Экспорт нефтепродуктов из России по железной дороге, тыс. т
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  2001 г. ± 2000 г.
Мазут 18441 484
Дизельное топливо 16879 100
Бензин, керосин, ТС 6073 -961
Газоконденсат и сжиженный газ 3732 448
Прочие нефтепродукты 3469 -841
ИТОГО 48594 -771

 

Экспорт нефти Россией в 2001 г. по компаниям ( млн т): ЮКОС – 22.7; Сургутнефтегаз – 16.2; ТНК – 14.7; Татнефть – 9.2; Сибнефть – 7.2; Роснефть – 5.5; Славнефть – 5.3; Башнефть – 4; Сиданко – 2.7; Газпром – 1.2; прочие – 13.5. (данные об экспорте Лукойла) отсутствуют.

 

 

Диаграмма 4 1

Тенденции снижения мировых цен на нефть, наметившиеся в конце 2001г., вновь возбудили интерес к перспективам России, ее экономике в меняющейся ситуации с мировыми ценами на нефть. В Европе появляется все больше сырья из государств, не входящих в ОПЕК (в первом квартале 2001 года увеличение экспорта составило 700 тыс. баррелей в сутки), причем лидерами поставок выступают как раз Россия и страны СНГ (500 тыс. баррелей в сутки). Уже тогда, в конце 2001г., нам приходилось прогнозировать возможное развитие событий на среднесрочную перспективу. Наиболее вероятными виделись три сценария.

Первый сценарий – сохранение цены на нефть на среднем приемлемом уровне – 20-25 долларов за баррель на достаточно длительное время (3-5 лет). Российская экономика в этом случае получает возможность для относительно динамичного и прогнозируемого развития.

Второй – резкое повышение мировых цен на энергоносители (до 28-30 долларов за баррель) в результате распространения антитеррористических мер США на государства - нефтедобытчики (Иран, Ирак, Ливия) с последующим падением мировых цен на нефть по мере завершения операций (до 15-17 долларов за баррель). В этом случае Россия должна оптимальным образом использовать период высоких топливных цен для создания резерва на будущее.

Третий – снижение и стагнация мировых цен на нефть (на уровне 12-15 долл. за баррель) в результате развития долгосрочного спада в мировой экономике. Это наиболее сложный для России вариант развития событий, способный повлечь за собой обращение России за новыми займами к международным финансовым организациям.

Как показала практика, реальный сценарий развития событий на мировом рынке в 2002 г. оказался близок к наиболее вероятному, первому сценарию. В такой ситуации наиболее организованная сила мирового нефтяного рынка - ОПЕК - начала готовить меры для его стабилизации и возвращения цен в желательное русло. ОПЕК было принято решение уменьшить свое суммарное производство нефти с 1 января 2002 г. на 1,5 млн баррелей в сутки при условии, если другие экспортеры, не входящие в эту организацию, снизят свой экспорт на 0,5 млн баррелей. При этом, если снижение производить пропорционально текущему экспорту, на долю России приходилось около 200 тыс. баррелей. После долгих споров, а также угрозы со стороны ОПЕК обвалить цены до 5-7 долларов, увеличив свой экспорт на 5 млн баррелей в сутки, правительство решило снизить экспорт нефти на 150 тыс. баррелей в сутки с 1 января 2002 г. Нефтеэкстортерам удалось поддержать мировую цену на уровне выше 20 долл. за баррель.

И все же конкретные позиции России в мировой нефтяной игре служат предметом пристального внимания и многочисленных спекуляций. Эти спекуляции служат цели побудить Россию к конкретным действиям в интересах либо производителей либо потребителей нефти.

Позиция американцев вполне понятна: побудить Россию выступить в противовес ОПЕК против сокращения квот на добычу и экспорт нефти. При этом, однако, США весьма осторожно стимулируют инвестиции в нефтедобывающий сектор экономики России. В целом же интересы России и США в части цен на энергоносители отнюдь не совпадают. Россия, будучи вторым после Саудовской Аравии, мировым экспортером нефти более заинтересована в поддержании относительно высоких цен на нефть, США, являющиеся крупнейшим импортером нефти – напротив, в их достаточно низком уровне. 

Поэтому основное внимание Россия уделяет, все же, отношениям с ОПЕК. Известно, что падение цены барреля нефти на 1 долл. адекватно недобору млрд. долларов в российском бюджете. Поэтому Россия склонна считаться с требованиями ОПЕК. В отношениях между Россией и ОПЕК отмечается сложная комбинация интересов сторон, тесно взаимосвязанных на мировом нефтяном рынке.

 Как известно, Россия пошла на сокращение своего нефтяного экспорта в I квартале 2002 г. на 150 млн. т в рамках единой с ОПЕК стратегии за повышение нефтяных цен. Позднее Россия приняла решение ограничить свой экспорт нефти и на II квартал 2002 г. до уровня, обозначенного ранее достигнутыми договоренностями с ОПЕК.

Однако, исходя из укрепления своих позиций на мировом нефтяном рынке, Россия решилась на отмену своего решения по сокращению экспорта нефти, во многом рассчитывая на сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры.

Сокращение ежедневных поставок российской нефти на мировые рынки на 2 млн. баррелей позволило стабилизировать мировую цену на нефть в коридоре 20-25 долл. за баррель.

Россия обязалась сдерживать свой нефтяной экспорт до конца I полугодия 2002 г. На самом же деле, ограничения соблюдались лишь до конца I квартала года, а 17 мая 2002 г. страна официально отказалась от договоренностей с ОПЕК. Было решено, что в предстоящие два месяца Россия постепенно выйдет на свои обычные объемы добычи и экспорта нефти. Решение восстановить объемы экспорта не было неожиданным. Этому есть свои причины. Российские нефтяные компании давно выступали за снятие квот и ограничений на экспорт и оказывали давление на правительство с тем, чтобы отказаться от соглашения с ОПЕК, не дожидаясь конца второго квартала, ведь основную прибыль они получают от экспорта, так как на внутреннем рынке потребители платят за нефть гораздо более низкую цену.

Кроме того, специфика России в том, что она, в отличие от стран ОПЕК, не способна варьировать объемы добычи и экспорта: слишком велика и односторонне выражена зависимость ее экономики от нефтедолларов. В России, как известно, правительство ставит возможность выплаты по долгам в зависимости от ценовой конъюнктуры рынка энергоносителей и вытекающих отсюда перспектив дополнительных доходов бюджета.

В 2002 г. средства от реализации минерально-сырьевых ресурсов, а также продуктов их переработки пополнили федеральный бюджет на 721,5 млрд. руб., что составило 42% доходной части. А валютные поступления от поставок за рубеж ТЭР (топливно-энергетических ресурсов) превысили 70% общего объема российского экспорта. Доходы от продажи нефти составили около 20% экспортных поступлений России.

Экспорт нефти из России в январе-ноябре 2002 года составил 171,47 млн. тонн, что на 17% выше аналогичного показателя прошлого года. Как передает агентство нефтяной информации, выручка за экспортные поставки в 2002 г. выросла на 12% и составила $26,1 млрд. В марте экспорт нефти российскими компаниями также был на рекордно высоком уровне - 11,56 млн. т (2,723 млн. барр./сут.) по сравнению с 9,95 млн. т (2,590 млн барр./сут.) в феврале.

Темпы трубопроводного экспорта нефти российскими компаниями в I квартале 2002 г. достигли исторического максимума в 2,635 млн барр./сут. по сравнению с 2,534 млн. барр./сут. в IV квартале прошлого года. Суммарные отгрузки российской, каспийской и белорусской нефти за пределы СНГ в январе-марте составили 42,26 млн. т против 40,03 млн т в октябре-декабре 2001 г. Снижение тарифов "Транснефти" на прокачку нефти на экспорт с начала февраля позволило отправить за рубеж дополнительные объемы. Стоимость транспортировки в латвийский Вентспилс сократилась на $3,7/т, и, в результате, экспорт составил 1,3 млн. т против запланированных 1,04 млн т.

Сокращение стоимости прокачки нефти в Германию и Польшу на $3,74/т позволило поставить туда близкие к рекордным 3,5 млн т. "Юкос" и ТНК в марте отгрузили из польского порта Гданьск, соответственно, три и одну танкерные партии суммарным объемом 419 тыс. т. Наибольшие объемы сырья были поставлены из России в Германию (18,98 млн. тонн), Италию (17,86 млн. тонн), Нидерланды (14,95 млн. тонн) и Польшу (13,87 млн. тонн). В страны СНГ в январе-ноябре было вывезено свыше 29 млн. тонн нефти на сумму 3188,6 млн. долл.

Подведем итоги.

В период с 1998-2002 гг. в любом случае, можно констатировать достаточно благоприятную для России ситуацию на мировых нефтяных рынках, когда, во-первых, возрастает ее роль как существенного игрока на этих рынках, во-вторых – конъюнктура спроса сулит возможности маневра во внутриэкономической и внешнеэкономической политике. Достигнут некоторый консенсус между федеральным правительством и нефтяными компаниями по поводу «правил игры». Российские нефтяники не выступают единым фронтом по поводу ограничений добычи, но, в целом, они поддерживают правительственные решения.

За исследуемый период суммарный экспорт российской нефти составил 758 млн. т, т.е. увеличился по сравнению с базисным 1998 г. на 48 млн. т. После дефолта 1998 г. основные показатели экспорта возрастают в среднем на 3,5% ежегодно. Вместе с тем, важно отметить наметившуюся тенденцию роста продуктов нефтепереработки в общем объеме экспорта, который, однако, незначителен (0,75%) и не может свидетельствовать о переориентации направленности экспорта с сырьевой на готовую продукцию. Доля нефтепродуктов в общем объеме экспорта нефти на протяжении всего исследуемого периода существенно не меняется и составляет, в среднем, 27,5%.

Возвращаясь к России, отметим, что она впервые продемонстрировала свою готовность к скоординированным с ОПЕК действиям и подтвердила их реально. Второе – Россия стремиться играть все более активную роль на пространстве, неконтролируемом ОПЕК – стран СНГ и некоторых новых нефтедобывающих государств вне этой зоны. Третье – для Росси важна дифференциация цен на нефть на основных мировых рынках. В последнее время подорожание нефти в Европе идет активнее, чем в США. При этом западноевропейские партнеры России обещают компенсировать ей возможное понижение цен на нефть выделением новых кредитных линий.

Подводя итог анализу современных тенденций участия России в мировом, прежде всего, в европейском нефтегазовом бизнесе, можно отметить, что страна постепенно вписывается в глобальные схемы энергоснабжения, не забывая, при этом, и о своих интересах.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что Россия, как субъект международных отношений на нефтяном рынке, и ее крупнейшие корпорации все в большей мере становятся полноправными участниками «игры». На государственном уровне это выражается в диверсификации контрактов с производителями и потребителями энергоресурсов. На корпоративном – в выходе российских ВИНК за рамки государственных границ, в активном поиске стратегических партнеров за рубежом. В целом, эта тенденция соответствует глобальным геостратегическим интересам России, хотя, очевидно, развитие в данном направлении будет происходить с большими проблемами и противоречиями.



Заключение

Нефть является одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта.

Россия занимает восьмое место в мире по запасам нефти и второе – по ее экспорту. Более 40% нефти Россия экспортирует, главным образом, в Европу (в Великобританию, Германию, Францию, Италию, Испанию), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[5] и Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%. Россия относится к немногим странам мира, имеющим возможность в течение длительного времени развивать крупномасштабную нефтяную промышленность, полностью ориентируясь на собственные природные ресурсы.

К основным нефтедобывающим районам страны относят: Западная Сибирь - крупнейший нефтеносный и нефтедобывающий район России, Уральский и Поволжский районы, Европейский Север, Восточно-Сибирский экономический район, Центральный и Волго-Вятский экономические районы России. Центральный район (Ивановская, Костромская, Ярославская и смежные с ними области) Северокавказский и Дальневосточный экономический район России.

Ценовый фактор для российского нефтяного комплекса, начиная с 90-х гг. являлся, пожалуй, основным в определении стратегии его развития. 1998 год стал для России критическим по динамике топливных цен экспорта, Благодаря последовательной политике ограничения поступления нефти на мировой рынок, странам ОПЕК вместе с примкнувшими к ним Мексикой, Оманом, Норвегией и Россией в 1999 г. удалось добиться повышения в три раза цен на "черное золото".

Период 1999-2000 гг. в целом стал для России благоприятным, в основном, за счет благоприятной конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей. Практически весь прирост национальной экономики в этот период был обеспечен двумя факторами: снижением курса рубля к доллару после дефолта осени 1998 г. и повышением мировых цен на нефть. Начало XI в. характеризуется постепенным укреплением позиций России в мировом нефтяном бизнесе, экспорт российской нефти в это время устойчиво рос: в 1998 - 136,5, в 1999 - 132,9 млн. т, в 2000 - 144,2 млн. т.

Таким образом, мировая конъюнктура 1999-2000 гг. была благоприятной для российских экспортеров нефти. Колебания цен определялись, как политикой экспортеров, так и ситуацией с потреблением энергоресурсов в основных странах-потребителях. Для России ситуацию на рынке энергоресурсов в 1999-2000 гг. можно признать вполне удачной, Важным стимулом для роста добычи в 2000 г. были очень высокие цены на нефть, державшиеся практически в течение всего года. Россия заняла второе место в мире по экспорту нефти, уступив Саудовской Аравии, и третье по добыче, пропустив вперед также и США. В 2001 г. Россия в среднем добывала 7,2 млн баррелей в сутки (Саудовская Аравия – 8,84 млн., США – 8,08), экспортируя 4,74 млн. (Саудовская Аравия–7,43).                                                                                                                               

В период с 1998-2002 гг. в любом случае, можно констатировать достаточно благоприятную для России ситуацию на мировых нефтяных рынках, когда, во-первых, возрастает ее роль как существенного игрока на этих рынках, во-вторых – конъюнктура спроса сулит возможности маневра во внутриэкономической и внешнеэкономической политике. За исследуемый период суммарный экспорт российской нефти составил 758 млн. т, т.е. увеличился по сравнению с базисным 1998 г. на 48 млн. т. Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что Россия, как субъект международных отношений на нефтяном рынке, и ее крупнейшие корпорации все в большей мере становятся полноправными участниками «игры». В целом, эта тенденция соответствует глобальным геостратегическим интересам России, хотя, очевидно, развитие в данном направлении будет происходить с большими проблемами и противоречиями.

Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные причины для дальнейшего развития. По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.

Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.

Подводя итог, можно отметить, что страна постепенно вписывается в глобальные схемы энергоснабжения. Россия, как субъект международных отношений на нефтяном рынке, и ее крупнейшие корпорации все в большей мере становятся полноправными участниками «игры». В целом, эта тенденция соответствует глобальным геостратегическим интересам России, хотя, очевидно, развитие в данном направлении будет происходить с большими проблемами и противоречиями.



Приложение 1.

Таблица Структура поставок нефти на экспорт по годам, тыс. т

 

Поставки 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г
Всего 136 457 132 897 144 200 159 809 184 523

Нефть сытая

  98 162 98 066 101 746 118 401 182 220

Нефтепродукты

Всего 38 295 34 831 42 454 41 408 52 303 Бензин автомобильный 2 187 1 634 3 175 2 576 2 633 Дизельное топливо 19 483 17 089 20 465 20 655 24 783

По странам

Дальнее зарубежье и страны Балтии 117 560 114 488 124 943 136 837 151 588 Страны СНГ 18 897 18 409 19 257 22 972 32 935

 

Список использованной литературы

 

1. В. П. Гаврилов. «Черное золото планеты»// М.: 1999 г.

2. В. А. Нуршанов. «Природное топливо планеты»// М.: 2000 г.

3.  Б. Топорский, О. А. Махолин. «Нефть вчера и сегодня» // С-Пб. 2002 г.

4. Что целесообразно экспортировать нефть или нефтепродукты? //под ред. Елисеева А.М., 2000г. №10.С.33-35.

5. «ТЭК России» //2002, 2003

6. Нефть и Газ //БИКИ – 1998 № 86

7. Финансовые известия // 1998 № 19

8. Эксперт // 1998 г. № 12

9. МЭ и МО // 1999 № 4,12

10. Бизнес и политика // 2000-2002 № 1

11. Финансовая газета //1998, декабрь

12. Бизнес – Нефть // 2001 № 1-12, 2002 №11,12

13. Нефтяная торговля //1998,1999

14.  Нефть России //1998-2002, №№ 1-12

15.  http://www.csr.ru

16.  http://www.polit.ru/documents/l

17.  http://www.rusoil.ru/fsprav

18.  http://www.economics.ru/econom/akdi.htm

 

 

 


1 см. «Нефть России» № 3, 2002 г., стр74

1 см. «ТЭК России» № 2, 2001 г.

[1]Землянский С.А. Сырьевые промышленные товары. Нефть и газ // БИКИ.- 1998.- №86.- С.14-15.

 

[2] Там же. С. 59.

[3] Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Финансовые известия. – 1998.- №19.- С. 6.

[4] Митрофанов С. За сырьевую державу обидно // Эксперт. – 1998. -№12. – С. 15.

1 см. «ТЭК России» №1 2002 г.

1 см. «ТЭК России» № 1 2002 г.

1 см. «ТЭК России» № 1 2002 г.

[5] Там же. С. 59.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.