Раздел 1. Физическая рекреация в сфере досуга человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Раздел 1. Физическая рекреация в сфере досуга человека

1.1 Использование физической рекреации для отдыха

1.2 Физическая рекреация – вид физической культуры

1.3 Феномен физической рекреации

1.4 Стритбол шагает по планете

Раздел 2. Методы исследования

Раздел 3. Результаты исследований

Раздел 4. Обсуждение полученных результатов

Выводы

Практические рекомендации

Список использованной литературы



Введение

 

Актуальность исследования. Проблема самореализации занимает центральное место в гуманистической психологии, которая считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей психологии. Важность исследования данной проблемы обусловлена еще и тем, что до сих пор не изучена психологическая обусловленность самореализации средствами физической рекреации.

Особенностью изучения данной проблемы в работах отечественных авторов является то, что физическая рекреация рассматривается как фактор успешности человека вообще, либо в конкретных сферах деятельности – чаще в учебной, либо оценивается роль физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности – повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния – улучшении настроения, которые способствуют успешности в жизни и самореализации.

В данной работе физическая рекреация рассматривалась в контексте отношения к ней различных социальных групп. Авторы, изучающие проблему отношения к физической рекреации в качестве фактора самореализации личности, затрагивают лишь проблему влияния физической рекреационной активности на самореализацию (Закревская Н.Г., 2000; Никитина А.А., 2002; Рыжкин Ю.Е., 1997, 2002; Филимонова С.И., 2000), но не рассматривают отношение к физической рекреационной деятельности как фактор самореализации личности. Отношение к физической рекреации исследовалось на основе новых, современных положений и критериев отношений – активности, потребности и удовлетворенности занятиями (по А.Н. Николаеву).

В работе представлена попытка теоретического обобщения и экспериментального обоснования отдельных положений по вопросу об отношении к физической рекреации как фактору самореализации личности. Учитывая недостаточность эмпирических данных по данному вопросу, его изучение имеет высокую актуальность.

Объект исследования: показатели, отражающие отношение к физической рекреации; психологические свойства, демографические и социальные характеристики испытуемых; степень их самореализации в сфере учебной деятельности и личной жизни, а также степень реализации ими различных жизненных ценностей.

Предмет исследования: возможность формирования у испытуемых позитивного отношения к занятиям физической рекреацией (на примере использования рекреационного стритбола) и характер влияния на показатели их самореализации.

Характеристика испытуемых. Общее число испытуемых составило 60. Из них – 30 мальчиков, и 30 девочек.

Гипотеза исследования: предполагалось, что позитивное отношение к занятиям стритболом является фактором самореализации личности.

Цель исследования: установление характера влияния потребности, активности и удовлетворенности физической рекреацией на показатели самореализации личности в учебной и личной сфере с учетом демографических, социальных и психологических факторов для разработки технологии формирования позитивного отношения к занятиям рекреационными играми.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Рассмотреть возможность использования стритбола в качестве рекреационной игры.

3. Определить выраженность показателей самореализации у старших школьников.

4. Выявить демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых.

4. Установить особенности взаимосвязи отношения к физической рекреации и самореализации личности.

Основой исследования являются современные теории: физической рекреации – Г.П. Виноградова (1997, 1998, 1999), В.М. Выдрина (1987, 1989, 1995), Б.В. Евстафьева (1985), Л.И. Лубышевой (2001), Г.С. Никифорова (2000), Н.И. Пономарева (1975, 1989), Ю.Е. Рыжкина (1997, 2001, 2002) и самореализации личности – К.А. Альбухановой-Славской (1991, 1995), Л.И. Анциферовой (1990. 1994), А.Н. Леонтьева (1994), Д.А. Леонтьева (1997), Л.А. Коростылевой (1998, 2000, 2001), А.А. Реана (2000, 2001).



Игра «Бросайка»

Игра направлена на:

-на развитие сенсорно-перцептивных способностей (представлений о цвете, формирование барического чувства и т.п.);

- формирование способности к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства);

- развитие способности к реагированию (время сложной двигательной реакции);

- повышение способности к сохранению равновесия (статическая координация);

- формирование возможности к поддержанию максимально возможного темпа движений (частота движений за единицу времени),

- развитие способности к словесной регуляции движений (выполнение двигательных действий по словесной инструкции),

- развитие активного воображения;

- снижение повышенного психического возбуждения;

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, воспитание умения проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь.

Инвентарь:

в набор для игры «Бросайка» входят 6 кожаных мячей (3 красных, 3 синих разного размера и веса. 1 мяч бежевого цвета используется в качестве точки-цели на площадке). Для подведения результатов необходима линейка размером 50 см. Площадка для проведения игры должна быть ровной и может быть произвольных размеров.

Правила

Подготовительный этап игры

В игре могут участвовать 2 команды от 1 до 6 человек в каждой. Перед началом игры судья проводит жеребьевку и определяет, какая команда будет играть синими, а какая - красными шарами. Во время жеребьевки также определяется первоочередность хода команды. Участники каждой команды должны иметь свой номер от 1 до 6. В начале игры судьей выставляется цель - точка на площадке на определенном расстоянии от линии броска. Расстояние до цели определяется, исходя из тренировочных бросков участников (бросается тяжелый мяч). Бросок всеми участниками выполняется от одной заданной линии броска.

Во время игры участники поочередно бросают мячи к цели (от самого легкого к тяжелому в первых 6-ти розыгрышах и наоборот - в розыгрышах с 7-го по 12-й - от самого тяжелого к самому легкому). После первых 6-ти розыгрышей дается право на тренировочные броски с возможностью изменить положение цели по их итогам.

Основной этап игры

Игра делится на розыгрыши. Розыгрыш включает в себя 6 бросков. Предлагаемое количество розыгрышей - 12, но оно может изменяться в зависимости от физической подготовленности участников.

В первых 6-ти розыгрышах мяч после броска должен катиться по игровой поверхности. В розыгрышах от 7-го до 12-го - мяч бросается снизу вверх в цель от ноги.

Если в командах по 1 игроку, то он поочередно бросает 3 мяча по одному по очереди, установленной жребием.

Если в командах по 2-3 игрока, то они по очереди бросают мячи от самого легкого к тяжелому.

В случае, если игроков в команде от 4-х до 6-го, то они разделяются (2+2, 3+2, 3+3) и принимают участие в разных розыгрышах.

Участники имеют право выбивать и отодвигать мячи соперника.

Оценка результатов игры

Подсчет очков производится в конце каждого розыгрыша. Отдельно измеряется расстояние от мячей одного веса до цели. За мяч, расположенный ближе к цели дается 1 очко. В случае одинакового расстояния дается по 1 очку каждой команде. В каждом розыгрыше команда может набрать не более 3 очков. Очки всех розыгрышей суммируются. Победу одерживает команда, набравшая большее количество очков.

Упрощенный вариант игры: в качестве цели выступает подушка, игрокам необходимо попасть мячом на подушку. Необходимо, чтобы каждый участник выполнил бросок всеми мячами одного цвета. Очки даются за попадание в цель. Бросок производится снизу вверх от ноги.

Учебный вариант: На игровой площадке может размещаться несколько мишеней разного цвета или с различными изображениями.

1)По команде судьи игры (тренера, учителя физкультуры и др.) участники должны выполнить бросок по указанной цели. Очки даются за правильное попадание по мишени.

2)Судья игры задает цель и называет вес мяча, которым необходимо попасть в цель. Очки даются за точное попадание и за правильно подобранный по весу мяч. Наряду с весом мяча может также задаваться его цвет.

3) Игроки 2-х команд выстраиваются в линейку друг за другом. Первый участник выполняет бросок и задает цель следующему участнику. Следующий участник по указанию судьи игры должен попасть: «в то же место», «в 2 раза ближе», «в 2 раза дальше». Броски выполняются от самого легкого к самому тяжелому мячу или наоборот в зависимости от установки на выполнение последовательности игрового правила. В данном случае команде могут начисляться штрафные баллы за грубые ошибки в выполнении задания. Судья (тренер, учитель физкультуры и др.) может варьировать тип броска мяча. Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.

Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида с детским церебральным параличом.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).

Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме [Гребешева и др., 1990].

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

В качестве основного использовался метод констатирующего, сравнительного и формирующего исследования. Применялись методы опроса, а также нестандартизированного наблюдения.

Использовались методики оценки степени физической активности (Харитонов А.В., 1998); потребности в занятиях физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998), мотивации спортивной деятельности (Лозовая Г.В., 2002); факторов, препятствующих занятиям физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998); общего состояния здоровья (Дознадзе Д.С., Сепиашвили Р.И., Ханин Ю.Л., 1987); успешности и удовлетворенности учебной деятельностью (Лозовая Г.В., 2003); ценностных ориентаций (Николаев А.Н., 2000); свойств темперамента (Бренгельман Л., Бренгельман Р., 1989); самооценки (Лозовая Г.В., 2003); направленности личности (Смейкал В., Кучер М., 2000); мотивации успеха (Реан А.А., 2001).



Выводы

 

Физическая рекреация - вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.

2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной деятельности и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.

6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры).

Таким образом, предметные области физической рекреации весьма широки, объемны; они вторгаются в междисциплинарную область либо традиционно, либо с помощью недавно освоенных других частных теорий. Это пока затрудняет создание собственной теории физической рекреации и тем более предложение какого-либо обобщающего ее определения.

Стритбол - это уличная версия баскетбола. Игра ведется на одно кольцо двумя командами. В каждой команде должно быть до трех, в некоторых случаях до четырех человек.

Стритбол в наше время начинает развиваться и набирает обороты в своем становлении. В эту игру может играть совершенно любой. Поэтому есть значительные возможности использовать данную игру в рекреационных целях.

Отношение к физической рекреации (в первую очередь, физическая рекреационная активность) связано с самореализацией в учебной сфере.

Респонденты, более активные в занятиях зарядкой, спортивными играми, высоко оценивают успешность своей учебной деятельности. Обнаружено, что лица с высокой степенью удовлетворенности своей физической активностью в большей степени удовлетворены своей учебной деятельностью.

Занятия спортивными рекреационными играми связаны с удовлетворенностью испытуемыми личной жизнью. Помимо этого, обнаружена взаимосвязь между высокими значениями показателей мотивов занятий физической рекреацией и показателей удовлетворенности в сфере личной жизни.

Респонденты, проявляющие активность в различных видах физической рекреации (самые сильные связи обнаружены в отношении занятий пешеходными прогулками), отмечают большую реализацию значимых ценностей в их жизни, нежели те, кто занимается меньше или не занимается рекреационной деятельностью вообще. Высокая потребность в занятиях физической рекреацией связана с реализацией ценностей здоровья, ярких впечатлений от жизни, общения и автономности. Выявлено, что у испытуемых, удовлетворенных степенью своей физической активности, в большей степени, нежели у остальных, реализованы ценности здоровья, личностного роста и общения.

Самым популярными видами физической рекреации старшеклассников являются спортивные игры и утренняя зарядка. Наименее популярны: среди 10-класников – велосипедные прогулки, среди 9-класников – велосипедные прогулки и легкая атлетика, среди 11-класников – катание на коньках, атлетическая гимнастика и занятия шейпингом.

Главный мотив занятий физической рекреацией для всех групп испытуемых – совершенствование.

Пол, образование, принадлежность к определенной социальной группе являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией.

Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации. Так, респонденты, в личности которых преобладает направленность на себя, проявляют физическую рекреационную активность посредством занятий зарядкой, легкой атлетикой и шейпингом.

Выявлено, что испытуемые, в жизни которых большое значение имеет ценность «власть и влияние», в основном активны в занятиях единоборствами; ценность «здоровье» связана с проявлением активности в сфере занятий лыжным спортом и спортивными играми; ценность «материальный успех» – с занятиями единоборствами, атлетической гимнастикой и нетрадиционными видами спорта; «межличностные контакты и общение» – с активностью в сфере лыжных прогулок и атлетической гимнастики; лица, стремящиеся получить «яркие впечатления от жизни», проявляют активность в занятиях спортивными играми, атлетической гимнастикой и нетрадиционными видами спорта.

Респонденты, имеющие высокую самооценку внешности, успешности в делах, жизненной активности и волевых качеств, более активны в сфере занятий физической рекреацией, а также более удовлетворены степенью своей активности.

Обнаружена связь между особенностями темперамента испытуемых и предпочтениями в занятиях различными видами физической рекреации. Экстраверты в основном проявляют физическую рекреационную активность в сфере пешеходных прогулок. Эмоциональная возбудимость связана с занятиями утренней зарядкой, спортивными играми, единоборствами, туризмом, занятиями шейпингом и катанием на коньках; темп реакции – с занятиями спортивными играми, единоборствами, туризмом и нетрадиционными видами спорта.

Технология по формированию и поддержанию мотивов занятий физической рекреацией эффективна, ее реализация привела к изменению мотивов в сторону их большей выраженности.

После проведения формирующего эксперимента отношение представителей экспериментальной группы к физической рекреации изменилось: физическая рекреационная активность и потребности в занятиях возросли, а удовлетворенность активностью снизилась.


Практические рекомендации

 

Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхание (натуживание). Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывает у занимающихся положительные эмоции.




Список использованной литературы

 

1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоров'я, 1984. - 232 с.

2. Боберський І. Рухливі забави та ігри. - Львів: НТШ, 1994. - 64 с.

3. Болобан В.Н. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости; Автореф. дис. докг. пед. наук. - К,, 1990. - 45 с.

4. Бондаревский Е.А. Надежность тестов, используемых для характеристики человека. «Теория и практика физической культуры». 1970. - №5, С. 15-18.

5. ВерхошанскиЙ Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: "ФиС", 1970. - 200 с.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: "ФиС", 1977. - 215 с.

7. Волков В.К., Цикулин Л.Е. Лечение и реабилитация больных гипертонической болезнью в условиях поликлиники. - М.: Медицина, 1989. С. 256.

8. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей. – М., 1988. – 360 с.

9. Воячецкий Э. Развивая силу // Физическая культура в піколе, 2000. - №2. - С. 46-48.

10. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация - вид физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989. № 3, с. 2-3.

11. Демчишин А.П. та ін. Рухливі та спортивні ігри в школі / Посібник для вчителів. - К.: Освіта, 1992. - 175 с.

12. Дубогай О.Д., Завацький В.І., Короп Ю.О. Методика фізичного виховання студентів, віднесених за станом здоров'я до спеціальної медичної групи. // Навч. посібник. Луцьк: Надстир'я, 1995. - 220 с.

13. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВИФК,1985. - 118 с.

14. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / Учебное пособие для вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002. С. 560.

15. Завацький В.І. Фізіологічна характеристика розвитку організму школярів. – Луцьк: „Надстир'я". – 1994. - ст. 149.

16. Загальна фізіотерапія і курортологія /Є.М. Панасюк, Я.М. Федорів, В.М. Модилевський. - Львів: Світ, 1990. - 136 с

17. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Проблемы надежности двигательных тестов. М. ГЦОЛИФК, 1978. – 19 с.

18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена М. «Физкультура и спорт», 1965. - 199 с.

19. Іващенко Л.Я., Пирогова Е.А. Вплив фізичних вправ на працездатність і здоров'я людини. - К.: „Здоров'є", 1986.

20. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. - М, 1999. - 126 с.

21. Келлер В.С., Платонов В.М. Теоретико-методичні основи підготовки спортсменів. - Львів: Українська Спортивна Асоціація, 1993. - 270 с.

22. Клиническая физиотерапия /И.Н. Сосин, Л.Д. Тондий, Е.В. Сергиени и др /Под ред. И.Н. Сосина. - Киев: Здоров'я, 1996. - 624 с.

23. Козіброда Л.В. Особливості застосування специфічних засобів фізичного виховання для дітей, що мають відхилення у стані здоров'я (на прикладі дошкільних закладів м. Львова) // Актуальні проблеми розвитку руху «Спорт для всіх» у контексті європейської інтеграції України: Матеріали міжнар. наук.-практ. конф. - Тернопіль, 2004. – 385 с.

24. Комарова Л.А., Терентьева Л.А., Егорова Г.И. Сочетанные методы физиотерапии. - Рига: Знание, 1986. - 173 с.

25. Короп Ю.О. Розвиток гнучкості в школярів // Фізичне виховання в школі. - 1997. - №3. - С. 40-45. - №4. - С.28-35.

26. Лечебная физическая культура. Справочник. / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.

27. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н. М.: ФиС, 1988. С. 270.

28. Лечебная физическая культура: Справочник./ Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1987. – 528 с.

29. Линець М.М. Основи методики розвитку рухових якостей: Навчальний посібник для фізкультурних вузів. - Львів: "Штабор", 1997. - 204 с.

30. Липець М.М., Андрієнко Г.М. Витривалість, здоров'я, працездатність... -Львів, 1993. - 131 с.

31. Лікувальна фізкультура та спортивна медицина /В.В. Клапчук, Г.В. Дзяк, І.В. Муравов та ін /За ред. В.В. Клапчука, Г.В. Дзяка. - Киев: Здоров'я, 1995, - 312 с.

32. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 11-13.

33. ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф. Каптелина А.Ф.и Лебедевой И.П. М.: Медицина, 1995. С. 98.

34. Лях В. Двигательные способности // Физическая культура в школе, 1996. - №2. - С. 2-8.

35. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе, 1998. - №1. - С.7-14.

36. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе, 1999. - №1. - С. 4-10.

37. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе, 2000. -- №4. - С.6-13; №5. - С.3-10

38. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе.1997. - №3. - С. 2-8.

39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культуры. - М.: "ФиС", 1991, - 543 с.

40. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культуры. М.: Медицина, 1954.

41. Мун Вон Бэ. Организационно-структурные закономерности и тенденции развития туризма в сфере досуга населения Республики Корея: Автореф. канд. дис. Спб., 1998. - 35 с.

42. Мурза В.П. Фізичні вправи і здоров'я. Київ „Здоров'я", 1991, 256 с.

43. Мухін В.М. Фізична реабілітація. – К.: Олімпійська література, 2000. – 423 с.

44. Определение физической подготовленности школьников / Под. ред. Б.В.Сермеева. - М.; Педагогика, 1973. - 104 с.

45. Орлов А.С. Социология рекреации. - М.: Наука, 1995. - 118 с.

46. Панін І.А. Рухова активність та здоров'я школярів в умовах пострадіаційного забруднення. // Початкова школа, 1999. - №5. С.62.

47. Панін І.А. Рухова активність школярів молодших класів у структурі уроку фізвиховання. Матеріали 1-ї міжнародної науково-практичної конференції. Луцьк., 1996.

48. Панін І.А., Панін А.І. Оцінка фізичної підготовленості учнів 1-11 класів, які мешкають в зоні посиленого екологічного ризику, на прикладі швидкісних та швидкісно-силових якостей: Методичні рекомендації - Чернігів, 1996. – 22 с.

49. Пархотик И.И. Лечебная физическая культура. - Киев, 1986. - 156 с.

50. Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсменів. -К.; Олімпійська література, 1995. - 319 с.

51. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ. 2000. - 504 с.

52. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1996. - 451 с.

53. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена "физическая рекреация" //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 55-57.

54. Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в комплексе наук о человеке // Вестник Балтийской педагогической академии, 2001, № 40, с. 75-78.

55. Скурихина Л.А. Физические факторы в лечении и реабилитации больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. - М.: Медицина, 1979. - 208 с.

56. Справочник по детской лечебной физкультуре. / Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983. - 360 с.

57. Стернина З.М. Теорія і методика виховання сліпих і слабозорих школярів. - Л., 1980. -148с.

58. Стриковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. - Л.: Медицина, 1991. - 158 с.

59. Фарфель В.С. Управление движеиями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975,-208 с.

60. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. / Под ред. А.М. Шлемина. – М., 1988.

61. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – К., 2002.

62. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.- М.: Наука, 1979. - 70 с.

63. Экология, здоровье, спорт. Под ред. Агаджаняна Н.А., Полатайко Ю.А. - Ив.-Франковск -Москва: Пласт, 2002.

Содержание

 

Введение

Раздел 1. Физическая рекреация в сфере досуга человека

1.1 Использование физической рекреации для отдыха

1.2 Физическая рекреация – вид физической культуры

1.3 Феномен физической рекреации

1.4 Стритбол шагает по планете

Раздел 2. Методы исследования

Раздел 3. Результаты исследований

Раздел 4. Обсуждение полученных результатов

Выводы

Практические рекомендации

Список использованной литературы



Введение

 

Актуальность исследования. Проблема самореализации занимает центральное место в гуманистической психологии, которая считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей психологии. Важность исследования данной проблемы обусловлена еще и тем, что до сих пор не изучена психологическая обусловленность самореализации средствами физической рекреации.

Особенностью изучения данной проблемы в работах отечественных авторов является то, что физическая рекреация рассматривается как фактор успешности человека вообще, либо в конкретных сферах деятельности – чаще в учебной, либо оценивается роль физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности – повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния – улучшении настроения, которые способствуют успешности в жизни и самореализации.

В данной работе физическая рекреация рассматривалась в контексте отношения к ней различных социальных групп. Авторы, изучающие проблему отношения к физической рекреации в качестве фактора самореализации личности, затрагивают лишь проблему влияния физической рекреационной активности на самореализацию (Закревская Н.Г., 2000; Никитина А.А., 2002; Рыжкин Ю.Е., 1997, 2002; Филимонова С.И., 2000), но не рассматривают отношение к физической рекреационной деятельности как фактор самореализации личности. Отношение к физической рекреации исследовалось на основе новых, современных положений и критериев отношений – активности, потребности и удовлетворенности занятиями (по А.Н. Николаеву).

В работе представлена попытка теоретического обобщения и экспериментального обоснования отдельных положений по вопросу об отношении к физической рекреации как фактору самореализации личности. Учитывая недостаточность эмпирических данных по данному вопросу, его изучение имеет высокую актуальность.

Объект исследования: показатели, отражающие отношение к физической рекреации; психологические свойства, демографические и социальные характеристики испытуемых; степень их самореализации в сфере учебной деятельности и личной жизни, а также степень реализации ими различных жизненных ценностей.

Предмет исследования: возможность формирования у испытуемых позитивного отношения к занятиям физической рекреацией (на примере использования рекреационного стритбола) и характер влияния на показатели их самореализации.

Характеристика испытуемых. Общее число испытуемых составило 60. Из них – 30 мальчиков, и 30 девочек.

Гипотеза исследования: предполагалось, что позитивное отношение к занятиям стритболом является фактором самореализации личности.

Цель исследования: установление характера влияния потребности, активности и удовлетворенности физической рекреацией на показатели самореализации личности в учебной и личной сфере с учетом демографических, социальных и психологических факторов для разработки технологии формирования позитивного отношения к занятиям рекреационными играми.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Рассмотреть возможность использования стритбола в качестве рекреационной игры.

3. Определить выраженность показателей самореализации у старших школьников.

4. Выявить демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых.

4. Установить особенности взаимосвязи отношения к физической рекреации и самореализации личности.

Основой исследования являются современные теории: физической рекреации – Г.П. Виноградова (1997, 1998, 1999), В.М. Выдрина (1987, 1989, 1995), Б.В. Евстафьева (1985), Л.И. Лубышевой (2001), Г.С. Никифорова (2000), Н.И. Пономарева (1975, 1989), Ю.Е. Рыжкина (1997, 2001, 2002) и самореализации личности – К.А. Альбухановой-Славской (1991, 1995), Л.И. Анциферовой (1990. 1994), А.Н. Леонтьева (1994), Д.А. Леонтьева (1997), Л.А. Коростылевой (1998, 2000, 2001), А.А. Реана (2000, 2001).



Раздел 1. Физическая рекреация в сфере досуга человека

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 279.