­товых проб, и желание получить их истолкование с точки зрения "правильности — неправильности" выполнения. Такой подход сразу выдвигает ведущего на устойчивую позицию "сверху" и мешает возникновению взаимного доверия, спонтанности и открытости.

Таким образом, сразу по завершении процедуры знакомства с карточными самопрезентациями участни­ков ведущий может переходить к следующему этапу уп­ражнения.

— Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос "Кто я?". Кто-то в первых пунктах просто сообщает о своей принад­лежности к человеческому роду — "гомо сапиенс", человек" и тому подобное. Кто-то предлагает свои


социальные характеристики — "студент", "начальник" "учитель", "мать". Кто-то подчеркивает наиболее цени­мые в себе качества— "интеллектуал", "добрая душа" Первые три ответа, пожалуй, и представляют отраже­ние внешнего поверхностного слоя нашего Я-образа Давайте и поработаем пока с этим поверхностным сло­ем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я-образ в первом приближении. — Итак, подчеркните первые ваши три ответа на воп­рос "Кто я ? ". Каждый из этих ответов отображает какую-то одну сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны—каким мог бы стать ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте. В качестве девиза может выступить все что угодно — известный афоризм, пословица, строчка из пес­ни или ваше собственное высказывание. Главное—чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе... Теперь обратитесь ко второму и третьему пункту, приду­майте девизы к ним и также запишите их на отдельных листах... Хорошо. Следующее задание —к каждому пунк­ту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.

Вся эта работа по поиску и созданию девиза и сим­вола к каждому из первых трех пунктов самохаракте­ристики является подготовительной к основному этапу упражнения, в котором участники должны будут обо­значить свои главные девизы и символы в жизни.

■— Все закончили? Спасибо. Читать девизы и пока­зывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов ?

Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Мо­жет оказаться, что в группе в самом деле обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют вам помочь в этой игре.

— Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы К какими они снабжены девизами? Настоящим средне-ековым дворянам было значительно легче — кто-нибудь из их предков совершал выдающееся деяние, которое про-лавляло его и отображалось в гербе и девизе. Его потом­ки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову о том, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработ­ки у вас уже есть. Но, может быть, вы сумеете приду­мать нечто еще более интересное и точнее отражаю­щее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с каким человеком он имеет дело.

Вот примерная форма герба.

Контур разделен на несколько областей. Постарай­тесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию.

Левая часть — мои главные достижения в жизни. Средняя — то, как я себя воспринимаю. Правая часть — моя главная цель в жизни. Нижняя часть — мой главный девиз в жизни.

На эту работу нужно выделить не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокой­ной медитативной музыкой. По окончании работы уча­стники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во время представления участники мо-гут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предлагается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личны­ми геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться как пары, так и более многочисленные подгруппы.

— А теперь, прекрасные дамы и благородные кава-ЛеРЫ, обсудите в своих кружках, что именно вам пока­залось похожим и близким в ваших гербах и девизах, Что в них является наиболее важным. Через пятнадцать

минут каждая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предло­жить общий — для членов подгруппы — символ и объе­диняющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нуж­но рисовать общий герб — достаточно указать один общий для вас символ.

Последняя оговорка — символ, а не герб — важна потому, что часто бывает очень трудно отразить объеди­няющие людей характеристики в гербе: ведь его части (достижения, представление себя, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания об­щего герба вовсе не исключается. Это задание более трудное, но все же выполнимое. Оно потребует лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики символов каждого отдельного участника. Например, достижение одного — высшее образование, а другого — овладение английским языком могут быть синтезированы в качестве такого достижения, как полу­чение системы знаний или победа над ленью.

После представления каждой подгруппой своих вы­водов об общих чертах гербов и девизов и новых вырабо­танных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.


Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Изд-во АСОПиР, 1995.

Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Вып.1.— М., 1991.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Обучение практике социальной работы: Международный

опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.

Обучение социальной работе: Преемственность и инно­вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. {О.Б.Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России: Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России: Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСО­ПиР, 1997.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.

Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К разви­тию концепции // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991

Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследо­вания.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992—1998.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994. Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа.— Вып.1.— М.,1992.

ЗАНЯТИЕ 29

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

"Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь если оно того заслуживает".

Т.Г. Шевченко

Представляет интерес опыт зарубежных стран в подготовке социальных работников.

К концу Второй мировой войны в мире доминиро­вал американский подход в концепциях социальной работы. США помогали новым демократиям и бывшим колониям создавать систему профессионального обу­чения социальной работе. Студенты со всего света обучались по специальным программам в учебных за­ведениях США. В результате этой деятельности амери­канская система обучения социальной работе получи­ла распространение во всем мире.

Практическое обучение в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному при­внесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке професси­ональных навыков в виде первоначального опыта; вос­приятию профессионального этикета и ценностей со­циальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуаль­ного стиля профессиональной деятельности. Б.У. Шифор иЛ.Э. Дженкинс оценивают практическое обучение со­циальных работников как сложный, многослойный про­цесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим обучением и практически­ми занятиями для того, чтобы новый социальный работ­ник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специаль­ных принципов. Именно наличие этой связи и помогает отличить профессионального наставника от непрофес-0 оНала или просто от человека, дающего советы из добрых побуждений.

Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человечес­кое поведение и социальная среда, "многообразие че­ловеческой природы", практика социального обслужи­вания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в универсальной эф­фективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. Ведущий американ­ский специалист профессор Хантер-университета, Нью-Йорк, Ч. Казетта констатировал конец американской монополии в учебных планах по социальной работе, приводя убедительные аргументы в своем докладе под характерным названием "Закат американской модели" на XXVII Международном конгрессе Школ социальной работы (Амстердам, 1994 г.). Закат американской моде­ли обучения социальной работе наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора, профессио­нальной самодисциплины, приверженности к универ­сальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения соци­альной работе. Вывод Ч. Казетты: некогда доминирую­щая американская модель может стать только одной из многих моделей и должна быть оценена по своему соот­ветствию местным и мировым проблемам.

Европейская модель практического обучения спе­циалистов в области социальной работы имеет суще­ственные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональ­ной подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне; веду-Щая роль Церкви в социальной работе; наличие разно-эбразных филантропических организаций, функциони­рующих многие десятилетия; сложившаяся система профессиональной подготовки через старинные уни­верситеты; особый социально-политический контекст исторического развития).

В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и аген­тства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значи­тельную роль чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств которые специализируются на работе со студентами Их называют руководителями практики. Их основная задача — совершенствование профессиональных на­выков студентов, независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются к трем и более студентам.

Практика в агентстве занимает у студента около половины всего объема учебного времени, из которого на завершающем этапе практики выделяется обычно 80 дней.

Основные модели практического обучения соци­альных работников классифицированы Ш. Рамон и Р. Сарри следующим образом:

\yi. Модель личностного роста и развития, основан­ная на использовании терапевтических моделей прак­тики в моделях обучения. Студент становится как бы "клиентом" супервизора. Личностный рост рассматри­вается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы сту­дента с клиентом. Для супервизора большее значение имеет процесс обучения, чем его результаты. Опора на психологические теории.

\1 2. "Ученическая" модель, которую иногда называ­ют "Рядом с Нелли" по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов ("Нелли")-Профессиональный рост студента оценивается на ос­нове стандартов супервизорства. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдении студента за практической работой супервизора и копи­рования моделей и стиля работы. Для супервизора оди­наково важны и процесс, и результаты практики. Опо­ра на теории поведения.

\1 3. Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому труднику агентства, а основная функция руководи­теля практики — управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков, при этом критерии оценки результатов практики соотносятся с политикой агент­ства, среди которых главный — результаты работы сТудента с клиентами. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режимаит. п., обращается внима­ние на трудовую и профессиональную дисциплиниро­ванность студента, так как самое важное — защита клиентов и качество работы агентства. Опора на тео­рии управления.

4. Модель структурированного обучения, основан- I ная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельност-ные (обучение в "команде"). Ни процесс практики, ни ее результаты не признаются приоритетными. Одинаково важно и приобретение навыков, и усвоение ценностных основ работы студентов, также предъявляются опреде­ленные требования к оценке на основе критериев ком­петентности. Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Опо­ра на теории обучения взрослых.

Все большее распространение в последние годы приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность.

Центральная фигура практического обучения со­циальной работе в Великобритании — руководитель практики. Им в профессиональном сообществе уделя­ется повышенное внимание. В Великобритании руко­водители практики должны быть аккредитованы свои­ми агентствами, затем в перспективе — получение звания "Преподаватель практики". Это звание получа­ют кандидаты, представившие экзаменационному со­вету информацию о своих достижениях.

Во Франции существует дифференцированная мно­гоуровневая система подготовки специалистов для со­циальной сферы. Основанием этой системы является :воевременная профессиональная ориентация и допро-фессиональная подготовка, реализуемые в общеобразо-вательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к Ранней специализации, предпочитая ей профилирова-

ние, дифференциацию и глубокую общеобразователь­ную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подго­товки как основы дальнейшей специализации.

Существующие типы и виды подготовки работни­ков социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уров­ней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работ­никам этой сферы.

Важнейшим условием доступа к подготовке работ­ников социальной сферы является наличие определен­ных личностных качеств, мотивации, жизненного опы­та, которые заявляются на специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, которое под­тверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентным ему дипломом професси­онального образования. Подготовка более высокого уровня предполагает также двух- или трехлетний опыт профессиональной деятельности с обязательной атте­стацией нанимателя или организации. Все это направ­лено на защиту сферы социальной работы от про­фессиональной некомпетентности, которая дорого обходится обществу.

Подготовка социальных работников включает ва­риативную часть, охватывающую основы наук, широ­кие области знания, общие методики и т. д., и регио­нальные компоненты, конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для прак­тики, проведения стажировок, тренингов, решения ре­альных проблем, деятельности в конкретных ситуаци­ях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы. Эти учебные заведения кон­центрируют в себе многолетний опыт социальной практики в данном регионе, апробируют различные модели и формы деятельности, аккумулируют значи­тельный потенциал в области подготовки, переподго­товки и повышения квалификации работников соци­альной сферы.

Система подготовки социальных работников во франции является сквозной и построена по принципу еПрерывности образования. Она исключает тупико­вые варианты, как и долгосрочную подготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии с требованиями быстро меняющегося общества. Подго­товка построенапо принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с периодами целевой практики, стажиро­вок в различных социальных службах, учреждениях, организациях. Причем важно отметить, что и та, и дру­гая составляющая подготовки проводятся по единой учебной программе, преследуют одни цели и оценива­ются обе по четко определенным критериям. Это по­зволяет оптимально использовать практику в соответ­ствующей среде для выработки профессиональных умений и приобретения опыта деятельности в конкрет­ных ситуациях.

Во Франции не наблюдается четкого разделения между социальными работниками и социальными пе­дагогами. Существующие профессии органично со­четают функции воспитания и помощи, имея в виду личность отдельного человека в целом. Существует несколько основных профессий, которые охватыва­ют сферу социальной деятельности, — это группа профессий "социальной карьеры", которые объеди­няются в данную группу как по общности целей и задач деятельности, так и по критериям професси­ональной компетентности.

Базовой характеристикой профессий социальной карьеры вне зависимости от профиля и специализации является способность обеспечивать допустимое и це­лесообразное посредничество между личностью, семь­ей, с одной стороны, и обществом, государственными и общественными структурами — с другой; выполнять роль партнера, связующего звена между личностью и социумом, между детьми и взрослыми, семьей и обще­ством. Важнейшей характеристикой является умение работать в условиях неформального общения, способ­ствуя появлению и проявлению инициативы, активной, субъектной позиции клиента; умение строить отноше­ния с ним на равных, на основе диалога; соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем.

Все это однозначно определяет приоритет личнос­тных качеств, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности. Так как деятельность социальных педагогов и работников является своеоб­разной зоной доверия между людьми, способствующей их взаимопониманию и общению, люди этих профес­сий должны обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое об­щение, на ситуацию в социуме. Необходимыми каче­ствами являются психологическая грамотность, разви­тое чувство такта, хорошая коммуникабельность и организаторские способности, духовная и общая куль­тура высокого уровня, умение анализировать соци­альные явления, видеть свое место и роль в обществен­ной жизни, четкие нравственные принципы. ~—" В группу профессий социальной карьеры входят: ассистент социальной службы, советник по социаль­ной и семейной экономике, специализированный вос­питатель, воспитатель раннего детства, воспитатель по ! социальной правоохранительной защите молодежи, ; аниматор социально-культурной деятельности. *"* " Общей чертой этих профессий является то, что подготовка к ним требует законченного среднего обра­зования и предполагает различные профили и уровни подготовки. При существующей во Франции организа­ции второй ступени среднего образования выпускни­ки лицеев получают допрофессиональную подготовку к этим профессиям еще в период обучения в старших классах средней школы.

Во Франции старшие классы средней школы (ли­цей) являются профилированными и ведут к различным типам свидетельства о среднем образовании — бака­лавриату. Лишь успешная сдача двухступенчатого эк­замена на бакалавра позволяет продолжить обучение в высшей школе. Это отличает французский бакалаври­ат от американского, который отмечается дипломом, подтверждающим получение базового высшего обра­зования.

Подготовку социальных работников ведут и универ­ситеты. TaK^yjfflBepcHTeTCjoiftAHmioM технологии соци-дальных карьерТгредполагает три специализации: соци-рльная и социокультурная анимация, социальная защита и специализированное воспитание. Анимация как идея,

призванная гуманизировать свободное время, получила развитие во всех развитых странах; именно во Франции 5 послевоенные годы впервые появилось понятие соци­ально-культурной анимации. Постепенно через Евро­пейский Совет в Страсбурге и ЮНЕСКО это понятие получило распространение.

Профессия аниматора сейчас активно развивает­ся (особенно после подписания Конвенции о социо­культурной деятельности), численность работников растет в течение всего последнего десятилетия (ныне в Европе насчитывается 30 000 постоянных и 140 000 временных аниматоров примерно на 45 000 учрежде­ний) . В то же время поступление на работу все же тре­бует упорства и инициативности, ибо возможности трудоустройства пока ограничены.

Подготовка по профилю "аниматор" предполагает два уровня: подготовка к непрофессиональным дипло­мам анимации и подготовка к профессиональным дип­ломам анимации.

К непрофессиональным относятся:

— сертификат о пригодности к функциям анима­
ции, который дает возможность работать в центрах
каникули досуга; эта подготовка может рассматривать­
ся в качестве введения в анимацию и может быть до­
полнена подготовкой к сертификату о пригодности к
функциям руководителя (BAFD), которая позволяет
получить доступ к должностям кадров в центрах ка­
никул;

— сертификат о пригодности к социокультурной
анимации (BASE), выдаваемый аниматорам молодеж­
ных групп или групп взрослых, активистам и волон­
терам; кандидатам следует быть не моложе 19 лет и
иметь двухлетний опыт социовоспитательной дея­
тельности постоянного характера с аттестацией на­
нимателя или ответственной организации.

Профессиональные дипломы анимации заверша­ют подготовку различного уровня. Это, например, госу­дарственный сертификат техника-аниматора по народ­ному воспитанию (ВЕАТЕР), который обеспечивает владение методами и технологиями анимации. От кан­дидата требуется диплом бакалавра и двухлетний про­фессиональный опыт. Обучение длится три года и вклю­чает 630 часов, которые распределяются на три блока

теоретической подготовки и два месяца практики. Су­ществуют три специализации — научно-техническая деятельность, культурная деятельность и выражение социальная деятельность и местная жизнь. Недавно была создана специализация "окружающая среда".

Другой профессиональный диплом — государ­ственный диплом, относящийся к функциям анимации (DEFA), позволяет осуществлять деятельность как в воспитательной, так и в социальной области, организо­вывать коллективную деятельность. Доступ к обучению также обусловлен уровнем бакалавриата и трехлетним стажем профессиональной деятельности, которые до­полняет специальный экзамен. Обучение состоит из 1040 часов теоретической подготовки, структурирован­ной в 6 блоков, и 16 месяцев практики. Предполагается написание диссертации и ее защита.

Подготовкой более высокого уровня для професси­оналов, имеющих многолетний опыт работы в области анимации, является подготовка к диплому о высшем образовании в области анимации (DESA). Обучение про­ходит в Национальном институте молодежи и народно­го воспитания. Значительную часть дипломированных специалистов в области социальной работы и анима­ции готовят университеты, в которых выделяются три цикла подготовки, каждый из которых завершается соответствующим государственным или университет­ским дипломом с различными специализациями.

Также интересен опыт подготовки "специализиро­ванных воспитателей", сфера деятельности которых охватывает различные виды воспитательных воздей­ствий по отношению к детям, подросткам и взрослым, имеющим физические, психические недостатки или отклонения в поведении, или находящимся в неблагоп­риятной социокультурной среде. Деятельность специ­ализированного воспитателя характеризуется разнооб­разными формами и методами работы применительно к контингенту клиентов и среде. Отбор на обучение здесь особенно строг. Воспитатель интегрирует свои усилия со всеми, кто принимает участие в воспитатель­ном процессе: семьей, врачами, педагогами, соци­альными работниками. Фактически этот специалист во Франции — тот, который в России назван социальным педагогом.

Таким образом, во Франции существует очень диф­ференцированная многоуровневая система подготов­ки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильной профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в общеобразователь­ной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-уче­ных, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личный практи­ческий опыт.

французская система подготовки работников со­циальной сферы является одной из наиболее эффек­тивных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то же время одной из наиболее динамич­но развивающихся, обновляющихся, реформируемых. Вероятно, в этом одна из причин ее эффективности.

Социальная работа во Франции имеет длительную и интересную историю. Эта сфера деятельности нераз­рывно связана с развитием государства и общества в этой стране. Накопленный за этот период опыт, безус­ловно, полезен для нас, хотя бы в силу общности куль­турных традиций, которые роднят Россию и Францию с незапамятных времен.

Наиболее полную на сегодняшний день информа­цию в области профессионального образования соци­альных работников в различных странах мира содер­жит Справочник-руководство по мировой системе обучения социальных работников (World Guide to Social Work Education), изданный Международной ассоциа­цией школ социальной работы (IASSW) в 1984г., (второе издание). Он включает подробное описание системы обучения социальных работников в 74 учебных заведе­ниях 61 страны мира. Среди стран, включенных в международное руководство, наряду с США, Англией, Германией, Францией и др., есть Кения, Уругвай, Тан­зания и Зимбабве, однако из стран, называемых прежде социалистическими, присутствуют только Польша и Югославия.

IASSW в настоящее время занята изучением це­лей и единых факторов квалификации в обучении и практике социальных работников. В обучении соци­альной работе не существует международной упол­номоченной организации. Международная ассо­циация не считает, что общее международное

образование может иметь преимущество перед тем которое можно получить в собственной стране. Су­ществует много различий в отдельных моделях обу­чения социальной работе разных стран. Однако есть и общие подходы к системе подготовки социальных работников, в том числе: отбор студентов на основе определенных требований приема относительно ака­демических стандартов программы и пригодности претендента к социальной работе; повышение роли и поиск новых технологий практического обучения социальной работе.

Вопросы для самоконтроля

Расскажите об особенностях подготовки социальных работников в зарубежных странах.

Чем отличается российская система подготовки соци­альных работников от зарубежной?

Что вы считаете необходимым перенять из зарубеж­ного опыта в систему подготовки социального работ­ника в России?

Ситуация

С 1971 г. при Бутырской тюрьме в Москве создан музей. В течение 28 лет попасть туда могли только сами работники изолятора, представители МВД. С 1999 г. с 15.00 до 17.00 по вторникам и пятницам пройти в музей Бутырки может каждый. От центральной проходной тюрьмы в сопровождении офицера группа в 20 чело­век поднимается на второй этаж, проходя через решет­ки, многочисленные контрольно-пропускные пункты в следственный блок, чуть дальше которого размещает­ся касса музея. Здесь предлагают сувениры, изготов­ленные руками заключенных. Стоимость билета — 50 рублей с человека. Экскурсовод спускается с группой в подвал, где под потолком — картины заключенных, иллюстрирующие историю старейшей тюрьмы России, ниже по стенам — щиты с фотографиями и текстами, еще ниже под щитами — витрины с кандалами, колод­ками, металлическими ошейниками, наручниками, зам­ками, с запретными поделками заключенных, изъяты­ми во время обысков: игральные карты, аппараты для

нанесения татуировок, заточки, дубинки и т. д. После музея демонстрируют собственно тюрьму: следствен­ный отдел и следственный изолятор, в котором содер­жатся подследственные.

Что вы знаете о проблемах современных россий­ ских заключенных и подследственных? Есть ли тюрь­мы, колонии и СИЗО в вашем регионе? Кто контроли­ рует условия содержания в них людей? С 1997 г. в ДИМСИ реализуется программа "Юность без реше­ток", предполагающая моральную, психологическую и Юридическую поддержку юным заключенным, предос­тавление им возможности публикации творческих работ в газете "Зона". В рамках этой программы чле­ны ДИМСИ шефствует над исправительными учреж­дениями Московской, Рязанской, Псковской, Пермской областей, где представители творческой интеллиген­ции выступают с концертами, благотворительными акциями, презентацией своих произведений.

С помощью администраций исправительных уч­ реждений разработайте собственную программу "Юность без решеток", организуйте переписку с мо­лодыми заключенными, вставшими на путь исправле­ния. Организуйте акцию "Подарок заключенному" в вашем учреждении силами волонтеров.

Практическое занятие

Игра: "Кто есть кто?" (Этнические стереотипы)

(Использованы материалы учебного пособия "Ос­новы социальной педагогики и социальной работы". СоставительА.В. Пьяненкова).

Цель: Выявление у учащихся этнических стерео­типов.

Ход игры: Учащиеся разбиваются на группы (в зависимости от ситуации, произвольно, по варианту жребия"). Каждой группе дается задание охарактери­зовать какую-либо нацию (англичане, американцы, Французы, немцы, японцы). После выступления группам предлагаются карточки. Проводится обсуждение.

Вариант: каждой группе предлагается набор наци­ональных характеристик на карточках. Необходимо угадать: кто это?

Материал к игре: карточки.

Англичане

("Умей держать себя в руках").

Стабильность, постоянство, конформизм, культ самоконтроля и предписанного поведения, самообла­дание, сдержанность, обходительность, темперамент, культ частной жизни, любовь к порядку, любовь к ком­форту, стремление к умственной деятельности, терпи­мость к чужому мнению, цельность, тщеславие, досто­инство, вежливость, настойчивость, корректность, чувство такта.

Американцы

("Главное — свобода")

Патриотизм, энергичность, оптимизм, независи­мость, предприимчивость, трудолюбие, доверчивость, честность, жизнерадостность, самостоятельность, пря­молинейность, умение убеждать, законопослушность.

Французы

("Все чрезмерное — ничтожно")

Эгоцентризм, умение общаться, вежливость, благо­желательность, суетность, легкомыслие, увлекаемость, умение адаптироваться, восторженность, галантность, находчивость, скептицизм, расчетливость, хитроумие, непринужденность, живость, восприимчивость.

Немцы

("Характер нордический")

Честность, дальновидность, консерватизм, высокий уровень адаптации, прилежание, чистоплотность, бе­режливость, рассудительность, выдержка, скромность, склонность к подражанию, методичность, педантич­ность, терпение, добросовестность, стойкость, недоста­ток гостеприимства, сухость, грубоватость, культ сооб­щества, работоспособность, аккуратность, любовь к животным, музыке, цветам.

Японцы

("Во всякой ссоре повинны обе стороны") Трудолюбие, аккуратность, бережливость, вежли­вость, дисциплинированность, чувство долга, привержен­ность традициям, преданность авторитету, самооблада­ние, любознательность, сильно развитое эстетическое


чувство, стремление к взаимной зависимости, высокая организованность, самокритичность, отсутствие стрем­ления к ясности, честность, стойкость, верность стремле­ниям, дистанция и страх одиночества.

Диагностический материал: "Человек и нация".

1.    Раздражает ли вас, когда в коллективе люди од­
ной национальности говорят на своем языке, а осталь­
ные их не понимают?

а)    да, раздражает, считаю, что в многонациональ­
ном коллективе нужно говорить на доступном для всех

языке;

б)    да, раздражает, хотя считаю, что люди имеют право
говорить на своем языке где угодно и когда угодно;

в)    нет, меня это не раздражает, считаю это вполне
естественным;

г) мне это безразлично.

2. Назовите, пожалуйста, свои национальные: сказ­
ки; б) песни; в) танцы, г) предания, сказания, былины,
легенды.

3. Какие песни и танцы вам больше всего нравятся:
а) свои национальные; б) СНГ; в) зарубежные.

4. Как вы считаете, обязательно ли получить согла­
сие родителей на брак?

а) да, обязательно;

б) пожалуй, необязательно;

в) нет, необязательно;

г) мне трудно сказать.

5.    Как бы вы отнеслись, если бы кто-нибудь из ва­
ших ближайших родственников вступил в брак с чело­
веком другой национальности?

а) нежелательно;

б)    предпочел бы человека своей национальности,
но возражать бы не стал;

в)    национальность в браке не имеет значения, если
муж и жена соблюдают обычаи моего народа;

г)    национальность в браке не имеет никакого зна­
чения;

А) ТРУАНО сказать.

6.    Что должно быть главным при определении на­
циональности человека в первую очередь (1 признак):

а) национальность отца;

б) национальность матери;

в) принятый в семье язык;

 

г) собственное желание;

д) место или республика проживания;

е) иное (укажите).

7. Как вы считаете, чем отличаются представители разных национальностей (до 3 признаков).

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Всемирная конференция по пробле­ мам социальной работы "

(1-е заседание)

Класс делится на 4 — 5 групп. Каждая группа пред­ставляет делегацию одной из стран (Германия, Фран­ция, США, Россия, Англия и т. д.— это определяется жеребьевкой). На первом этапе представитель от каж­дой "делегации" делает доклад о том, как происходит профессиональная подготовка социальных работников в их стране. На втором этапе каждая делегация задает по одному вопросу каждой делегации (вопрос на уточ­нение, вопрос-тест, вопрос-ловушка). Преподаватель выступает в качестве эксперта и оценивает по трехбал­льной системе и вопросы, и ответы. В конце "заседа­ния" подводится итог и выясняется, какая из делегаций сумела набрать наибольшее количество баллов.






























Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М: Изд-во АСОПиР, 1995.

Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Вып.1.— М., 1991.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Куличенко P . M . Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России.— Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.

Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.

Обучение социальной работе: Преемственность и инно­вации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; пер. с англ. под ред. К5.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСО­ПиР, 1997.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.

Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К разви­тию концепции. / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991.

Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследо­вания.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1 — 8.— 1992-1998. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педа­гогов и социальных работников РФ, 1993.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.— 1994.

Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа.— Вып.1 — М.,1992.

ЗАНЯТИЕ 30

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.