Певческая и бытовая дикция и артикуляция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На начальном этапе обучения пению мы постоянно находимся в плену речевого голоса, пытаемся соединить речь с пением, однако физиологические механизмы речи и пения кардинально разнятся. Речь обеспечивается одними мышцами и иннервируется речевыми центрами мозга, пение же требует участия большого количества других мышц. Речевая артикуляция имеет свои центры в мозгу, а вокальные — свои. Достаточно упомянуть здесь известный эффект: заики никогда не заикаются в пении.

В речи мы произносим гласные звуки при помощи губ и ротоглотки. В классическом пении мы строим и произносим гласные в глотке, за корнем языка, и не нуждаемся в помощи губ. Когда мы открываем глотку полузевком, в ней как раз и образуется та полость, в которой мы и формируем (артикулируем) вокальные гласные. Начинающие певцы, не имея опыта вокальной артикуляции гласных глоткой, пытаются прибегнуть к помощи рта и губ, и тем самым провоцируют себя на речевую манеру пения. Это — тупиковый путь.

Поскольку пение отличается от бытовой разговорной речи, то, естественно, во время пения мы пользуемся несколько иными мышечными установками. Мускулатура в процессе пения работает более динамично, более активно, чем в процессе разговорной бытовой речи. Необходимо с первого же занятия отказаться от речевой артикуляции.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. В свою очередь ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав, – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость, глотка, гортань. Первое условие его работы – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

Главное для любого исполнителя – умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной «установки» всего голосового аппарата. Активная естественность (свобода) – естественная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная и активизированная. Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу.

Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются следующие специальные упражнения: 1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в 2 пальца. 2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки 3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче, максимально укорачиваются. Гласные в пении являются «носителями» вокального звука, они занимают почти всю длительность его звучания. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости отработать следующие движения:

1. Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх, вниз;

2. Произвести круговые движения языком слева направо и наоборот;

3. Упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю;

4. При открытом рте и слегка высунутом языке сделать его широким, узким, «чашечкой», слегка приподнятым, напряженным;

5. Побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри. Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д.

6. Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки «опадают»);

7. Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г;

8. Для активизации мышц губ надуть щеки, сбросить воздух резким хлопком через сжатые губы, энергично произнося: П-Б, П-Б, П-Б

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З - растянуть губы в улыбке. Упражнения: Растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов; Вытянуть губы трубочкой. Чередовать эти упражнения.

Вдохнув, задержав дыхание и на выдохе произнести следующие слоги: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ, БУ БО БА БЭ БИ БЫ, КУ КО КА КЭ КИ КЫ, ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ и т.д. Следить, чтобы гласная звучала коротко и резко, а согласная – длинно. (ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА, РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ, ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ).

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались.

Акцентировать внимание на том, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так как они пишутся, а как произносятся согласно транскрипции. Темпы можно варьировать. Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и формированию длительного дыхания.


 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.